Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Семченко А.В.
и судей Климовой С.В, Рачиной К.А, при помощнике судьи Долгой И.И, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Климовой С.В.
дело по апелляционной жалобе Кокорева Ю.П. на решение Лефортовского районного суда города Москвы от 11 апреля 2019 года и дополнительное решение от 17 октября 2019 года, которыми постановлено:
в удовлетворении исковых требований Кокарева Юрия Петровича к Государственному учреждению - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 3 по г. Москве и Московской области о выплате дополнительного материального обеспечения - отказать, в удовлетворении исковых требований в части возобновления фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии с учетом индексации - отказать, УСТАНОВИЛА:
Кокарев Ю.П. 15.02.2019 направил в суд иск к Государственному учреждению - Главное управление Пенсионного фонда РФ N 3 по г. Москве и Московской области (далее - ГУ-ГУ ПФР N 3 по г. Москве и Московской области) о признании незаконным решения об отказе в выплате дополнительного ежемесячного материального обеспечения и прекращения индексации размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировке ее размера, обязании произвести выплату дополнительного материального обеспечения за период с мая 2017 года по февраль 2019 года и возобновить фиксированную выплату к страховой пенсии и корректировки ее размера с учетом индексации с 01.01.2019, мотивируя обращение тем, что является лауреатом премии Правительства РФ в области образования, присужденной ему постановлением Правительства РФ от 02.08.2007 N 497, в связи с чем с 21.10.2014 по 31.07.2018 получал указанную выплату, а в дальнейшем ее выплата приостановлена, равно как с 01.01.2019 прекращена индексация страховой части пенсии по старости ввиду поступления ответчику сведений о работе истца в наименование организации; указанные действия ответчика истец полагает незаконным, нарушающим его пенсионные права, а также право на получение мер социальной поддержки, поскольку заработную плату в наименование организации он не получал.
В судебном заседании истец и его представитель требования поддержали, представитель ответчика иск не признала.
11.04.2019 судом постановлено приведенное выше решение в редакции дополнительного решения от 17.10.2019, об отмене которого просит истец Кокарев Ю.П. по доводам своей апелляционной жалобы от 14.05.2019.
В заседании судебной коллегии истец Кокарев Ю.П. и его представитель по доверенности Бобровский И.В. доводы апелляционной жалобы поддержали, представитель ответчика ГУ-ГУ ПФР N 3 по г. Москве и Московской области по доверенности Ноздря А.И. против удовлетворения жалобы возражал.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав стороны, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены постановленного судом решения по доводам апелляционной жалобы истца.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Кокарев Ю.П, паспортные данные, является получателем трудовой пенсии по старости и лауреатом премии Правительства РФ в области образования, присужденной постановлением Правительства РФ от 02.08.2007 N 497 за научно-практическую разработку "Создание и система апробации модели интегрированного учреждения среднего профессионального образования - колледжа, реализующего программы общего, образования, начального и среднего профессионального образования", в период его работы директором строительного колледжа N 26 г. Москвы, о чем истцу выдан диплом (л.д. 28).
В связи с прекращением 20.10.2014 трудовой деятельности в ГБПОУ N 26 21.10.2014 Кокарев Ю.П. обратился в ГУ-ГУ ПФР N 3 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении дополнительного материального обеспечения (далее - ДМО) в соответствии с Федеральным законом от 04.03.2002 N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерацией за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией", представив указанный диплом, и решением ответчика истцу установлена ежемесячная доплата к пенсии в размере сумма с 21.10.2014 (л.д. 110-118).
27.06.2018 отделом контроля за выплатой пенсий ГУ-ГУ ПФР N 3 по г. Москве и Московской области установлено, что по сведениями представленной страхователями отчетности формы СЗИ-М, Кокарев Ю.П. указан как застрахованное лицо, подлежащее обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ", в связи с чем с 01.08.2018 выплата Кокареву Ю.П. ДМО прекращена.
Так, согласно Уставу наименование организации Кокарев Ю.П. является единственным учредителем и директором организации, созданной по решению от 26.01.2017, о чем 21.04.2017 внесены сведения в ЕГРЮЛ (л.д. 11-27).
В соответствии с выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, начиная с 21.04.2017 данный период указан в сведениях о величине индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК), его составляющих и стаже, при этом суммы выплат и вознаграждений, начисленных застрахованному лицу, и суммы уплаченных страховых взносов на страховую пенсию составляют сумма (л.д. 31-33); Кокаревым Ю.П, как директором наименование организации составлена справка о том, что с 21.04.2017 заработная плата ему не начислялась и не выплачивалась, перечисления в ПФР и ИФНС не производились (л.д. 30).
Также из материалов дела следует, что 06.09.2018 ответчиком принято решение о сумме переплаты истцу дополнительного ежемесячного материального обеспечения за период с 01.02.2017 по 31.07.2018 в размере сумма (л.д. 132-133), которая 15.10.2018 возвращена истцом ответчику платежным поручением (л.д. 134-135). Разрешая требования о признании незаконным прекращения выплаты ДМО и обязании произвести его выплату за период с мая 2017 года по февраль 2019 года с учетом установленных по делу обстоятельств на основании собранных по делу доказательств, суд правильно руководствовался положениями Федерального закона от 04.03.2002 N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией", и пришел к обоснованному выводу об отказе в их удовлетворении требований, поскольку в соответствии с ч. 5 ст. 3 указанного Федерального закона дополнительное материальное обеспечение не выплачивается в период выполнения оплачиваемой работы, учитывая, что данный закон, как следует из его преамбулы, определяет условия и порядок назначения и выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения гражданам Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, устанавливаемого к пенсиям, назначенным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а предусмотренная им выплата фактически выступает в качестве способа повышения уровня пенсионного обеспечения лиц, указанных в этом Федеральном законе, при этом пункт 5 его статьи 3, увязывает право на данную дополнительную выплату с отсутствием оплачиваемой работы.
