Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Козловой Н.И.
судей
Кордюковой Г.Л.
Барминой Е.А.
при секретаре
Арройо Ариас Я.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании 03 декабря 2019 года апелляционную жалобу УПФР во Фрунзенском районе Санкт-Петербурга на решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 10 июня 2019 года по делу N 2-3485/2019 по иску Орлова Е. И. к Управлению Пенсионного фонда РФ во Фрунзенском районе Санкт-Петербурга о признании незаконным решения об отказе в назначении дополнительного ежемесячного материального обеспечения, обязании назначить дополнительное материального обеспечение с момента обращения.
Заслушав доклад судьи Козловой Н.И, объяснения представителя истца Орлова Е.И. - Хуснимардановой С.Н. (доверенность "адрес" от "дата". выдана сроком на 5 лет, диплом ВСА N... от "дата" представителя ответчика УПФР во Фрунзенском районе Санкт-Петербурга Анемподистова А.С. (доверенность от "дата" выдана сроком на 1 год), изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Орлов Е.И. обратился с иском к УПФР во Фрунзенском районе Санкт-Петербурга, в котором просил признать незаконным и отменить решение пенсионного органа N... от "дата" об отказе в удовлетворении заявления Орлова Е.И. от 07 августа 2018 года о назначении дополнительного ежемесячного материального обеспечения, обязать ответчика принять решение о назначении истцу ДМО с момента обращения - с 07 августа 2018 года.
Решением Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 10 июня 2019 года исковые требования Орлова Е.И. удовлетворены, судом постановлено признать незаконным отказ государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации во Фрунзенском районе Санкт-Петербурга от "дата" в назначении Орлову Е. И. дополнительного ежемесячного материального обеспечения.
Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации во Фрунзенском районе Санкт-Петербурга назначить Орлову Е. И. как лауреату премии Совета Министров СССР дополнительное материальное обеспечение со дня обращения за ним с 07 августа 2018 года.
В апелляционной жалобе УПФР во Фрунзенском районе Санкт-Петербурга просит отменить состоявшееся по делу решение как принятое с нарушение ном материального права, при неправильном применении закона, регулирующего спорные правоотношения.
Представитель ответчика в заседание суда апелляционной инстанции явился, доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, полагал решение суда подлежащим отмене.
Представитель истца в заседание суда апелляционной инстанции явилась, возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, полагала решение суда законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения участвующих в деле лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в пределах доводов жалобы в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 от 19 декабря 2003 года "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Судебная коллегия полагает, что данным требованиям закона решение суда первой инстанции не соответствует, а потому подлежит отмене.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Орлов Е.И является получателем страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 ФЗ N400-ФЗ "О страховых пенсиях" с "дата".
Орлову Е.И. присуждена премия Совета Министров СССР (Постановлением Совета Министров Союза ССР от 08.04.1982 года) за комплекс научно-исследовательских, проектно-конструкторских и технологических работ по обеспечению ускоренного создания мощных высокооборотных дизельных двигателей широкого народнохозяйственного назначения (для тепловозов, буровых установок, дизель-генераторов и др.) с прогрессивными технико-экономическими показателями и организации серийного производства двигателей в СССР и ГДР, о чем выдан Диплом Лауреата премии совета Министров СССР N... и нагрудный знак.
Решением УПФР во Фрунзенском районе Санкт-Петербурга от "дата" N... Орлову Е.И. отказано в назначении дополнительного ежемесячного материального обеспечения в соответствии с Федеральным законом N 21-ФЗ от 04.03.2002 "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" в связи с отсутствием права на такую выплату.
Удовлетворяя заявленные исковые требования и признавая оспариваемый отказ пенсионного органа незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что премия Совета Министров СССР, которой награжден истец Постановлением Совета Министров Союза ССР от 08.04.1982 года, относится к государственным премиям, ввиду чего истец имеет право на дополнительные материальные выплаты в соответствии с Федеральным законом N 21-ФЗ от 04.03.2002.
