Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
Председательствующего
Осининой Н.А, Судей
Цыганковой В.А, Пошурковой Е.В, При помощнике судьи
Дыченковой М.Т.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 7 августа 2019 года по гражданскому делу N2-908/2019 по иску Алехина М. Ю. к Главному Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Центру пенсионного обслуживания Главного Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области о взыскании денежной компенсации за поднаем жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Осининой Н.А, выслушав объяснения представитель Министерства Финансов РФ - Зайцева А.В, представитель ФСВНГ РФ - Ермолаева П.В, представителя МВД РФ и ГУ МВД по СПб и ЛО - Аббасовой М.С, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Алехин М.Ю. обратился в суд с иском к Главному Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Центру пенсионного обслуживания Главного Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области о признании за ним права на получение денежной компенсации за поднаем жилого помещения с учетом четырех членов семьи, взыскании денежной компенсации за поднаем жилого помещения в размере 287 953, 92 руб. за период с января 2018 года по декабрь 2018 года.
Исковые требования обоснованы тем, что Алехин М.Ю, является полковником запаса, проходил службу во внутренних войсках, в последствие в войсках национальной гвардии, с 01.08.1995 по 23.06.2017, уволен в запас по подпункту "б" п. 1 ст. 51. Пр. ФСВНГ РФ N 305 п/с 16.06.2017, выслуга лет календарная 21 год, льготная 22 года. За период прохождения службы истец жильем не обеспечен. В Санкт-Петербургском военном институте войск национальной гвардии с 06.02.2016 служебным жилым помещением, а также площадью в общежитии не обеспечивался, ввиду отсутствия таковых.
Решением жилищной комиссии от 12.12.2016 включен в список лиц, обеспечиваемых жилым помещением для постоянного проживания в соответствии со ст. 51 ЖК РФ и поставлен на учет для обеспечения жилым помещением в г. Москва с датой постановки 15.11.2016 с составом семьи из четырех человек, в связи с чем предусматривается компенсация за период до обеспечения жилым помещением, включая ежемесячную денежную компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, предусматриваемых за счет средств федерального бюджета.
Выплата истцу денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения производилась только до конца 2017 года.
Так как, на данный момент истец является пенсионером МВД, он обратился в Главное Управление Министерства внутренних дел РФ по Санкт-Петербургу о выплате ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения, и 12.04.2108 Главное управление МВД, центр пенсионного обслуживания, направило ответ, что правовых оснований для выплат денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам, уволенным с военной службы в Росгвардии, у МВД России не имеется, в связи с чем истец обратился в суд с настоящим иском.
Решением Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 7 августа 2019 года постановлено:
- признать за Алехиным М.Ю. право на получение денежной компенсации за поднаем жилого помещения за 2018 год с учетом четырех членов семьи;
- взыскать с Министерства финансов Российской Федерации в пользу Алехина М.Ю. денежную компенсацию за поднаем жилого помещения в размере 270000 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в сумме 5900 рублей, а всего 275900 рублей;
- в удовлетворении иска Алехина М.Ю. к Главному Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Центру пенсионного обслуживания Главного Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области о взыскании денежной компенсации за поднаем жилого помещения отказать.
Не согласившись с указанным решением суда, Министерство финансов Российской Федерации подало апелляционную жалобу, в которой полагает себя ненадлежащим ответчиком по заявленным требованиям.
Алехин М.Ю, представители ЦПО ГУ МВД РФ по СПб и ЛО в заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом согласно требованиям ст. 113 ГПК РФ, ходатайств и заявлений об отложении слушания дела, документов, подтверждающих уважительность причины своей неявки, в судебную коллегию не представили.
В заседание судебной коллегии явилась Л. в качестве представителя Алехина М.Ю, однако не была допущена к участию в процессе в связи с истечением срока действия доверенности, выданной на ее имя Алехиным М.Ю.
В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или если суд признает причины их неявки неуважительными, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, и возражениях относительно жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, справкой ФГКВОУВО Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии N 536 от 01.11.2018 года подтверждается, что решением жилищной комиссии от 12.12.2016 (протокол N 30) истец включен в список лиц обеспечиваемых жилым помещением для постоянного проживания в соответствии со статьей 51 ЖК РФ и поставлен на учет для обеспечения жилым помещением в г. Москве с датой постановки 15.11.2016 с составом семьи четыре человека (он, супруга, сын, дочь). За период прохождения службы в военном институте войск национальной гвардии с 06.02.2016 Алехин М.Ю. служебным жилым помещением, жилой площадью в общежитии не обеспечивался.
23.06.2017 Алехиным М.Ю. заключен договор найма жилого помещения, согласно п. 1.1 которого наймодатель Д. передает в наем нанимателю Алехину М.Ю. жилое помещение по адресу: "адрес".
Согласно п. 2.1 ежемесячная арендная плата по указанному договору составляет 26000 рублей.
Аналогичный договор заключен Алехиным М.Ю. 23.06.2018.