Проверяя доводы истца о том, что работа в должности директора наименование организации не являлась оплачиваемой, а организация является некоммерческой, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что положения Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" к субъектам обязательного пенсионного страхования относят застрахованных лиц, которыми являются лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом; ими являются граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства, а также иностранные граждане или лица без гражданства, временно пребывающие на территории Российской Федерации: работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества, или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг (за исключением лиц, обучающихся в образовательных учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального образования по очной форме обучения и получающих выплаты за деятельность, осуществляемую в студенческом отряде по трудовым договорам или по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, а также лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", получающих выплаты за деятельность по гражданско-правовым договорам и не работающих по трудовому договору), по договору авторского заказа, а также авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства (за исключением лиц, применяющих
специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход"); самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся частной практикой и не являющиеся индивидуальными предпринимателями), за исключением лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход"; иные категории граждан, у которых отношения по обязательному пенсионному страхованию возникают в соответствии с настоящим Федеральным законом (ст.ст. 4, 7). Учитывая, что истец Кокарев Ю.П. является учредителем организации, созданной и зарегистрированной в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также ее руководителем, то в соответствии с Федеральном законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" относится к субъектам обязательного пенсионного страхования как застрахованное лицо, а само по себе отсутствие у истца дохода от такой деятельности не свидетельствует об отсутствии у него оплачиваемой работы.
Кроме того, рассматривая жалобу истца, судебная коллегия учитывает следующие обстоятельства.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 04.03.2002 N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" граждане Российской Федерации, получающие пенсию, и имеющие выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, имеют право на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией (п. 1).
Дополнительное материальное обеспечение назначается: 1) Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации; 2) гражданам, награжденным орденом Святого апостола Андрея Первозванного; 3) гражданам, награжденным орденом Ленина; 4) гражданам, награжденным орденом "За заслуги перед Отечеством" I степени, гражданам, награжденным орденом "За заслуги перед Отечеством" II степени, гражданам, награжденным орденом "За заслуги перед Отечеством" III и IV степени; 5) гражданам, награжденным орденом Славы трех степеней; 6) Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации; 7) гражданам, награжденным орденом Трудовой Славы трех степеней; 8) лауреатам Ленинской премии, лауреатам государственных премий СССР и лауреатам государственных премий Российской Федерации (РСФСР); 9) гражданам, награжденным орденом "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" трех степеней; 10) чемпионам Олимпийских игр, чемпионам Паралимпийских игр, чемпионам Сурдлимпийских игр (п. 2).
Таким образом, по смыслу норм Федерального закона от 04.03.2002 N 21-ФЗ к числу особо заслуженных лиц могут быть отнесены лауреаты лишь тех премий, которые присуждались за особые заслуги и (или) выдающиеся достижения в соответствующей области, при этом к государственным премиям Российской Федерации, с присуждением которых Федеральный закон от 04.03.2002 N 21-ФЗ связывает право граждан Российской Федерации, имеющих особые заслуги перед государством и (или) выдающиеся достижения, на дополнительное материальное обеспечение, относятся премии, которые имеют статус Государственной в соответствии с актом, учредившим их, и положением о них, а субъектами правоотношений, вытекающих из норм Федерального закона от 04.03.2002 N 21-ФЗ, являются лауреаты указанных премий - лауреаты Ленинской премии, лауреаты Государственной премии СССР (соответствующей), лауреаты соответствующей Государственной премии Российской Федерации (РСФСР).
Такими премиями являются государственные премии Российской Федерации, учрежденные (учреждавшиеся) от имени Российской Федерации в системе государственного премирования и имеющие (имевшие) статус "Государственной премии" в соответствии с актом, учредившим соответствующую премию, и положением о ней (ранее - государственные премии СССР). При этом полномочиями по учреждению и присуждению премий от имени Российской Федерации Правительство РФ не наделено (ФКЗ от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации") и в отличие от государственных премий Российской Федерации премии Правительства РФ учреждаются от имени Правительства РФ в системе премирования (не государственного) и, как правило, носят стимулирующий, поощрительный характер.
Указанная правовая позиция подтверждается также решением Верховного Суда РФ от 31.01.2019 N АКПИ18-1245 и апелляционным определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 16.04.2019 N АПЛ19-113.
Отказывая в удовлетворении требований истца о признании незаконным решения о прекращении индексации размера фиксированной выплаты к страховой пенсии, обязании возобновить фиксированную выплату к страховой пенсии и корректировки ее размера с учетом индексации с 01.01.2019, суд первой инстанции исходил из положений ч. 1 ст. 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", которыми установлено, что пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным ч.ч. 2, 5 - 8 ст. 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности; в указанной части доводов о несогласии с решением суда апелляционная жалоба не содержит, дополнения к апелляционной жалобе не поданы, что истец подтвердил в заседании суда апелляционной инстанции.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд, руководствуясь нормами действующего законодательства, правильно определилюридически значимые обстоятельства, данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам; нормы материального права применены судом верно, а нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного решения, судом не допущено.
Доводы апелляционной жалобы Кокарева Ю.П. не содержат правовых оснований, установленных ст. 330 ГПК РФ, к отмене судебного постановления, поскольку основаны на неправильном толковании подлежащего применению законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Лефортовского районного суда города Москвы от 11 апреля 2019 года и дополнительное решение того же суда от 17 октября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кокарева Ю.П. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.