Суд апелляционной инстанции по уголовным делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Неделиной О.А, при помощнике судьи Рахимовой Г.М, с участием:
прокурора апелляционного отдела уголовно-судебного управления прокуратуры г. Москвы Иванниковой А.Е, обвиняемого Халилова, защитника - адвоката Кофтенкина А.А, рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу адвоката Кофтенкина А.А. на постановление Люблинского районного суда города Москвы от 07 ноября 2019 года, которым
Халилову, обвиняемому в совершении преступления, предусмотренного п. "б" ч. 4 ст. 158 УК РФ, продлен срок содержания под домашним арестом на 01 месяц 00 суток, а всего до 08 месяцев 18 суток, т.е. до 09 декабря 2019 года, с сохранением ранее установленных судом ограничений и запретов.
В удовлетворении ходатайства обвиняемого и защитника об изменении меры пресечения отказано.
Заслушав доклад судьи Неделиной О.А, выслушав объяснения адвоката Кофтенкина А.А, обвиняемого Халилова, мнение прокурора Иванниковой А.Е. по доводам апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции
УСТАНОВИЛ:
09 февраля 2019г. следователем СО ОМВД России по району Печатники города Москвы возбуждено уголовное дело N 11901450065000062 в отношении неустановленных лиц по признакам преступления, предусмотренного п. "б" ч. 4 ст. 158 УК РФ.
21 марта 2019г. по подозрению в совершении указанного преступления в соответствии со ст. ст. 91 и 92 УПК РФ задержан Халилов, который в этот же день с участием адвоката допрошен в качестве подозреваемого.
23 марта 2019г. постановлением Люблинского районного суда г. Москвы в отношении подозреваемого Халилова избрана мера пресечения в виде заключения под стражу сроком на 01 месяц 18 суток, т.е. по 09 мая 2019 года включительно.
29 марта 2019г. Халилову предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного п. "б" ч. 4 ст. 158 УК РФ.
07 мая 2019г. постановлением Люблинского районного суда г. Москвы обвиняемому Халилову продлен срок содержания под стражей на 02 месяца 00 суток, а всего до 03 месяцев 18 суток, то есть по 09 июля 2019 года включительно.
18 июня 2019г. постановлением Люблинского районного суда г. Москвы мера пресечения обвиняемому Халилову в виде заключения под стражу изменена на домашний арест по адресу: Москва, *** и установлена сроком на 01 месяц 00 суток, а всего до 04 месяцев 18 суток, т.е. по 09 августа 2019 года включительно, с возложением на Халилова установленных судом ограничений и запретов.
Срок содержания Халилова под домашним арестом продлевался судом, последний раз продлен Люблинским районным судом судом г. Москвы 7 ноября 2019 года до 8 месяцев 18 суток, т. е. до 9 декабря 2019 года.
Срок предварительного следствия по уголовному делу N 11901450065000062 неоднократно продлевался, последний раз продлен 29 октября 2019 года заместителем начальника ГСУ ГУ МВД России по г.Москве до 10 месяцев 00 суток, т.е. до 09 декабря 2019 года.
В апелляционной жалобе адвокат Кофтенкин А.А. выражает несогласие с постановлением суда, считает его незаконным и необоснованным, не соответствующим требованиям ч. 4 ст. 7 УПК РФ; указывает на то, что с апреля 2019г. следователем указываются одни и те же основания для продления Халилову срока домашнего ареста; полагает, что судом необоснованно сделан вывод об отсутствии волокиты по делу, при наличии внесенного в следственное подразделение Первым заместителем Люблинского межрайонного прокурора г.Москвы представления, которым установлена грубая волокита, допущенная по уголовному делу; ходатайство о продлении меры пресечения в виде домашнего ареста рассмотрено судом формально, нарушен принцип состязательности сторон; ссылается на разъяснения, содержащиеся в постановлении Пленума ВС РФ N 41 от 19.12.2013г.; судом не мотивирована сложность уголовного дела; указывает на отсутствие достаточных оснований, подтверждающих доводы следствия о возможном совершении обвиняемым действий, указанных в ст. 97 УПК РФ; Халилов имеет на иждивении троих малолетних детей, постоянно зарегистрирован и проживает в г. Москве по месту производства следственных действий, имеет постоянный источник дохода, что ранее устанавливалось в судебных заседаниях и указано в судебных решениях, ранее не судим; полагает, что указание на возможность совершить Халиловым действий, указанных в ст. 97 УПК РФ, является голословным, не подтверждается представленными материалами; полагает, что единственным основанием, послужившим для продления Халилову срока домашнего ареста, послужила тяжесть предъявленного ему обвинения.
Просит постановление суда отменить, отказать в удовлетворении ходатайства следствия о продлении срока содержания под домашним арестом.
В судебном заседании
адвокат Кофтенкин А.А, обвиняемый Халилов поддержали доводы апелляционной жалобы, просили ее удовлетворить, при этом адвокат Кофтенкин А.А. указал на волокиту, допущенную органами следствия, а Халилов сослался на свое семейное положение.
Прокурор Иванникова А.Е.
возражала против изменения либо отмены судебного решения по доводам апелляционной жалобы.
