Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Семченко А.В, судей Дегтеревой О.В, Рачиной К.А, при секретаре Утешеве С.В.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Рачиной К.А, гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Главного Управления Пенсионного фонда РФ N3 по г. Москве и Московской области
на решение Лефортовского районного суда г. Москвы от 21 марта 2019 года, которым постановлено:
Исковые требования Киселевой О.М. к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда РФ N 3 по г. Москве и Московской области о признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, взыскании судебных расходов, удовлетворить частично.
Признать за Киселевой О.М. право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях".
Обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда РФ N 3 по г. Москве и Московской области включить в подсчет стажа, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" Киселевой О.М. период с 01.09.1999 г. по 04.04.2009 г.
Обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда РФ N 3 по г. Москве и Московской области назначить Киселевой О.М. досрочную страховую пенсию по основаниям п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" с 20.08.2018 г.
Взыскать с Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда РФ N 3 по г. Москве и Московской области в пользу Киселевой О.М. судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 (триста) руб, по оплате юридических услуг в сумме 2 000 (две тысячи) руб.
В остальной части иска отказать, УСТАНОВИЛА:
Киселева О.М. обратилась в суд с иском к Государственному Учреждению - Главному Управлению Пенсионного фонда РФ N 3 по г. Москве и Московской области о признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, указывая, что 20.08.2018 г. обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с имеющимся 25-летним стажем педагогической деятельности, однако, в назначении пенсии по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" ей было отказано из-за отсутствия у нее требуемого стажа на соответствующих видах работ, при этом, не был включен в стаж на соответствующих видах работ период ее работы с 01.09.1999 г. по 04.04.2009 г.
Истец Киселева О.М. и ее представитель Королев Д.А. в суд явились, поддержали исковые требования и просили признать за истцом право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, включить в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии в связи с педагогической деятельностью вышеуказанный период и назначить пенсию.
Ответчик - представитель ГУ-ГУ ПФР N 3 по г. Москве и Московской области Терёшкина К.А. в суд явилась, возражала против удовлетворения искового заявления.
Третье лицо - представитель ГБУ СО МО "Комплексный центр социального обслуживания и реабилитации "Люберецкий" Мишакова И.Г. в суд явилась, поддержала исковые требования, представила письменные объяснения, из которых следует, что спорный период подлежит включению в подсчет специального стажа.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого, как незаконного и необоснованного, просит ответчик ГУ-ГУ ПФР N 3 по г. Москве и Московской области по доводам апелляционной жалобы.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения истца, представителя истца и представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующим выводам.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со статьей 3 30 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены постановленного по делу решения не имеется.
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 ФЗ "О страховых пенсиях" при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста не менее 25 лет.
Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено: при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяются:
С писок должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
В соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, п ериоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
В соответствии с п. 13 названных Правил, в стаж работы засчитывается работа в должностях, указанных в списке, в следующих структурных подразделениях организаций (независимо от того, предусмотрены эти организации в списке или нет): общеобразовательные школы всех наименований (за исключением открытой (сменной) общеобразовательной школы); гимназия; межшкольный учебно-производственный комбинат трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся (межшкольный учебный комбинат); школа-интернат; детский сад; ясли-сад (сад-ясли); детские ясли; техникум; колледж; училище; лицей.
В соответствии с п.16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 30 от 11 декабря 2012 г. " О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Судом установлено и следует из материалов дела, что истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости 20.08.2018 г.
Решением от 20.11.2018 г. в назначении пенсии ей было отказано, в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ, в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, истцу включены периоды ее работы общей продолжительностью 20 лет 09 месяцев 02 дня при требуемых - 25 лет. В указанный стаж истцу не включен период ее работы с 01.09.1999 г. по 04.04.2009 г. в должности воспитателя в Дзержинском комплексном центре социального обслуживания населения "Милосердие".
Также судом установлено, что из трудовой книжки истца следует, что она 01.09.1999 г. принята в порядке перевода из муниципального дошкольного образовательного учреждения г. Дзержинский "Детский сад N 7" в центр социального обслуживания "Милосердие" (в дальнейшем переименован: с 01.03.2004 г. - муниципальное учреждение "Комплексный центр социального обслуживания населения "Милосердие", с 11.10.2005 г. - государственное учреждение социального обслуживания Московской области "Дзержинский комплексный центр социального обслуживания населения "Милосердие") на должность воспитателя, 04.06.2009 г. - уволена в связи с сокращением численности штата работников, 01.10.2009 г. принята на должность воспитателя в Муниципальное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида "Детский сад N 8", работает по настоящее время.
Из представленных в материалы дела документов следует, что Центр социального обслуживания "Милосердие" создан в 1999 г. на базе МДОУ "Детский сад N 7", которое ликвидировано.