С названными выводами судебная коллегия не может согласиться ввиду следующего.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39).
В соответствии с частью 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Федеральным законом от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" (далее также - Федеральный закон от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ) определены условия и порядок назначения и выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения гражданам Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, устанавливаемого к пенсиям, назначенным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ граждане Российской Федерации, получающие пенсию, ежемесячное пожизненное содержание, выплачиваемое пребывающему в отставке судье, и имеющие выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, имеют право на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией.
В пункте 2 статьи 1 Федерального закона от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ приведен исчерпывающий перечень граждан, которым назначается дополнительное материальное обеспечение.
В числе таких граждан лауреаты Ленинской премии, лауреаты государственных премий СССР и лауреаты государственных премий Российской Федерации (РСФСР) (подпункт 8 пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 15 ноября 2007 г. N 736-О-О, Федеральный закон "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" является специальным законом, регулирующим порядок и условия назначения и выплаты за счет средств федерального бюджета дополнительного материального обеспечения российским гражданам, имеющим выдающиеся достижения и особые заслуги перед страной, к которым подпункт 8 пункта 2 его статьи 1 относит, в частности, лауреатов государственных премий Российской Федерации (РСФСР). Само по себе закрепление в законе права этих лиц на получение дополнительного материального обеспечения не может рассматриваться в качестве правового регулирования, направленного на какое бы то ни было ущемление конституционных прав граждан.
Аналогичная позиция изложена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 г. N 1761-О.
Из приведенных нормативных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что право на дополнительное материальное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ имеют получающие пенсию, ежемесячное пожизненное содержание, выплачиваемое пребывающему в отставке судье, граждане Российской Федерации, отмеченные определенными наградами за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией. К гражданам, имеющим право на дополнительное материальное обеспечение относятся в том числе лауреаты государственных премий Российской Федерации (РСФСР). При этом исходя из норм закона лауреаты государственной премии - это граждане Российской Федерации, отмеченные за особые заслуги и выдающиеся достижения в соответствующей области перед Российской Федерацией.
По смыслу норм Федерального закона N 21-ФЗ к числу особо заслуженных лиц могут быть отнесены лауреаты лишь тех премий, которые присуждались за особые заслуги и (или) выдающиеся достижения в соответствующей области.
Такими премиями являются государственные премии Российской Федерации, учрежденные (учреждавшиеся) от имени Российской Федерации в системе государственного премирования и имеющие (имевшие) статус "Государственной премии" в соответствии с актом, учредившим соответствующую премию, и положением о ней (ранее - государственные премии СССР). При этом полномочиями по учреждению и присуждению премий от имени Российской Федерации Правительство РФ не наделено (Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации") и в отличие от государственных премий Российской Федерации премии Правительства РФ учреждаются от имени Правительства РФ в системе премирования (не государственного) и, как правило, носят стимулирующий, поощрительный характер.
Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР от 17 февраля 1967 года N 158 были утверждены Положения о Ленинских и Государственных премиях СССР и о Комитетах по Ленинским и Государственным премиям СССР при Совете Министров СССР.
