Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Дементьевой Е.И., судей Шипиковой А.Г., Раскатовой Н.Н., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи ИЕ.А., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Дементьевой Е.И., дело по апелляционной жалобе представителя истца Исмаиловой Б.М. по доверенности Тонкевич И.О. на решение Пресненского районного суда г.Москвы от 16 июля 2019 года, которым постановлено:
В иске Исмаиловой * к ДГИ г. Москвы о признании семьи малоимущей, предоставлении субсидии для приобретения жилого помещения, взыскании судебных расходов, - отказать.
УСТАНОВИЛА:
Исмаилова Б.М. обратилась в суд с иском к ДГИ г.Москвы о признании семьи малоимущими, нуждающимися в улучшении жилищных условий, обязании представить субсидию на приобретение жилого помещения, взыскании судебных расходов в размере 130 000 руб.
Исковые требования мотивированы тем, что с 2012 г. Исмаилова Б.М. с детьми проживает на территории г.Москвы, является многодетной матерью, воспитывает ребенка-инвалида. С 2015г. истец состоит в браке с Исмаиловым Р.И.о, совместно с которым приобрела для проживания в г. Москве ? долю квартиры, в которой с 2017г. они зарегистрированы по месту жительства и занимают две комнаты, а третью комнату занимает другой собственник. Истец трудоустроена и работает продавцом в гастрономе, ее заработная плата в размере 27 000 руб. является единственным источником дохода семьи истца, также истец получает пособие на детей в размере 7 400 руб, алименты на содержание детей в сумме 3 000 руб, пенсию по инвалидности младшей дочери в сумме 15 000 руб. 12.12.2018г. истец обратилась в ДГИ г.Москвы с заявлением о признании малоимущими, предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения, так как площадь занимаемая истцом и ее семьей из 5 человек составляет 31 кв.м, что не соответствует учетной норме. ДГИ г.Москвы уведомил истца об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях по тем основаниям, что истец с семьей в г. Москве зарегистрирована менее установленного законодательством срока. Истец с данным решением не согласна, считает его незаконным.
Представитель истца в судебном заседании иск поддержала.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признала.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого просит представитель истца по доводам апелляционной жалобы.
В заседание судебной коллегии представитель ответчика не явился, о дате рассмотрения дела извещался надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не уведомил, в связи с чем судебная коллегия рассмотрела дело в его отсутствие.
Выслушав истца и ее представителя, поддержавших доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что не имеется оснований для отмены обжалуемого решения.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Данным требованиям закона решение суда первой инстанции соответствует.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Исмаилова Б.М. с 07.03.2017 г. зарегистрирована по месту жительства по адресу: *, совместно с ней по месту жительства зарегистрированы Исмаилова С.-А.Р, * г.р, Исмаилова Я.Р, * г.р, Исмаилова Г.Р, * г.р, Исмаилов М.Р, * г.р, Исмаилов Г.Р, * г.р, Исмаилов О.А.Р, * г.р, Исмаилова П.Р, * г.р
Дочь истца Исмаиловой Б.М.- Исмаилова Я.Р. является инвалидом по категории ребенок - инвалид с 01.01.2018 г. с датой очередного освидетельствования 03.12.2018г, что подтверждайся справкой серии МСЭ-2018 г. N 2153570.
С 10.07.2015 г. Исмаилова Б.М. состоит в зарегистрированном браке с Исмаиловым Р.И.о.
На обращение истца по жилищному вопросу, ДГИ г.Москвы в письме NДГИ-ЭГР-60836/18-1, сообщил истцу об отсутствии оснований для постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях для предоставления жилой площади, поскольку истец и ее семья в городе Москве зарегистрированы в общей сложности менее 10 лет. Истцу письменно разъяснены положения ст.49 ЖК РФ, ст.ст. 7, 8, 9, 10 Закона г.Москвы N29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения".
