Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Масленниковой Л.В.
и судей Лобовой Л.В, Дегтеревой О.В.
при помощнике судьи Бухареве И.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лобовой Л.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Соколовой Т. А. на решение Преображенского районного суда г. Москвы от 23 июля 2019 года (номер дела в суде первой инстанции N 2-309/19), которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Соколовой Т.А. к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N 7 по г. Москве и Московской области о признании протокола оценки прав N 2960 незаконным - отказать.
установила:
Истец Соколова Т.А. обратилась в суд с иском к ответчику ГУ-ГУ ПФР N 7 по Москве и Московской области, в котором просила признать протокол оценки пенсионных прав N *** от 01.01.2002 года незаконным, установить продолжительность стажа 31 год 06 месяцев 19 дней, обязать ответчика произвести перерасчет размера пенсии, назначенной истцу с учетом установленной по решению суда продолжительности стажа 31 год 06 месяцев 19 дней со дня обращения истца к ответчику за назначением пенсии с 05.09.2003 года, обязать ответчика выплатить образовавшуюся с учетом перерасчета размера пенсии задолженность.
В ходе рассмотрения дела истец неоднократно уточняла исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ от 05.03.2019 года, от 09.04.2019 года и от 22.05.2019 года, и настаивала на рассмотрении дела по уточнённому иску в редакции от 23.07.2019 года (л.д. 161 том 2), согласно которому просила признать протокол ГУ-ГУ ПФР N 7 по Москве и Московской области N 2690 оценки пенсионных прав на 01.01.2002 года незаконным.
В обоснование заявленных требований истец ссылалась на то, что при оценке пенсионных прав ответчиком допущены нарушения, выразившиеся в неправильности определения продолжительности стажа, неправильности определения размера заработка, указание на ожидаемый период 150 месяцев, что повлияло на определение размера пенсии истца, с которым она не согласна и обратилась с указанным иском.
В судебном заседании истец поддержала уточненные требования от 23.07.2019 года, просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика по доверенности Афанасьева Т.И. в судебном заседании заявленные требования не признала по доводам письменных возражений.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит истец.
Представитель ответчика, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в заседание судебной коллегии не явился, ходатайств об отложении дела не представил.
В силу ст.167 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав истца Соколову Т.А, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены обжалуемого решения.
В соответствии с частью 1 статьи 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, исходя из изученных материалов дела, не имеется.
В силу ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
На момент обращения истца за назначением пенсии по старости пенсионное обеспечение осуществлялось в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", с 01.01.2015 года пенсионное обеспечение осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" с 01.01.2002 года трудовые пенсии назначаются с определением фиксированного базового размера и страховой части и индексируются с учетом темпов роста инфляции.
После 01.01.2002 года на размер пенсии влияет сумма страховых взносов, рассчитанных по начисленным взносам и учтенных на индивидуальном лицевом счете в ПФ РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 29.1 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ расчетный капитал формируется также из общей суммы страховых взносов, начисленных на застрахованное лицо за период после 01.01.2002 года, на основании данных индивидуального персонифицированного учета.
В соответствии со ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" в связи с введением в действие настоящего Федерального закона при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по формуле:
ПК = (РП - 450 рублей) x T, где
ПК - величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица;
РП - расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии с настоящей статьей;
450 рублей - размер базовой части трудовой пенсии по старости, который устанавливался законодательством Российской Федерации на 1 января 2002 года;
T - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 1 статьи 14 и пункт 1 статьи 32 настоящего Федерального закона).
Расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
Расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле:
РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП, где
РП - расчетный размер трудовой пенсии;
СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц:
из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0, 55 и повышается на 0, 01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0, 20;
из числа лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 - 28 настоящего Федерального закона), составляет 0, 55 при продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, указанной в статьях 27 - 28 настоящего Федерального закона, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0, 01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0, 20;
ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается;
ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;
СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации (1671 рубль 00 копеек).
Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1, 2.
Оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, в следующие сроки:
застрахованным лицам, занятым на соответствующих видах работ, предусмотренных пунктом 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, - не позднее 1 января 2011 года, а в случае назначения этим лицам трудовой пенсии до указанной даты - одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом;
остальным застрахованным лицам - не позднее 1 января 2013 года, а в случае назначения этим лицам трудовой пенсии до указанной даты одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом.
При этом применяется порядок подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях заработка застрахованного лица), а также порядок увеличения заработка застрахованного лица, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В ходе рассмотрения дела судом установлено и подтверждается материалами дела, что истец Соколова Т.А, 20.08.1948 г.р, является получателем страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 05.09.2003 года.
По состоянию на 22.07.2019 года размер пенсии истца составляет 10 630, 27 руб.
