Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Климовой С.В.
и судей Лобовой Л.В, Масленниковой Л.В, при помощнике судьи Кишкинской А.С, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Климовой С.В.
дело по апелляционной жалобе Соколова А.Е. на решение Лефортовского районного суда города Москвы от 13 июня 2019 года, которым постановлено:
исковые требования Соколова А.Е. к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда РФ N 3 по г. Москве и Московской области о признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда, удовлетворить частично, обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда РФ N 3 по г. Москве и Московской области включить в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 16 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" Соколову А.Е. периоды работы: с 01.01.2004 г. по 30.04.2004 г, с 01.05.2004 г. по 12.05.2004 г, с 26.05.2004 г. по 31.05.2004 г, с 01.06.2004 г. по 05.09.2004 г, с 25.09.2004 г. по 08.02.2005 г, с 09.02.2005 г. по 08.06.2005 г, с 01.07.2005 г. по 17.11.2005 г, с 13.05.2004 г. по 25.05.2004 г, с 06.09.2004 г. по 24.09.2004 г, с 10.05.2011 г. по 18.06.2011 г, с 19.03.2012 г. по 27.04.2012 г, с 10.03.2016 г. по 28.04.2016 г, в остальной части иска отказать, УСТАНОВИЛА:
Соколов А.Е. 04.04.2019 обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Главное управление Пенсионного фонда РФ N 3 по г. Москве и Московской области (далее - ГУ-ГУ ПФР N 3 по г. Москве и Московской области) о признании незаконным решение ответчика N *** от 05.02.2019 об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, обязании включить в специальный стаж периоды его работы в Центральном региональном спасательно-пожарном центре (экспериментальном) МЧС России с 01.01.2004 по 30.04.2004, с 01.05.2004 по 12.05.2004, с 26.05.2004 по 31.05.2004 в должности спасателя, с 01.06.2004 по 05.09.2004, с 25.09.2004 по 08.02.2005, с 09.02.2005 по 08.06.2005, с 01.07.2005 по 17.11.2005 в должности спасателя, начальника поисково-спасательного подразделения, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 13.05.2004 по 25.05.2004, с 06.09.2004 по 24.09.2004, на учебе с 10.05.2011 по 18.06.2011, с 19.03.2012 по 27.04.2012, с 10.03.2016 по 28.04.2016 и назначить ему досрочную страховую пенсию по старости в связи на основании п. 16 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 "О страховых пенсиях" с момента обращения за ее назначением, т.е. с 06.11.2018, мотивируя обращение тем, что оснований для отказа в назначении пенсии не имелось, а специальный стаж подтвержден необходимыми доказательствами.
В судебном заседании истец требования поддержал; представитель ответчика иск не признала.
13.06.2019 судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого в части отказа в удовлетворении требований об обязании ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости просит истец Соколов А.Е. по доводам своей апелляционной жалобы от 09.07.2019.
В заседании судебной коллегии истец Соколов А.Е. доводы апелляционной жалобы поддержал; представитель ответчика ГУ-ГУ ПФР N 3 по г. Москве и Московской области по доверенности Ноздря А.И. против удовлетворения жалобы возражал.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав стороны, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда в части отказа в удовлетворении требований истца об обязании ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Соколов А.Е, **** года рождения, 06.11.2018 обратился в ГУ-ГУ ПФР N 3 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 16 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ГУ-ГУ ПФР N 3 по г. Москве и Московской области N 2/248 от 05.02.2019 в назначении досрочной страховой пенсии по старости Соколову А.Е. отказано в связи с отсутствием необходимого стажа на соответствующих видах работ, поскольку специальный стаж составил 12 лет 09 месяцев 24 дня, при требуемом не менее 15 лет.
При этом в подсчет специального стажа не включены периоды работы Соколова А.Е. в Московской городской поисково-спасательной службе с 22.07.2003 по 15.10.2003 в должности спасателя на поисково-спасательной станции "***", так как документально не подтверждено участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций, книжка спасателя на указанный период не представлена, в выписке из лицевого счета застрахованного лица отсутствует код особых условий труда, в Центральном региональном спасательно-пожарном центре (экспериментальном) МЧС России с 01.01.2004 по 30.04.2004 в должности спасателя, с 01.05.2004 по 12.05.2004, с 26.05.2004 по 31.05.2004 в должности спасателя на 0, 5 ставки, с 01.06.2004 по 05.09.2004, с 25.09.2004 по 08.02.2005, с 09.02.2005 по 08.06.2005, с 01.07.2005 по 17.11.2005 в должности спасателя, начальника поисково-спасательного подразделения, так как с 2004 года организация в ПФР не предоставляла поименные списки работников, имеющих право на пенсионное обеспечение в связи с работой в профессиональных аварийно-спасательных службах (так в документе - ответ на запрос от 10.01.2019 N 208-13-05/202), в выписке из лицевого счета застрахованного лица отсутствует код особых условий труда, периоды нахождения на учебе с 13.05.2004 по 25.05.2004, с 06.09.2004 по 24.09.2004, с 10.05.2011 по 18.06.2011, с 19.03.2012 по 27.04.2012, с 10.03.2016 по 28.04.2016, а также в отпуске без сохранения заработной платы с 09.06.2005 по 30.06.2005, поскольку их включение не предусмотрено Правилами N 516 от 11.07.2002.
