Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Семченко А.В., судей Лобовой Л.В., Рачиной К.А., при помощнике судьи Кишкинской А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Семченко А.В.
гражданское дело (N 2-3503/2019) по апелляционной жалобе Копыльцова... на решение Зюзинского районного суда города Москвы от 17 июля 2019 года, которым постановлено:
"Исковые требования Копыльцова... к Военному комиссариату Московской области о признании права на получение пенсии по выслуге лет с учетом повышения, взыскании суммы невыплаченной пенсии с учетом убытков удовлетворить частично.
Признать за Копыльцовым... право на получение пенсии за выслугу лет с 17 октября 2012 с учетом повышения в соответствии с п. п. "г" ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Обязать Военный комиссариат Московской области произвести Копыльцову Юрию Валериевичу перерасчет пенсии по выслуге лет с 17 октября 2012 и выплачивать в дальнейшем с учетом повышения на 32 % расчетного размера пенсии в соответствии с п. п. "г" ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать", УСТАНОВИЛА:
Копыльцов Ю.В. обратился в суд с иском к военному комиссариату Московской области, с учетом уточнений просил о признании права на выплату пенсии за выслугу лет с повышением, предусмотренным пунктом "г" части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", с 17 октября 2012 года как ветерану боевых действий, об обязании пересчитать и выплатить пенсию за выслугу лет с повышением и о взыскании недоплаты пенсии за выслугу лет в размере 89 615, 80 руб.
В обоснование своих требований ссылался на то, что имеет воинское звание полковник (в запасе), проходил военную службу в Министерстве обороны Российской Федерации, 30 октября 2006 года ему выдано удостоверение ветерана боевых действий, предоставляющее ему права и льготы, установленные пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", в том числе на пенсионное обеспечение. С 17 октября 2012 года он является военным пенсионером по линии Министерства обороны Российской Федерации и получает пенсию за выслугу лет на основании Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1. Однако пенсия за выслугу лет ему выплачивается без предусмотренного пунктом "г" части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I повышения на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части 1 статьи 46 этого закона, как ветерану боевых действий.
На неоднократные письменные обращения Копыльцова Ю.В. в военный комиссариат Московской области о перерасчете ему пенсии за выслугу лет с учетом предусмотренного пунктом "г" части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I повышения на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части 1 статьи 46 этого закона, ему было разъяснено об отсутствии оснований для повышения пенсии за выслугу лет как ветерану боевых действий ввиду отсутствия документов, подтверждающих факт непосредственного участия Копыльцова Ю.В. в боевых действиях.
Копыльцов Ю.В. полагал, что отказ военного комиссариата Московской области выплачивать ему пенсию за выслугу лет с учетом предусмотренного пунктом "г" части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I повышения является незаконным, нарушающим его права как ветерана боевых действий, так как реализация мер социальной поддержки ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими соответствующего удостоверения (статья 28 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах"). Поскольку 30 октября 2006 года Копыльцову Ю.В. выдано удостоверение ветерана боевых действий с указанием в этом документе на наличие прав и льгот, установленных пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", среди которых льготы по пенсионному обеспечению, у военного комиссариата Московской области не имелось оснований для отказа ему в выплате пенсии за выслугу лет с учетом повышения как ветерану боевых действий.
В подтверждение своих требований Копыльцов Ю.В. также ссылался на Указ Президента Российской Федерации от 13 января 2001 г. N 35, которым он награжден медалью Нестерова (награда N 6732) за заслуги в организации и обеспечении боевых действий в Северо-Кавказском регионе.
Решением Зюзинского районного суда г. Москвы от 31 марта 2017 года в удовлетворении исковых требований Копыльцова Ю.В. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 08 ноября 2017 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 15 апреля 2019 года решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 31 марта 2017 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 08 ноября 2017 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Зюзинский районный суд г. Москвы.
При новом рассмотрении судом постановлено вышеуказанное решение об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит Копыльцов Ю.В.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав представителя истца - Проходцева О.В, представителя ответчика - Нелюбину А.Н, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Согласно статье 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Копыльцов Ю.В. с 5 августа 1977 года проходил службу в Вооруженных Силах СССР, затем в Вооруженных Силах Российской Федерации.
В послужном списке Копыльцова Ю.В. в разделе "Участие в войнах и других боевых действиях по защите СССР, военная служба, дающая право на исчисление выслуги лет на пенсию на льготных условиях" указано, что в период с 25 января по 29 февраля 2000 года Копыльцов Ю.В. находился в группировке войск по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, с 18 мая по 16 июня 2000 года - выполнял специальные задачи по проведению контртеррористических операций на территории Чеченской Республики и прилегающих к ней регионах Северного Кавказа.
Указом Президента Российской Федерации от 13 января 2001 года N 35 Копыльцов Ю.В. награжден медалью Нестерова за заслуги в организации и обеспечении боевых действий в Северо-Кавказском регионе.