Так, Ленинские премии присуждаются за особо выдающиеся научные исследования, открывающие новые направления в науке и технике и превышающие мировые достижения в данной области знания; за принципиально новые технические решения, вносящие крупный вклад в народное хозяйство и оборону СССР и по своему уровню превосходящие достижения других стран; за выдающиеся исследования по актуальным вопросам государственного и хозяйственного строительства, марксистско-ленинской науки и современной общественной жизни; за особо выдающиеся произведения литературы и искусства социалистического реализма и архитектуры, которые вносят большой вклад в формирование коммунистической культуры, обогащают духовную жизнь нашего общества, обладают художественным совершенством, имеют общенародное признание и укрепляют мировое значение советского искусства (п. 1 Положения о Ленинских премиях); Ленинские премии присуждаются каждый четный год в количестве 30 премий, в том числе 24 премии за работы в области науки и техники и 6 премий за работы в области литературы, искусства и архитектуры, из них 1 - за произведения литературы и искусства для детей, их размер премий - 10 тысяч рублей каждая (п. 6 Положения); решения Комитетов о присуждении Ленинских премий вступают в силу после утверждения их ЦК КПСС и Советом Министров СССР и Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР о присуждении Ленинских премий публикуются в печати ко дню рождения В.И. Ленина, а лицам, получившим Ленинские премии, присваивается звание "Лауреат Ленинской премии", вручается диплом, почетный знак и удостоверение (п. п. 7, 8).
Государственные премии СССР присуждаются за научные исследования, вносящие крупный вклад в развитие отечественной науки; за работы по созданию и внедрению в народное хозяйство наиболее прогрессивных материалов, машин и механизмов; за новые высокопроизводительные технологические процессы; за внедрение передового производственно-технического опыта, имеющего большое народнохозяйственное значение, а также за выдающиеся успехи в труде, достигнутые в социалистическом соревновании, за оригинальные и экономичные архитектурные и технические сооружения; за глубокие теоретические исследования по вопросам государственного и хозяйственного строительства и марксистско-ленинской науки; за наиболее талантливые высокоидейные произведения литературы и искусства; за создание выдающихся учебников для высших и средних специальных учебных заведений, средней школы, профессионально-технических учебных заведений и для системы партийной учебы и экономического образования (п. 1 Положения о Государственных премиях СССР); Государственные премии СССР присуждаются ежегодно в количестве до 75 премий за работы в области науки и техники, до 15 премий за выдающиеся успехи в труде, достигнутые в социалистическом соревновании, до 8 премий за учебники, в том числе 3 - для высших учебных заведений, 2 - для средних специальных учебных заведений, 1 - для средней школы, 1 - для профессионально-технических учебных заведений и 1 - для системы партийной учебы и экономического образования, до 18 премий за работы в области литературы, искусства и архитектуры, в том числе 1 - за произведения литературы и искусства для детей; размер премий - 5 тысяч рублей каждая (п. 7 Положения); решения Комитетов о присуждении Государственных премий СССР вступают в силу после утверждения их ЦК КПСС и Советом Министров СССР.
Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР о присуждении Государственных премий СССР публикуются в печати к годовщине Великой Октябрьской социалистической революции, а лицам, получившим Государственные премии СССР, присваивается звание "Лауреат Государственной премии СССР", вручается диплом и почетный знак с указанием года присуждения премии (п. п. 8, 9 Положения).
Вместе с тем, премии Совета Министров СССР учреждены Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР от 15 марта 1977 года N 211 "О совершенствовании порядка премирования руководящих, инженерно-технических работников и служащих производственных объединений, предприятий и организаций производственных отраслей народного хозяйства" для присуждения ежегодно коллективам работников научно-исследовательских, проектно-конструкторских, технологических и других организаций, производственных и научно-производственных объединений, предприятий за выполнение комплексных научных исследований, проектно-конструкторских и технологических работ по важнейшим направлениям развития народного хозяйства и его отраслей и за внедрение результатов этих исследований и работ, которые выплачиваются за счет средств централизованного фонда премирования за создание и внедрение новой техники.
В соответствии с п. 2 Постановления Совмина СССР от 18 октября 1979 года N 950 "О премиях Совета Министров СССР", изданного во исполнение Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 15 марта 1977 года N 211, установлены 50 премий Совета Министров СССР в следующих размерах: 5 премий - от 30 до 50 тысяч рублей, 20 премий - от 15 до 20 тысяч рублей и 25 премий - от 3 до 12 тысяч рублей для присуждения коллективам работников научно-исследовательских, проектно-конструкторских, технологических и других организаций, производственных и научно-производственных объединений и предприятий за выполнение комплексных научных исследований, проектно-конструкторских и технологических работ по важнейшим направлениям развития народного хозяйства и его отраслей и за внедрение результатов этих исследований и работ (в том числе за выполнение научно-технических программ); указанные премии присуждаются ежегодно, начиная с 1981 года, ко Дню советской науки, а лицам, которым присуждаются премии Совета Министров СССР, вручаются диплом и нагрудный знак "Лауреат премии Совета Министров СССР".
