Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Климовой С.В.
и судей Пильгановой В.М, Лобовой Л.В, при помощнике судьи Утешеве С.В, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Климовой С.В.
дело по апелляционной жалобе Колосовой Н.Н. на решение Симоновского районного суда адрес от 29 мая 2019 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Колосовой Надежды Николаевны, Николаева Юрия Валентиновича к УСЗН адрес, наименование организации об установлении факта проживания по адресу: адрес ул, д. 6 к. 5 кв. 43, признании многодетной семьей и выдаче удостоверения многодетной семьи отказать, УСТАНОВИЛА:
Истцы Колосова Н.Н, Николаев Ю.В. 31.01.2019 обратились в суд с иском к Управлению социальной защиты населения адрес (далее - УСЗН адрес) в лице отдела социальной защиты населения адрес, наименование организации (далее - ГБУ адрес Москвы), в котором с учетом уточнения требований в порядке ст. 39 ГПК РФ (л.д. 43-49) просили об установлении факта проживания в адрес, признании многодетной семьей и выдаче удостоверения многодетной семьи, мотивируя обращение тем, что совместно со своими малолетними детьми, 2016 и паспортные данные, а также сыном Колосовой Н.Н, паспортные данные, ведут общее хозяйство и проживают в адрес по адресу: Москва адрес, при этом Николаев Ю.В. работает в адрес, дети получают медицинское обслуживание и обучение в адрес, а Колосова Н.Н. находится в отпуске по уходу за детьми; 22.12.2018 истцы обратились в ОСЗН адрес с заявлением о предоставлении государственной услуги "Оформление и выдача удостоверения многодетной семьи адрес и его дубликата", однако в ее предоставлении было отказано ввиду того, что такая услуга предоставляется гражданам, имеющим место жительства в адрес; решение об отказе в предоставлении государственной услуги истец полагает незаконным, поскольку само по себе отсутствие регистрации органами регистрационного учета не может служить основанием для отказа в реализации прав и свобод гражданина, что нарушает права истца на получение гарантий, льгот и компенсаций, предоставляемых многодетным семьям в адрес.
В судебном заседании истец Николаев Ю.В. требования поддержал, представители ответчиков иск не признали.
29.05.2019 судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит истец Колосова Н.Н. по доводам своей апелляционной жалобы.
В заседание суда апелляционной инстанции истец Колосова Н.Н. и ответчик ГБУ МФЦ адрес не явились, о дате, времени и месте его проведения извещены надлежащим образом (л.д. 90-95), истец Николаев Ю.В. в судебном заседании полагал жалобу обоснованной, представитель ответчика УСЗН адрес по доверенности Вишнякова Е.Н. против ее удовлетворения возражала.
Выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда.
Судом установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривалось сторонами, что Колосова Н.Н, паспортные данные, является матерью Колосова А.О, паспортные данные, а также матерью Николаевой М.Ю, паспортные данные, и Николаевой П.Ю, паспортные данные, родившихся в США, отцом которых является Николаев Ю.В, паспортные данные (л.д. 10-16).
При этом истцы в зарегистрированном браке не состоят, брак Колосовой Н.Н. с Колосовым О.Н. прекращен 22.03.2017, брак Николаева Ю.Н. с Высотной О.Б. - 26.01.2018 (л.д. 28-29).
В подтверждение факта проживания в адрес истцы ссылались на разрешение на проживание, выданное собственником жилого помещения Николаевой Т.Д. (л.д. 7-9, 41), справки ГБОУ адрес Школа N 851, где обучается Колосов А.О, и ГБУЗ ДГП N 129 ДЗМ, где дети получают медицинское обслуживание (л.д. 35-36), а также указывали, что Николаев Ю.Н. работает в адрес, являясь учредителем и генеральным директором наименование организации, имеющим местом нахождения адрес согласно выписке из ЕГРЮЛ (л.д. 32-35).
При этом и истцы, и их дети постоянно зарегистрированы в адрес (л.д. 17-27), сведений об их регистрации по месту пребывания в адрес не представлено.
Также судом установлено, что 12.12.2018 Колосовой Н.Н. выдано свидетельство многодетной семьи адрес в составе семьи с тремя детьми с правом на предоставление мер социальной поддержки в соответствии с законодательством адрес и согласно справке Комитета по социальной политике адрес ей производятся выплаты ежемесячного школьного пособия на Колосова А.О. и ежемесячной денежной выплаты по оплате жилья и коммунальных услуг на себя и двух детей (2016 и 2018 г.р.) на основании Социального кодекса Санкт-Петербурга (л.д. 55-56).
22.12.2018 Колосова Н.Н. обратилась в ОСЗН адрес УСЗН адрес с заявлением о предоставлении государственной услуги "Оформление и выдача удостоверения многодетной семьи адрес и его дубликата", при этом в приеме документов было отказано ввиду отсутствия у заявителя права на получение государственной услуги на основании п. 2.5. Административного регламента предоставления государственных услуг от 03.07.2012 N 301-ПП, поскольку указанная услуга может быть предоставлена гражданам, имеющим место жительства в адрес, учитывая, что удостоверение является основанием для предоставления льгот, установленных для многодетных семей законодательством Москвы (л.д. 37).