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, руководствуясь положениями ст.ст. 49 ЖК РФ, ст.ст. 7, 8, 11 Закона г. Москвы от 14.06.2006 г. N29 "Об обеспечении прав жителей г. Москвы на жилые помещения", п. 2.2 Регламента рассмотрения в режиме "одного окна" заявлений граждан о признании их малоимущими в целях, установленных ЖК РФ, о признании их нуждающимися в жилых помещениях, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 04 апреля 2011 г. N 115-ПП, ст. 2 Закона РФ "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ", суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку ДГИ г.Москвы в ответе на обращение истца обоснованно указал на то, что право на постановку на учет нуждающихся в жилых помещений непосредственно зависит от факта проживания истца и ее семьи в г. Москве на момент постановки на учет не менее 10 лет на законных основаниях. При этом факт регистрации истца по месту пребывания в г.Москве с 2012г. не является основанием для установления факта постоянного проживания в г. Москве, а свидетельствует только о месте пребывания истца и ее семьи в г. Москве, при том, что истец по месту жительства в г. Москве зарегистрирована с 07.03.2017 г. При этом суд учел, что решение об октазе в постановке истца на жилищный учет не принималось, заявителю был дан ответ на ее обращение по жилищному вопросу.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
В силу ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ, п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2012 г. N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Доводы апелляционной жалобы о том, что решение суда является незаконным и необоснованным, поскольку изложенные в иске обстоятельства свидетельствуют о законности заявленных требований, судебная коллегия находит несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права.
Согласно статье 7 Закона города Москвы N 29 жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в статье 8 настоящего Закона, если они: подали заявление о признании их нуждающимися в жилых помещениях в порядке, установленном настоящим Законом; имеют гражданство Российской Федерации; проживают в городе Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет; не совершали за пять лет, предшествующих подаче заявления, действий, повлекших ухудшение жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Порядок признания жителей города Москвы нуждающимися в жилых помещениях установлен статьей 11 Закона города Москвы N 29, согласно которой:
Для признания жителей города Москвы нуждающимися в жилых помещениях уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы рассматривают заявление о признании нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых малоимущим гражданам в соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору социального найма (далее - заявление), документы, приложенные к заявлению и подтверждающие наличие условий, указанных в статье 7 настоящего Закона.
Заявление заполняется заявителем и подписывается всеми совершеннолетними членами его семьи, желающими быть признанными нуждающимися в жилых помещениях. Форма заявления утверждается Правительством Москвы. Данным заявлением гражданин и члены его семьи выражают свое согласие на проверку полноты и достоверности указанных ими сведений уполномоченными органами исполнительной власти города Москвы.
Заявление подается в уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы по месту жительства заявителя. В случаях и в порядке, установленных федеральным законодательством, граждане могут подать заявление о принятии на учет не по месту своего жительства.
Заявление подлежит регистрации в журнале учета заявлений с указанием даты приема заявления и перечня документов, представленных гражданином.
Заявитель прилагает к заявлению копии документов с одновременным предъявлением их оригиналов, подтверждающих следующие сведения о себе и членах своей семьи: о личности, гражданстве Российской Федерации и месте жительства (паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, гражданство Российской Федерации и место жительства); о том, что граждане, указанные в заявлении, являются членами одной семьи, в том числе о родственных отношениях или свойстве лиц, указанных в заявлении в качестве членов семьи (при наличии соответствующих отношений); о признании заявителя и членов его семьи малоимущими в порядке, установленном законом города Москвы; о наличии жилых помещений, пригодных для постоянного проживания и расположенных за пределами города Москвы, в отношении которых заявитель или члены его семьи обладают самостоятельным правом пользования или правом собственности. В случае отсутствия таких помещений заявитель указывает в заявлении, что таких помещений нет.
Документы, свидетельствующие о жилищной обеспеченности заявителя, а также о факте проживания по месту жительства в городе Москве на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет, которые не могут быть затребованы уполномоченными органами исполнительной власти города Москвы в режиме "одно окно" или которые, по мнению заявителя, могут повлиять на решение о признании его нуждающимся в жилых помещениях и принятии на учет, прилагаются им к заявлению.
Уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы в течение 30 рабочих дней со дня подачи заявления рассматривают вопросы о признании заявителей нуждающимися в жилых помещениях и принятии их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании заявления и документов, представленных заявителем, а также документов, истребованных уполномоченными органами исполнительной власти города Москвы в рамках своих полномочий".
Рассмотрение заявлений жителей города Москвы о признании их малоимущими в целях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, и нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (безвозмездного пользования) осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 4 апреля 2011 года N 115-ПП, которым утвержден Регламент рассмотрения в режиме "одного окна" заявлений граждан о признании их малоимущими в целях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, о признании их нуждающимися в жилых помещениях. Согласно п. 2.2 Регламента рассмотрения в режиме "одного окна" заявлений граждан о признании их малоимущими в целях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, о признании их нуждающимися в жилых помещениях, о признании их нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 07.04.2011 N 115-ПП для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях представляются копии документов (с одновременным предъявлением их оригиналов), подтверждающих сведения, свидетельствующие о жилищной обеспеченности заявителей, а также о факте проживания по месту жительства в городе Москве на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет.
В соответствии с п. п. 1 - 4 ст. 11 Закона г. Москвы от 14.06.2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" для признания жителей города Москвы нуждающимися в жилых помещениях уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы рассматривает заявление о признании нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых малоимущим гражданам в соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору социального найма (далее - заявление), документы, приложенные заявителем к заявлению, и документы, полученные уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы по межведомственным запросам, которые подтверждают наличие условий, указанных в статье 7 настоящего Закона.
Заявление заполняется заявителем и подписывается всеми совершеннолетними членами его семьи, желающими быть признанными нуждающимися в жилых помещениях (далее - заявитель). Форма заявления утверждается Правительством Москвы. Данным заявлением гражданин и члены его семьи выражают свое согласие на проверку полноты и достоверности указанных ими сведений уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы.
Заявление подается в уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы по месту жительства заявителя либо через многофункциональный центр предоставления государственных услуг (далее - многофункциональный центр). Порядок взаимодействия уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы и многофункционального центра определяется заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и порядке, установленных федеральным законодательством, граждане могут подать заявление о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений, поданных их законными представителями.
С заявлением должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы. Перечень документов, прилагаемых к заявлению, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, а также документов, получаемых по межведомственным запросам уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы, которыми подтверждается право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, утверждается Правительством Москвы.
Доказательств того, что истец в установленном вышеуказанными нормами порядке обращалась в уполномоченный орган с заявлением о постановке на жилищный учет и признании малоимущими, соответствующим утвержденной постановлением Правительства Москвы форме, не представлено.
Истец не лишена права в установленном порядке обратиться с заявлением о постановке на жилищный учет, признании малоимущими.
Из материалов дела усматривается, что истец обращалась в ДГИ г.Москвы по жилищному вопросу и на ее обращение ДГИ г. Москвы был дан ответ с разъяснением порядка постановки на жилищный учет, ДГИ г. Москвы не принималось решений об отказе в постановке семьи истца на жилищный учет.
Указание истца о том, что она имеет право на внеочередное обеспечение жилым помещением так как является матерью ребенка-инвалида, также не могут являться основанием к отмене решения суда.
Жилые помещений во внеочередном порядке предоставляются в соответствии с положениями ст. 57 ЖК РФ, при этом указанная правовая норма регулирует предоставление жилых помещений вне очереди гражданам, состоящим на жилищном учете. Таким образом, вопрос о наличии у истца права на обеспечение жилым помещением во внеочередном порядке подлежит рассмотрению при постановке ее на жилищный учет.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведённой судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтённых судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
Судебная коллегия считает, что суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, обстоятельства, имеющие значение по делу судом установлены правильно. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда г.Москвы от 16 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца Исмаиловой Б.М. по доверенности Тонкевич И.О, без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.