Пояснительная записка
к проекту федерального закона "Об особенностях распоряжения и пользования объектами социального и культурного назначения"
В период массовой приватизации государственного и муниципального имущества, несмотря на установленный нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации запрет на приватизацию объектов социального и культурного назначения, в частной собственности оказались большое количество объектов социального и культурного значения, в частности, ясли, детские сады, оздоровительные детские дачи и лагеря, больницы, поликлиники, санатории, профилактории, амбулатории, детские и подростковые клубы, детские центры творчества и досуга, детские спортивно-оздоровительные центры, театры, музеи, кинотеатры, клубы и библиотеки.
Значительная часть перечисленных объектов в силу отсутствия должного финансирования и введения в действие Гражданского кодекса Российской Федерации, закрепляющего право собственника распоряжаться принадлежащим ему имуществом по своему усмотрению, была перепрофилирована. Этот процесс нанес невосполнимый ущерб в первую очередь наименее слабо защищенным категориям граждан Российской Федерации - детям, пенсионерам, инвалидам, жителям сельской местности. При этом верховенство Гражданского кодекса Российской Федерации над регламентирующими процесс приватизации нормативными правовыми актами явилось основанием для неправомерных действий собственников по перепрофилированию объектов социального и культурного назначения.
Вместе с тем согласно части третей статьи 55 Конституции Российской Федерации права собственника могут быть ограничены федеральным законом, если это необходимо для защиты здоровья, прав и законных интересов других лиц - граждан Российской Федерации.
В этой связи представляется необходимым принять федеральный закон, регламентирующий порядок распоряжения и пользования социального и культурного назначения.
Законопроект направлен на сохранение статуса, недопущение противозаконного перепрофилирования и закрытия объектов социального и культурного назначения.
В соответствии с законопроектом все организации (независимо от форм собственности), которые являются собственниками объектов социального и культурного назначения или которые владеют ими на праве хозяйственного ведения (оперативного управления), не вправе изменять профиль использования этих объектов или прекращать их деятельность. При любых сделках с объектами социального и культурного назначения (купля-продажа, залог, передача их в аренду и т.д.) профиль использования данных объектов должен сохраняться.
Законопроектом установлено, что если услуги объектов социального и культурного назначения в течение года не использовались гражданами, то организация - собственник (владелец) этих объектов может продать их, передать в залог, аренду или распорядиться ими иными способами без сохранения профиля их деятельности только с разрешения органа местного самоуправления, согласованного с соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти. При этом органам местного самоуправления предоставляется первоочередное право на приобретение данных объектов по стоимости, установленной соглашением сторон.
Аналогичный порядок действует, если организация - собственник объектов социального и культурного назначения намерена изменить профиль их использования или прекратить их деятельность.
Законопроект предусматривает жесткие санкции по отношению к организациям, допустившим нарушения установленного порядка распоряжения и пользования объектами социального и культурного назначения. Все сделки с этими объектами, совершенные с нарушением установленных законом положений, являются недействительными и не влекут правовые последствия. Объекты социального и культурного назначения, которые были предметом таких сделок, могут быть выкуплены субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием у организации - собственника этих объектов по остаточной балансовой стоимости либо принудительно проданы по конкурсу, обязательным условием которого является сохранение профиля использования этих объектов. В случае продажи данных объектов по конкурсу организации-собственнику возвращается остаточная балансовая стоимость объектов, остальные денежные средства направляются в бюджет соответствующего муниципального образования.
В случае, если сделки с объектами социального и культурного назначения, совершенные с нарушением положений данного закона, организациями, владеющими ими на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, такие объекты подлежат изъятию у указанных организаций из хозяйственного ведения или оперативного управления.
Более того, в соответствии с законопроектом организации, виновные в изменении профиля использования объектов социального и культурного назначения или в прекращении их использования, обязаны принять меры по восстановлению в течение месяца профиля использования данных объектов или по возобновлению их использования. Если восстановить профиль использования этих объектов невозможно или если они ликвидированы, организации - собственники или владельцы таких объектов обязаны создать новые объекты социального и культурного назначения того же профиля использования.
За нарушение положений настоящего Федерального закона на руководителей организаций - собственников объектов социального и культурного назначения по решению суда налагается административный штраф размером от 40 до 50 МРОТ.
Вступление в силу данного закона позволит сохранить систему социальной защиты населения от полного разрушения и обеспечит сохранение объемов оказания гражданам России услуг социального и культурного характера на должном уровне.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "Об особенностях распоряжения и пользования объектами социального и культурного назначения"
Введение в действие федерального закона "Об особенностях распоряжения и пользования объектами социального и культурного назначения" не потребует введения или отмены налогов, освобождения от их уплаты, выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств государства и иных расходов средств федерального бюджета.
В этой связи в соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации и статьей 105 Регламента Государственной Думы на указанный законопроект не требуется заключение Правительства Российской Федерации.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановленную, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "Об особенностях распоряжения и пользования объектами социального и культурного назначения"
В данной сфере правового регулирования действуют Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" и нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Введение в действие указанного проекта федерального закона потребует внесения изменений и дополнений в указанные законодательные акты.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.