Разрешая заявленные требования с учетом установленных по делу обстоятельств на основании собранных доказательств, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Указа Президента РФ от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", Законом адрес от 23.11.2005 N 60 "О социальной поддержке семей с детьми в адрес", Постановлением Правительства Москвы от 03.07.2012 N 301-ПП, ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", пришел к обоснованному выводу об отказе в их удовлетворении.
Так, Указом Президента РФ от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" в целях проведения целенаправленной и адресной политики по усилению социальной поддержки многодетных семей в условиях либерализации цен правительствам субъектов Российской Федерации поручено определить категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона и установить для многодетных семей дополнительных меры социальной поддержки за счет собственных средств.
Законом адрес от 23.11.2005 N 60 "О социальной поддержке семей с детьми в адрес" определены меры социальной поддержки семей с детьми (единовременные, ежемесячные и ежегодные денежные выплаты; оказание натуральной помощи; предоставление льгот; организация социального обслуживания), а также категории получателей мер социальной поддержки, в том числе многодетные семьи; указанным законом предусмотрено, что его действие распространяется на граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих место жительства в адрес, при этом место жительства устанавливается по данным органов регистрационного учета (ст. 1), а финансирование мер социальной поддержки, предусмотренных настоящим Законом, является расходным обязательством адрес (ст. 37).
Постановлением Правительства Москвы от 24.01.2006 N 37-ПП в редакции Постановления Правительства Москвы от 12.12.2014 N 756-ПП утверждено Положение о порядке назначения и предоставления денежных выплат семьям с детьми в адрес, а также Административный регламент предоставления государственных услуг по назначению отдельных социальных выплат многодетным семьям, в соответствии с п. 4 которого финансовое обеспечение предоставления денежных выплат семьям с детьми осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных Департаменту труда и социальной защиты населения адрес законом адрес о бюджете адрес на соответствующий финансовый год и плановый период.
Постановлением Правительства Москвы от 03.07.2012 N 301-ПП в редакции Постановления Правительства Москвы от 12.12.2014 N 756-ПП утвержден Административный регламент предоставления государственных услуг по социальной поддержке многодетных семей, в том числе Административный регламент предоставления государственной услуги "Оформление и выдача Удостоверения многодетной семьи адрес и его дубликата", п. 2.5. которого устанавливает, что в качестве заявителей могут выступать один из родителей в многодетной семье, а также усыновитель, опекун (попечитель), мачеха, отчим из числа граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих место жительства в адрес, а при проживании родителей по месту жительства по разным адресам в адрес государственная услуга предоставляется одному из родителей по месту его жительства в адрес; в п. 2.8. установлен перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, в том числе документ, удостоверяющий личность заявителя, содержащий сведения о месте жительства в адрес, а в случае отсутствия такой информации в указанном документе, помимо документа, удостоверяющего личность заявителя, иной документ, содержащий сведения о месте жительства в адрес, а также документ, содержащий сведения о месте жительства в адрес детей, с учетом которых предоставляется государственная услуга.
В ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" указано, что местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Учитывая вышеизложенное, удостоверение многодетной семьи адрес является основанием для получения мер социальной поддержки, установленных субъектом РФ и финансируемых им за счет средств бюджета субъекта РФ - адрес, в связи с чем соблюдение установленных действующим законодательством условий о месте жительства в адрес лица, обратившегося за его выдачей, является необходимыми для получения такого удостоверения.
Между тем, представленные истцами доказательства не свидетельствуют о месте жительства в адрес истцов и несовершеннолетних детей, учитывая, что их пребывание в адрес носит временный характер, при этом, судом правомерно учтено, что Колосова Н.Н. реализовала право на получение государственной услуги как многодетная семья по месту жительства в адрес, где ей оказываются соответствующие меры социальной поддержки, а Николаев Ю.В, не состоящий в браке с Колосовой Н.Н, не может быть определен членом многодетной семьи.
При таких данных, отказ в выдаче удостоверения многодетной семьи Колосовой Н.Н, не представившей документы, содержащие сведения о месте жительства в адрес как самого заявителя, так и ее детей, с учетом которых предоставляется данная государственная услуга, основан на положениях действующего законодательства субъекта Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы Колосовой Н.Н. о неправильной оценке представленных доказательств о составе и фактическом проживании ее семьи в адрес, а также ссылки на положения Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" не влекут отмену решения суда, учитывая, что истец Колосова Н.Н. не лишена возможности пользования соответствующим гарантиями, льготами и компенсациями, которые ею реализуются в адрес, в связи с чем оснований полагать ее права нарушенными не имеется.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что, разрешая спор, суд, руководствуясь нормами действующего законодательства, правильно определилюридически значимые обстоятельства; данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ; выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, нормы материального и процессуального права при разрешении данного спора судом применены верно, доводы апелляционной жалобы Колосовой Н.Н. не содержат правовых оснований предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены решения суда.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Симоновского районного суда адрес от 29 мая 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Колосовой Н.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.