Для детей дошкольного возраста были сформированы группы дошкольного образования, в которых работали воспитатели, выполняя функции воспитателей детских садов: обеспечение пребывания, присмотра и ухода, питания, дневного сна, прогулок детей, игр, реализация дошкольной образовательной программы на основе учебных планов, составленных на каждый день, подготовка праздничных и тематических детских мероприятий и т.п. Дополнительно воспитатели участвовали в реализации программ и мероприятий по социальной реабилитации и адаптации этих детей ввиду неблагополучия их социального положения, на воспитателей возлагались дополнительные функции в отношении детей школьного возраста, пребывавших в центре, но обучавшихся по образовательной программе основного общего образования в городских образовательных учреждениях (школах): за воспитателем закреплялись дети, в отношении которых требовалось обеспечение посещения ими школы, контроль за ответственным отношением к образованию, участие в мероприятиях школы в качестве представителя учреждения и т.п.
ГБУ СО МО "Комплексный центр социального обслуживания и реабилитации "Люберецкий" является правопреемником ГБУ СО МО "Дзержинский комплексный центр социального обслуживания населения "Милосердие" в связи с реорганизацией путем присоединения последнего на основании распоряжения правительства Московской области от 19.04.2018 г. N 209 РП/14 "О реорганизации и переименовании государственных учреждений социального обслуживания Московской области, подведомственных Министерству социального развития Московской области".
Из письменных пояснений третьего лица следует, что по характеру трудовой деятельности работа истца в спорный период являлась педагогической деятельностью в учреждениях для детей, поскольку воспитанниками учреждения являлись несовершеннолетние дети от 03 до 18 лет из неблагополучных семей, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Для выполнения уставных целей и задач КЦСОН "Милосердие", включая образовательную деятельность в отношении детей, в центре функционировало отделение диагностики и социальной реабилитации несовершеннолетних (в различные периоды имело различные наименования, в том числе: "отделение для несовершеннолетних", "отделение социальной реабилитации и социальной адаптации несовершеннолетних"), в штатном расписании которых предусматривались должности воспитателей.
В соответствии с пп. 2.2 -2.4. Устава КЦСОН "Милосердие" предметом деятельности учреждения, помимо прочего, является реализация полномочий в сфере социальной защиты в том числе детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, целью деятельности является оказание социальных услуг в том числе таким детям, включая социально-педагогические, социально-бытовые и социально-психологические услуги, а также обеспечение обучения, воспитания, социальной адаптации и социальной реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно п. 9.1. Устава для выполнения указанных целей и полномочий в учреждении созданы, помимо прочего, такие структурные подразделения, как отделение диагностики и социальной реабилитации несовершеннолетних и отделение дневного пребывания несовершеннолетних.
Положениями об отделениях диагностики и социальной реабилитации несовершеннолетних КЦСОН "Милосердие" предусматривается, что в отделение принимаются несовершеннолетние от 3 до 18 лет, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, им обеспечивается временное проживание в учреждении, принимаются меры по социальной реабилитации, адаптации, организации их жизнедеятельности, включению их в учебную, трудовую, познавательную, досуговую и иную деятельность.
Согласно письму из отдела оценки пенсионных прав застрахованных лиц управления по Люберецкому муниципальному району Московской области от 30.08.2018 г. целями деятельности КЦСО "Милосердие" является осуществление организационной и практической деятельности по оказанию социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам, семьям и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. В ходе проверки было представлено штатное расписание на 27.12.2017 г, в котором структурно выделено отделение диагностики и социальной реабилитации несовершеннолетних и отделение дневного пребывания несовершеннолетних.
Истец указывает, что она в спорный период фактически работала в должности воспитателя в центре, который по виду фактически может быть отнесен к детскому саду, в данный спорный период она осуществляла педагогическую деятельность на полную ставку, перерывов в работе не имела, считает, что спорный период должен быть включен ей в педагогический стаж.
Разрешая заявленные истцом требования, суд руководствовался постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", разъяснениями, изложенными в п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 30 от 11 декабря 2012 г. "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", и пришел к верному выводу, что учреждение - Дзержинский комплексный центр социального обслуживания населения "Милосердие", в котором в спорный период работала истец, может быть отнесен по виду к общеобразовательным учреждениям, фактически истец работала в спорный период в детском саду, выполняла педагогическую деятельность, в связи с чем включил в подсчет специального стажа истца период ее работы с 01.09.1999 г. по 04.04.2009 г. Сведения о том, что истец не вырабатывала ставку либо имела административные отвлечения в работе в материалах дела отсутствуют.
Также суд верно пришел к выводу о том, что с зачетом спорного периода и периодов, зачтенных пенсионным органом, у истца имеется педагогический стаж 25 лет, в связи с чем, она приобрела право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с момента обращения за назначением такой пенсии, то есть с 20.08.2018 г.
В соответствии со ст. ст. 98, 100 ГПК РФ суд правильно пришел к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца расходов по оплате госпошлины, расходы на оплату услуг представителя, которые снизил до 2 000 руб, в данной части решение суда не обжалуется.
Доводы апелляционной жалобы о том, что учреждение не поименовано в списках судебная коллегия не может признать состоятельными, поскольку отсутствуют правовые основания для иной оценки представленных сторонами и исследованных судом доказательств, данные доводы оценивались судом первой инстанции, им дана оценка, они не противоречат материалам настоящего дела, при этом иные доводы в апелляционной жалобе не приведены.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 32 8, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Лефортовского районного суда г. Москвы от 21 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Главного Управления Пенсионного фонда РФ N 3 по г. Москве и Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.