Согласно Постановлению Совета Министров СССР N 950 от 18 октября 1979 года "О премиях Совета Министров СССР" указанные премии присуждаются Советом Министров СССР по представлению:
- Госстроя СССР, Государственного комитета СССР по науке и технике и ВЦСПС за разработку наиболее выдающихся проектов и строительство по этим проектам предприятий, зданий и сооружений;
- Государственного комитета СССР по науке и технике, Министерства сельского хозяйства СССР, Министерства мелиорации и водного хозяйства СССР, Госкомсельхозтехники СССР и ВЦСПС за разработку и внедрение в производство результатов наиболее крупных научно-технических исследований и открытий, имеющих важное значение для развития сельского хозяйства;
- Государственного комитета СССР по науке и технике и ВЦСПС за выполнение комплексных научных исследований, проектно-конструкторских и технологических работ по важнейшим направлениям развития народного хозяйства и его отраслей и за внедрение результатов этих исследований и работ (в том числе за выполнение научно-технических программ).
Проекты постановлений о присуждении указанных премий представляются в Совет Министров СССР за месяц до срока их присуждения.
Лицам, которым присуждаются премии Совета Министров СССР, вручаются диплом и нагрудный знак "Лауреат премии Совета Министров СССР".
Указанные премии присуждаются ежегодно, начиная с 1981 года, ко Дню советской науки.
Следовательно, в отличие от Государственной премии СССР премия Совета Министров СССР учреждена в целях совершенствования системы премирования в определенной области, стимулирования профессиональной деятельности в этой области и статусом "Государственной" премии не наделена.
Таким образом, к Государственной премии СССР, с присуждением которой Федеральный закон от 04 марта 2002 года N 21-ФЗ связывает право граждан на установление дополнительного материального обеспечения, относится та премия, которая является таковой в соответствии с актом, учредившем ее, и положением о ней.
Соответственно, субъектами правоотношений, вытекающих из норм Федерального закона от 04 марта 2002 года N 21-ФЗ, являются лауреаты Ленинской премии, лауреаты Государственной премии СССР (соответствующей), лауреаты соответствующей Государственной премии Российской Федерации (РСФСР).
Следовательно, при обращении гражданина за получением дополнительного материального обеспечения, в качестве документов, подтверждающих его право на эту выплату, он должен представить диплом лауреата Государственной премии СССР, диплом лауреата Государственной премии Российской Федерации (РСФСР), что и предусмотрено п. 5 Перечня.
Премия Совета Министров СССР не предусмотрена перечнем премий, дающих право на получение дополнительного материального обеспечения, в соответствии с нормами Федерального закона от 04 марта 2002 года N 21-ФЗ, соответственно, истец не имеет право на получение данной выплаты, поскольку ему в 1982 году присуждена премия Совета Министров СССР, а не Государственная премия СССР.
При таких обстоятельства, решение суда первой инстанции постановлено на ошибочном толковании норм материального права, в связи с чем оно подлежит отмене, а исковые требования оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 10 июня 2019 года отменить.
В удовлетворении исковых требований Орлова Е. И. к Управлению Пенсионного фонда РФ во Фрунзенском районе Санкт-Петербурга о признании незаконным решения об отказе в назначении дополнительного ежемесячного материального обеспечения, обязании назначить дополнительное материального обеспечение с момента обращения ОТКАЗАТЬ в полном объеме.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.