Приказом командующего Северо-Кавказским военным округом от 25 марта 2002 года N 23 Копыльцов Ю.В. награжден знаком отличия Северо-Кавказского военного округа "За службу на Кавказе" за заслуги в организации и обеспечении работы станции дальней радионавигации при выполнении задач в ходе контртеррористической операции в Северо-Кавказском регионе, высокие личные показатели в служебной деятельности.
30 октября 2006 года Копыльцову Ю.В. Министерством обороны Российской Федерации выдано удостоверение ветерана боевых действий серии БК N 0693153, в котором указано, что предъявитель этого документа имеет права и льготы, установленные пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 5 сентября 2012 г. N 1989 полковник Копыльцов Ю.В, состоящий в распоряжении начальника Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, уволен с военной службы с зачислением в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе (подпункт "а" пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"). Выслуга лет Копыльцова Ю.В. в Вооруженных Силах: в календарном исчислении - 35 лет, в льготном исчислении - 36 лет 9 месяцев.
Согласно выписке из приказа Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2012 г. N 2009 полковник Копыльцов Ю.В. с 16 октября 2012 г. исключен из списков личного состава Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, всех видов обеспечения и направлен на воинский учет в отдел военного комиссариата Московской области по городам Балашихе, Реутову и Балашихинскому району.
8 ноября 2012 г. Копыльцов Ю.В. обратился на имя начальника отдела военного комиссариата Московской области (по городам Балашихе, Реутову и Балашихинскому району) с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет, отметив, что является ветераном боевых действий на территории Чеченской Республики, что подтверждается удостоверением ветерана боевых действий серии БК N 0693153, выданным 30 октября 2006 г.
Пенсия за выслугу лет назначена Копыльцову Ю.В. с 17 октября 2012 г. Копыльцову Ю.В. военным комиссариатом Московской области 06 декабря 2012 г, выдано пенсионное удостоверение.
Не согласившись с расчетом назначенной ему пенсии за выслугу лет, Копыльцов Ю.В. неоднократно обращался к начальнику центра социального обеспечения военного комиссариата Московской области с письменными заявлениями (7 февраля, 7 июня 2013 г, 16 мая 2016 г.) о пересмотре размера его пенсии с момента назначения, ссылаясь на то, что при исчислении ему пенсии за выслугу лет не было учтено его право на повышение пенсии за выслугу лет на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части 1 статьи 46 этого закона, как ветерана боевых действий в соответствии с пунктом "г" части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I.
Письмами начальника центра социального обеспечения военного комиссариата Московской области в мае и июле 2013 г. Копыльцову Ю.В. сообщено, что оснований для предоставления ему надбавки к пенсии за выслугу лет за участие в боевых действиях на территории Северо-Кавказского региона не имеется, поскольку основанием для предоставления льгот по пункту 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах" являются выписки из приказов соответствующих командиров (начальников), подтверждающие непосредственное участие лиц в боевых действиях, или реализованный наградной материал.
Письменным ответом военного комиссара Московской области от 21 июня 2016 г. Копыльцову Ю.В. разъяснено, что центр социального обеспечения военного комиссариата Московской области направил запрос в Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации о фактическом участии Копыльцова Ю.В. в боевых действиях. После получения ответа вопрос Копыльцова Ю.В. будет рассмотрен повторно.
Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, регулируется Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (наименование закона и его нормы приводятся в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений).
Лица, указанные в статье 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, среди которых лица, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации, приобретают право на пенсию за выслугу лет на военной службе, если они имеют на день увольнения со службы выслугу лет на военной службе 20 и более лет (подпункт "а" части 1 статьи 5, подпункт "а" части 1 статьи 13 этого закона).
Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I также предусмотрены основания для повышения размера пенсии за выслугу лет.
В соответствии с пунктом "г" части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с названным законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", - на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части 1 статьи 46 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I.
В силу части 1 статьи 46 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий, предусмотренные названным законом, определяются исходя из расчетного размера пенсии, который устанавливается в размере социальной пенсии, предусмотренном подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", и пересматриваются одновременно с изменением (индексацией) размера указанной социальной пенсии.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее также - Федеральный закон "О ветеранах") к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах" установлено, что перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (далее - Перечень) приводится в приложении к данному федеральному закону.
В разделе III Перечня к числу периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации отнесено в том числе выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона: с августа 1999 года (далее также - боевые действия).
Статьей 16 Федерального закона "О ветеранах" определены меры социальной поддержки ветеранов боевых действий.
К числу таких мер социальной поддержки согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах" относятся льготы по пенсионному обеспечению, которые предоставляются ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 названного закона, в соответствии с законодательством.
Статьей 28 Федерального закона "О ветеранах" установлено, что реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 г. или Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 1 Инструкции о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий", действовавшей на дату выдачи Копыльцову Ю.В, 30 октября 2006 г, удостоверения ветерана боевых действий, удостоверение ветерана боевых действий, выдаваемое лицам, указанным в статье 3 Федерального закона "О ветеранах", является документом, подтверждающим их права и льготы.
