Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Вьюговой Н.М., судей Филипповой О.В., Мухортых Е.Н., при секретаре фио, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Вьюговой Н.М., дело по апелляционной жалобе представителя ответчика ФСИН России по доверенности фио на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 21 мая 2019 года, которым постановлено: признать незаконным решение комиссии ФСИН России от 01.08.2018 г. об отказе в постановке на учет фио, обязать Федеральную службу исполнения наказаний поставить фио на учет для приобретения или строительства жилого помещения, установила:
фио обратилась в суд с иском к ФСИН России о признании незаконным решения комиссии, обязании поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты (далее ЕСВ) для приобретения или строительства жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указала, что имея необходимую выслугу лет обратилась в ФСИН России с рапортом о постановке на учет для получения ЕСВ. Комиссией ФСИН России отказано в постановке на учет со ссылкой на ухудшение жилищных условий, к которому было отнесено снятие ее на основании судебного решения с регистрационного учета из квартиры, принадлежащей на праве собственности ее матери. С решением истец не согласна, считает, что намеренного ухудшения жилищных условий не было.
Истец фио, представитель истца по ордеру фио в суд первой инстанции явились, требования поддержали.
Представитель ФСИН России по доверенности фио в суд первой инстанции явился, просил в иске отказать по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Суд постановилуказанное выше решение, об отмене которого просит представитель ответчика ФСИН России по доверенности фио по доводам апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ответчика ФСИН России фио, истца фио, ее представителя фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований к отмене обжалуемого решения.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что истец фио паспортные данные майор внутренней службы, заместитель начальника отдела обеспечения безопасности дорожного движения ведения документации и контроля за транспортом УИС - начальник отделения безопасности дорожного движения ФКУ УАТ ФСИН России обратилась с рапортом о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения 09.07.2018.
Представлены документы на 1 человека: заявитель.
Заявитель с 19.12.1999 по 13.03.2018 гг. была постоянно зарегистрирована по адресу: адрес в жилом помещении общей площадью 97, 2 кв.м, где постоянно были зарегистрированы 3 человека. Данное жилое помещение принадлежит на праве собственности матери истца, по иску которой решением Лефортовского районного суда г. Москвы от 05.12.2017 г. фио признана утратившей право пользования данного жилого помещения и снята с регистрационного учета.
С 12.04.2018 г. по 10.04.2019 г. истец зарегистрирована по месту пребывания по адресу: адрес, согласно копии паспорта постоянной регистрации не имеет.
К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные с отчуждением жилых помещений или их частей (пункт 5 части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283 - ФЗ).
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку фио признана прекратившей право пользования квартирой по адресу: адрес и снята с регистрационного учета на основании решения суда, принятого по иску ее матери, то действий по ухудшению своих жилищных условий она не совершила.
Такой вывод на обстоятельствах дела не основан.
Так, вступившим в законную силу решением Лефортовского районного суда г.Москвы от 05 декабря 2017 г. установлено, что квартира по адресу: адрес перешла в собственность матери истца фио в порядке приватизации по договору передачи от 21 августа 2009 г... фио от участия в приватизации отказалась, в результате чего сохранила бессрочное самостоятельное право пользования квартирой. Между тем, данное право она длительное время не реализовывала, из квартиры выехала, добровольно отказавшись от своего права пользования данным жилым помещением. (л.д. 24-25).
Часть 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ предусматривает, что сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные: с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); с обменом жилыми помещениями; с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; с выделением доли собственниками жилых помещений; с отчуждением жилых помещений или их частей.
По смыслу приведенной нормы закона перечень намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий сотрудника, не является исчерпывающим.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно положениям пункта 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ в системной взаимосвязи с пунктом 11 Правил при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальной выплаты учету подлежит общая площадь жилого помещения, занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или в силу правоотношений собственности, вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.
В случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий (пункт 12 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Из приведенных нормативных положений следует, что комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. Наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, заверенных в установленном порядке.
Помимо нуждаемости в жилом помещении обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является несовершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия сотрудником или членами его семьи были совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.
Аналогичные положения содержатся в статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Снятие истца с регистрационного учета по адресу: адрес в 2017 году по решению суда, констатировавшему факт добровольного отказа истца от своего жилищного права следует расценить, как ухудшение ею жилищных условий, поскольку в силу положений ст. ст. 19 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" за ней сохранялось самостоятельное право пользования жилым помещением, находившимся в собственности матери, как у лица, отказавшегося от приватизации, реализация этого права была возможна вплоть до 2017 г, когда в отношении нее матерью был инициирован судебный спор. Между тем, никаких действий для защиты своего права истцом не было предпринято. Таким образом, ухудшение жилищных условий напрямую зависело от воли истца, датой ухудшения следует считать дату вступления в законную силу судебного решения Лефортовского районного суда г.Москвы от 05 декабря 2017 г. Следует отметить, что данное решение фио не обжаловалось.
Поскольку определение нуждаемости сотрудника и членов его семьи в жилом помещении и, как следствие, признание за таким сотрудником права на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляются на основании представленных сотрудником документов, перечисленных в пункте 5 Правил и заверенных в установленном порядке, следовательно право на постановку на учет определяется на дату подачи рапорта - 09 июля 2018 г.
В этой связи доводы истца о том, что моментом ухудшения жилищных условий следует считать отказ от приватизации в 2009 году, пятилетний срок с момента ухудшения жилищных условий истек к дате принятия комиссией решения, не могут быть приняты во внимание. Как указано выше, моментом ухудшения жилищных условий является вступление в законную силу решение Лефортовского районного суда г.Москвы от 05 декабря 2017 г. об утрате фио права пользования квартирой матери ввиду добровольного отказа от принадлежавшего ей в силу закона бессрочного права пользования этой квартирой. До обращения матери в суд истец имела возможность вселиться в квартиру и реализовать свое жилищное право на проживание в ней.
По истечении 5-ти лет с даты ухудшения жилищных условий истец не лишен права вновь обратиться к ответчику с заявлением о принятии на учет.
На основании изложенного обжалуемое решение подлежит отмене по пп. 1-3 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ с вынесением в порядке ст. 328 ГПК РФ нового решения - об отказе в удовлетворении исковых требований фио
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 21 мая 2019 года отменить.
В удовлетворении исковых требований фио о признаниинезаконным решения комиссии ФСИН России от 01 августа 2018 г, обязании ФСИН России поставить фио на учет для получения единовременной социальной выплаты - отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.