В соответствии с п. 16 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" досрочная страховая пенсия по старости назначается лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста.
Согласно подп. "и" п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций применяется перечень должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда в соответствии с п. "л" ст. 12 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации", и перечень должностей и специальностей работников, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с работой спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях в соответствии со ст. 78.2 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации", утвержденные постановлением Правительства РФ от 01.10.2001 N 702 "Об утверждении перечней должностей и специальностей работников профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, дающих право на пенсию в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет".
Перечнем должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда в соответствии с п. "л" ст. 12 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства РФ от 01.10.2001 N 702, предусмотрены должности спасателя и начальника поисково-спасательного подразделения.
Как установлено судом и следует из трудовой книжки, Соколов А.Е. работал в Московской городской поисково-спасательной службе с 13.07.2001 по 10.10.2001 в должности спасателя на спасательной станции "***", в Управлении по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям ЮАО г. Москвы с 11.10.2001 по 18.03.2002 в должности спасателя, в Московской городской поисково-спасательной службе с 22.07.2003 по 15.10.2003 в должности спасателя на поисково-спасательной станции "***", в Центральном региональном спасательно-пожарном центре (экспериментальном) МЧС России с 16.10.2003 по 08.02.2005 в должности спасателя, с 09.02.2005 по 30.09.2005 в должности начальника поисково-спасательного подразделения, с 01.10.2005 по 17.11.2005 в должности спасателя, в Государственном центральном аэромобильном спасательном отряде с 18.11.2005 в должности спасателя в поисково-спасательной службе, где продолжал работать на момент обращения к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Согласно архивным справкам Центрального архива МЧС России от 11.07.2018 и 11.03.2019 Соколов А.Е. с 16.10.2003 назначен спасателем 3 класса Центрального регионального спасательно-пожарного центра (экспериментального) МЧС России, с 01.05.2004 по 30.06.2004 переведен спасателем 3 класса на 0, 5 ставки, освобожден от должности спасателя 3 класса, с 13.05.2004 по 25.05.2004 откомандирован на обучение (подготовка спасателей по программе "Промышленный альпинист"), с 01.06.2004 переведен на полную ставку, с 06.09.2004 по 24.09.2004 откомандирован для обучения по программе "Спелеологическая подготовка", с 09.02.2005 назначен на должность начальника поисково-спасательного подразделения, освобожден от должности спасателя 3 разряда, с 09.06.2005 по 30.06.2005 истцу предоставлен отпуск без сохранения заработной платы, 17.11.2005 уволен, с 18.11.2005 принят на условиях совместительства в Центральный региональный поисково-спасательный отряд МЧС России на 0, 5 ставки спасателя 3 класса, с 15.03.2006 уволен по собственному желанию (л.д. 38-39, 58).
Из представленной справки, уточняющей особый характер работы, выданной Отрядом Центроспас 29.03.2019 следует, что истец работает полный рабочий день и участвует в ликвидации чрезвычайных ситуаций на предприятии ФГКУ "Государственный центральный аэромобильный спасательный отряд" МЧС России с 18.11.2005 по 31.10.2006 в качестве спасателя 3 класса поисково-спасательной службы, с 01.11.2006 по 31.12.2010 в качестве спасателя 2 класса поисково-спасательной службы, с 01.01.2011 в качестве спасателя 1 класса поисково-спасательной службы по настоящее время; истцу предоставлялся ученический отпуск с 10.05.2011 по 18.06.2011, с 19.03.2012 по 27.04.2012, с 10.03.2016 по 28.04.2016 (л.д. 78-79).
Разрешая спор на основании представленных доказательств, в том числе трудовой книжки, справок работодателей, архивных справок о фактическом участии в поисково-спасательных работах, книжки спасателя, суд исходил из того, что основанием для включения в специальный стаж периодов работы является характер трудовой деятельности, осуществление определенных трудовых функций, и пришел к выводу об обоснованности требований истца об обязании ответчика включить в специальный стаж периоды работы в Центральном региональном спасательно-пожарном центре (экспериментальном) МЧС России с 01.01.2004 по 30.04.2004, с 01.05.2004 по 12.05.2004, с 26.05.2004 по 31.05.2004 в должности спасателя, с 01.06.2004 по 05.09.2004, с 25.09.2004 по 08.02.2005, с 09.02.2005 по 08.06.2005, с 01.07.2005 по 17.11.2005 в должности спасателя, начальника поисково-спасательного подразделения, поскольку в указанные периоды истец работал в качестве спасателя в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и участвовал в ликвидации чрезвычайных ситуаций, как того требуют положения п. 16 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в должностях, предусмотренных соответствующим Перечнем, утвержденным постановлением Правительства РФ от 01.10.2001 N 702.