Пунктом 2 названной инструкции предусмотрено, что выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 марта 2004 г. N 77 была утверждена Инструкция о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, действовавшая на дату выдачи Копыльцову Ю.В, 30 октября 2006 г, удостоверения ветерана боевых действий.
В соответствии с пунктом 2 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации основанием для выдачи удостоверений военнослужащим является документально подтвержденный факт выполнения ими задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, устанавливаемый в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций", либо факт выполнения ими задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, устанавливаемый в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 г. N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации".
В пункте 3 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации установлено, что выдача удостоверений военнослужащим производится при наличии предусмотренных документов. Среди них документы:
подтверждающие прохождение ими военной службы (работу) в органах военного управления, соединениях, воинских частях, организациях, входящих в перечень воинских частей, подразделений и групп Вооруженных Сил Российской Федерации, Железнодорожных войск Российской Федерации, входивших в состав Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации с августа 1999 г. (далее именуются - перечни);
подтверждающие их прикомандирование или нахождение в служебных командировках в органах военного управления, соединениях, воинских частях, организациях, входящих в перечни, в период выполнения ими задач в зоне вооруженного конфликта в Чеченской Республике в составе Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации с августа 1999 г. В качестве подтверждающих документов рассматриваются выписки из приказов командиров (начальников), справки, записи в удостоверениях личности, военных билетах и трудовых книжках, командировочные удостоверения, архивные справки и другие документы.
Данная инструкция о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации утратила силу 26 апреля 2010 г. В настоящее время действует Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденный приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 сентября 2017 г. N 595, также предусматривающий представление соответствующих документов, необходимых для получения удостоверения ветерана боевых действий.
Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что к числу лиц, которым на основании пункта "г" части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I предоставляется такая мера социальной поддержки, как повышение пенсии за выслугу лет, отнесены, в частности, ветераны боевых действий из числа военнослужащих, принимавших участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации. Таким ветеранам боевых действий пенсии повышаются на 32 процента расчетного размера пенсии, который устанавливается в размере социальной пенсии, предусмотренного подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". При этом минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий, предусмотренные Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, пересматриваются одновременно с изменением (индексацией) размера указанной социальной пенсии. Реализация названной меры социальной поддержки военнослужащих - ветеранов боевых действий - осуществляется при предъявлении ими соответствующего удостоверения, которое выдается в том числе при документальном подтверждении факта участия их в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях.
Установив указанные обстоятельства и удовлетворяя заявленные исковые требования о признании неправомерными действий по отказу в повышении выплачиваемой пенсии за выслугу лет как ветерану боевых действий, в соответствии с пунктом "г" статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", обязании произвести повышение пенсии за выслугу лет с момента обращения в суд, суд первой инстанции, руководствуясь вышеуказанными нормами права, правомерно исходил из того, что при рассмотрении дела был установлено наличие предусмотренных пунктом "г" статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 обстоятельств, которые дают право истцу на получение пенсионного обеспечения в повышенном размере с учетом 32 процентной надбавки от расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I. При этом законность получения Копыльцовым Ю.В. удостоверения ветерана боевых действий в установленном законом порядке ответчиком - военным комиссариатом Московской области - не оспорена, удостоверение ветерана боевых действий, выданное Копыльцову Ю.В, недействительным не признано.
В указанной части решение суда истцом не обжалуется, ответчиком апелляционная жалоба не подана.
Отказывая истцу в удовлетворении исковых требований об индексации сумм задолженности в целях полного возмещения убытков, причиненных невыплатой с 17 октября 2012 года сумм надбавки к пенсии, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что установленный законом механизм и порядок индексации пенсий не предусматривает увеличение их размера в связи с ростом индекса потребительских цен в субъекте Российской Федерации по месту жительства пенсионера. При этом спорные отношения являются по своему содержанию пенсионными, они регулируются специальными нормативными правовыми актами в сфере социального обеспечения, в том числе Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I, следовательно, к требованиям Копыльцова Ю.В. о возмещении убытков, причиненных несвоевременным повышением пенсии, не могут быть применены положения статей 15, 393 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы о необходимости перехода к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, несостоятельны, поскольку оснований для этого судебной коллегией не установлено.
Доводы апелляционной жалобы о необходимости возмещения убытков, причиненных в связи с утратой невыплаченной пенсии покупательской способности, не опровергают выводы суда первой инстанции.
При этом представитель военного комиссариата пояснила в судебном заседании апелляционной инстанции, что пенсия за прошлое время будет выплачена в размере, установленном на день выплаты.
В этой связи право истца на получение пенсии в полном размере будет восстановлено.
Нарушений судом норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, допущено не было, оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы истца не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Зюзинского районного суда города Москвы от 17 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Копыльцова... - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.