Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Гербекова Б.И., судей Курочкиной О.А., Кнышевой Т.В., при секретаре Клюбченко-Кудриковой Ю.Ю., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Курочкиной О.А.
дело по апелляционной жалобе представителя Г* Р.П. по доверенности М* С.Г. на решение Щербинского районного суда г. Москвы от 30 апреля 2019 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Г* Р. П. к АО "*" о признании случая страховым и взыскании страховой выплаты отказать, -
УСТАНОВИЛА:
Истец Г* Р.П. обратился в суд с иском к ответчику АО "*" о признании случая страховым и взыскании страховой выплаты, мотивируя свои требования тем, что между Г* Н.В. и Банком * (ПАО) * года заключен кредитный договор N*, во исполнение условий которого * года между Г*Н.В. и АО *" был заключен договор страхования при ипотечном кредитовании N*, согласно которому застрахованными лицами являются заемщик Г* Н.В. и поручитель Г*Р.П. В период действия договора страхования истцу установлена вторая группа инвалидности. На письменное заявление о наступлении страхового случая получен отказ. Истец просил суд, с учетом уточненных исковых требований, признать установление инвалидности страховым случаем, взыскать страховое возмещение в размере * руб. * коп, просрочку за неуплату в размере * руб. 8 коп.
Истец Г* Р.П. в судебное заседание суда первой инстанции явился, исковые требования с учетом уточнений поддержал в полном объеме.
Представитель истца Г* Р.П. по доверенности П* И.В. в судебное заседание суда первой инстанции явилась, исковые требования с учетом уточнений поддержала в полном объеме
Ответчик АО "*" в судебное заседание суда первой инстанции явку своего представителя не обеспечил, о месте и времени судебного заседания судом извещался.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого просит заявитель по доводам апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ответчика, возражавшей против доводов апелляционной жалобы, обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Разрешая заявленные требования, суд исходил из следующего.
В соответствии с ч.1 ст. 934 ГК РФ по договору личного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию), уплачиваемую другой стороной (страхователем), выплатить единовременно или выплачивать периодически обусловленную договором сумму (страховую сумму) в случае причинения вреда жизни или здоровью самого страхователя или другого названного в договоре гражданина (застрахованного лица), достижения им определенного возраста или наступления в его жизни иного предусмотренного договором события (страхового случая). Право на получение страховой суммы принадлежит лицу, в пользу которого заключен договор.
Право на получение страховой суммы принадлежит лицу, в пользу которого заключен договор.
Договор личного страхования считается заключенным в пользу застрахованного лица, если в договоре не названо в качестве выгодоприобретателя другое лицо. В случае смерти лица, застрахованного по договору, в котором не назван иной выгодоприобретатель, выгодоприобретателями признаются наследники застрахованного лица.
Согласно ч. 1 ст. 943 ГК РФ условия, на которых заключается договор страхования, могут быть определены в стандартных правилах страхования соответствующего вида, принятых, одобренных или утвержденных страховщиком либо объединением страховщиков (правилах страхования).
Условия, содержащиеся в правилах страхования и не включенные в текст договора страхования (страхового полиса), обязательны для страхователя (выгодоприобретателя), если в договоре (страховом полисе) прямо указывается на применение таких правил и сами правила изложены в одном документе с договором (страховым полисом) или на его оборотной стороне либо приложены к нему. В последнем случае вручение страхователю при заключении договора правил страхования должно быть удостоверено записью в договоре.
В силу п. 3 ст. 3 Закона РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" добровольное страхование осуществляется на основании договора страхования и правил страхования, определяющих общие условия и порядок его осуществления. Правила страхования принимаются и утверждаются страховщиком или объединением страховщиков самостоятельно в соответствии с ГК РФ и названным Законом и содержат положения о субъектах страхования, об объектах страхования, о страховых случаях, о страховых рисках, о порядке определения страховой суммы, страхового тарифа, страховой премии (страховых взносов), о порядке заключения, исполнения и прекращения договоров страхования, о правах и об обязанностях сторон, об определении размера убытков или ущерба, о порядке определения страховой выплаты, о случаях отказа в страховой выплате и иные положения.
Пункт 2 статьи 9 Закона РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" определяет страховой случай как совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю либо иным лицам.
Перечень событий, являющихся страховыми случаями (страховым риском) и наступление которых влечет обязанность страховщика по производству страховой выплаты, описывается путем указания событий, являющихся страховыми случаями, и событий, не являющихся страховыми случаями (исключений).