Названные договоры найма содержат указание на то, что совместно с Алехиным М.Ю. проживают его супруга и дети: сын Георгий и дочь Василиса.
23.06.2017 Алехин М.Ю. уволен в запас по подпункту "б" п. 1 ст. 51 (по истечению срока контракта).
12.04.2018 Алехину М.Ю. начальником Центра пенсионного обслуживания ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области отказано в выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, в связи с тем, что законодательством Российской Федерации на МВД России возложена только функция пенсионного обеспечения военнослужащих Росгвардии.
Ответом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 30.11.2018 Алехину М.Ю. также отказано в выплате указанной компенсации.
Установив указанные обстоятельства, оценив представленные в материалах дела доказательства в их совокупности, суд первой инстанции исходил из того, что, поскольку увольнение истца имело место без предоставления жилого помещения, то за государством сохранилась обязанность по обеспечению его жилым помещением и по выплате компенсации за наем жилого помещения, в связи с чем суд признал за Алехиным М.Ю. право на получение денежной компенсации за поднаем жилого помещения за 2018 год с учетом четырех членов семьи и пришел к выводу наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований о взыскании в пользу истца компенсации за наем жилого помещения в размере 270 000 руб. (22500 руб. х 12 месяцев).
При этом, определяя надлежащего ответчика по иску, суд пришел к выводу, что таковым является Министерство финансов РФ как главный распорядитель средств федерального бюджета. При этом суд признал МВД РФ и ГУ МВД РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области ненадлежащими ответчиками, ссылаясь на то, что военная служба в МВД РФ в настоящее время не предусмотрена, выплаты гражданам, уволенным с военной службы, компенсации денежных средств за наем (поднаем) жилых помещений будут являться нецелевым использованием доведенных лимитов бюджетного финансирования, выделенных МВД России на указанные цели.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 28.03.1998 N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации и в войсках национальной гвардии Российской Федерации, в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны, органах военной прокуратуры, военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами - в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях.
В соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N76-ФЗ "О статусе военнослужащих", обеспечение жилым помещением военнослужащих - граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
Гражданам, уволенным с военной службы и состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях выплачивается ежемесячная денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определены Правительством РФ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 909 "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей" утверждено Положение о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей.
Согласно п. 4 указанного Постановления Правительства Российской Федерации, выплата денежной компенсации гражданам, уволенным с военной службы и состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и членам их семей, а также членам семей граждан, уволенных с военной службы, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется соответствующими органами Министерства обороны Российской Федерации или иного федерального органа исполнительной власти (федерального государственного органа), в котором законом предусмотрена военная служба, в которых эти граждане состоят на учете в части их пенсионного обеспечения.
Финансирование расходов, связанных с выплатой денежной компенсации за наем жилых помещений, осуществляется органом исполнительной власти (федеральным государственным органом), в котором законом предусмотрена военная служба за счет и в пределах средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на пенсионное обеспечение лиц, уволенных с военной службы.
В случае невозможности обеспечения жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации по желанию военнослужащих им ежемесячно выплачивается денежная компенсация за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на эти цели Министерству обороны Российской Федерации или иному федеральному органу исполнительной власти (федеральному государственному органу), в котором законом предусмотрена военная служба (п. 2 указанного Постановления).
Согласно п. 2 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 909, решение о выплате денежной компенсации принимается органом Министерства обороны Российской Федерации или иного федерального органа исполнительной власти (федерального государственного органа), в котором законом предусмотрена военная служба, осуществляющим пенсионное обеспечение по месту жительства лиц, уволенных с военной службы.
Как указано в 2.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 909, денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей выплачивается в размере, не превышающем в Санкт-Петербурге 15 000 рублей, при этом предусмотрено пятидесятипроцентное увеличение компенсации за наем (поднаем) при условии совместного проживания с военнослужащими трех и более членов семьи.
На основании указанных правовых норм, учитывая, что Алехин М.Ю. признан нуждающимся в получении жилой площади, обеспечен жилым помещением не был, суд пришел к правильному выводу о том, что истец имеет право на ежемесячную компенсацию за наем жилого помещения до обеспечения его жилым помещением.
Размер компенсации определен судом правильно, с учетом количества месяцев пользования жилым помещением и размера ежемесячной платы за наем жилого помещения, определенного договором найма и ограниченного предельным размером, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 909.
При таком положении выводы суда о признании за Алехиным М.Ю. права на получение денежной компенсации за поднаем жилого помещения за 2018 год с учетом четырех членов семьи и о наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований о взыскании в пользу истца компенсации за наем жилого помещения в размере 270 000 руб. судебная коллегия полагает правильными.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда о том, что такая компенсация подлежит взысканию в пользу истца с Министерства финансов Российской Федерации.