Проверив представленные материалы, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав участников процесса, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Согласно ст. 107 УПК РФ, домашний арест в качестве меры пресечения избирается по судебному решению в отношении подозреваемого или обвиняемого при невозможности применения иной, более мягкой, меры пресечения и заключается в нахождении подозреваемого или обвиняемого в изоляции от общества в жилом помещении, в котором он проживает в качестве собственника, нанимателя либо на иных законных основаниях, с возложением запретов и осуществлением за ним контроля. С учетом состояния здоровья подозреваемого или обвиняемого местом его содержания под домашним арестом может быть определено лечебное учреждение.
Домашний арест избирается на срок до двух месяцев. Срок домашнего ареста исчисляется с момента вынесения судом решения об избрании данной меры пресечения в отношении подозреваемого или обвиняемого. В случае невозможности закончить предварительное следствие в срок до двух месяцев и при отсутствии оснований для изменения или отмены меры пресечения этот срок может быть продлен по решению суда в порядке, установленном ст. 109 УПК РФ.
Ходатайство о продлении обвиняемому Халилову срока содержания под домашним арестом представлено в суд надлежащим должностным лицом, в производстве которого находится уголовное дело.
Разрешая ходатайство органов следствия о продлении обвиняемому Халилову срока содержания под домашним арестом, суд проверил соблюдение по делу норм уголовно-процессуального закона, наличие обоснованных подозрений для привлечения Халилова к уголовной ответственности.
Вместе с тем, судебное решение подлежит изменению по следующим обстоятельствам.
По смыслу закона, (ст. ст. 107, 108, 109 УПК РФ) на первоначальных этапах производства по уголовному делу тяжесть предъявленного обвинения, наличие у лица возможности воспрепятствовать производству по делу и обоснованное подозрение в совершении лицом преступления могут являться основаниями для содержания лица под домашним арестом, однако по истечении времени они перестают быть достаточными, в связи с чем суду надлежит проанализировать иные значимые обстоятельства, такие, как результат расследования, личность обвиняемого, его поведение до и после задержания, и другие конкретные данные, обосновывающие довод о том, что лицо может совершить действия, направленные на фальсификацию или уничтожение доказательств, или оказать давление на участников уголовного судопроизводства либо иным образом воспрепятствовать расследованию преступления.
По мнению суда апелляционной инстанции, основания, по которым в отношении Халилова была избрана мера пресечения в виде домашнего ареста, в настоящее время изменились.
Изученные материалы свидетельствуют о том, что Халилов ранее к уголовной ответственности не привлекался, имеет место жительства и регистрации на территории РФ. Суд также принимает во внимание длительность содержания Халилова под стражей и домашним арестом, что также влечет необходимость признания факта изменений оснований, предусмотренных ст. ст. 97, 99 УПК РФ, для дальнейшего нахождения под домашним арестом.
При таких обстоятельствах в настоящее время отсутствуют существенные основания для применения меры пресечения в виде домашнего ареста, вследствие чего она подлежит изменению на более мягкую в соответствии со ст. 110 УПК РФ.
Вместе с тем, исходя из обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 97, 99 УПК РФ, суд апелляционной инстанции полагает, что в данном случае сохраняются основания полагать, что Халилов А.Н.о может скрыться от органов предварительного следствия или суда, иным образом воспрепятствовать предварительному расследованию, поскольку он обвиняется в совершении тяжкого преступления, за которое предусмотрено наказание свыше трех лет лишения свободы.
В связи с изложенным, суд апелляционной инстанции считает возможным изменить Халилову меру пресечения в виде домашнего ареста на запрет определенных действий. Указанная мера пресечения обеспечит надлежащий контроль за действиями обвиняемого, минимизирует возможность скрыться от следствия и препятствовать производству по уголовному делу.
Нарушений уголовно-процессуального закона, влекущих отмену судебного решения, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 389.13, 389.20, 389.28 УПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Люблинского
районного суда города Москвы от 07 ноября 2019 года в отношении
Халилова изменить.
Меру пресечения в виде домашнего ареста изменить на меру пресечения в виде запрета определенных действий сроком на 11 суток, то есть до 9 декабря 2019 года.
Возложить за Халилова следующие запреты:
-выходить в период времени с 21 часа до 6 часов следующего дня за пределы жилого помещения, расположенного по адресу: г. Москва, ***;
-общаться с лицами, проходящими по настоящему уголовному делу в качестве свидетелей и потерпевших, обвиняемых (подозреваемых);
-использовать любые средства связи и информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" по обстоятельствам, касающимся расследования уголовного дела, за исключением случаев использования телефонной связи для вызова скорой медицинской помощи, сотрудников правоохранительных органов, аварийно-спасательных служб при возникновении чрезвычайной ситуации, а также для общения с контролирующим органом, следователем с последующим информированием контролирующего органа о каждом таком звонке;
-отправлять и получать почтово-телеграфные отправления.
Разъяснить, что обвиняемый Халилов обязан самостоятельно являться по вызовам следователя, прокурора.
Исполнение Халиловым запретов возложить на филиал N 10 ФКУ УИИ УФСИН России по г. Москве.
В остальной части постановление суд оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.