Согласно ст. 947 ГК РФ сумма, в пределах которой страховщик обязуется выплатить страховое возмещение по договору имущественного страхования или которую он обязуется выплатить по договору личного страхования (страховая сумма), определяется соглашением страхователя со страховщиком в соответствии с правилами, предусмотренными настоящей статьей.
В соответствии с ст. 957 ГК РФ договор страхования, если в нем не предусмотрено иное, вступает в силу в момент уплаты страховой премии или первого ее взноса.
В силу ч. 1 ст. 963 ГК РФ страховщик освобождается от выплаты страхового возмещения или страховой суммы, если страховой случай наступил вследствие умысла страхователя, выгодоприобретателя или застрахованного лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи. Законом могут быть предусмотрены случаи освобождения страховщика от выплаты страхового возмещения по договорам имущественного страхования при наступлении страхового случая вследствие грубой неосторожности страхователя или выгодоприобретателя.
В соответствии со ст. 964 ГК РФ, если законом или договором страхования не предусмотрено иное, страховщик освобождается от выплаты страхового возмещения и страховой суммы, когда страховой случай наступил вследствие: воздействия ядерного взрыва, радиации или радиоактивного заражения; военных действий, а также маневров или иных военных мероприятий; гражданской войны, народных волнений всякого рода или забастовок.
В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Как установлено судом и следует из материалов дела, * года между Г Р.П. и АО "*" был заключен договор страхования при ипотечном страховании N*, в соответствии с которым были застрахованы имущественные интересы, связанные с причинением вреда жизни и здоровью застрахованного.
Застрахованными лицами по договору являются заемщик Г* Н.В. и поручитель Г* Р.П.
В соответствии с п. 3.1.2.2, 3.1.2.3 договора к страховым рискам относится постоянная утрата трудоспособности (установление инвалидности I или II группы) застрахованного в результате несчастного случая, а также временная утрата трудоспособности застрахованного в результате несчастного случая.
В силу п. 3.1.6 договора при наступления страхового случая по риску смерти или постоянной утраты общей трудоспособности поручителя (установления I или II группы инвалидности) страховщик производит страховую выплату в размере 75% от размера обязательства заемщика по погашению остатка ссудной задолженности, увеличенного на 12%, но не более страховой суммы, установленной для поручителя.
В период действия договора страхования Г* Р.П. * года была установлена инвалидность * впервые по общему заболеванию.
* года Г*Р.П. обратился в АО "*" с заявлением о выплате страхового возмещения.
В выплате страхового возмещения по страховому случаю было отказано, поскольку страховым случаем является постоянная утрата трудоспособности в результате несчастного случая, в то время как у Г* Р.П. утрата трудоспособности установлена в результате общего заболевания.
Исходя из изложенного, оценив представленные доказательства в их совокупности, учитывая, что по условиям заключенного договора страхования утрата трудоспособности в результате болезни не является страховым случаем, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Рассматривая исковые требования в части взыскания процентов за просрочку исполнения обязательств, суд также пришел к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения указанных требований, поскольку они являются производными от исковых требований о выплате страхового возмещения, в удовлетворении которых суд отказал.
Исходя из изложенного, руководствуясь вышеуказанными положениями закона, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных Г* Р.П. исковых требований к АО "*" о признании случая страховым и взыскании страховой выплаты.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на исследованных судом доказательствах, которым дана аргументированная правовая оценка, при этом мотивы, по которым суд пришел к указанным выводам, исчерпывающим образом изложены в решении суда и являются обоснованными.
Доводы апелляционной жалобы были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, и ф актически выражают несогласие стороны истца с выводами суда, направлены на их переоценку, а также собранных по делу доказательств, равно как выражают субъективную точку зрения истца о том, как должно быть рассмотрено дело и каким должен быть его результат, однако по существу такие доводы не опровергают выводы суда и правильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, в связи с чем, не могут явиться основанием к отмене состоявшегося по делу судебного постановления.
Доводы жалобы о несогласии с произведенной судом оценкой доказательств и установленных судом обстоятельств не свидетельствует о незаконности судебного решения, так как в силу положений ст. ст. 56, 59, 67 ГПК РФ суд самостоятельно определяет какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне их надлежит доказывать, принимает те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения в порядке ст. 330 ГПК РФ судом допущено не было.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Щербинского районного суда г. Москвы от 30 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.