В соответствии с пп. 3, 10 Указа Президента Российской Федерации от 05.04.2016 N 157 "Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации" внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации преобразованы в войска национальной гвардии Российской Федерации, а численность военнослужащих и гражданского персонала внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации передана Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 14 Указа Президента Российской Федерации от 05.04.2016 N 157 установлено, что до вступления в силу нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность войск национальной гвардии Российской Федерации и Федеральной службы войск национальной Российской Федерации, действуют нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и иных федеральных государственных органов, регулирующие деятельность внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации и полиции.
Согласно пункту "б" ст. 11 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу во внутренних войсках МВД России и в войсках национальной гвардии Российской Федерации осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Приказом МВД России от 09.01.2018 N7 утверждена Инструкция об организации работы по пенсионному обеспечению в системе МВД России, в соответствии с которой пенсионное обеспечение лиц, уволенных со службы (военной службы) возложено на МВД России.
Судебная коллегия полагает, что, поскольку финансирование расходов, связанных с выплатой денежной компенсации за наем жилых помещений, осуществляется за счет средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на пенсионное обеспечение лиц, уволенных с военной службы, а истец состоит на пенсионном обеспечении в ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, то надлежащим ответчиком по данному делу является ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, которому выделяются денежные средства на пенсионное обеспечение лиц, уволенных с военной службы в войсках национальной гвардии РФ.
Судебная коллегия также учитывает, что в соответствии с пп. 52 п. 14 Положения о Главном управлении МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, утвержденного приказом МВД РФ от 28.07.2017 N 543, ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области осуществляет функции получателя и распорядителя бюджетных средств (получателя, распорядителя средств федерального бюджета), а также бюджетные полномочия администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета, администратора доходов федерального бюджета, главного администратора (администратора) доходов бюджетов Санкт-Петербурга и Ленинградской области и местных бюджетов в соответствии с правовым актом главного администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета, главного администратора доходов бюджета о наделении соответствующими полномочиями.
В случае недостаточности выделенных бюджетных средств ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области может быть затребовано дополнительное финансирование из бюджета. Доказательств, подтверждающих отказ в выделении дополнительного финансирования из бюджета на пенсионное обеспечение лиц, уволенных с военной службы, ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области не представлено.
Судебная коллегия исходит из того, что право истца на получение компенсации за наем жилого помещения предусмотрено Федеральным законом "О статусе военнослужащих" и не может быть нарушено в результате произошедшей реорганизации внутренних войск МВД России и отсутствием на момент рассмотрения спора по существу законодательного урегулирования механизма осуществления указанной выплаты.
Согласно п. п. 1, 2 Инструкции об организации работы по пенсионному обеспечению в системе МВД России, утвержденной Приказом МВД России от 09.01.2018 N 7, указанная Инструкция устанавливает порядок организации работы по пенсионному обеспечению лиц, уволенных со службы (военной службы), и членов их семей, пенсионное обеспечение которых возложено на МВД России в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными соглашениями.
Виды пенсий, пособий и компенсаций, порядок их назначения и выплаты, перерасчет ранее назначенных пенсий, пособий и компенсаций, исчисление выслуги лет установлены Законом Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации" иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также соглашениями (договорами) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией либо Союзом ССР с другими государствами.
Работа по пенсионному обеспечению пенсионеров МВД России включает в себя: своевременное назначение и перерасчет пенсий, организацию выплаты пенсий; назначение и выплату пособий и компенсаций, установленных законодательством Российской Федерации (п. 4 Инструкции).
Таким образом, на пенсионные органы МВД России возложено и произведение компенсационных выплат, поскольку положения п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 909 "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей" предусматривают выплату денежной компенсации гражданам, уволенным с военной службы и состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, в которых эти граждане состоят на учете в части их пенсионного обеспечения.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что выводы суда в части удовлетворения заявленных требований к Министерству финансов РФ и отказа в удовлетворении требований к ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области противоречат фактическим обстоятельствам дела, нормам материального права, в связи с чем решение суда в указанной части нельзя признать законным и обоснованным, в соответствии с п.п. 3, 4 п. ч. 1 ст. 330 ГПК РФ оно подлежит отмене с вынесением в указанной части нового решения о взыскании в пользу Алехина М.Ю. компенсации за наем жилого помещения с ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области и об отказе в удовлетворении требований к Министерству финансов РФ.
В соответствии с положениями ст. 98 ГПК РФ судебные расходы по оплате госпошлины также подлежат взысканию в пользу истца с ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 7 августа 2019 года в части удовлетворения исковых требований Алехина М. Ю. к Министерству финансов Российской Федерации и в части отказа в удовлетворении исковых требований Алехина М. Ю. к ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области отменить. В указанной части принять новое решение.
Взыскать с ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в пользу Алехина М. Ю. компенсацию за наем жилого помещения в размере 270 000 (двести семьдесят тысяч) руб, расходы по оплате государственной пошлины в размере 5 900 (пять тысяч девятьсот) руб, а всего 275 900 (двести семьдесят пять тысяч девятьсот) руб.
В удовлетворении исковых требований Алехина М. Ю. к Министерству финансов Российской Федерации отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.