Удовлетворяя требования Соколова А.Е. об обязании включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 13.05.2004 по 25.05.2004, с 06.09.2004 по 24.09.2004, в ученических отпусках с 10.05.2011 по 18.06.2011, с 19.03.2012 по 27.04.2012, с 10.03.2016 по 28.04.2016, суд исходил из того, что в указанные периоды истец работал в Центральном региональном спасательно-пожарном центре (экспериментальном) МЧС России в должности спасателя, начальника поисково-спасательного подразделения, которые подлежат включению в специальный стаж, а также в Государственном центральном аэромобильном спасательном отряде в должности спасателя в поисково-спасательной службе, которые включены ответчиком в специальный стаж, нахождение на курсах повышения квалификации и в ученических отпусках подтверждается архивной справкой и справкой работодателя, в спорные периоды работодателем за истцом сохранялось место работы и средний заработок, в связи с чем их включение основано на положениях ст.ст. 173, 187 Трудового кодекса РФ.
В указанной части решение суда истцом не обжалуется, а ответчиком апелляционная жалоба не подана, в связи с чем судебная коллегия в силу положений ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в поданной апелляционной жалобе.
Разрешая требования Соколова А.Е. об обязании назначить досрочную страховую пенсию, суд пришел к выводу о том, что включение спорных периодов в специальный стаж с 01.01.2004 по 30.04.2004, с 01.05.2004 по 12.05.2004, с 26.05.2004 по 31.05.2004, с 01.06.2004 по 05.09.2004, с 25.09.2004 по 08.02.2005, с 09.02.2005 по 08.06.2005, с 01.07.2005 по 17.11.2005, с 13.05.2004 по 25.05.2004, с 06.09.2004 по 24.09.2004, с 10.05.2011 по 18.06.2011, с 19.03.2012 по 27.04.2012, с 10.03.2016 по 28.04.2016 (02 года 02 месяца 04 дня) с учетом периодов включенных ответчиком в такой стаж (12 лет 09 месяцев 24 дня) не составляет необходимую продолжительность специального стажа, дающего право истцу на назначение досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 16 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 "О страховых пенсиях", в связи с чем отказал в их удовлетворении и назначении Соколову А.Е. страховой пенсии с момента обращения за ее назначением, т.е. с 06.11.2018.
Вместе с тем, при вынесении решения судом первой инстанции не учтено, что согласно решению ГУ-ГУ ПФР N 3 по г. Москве и Московской области N 2/248 от 05.02.2019 в подсчет специального стажа истца включены периоды его работы с 16.10.2003 по 31.12.2003, с 18.11.2005 по 09.05.2011, с 19.06.2011 по 18.03.2012, с 28.04.2012 по 09.03.2016, с 29.04.2016 по 05.11.2018, что составляет 12 лет 09 месяцев 27 дней, в то время как в решении N 2/248 от 05.02.2019 указано на продолжительность имеющегося у Соколова А.Е. специального стажа 12 лет 09 месяцев 24 дня; представитель ответчика в заседании суда апелляционной инстанции не оспаривал неправильность указания в решении N 2/248 от 05.02.2019 об отказе истцу в назначении пенсии на продолжительность периода работы, включенного в специальный стаж.
Кроме того, в суде апелляционной инстанции истцом представлена трудовая книжка и книжка спасателя, согласно которой после обращения в пенсионные органы с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости 06.11.2018 истец продолжил работу в Государственном центральном аэромобильном спасательном отряде в должности спасателя в поисково-спасательной службе, откуда был уволен 18.06.2019.
При таких данных, руководствуясь положениями ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", устанавливающими, что страховая пенсия назначается со дня обращения за ней (за исключением случаев, предусмотренных ч. 5 и 6 настоящей статьи), но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию, и принимая во внимание наличие у Соколова А.Е, *** года рождения, на 07.11.2018 необходимой продолжительности специального стажа, дающего ему право на назначение досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 16 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 "О страховых пенсиях", судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда в части отказа в удовлетворении требований истца о назначении досрочной страховой пенсии по старости и принятии в указанной части нового решения об обязании ответчика назначить Соколову А.Е. такую пенсию с 07.11.2018.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Лефортовского районного суда города Москвы от 13 июня 2019 года в части отказа в удовлетворении требований истца об обязании ГУ-ГУ ПФР N 3 по г. Москве и Московской области назначить Соколову А.Е. досрочную страховую пенсию по старости отменить, принять по делу в указанной части новое решение, которым обязать Государственное учреждение - Главное Управление Пенсионного фонда РФ N 3 по г. Москве и Московской области назначить Соколову А.Е. досрочную страховую пенсию по старости на основании п. 16 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 07 ноября 2018 года, в остальной части решение Лефортовского районного суда города Москвы от 13 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Соколова А.Е. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.