Из протокола N 2690 по оценке пенсионных прав Соколовой Т.А, на основании которого истцу определено право на получение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 7, 14 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", действовавшего на день обращения истца 05.09.2003 года, следует, что пенсионным органом принято решение о назначении истцу трудовой пенсии по старости с 05.09.2003 года пожизненно с установленным размером 1 149, 33 руб.
Согласно данного протокола общий трудовой стаж истца учтен продолжительностью 21 год 10 месяцев 23 дня, страховой стаж определен продолжительностью 21 год 10 месяцев 23 дня, средний заработок пенсионера - 0.15798, при среднем заработке по стране 0.17860, при установленной заработной плате по РФ равной 1 671 руб. выведено отношение 0, 885, расчетная пенсия (для определения пенсионного коэффициента) 828, 15, ожидаемый период выплаты 150 месяцев, базовая часть пенсии определена в размере 450 руб, пенсионный капитал 56 722, 50 руб. На основании указанных данных произведен расчет пенсии на 05.09.2003 года, согласно которому базовая часть пенсии составила 598, 02 руб, пенсионный капитал 80 067, 21 руб, учтена сумма, поступивших страховых взносов за 2002 г. - 2 629, 56 руб, за 2003 г. - 0 руб, итого пенсионный капитал определен 82 696, 77 руб, определена страховая часть пенсии 551, 31 руб, определен размер пенсии 1 149, 33 руб.
Из представленных доказательств, в том числе материалов пенсионного дела, подтверждается, что для расчета пенсионного капитала при оценке пенсионных прав истца был учтен общий трудовой стаж по 31.12.2001 года продолжительностью 23 года 10 месяцев 23 дня, т.е. был учтен стажевый коэффициент 0, 56, в настоящий момент стажевый коэффициент истца составляет 0, 58.
С 01.01.2017 года на основании поданного истцом заявления от 22.12.2016 года был произведён перерасчет страховой пенсии, учтен в стаж период проживания истца с супругом за границей с 01.11.1987 года по 18.08.1989 года с учетом представленной справки, которая ранее истцом при обращении не предоставлялась.
Из отзыва ответчика следует, что заработок за период трудовой деятельности в должности инженера ПТО ОАО "Зангас" в загранкомандировке в Ливии с 01.12.1999 года по 01.09.2001 года указан в долларах, вследствие чего ответчиком не принята данная справка для исчисления пенсии. Средний заработок учтен за период с 01.01.1978 года по 31.12.1982 года, при этом отношение среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате по стране за этот же период составило 0, 952 при максимально учитываемом 1, 2 в соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ.
При оценке пенсионных прав истца на дату обращения были рассмотрены все возможные варианты, вариант исчисления расчетного размера трудовой пенсии истца определён в соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" как наиболее выгодный для пенсионера. Так же были рассмотрены все возможные варианты расчета отношений среднемесячных заработков истца к среднемесячной заработной плате по стране, при выборе расчета среднемесячного заработка определен наиболее выгодный для пенсионера.
Из представленного в материалы дела расчета, следует, что при расчете пенсии учтена заработная плата истца за 1984 года, при рассмотрении возможных вариантов расчета среднемесячных заработков к среднемесячной заработной плате по стране, расчет среднемесячного заработка за 1973 год и 1974 года не был произведен, т.к. в материалах пенсионного дела справки о заработной плате от 12.02.2019 года N 102 не имеется, при учете данной справки такой вариант для пенсионера является невыгодным. Так же при расчете среднемесячного заработка была учтена заработная плата истца за 1999 год по имеющимся сведениям в выписке из индивидуального лицевого счет, за 1980 год по имеющейся в материалах пенсионного дела справке от 29.10.2003 года N ФБО-15, учтена заработная плата за 1982 года в размере 1881, 23 руб. по имеющейся в материалах пенсионного дела справке от 29.10.2003 года ФБО-15 и справке от 13.01.2004 года N 23-8-7/6.
Таким образом, на момент оценки пенсионных прав учтен заработок по представленным справкам, определено отношение среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате по стране за тот же период, которое составило 0, 952 при максимально учитываемом 1, 2, в настоящее время учитывается данное отношение среднемесячного заработка как 0, 960, учтена средняя заработная плата истца за 60 месяцев с сентября 1977 года, данный перерасчёт произведен с 31.07.2017 года в соответствии с оценкой пенсионных прав истца на основании её заявления о перерасчете пенсии от 31.07.2017 года с приложением справки, т.е. по варианту, который является для пенсионера наиболее выгодным.
Также установлено и следует из пенсионного дела, что при подсчёте стажа период с 01.11.1987 года по 18.08.1989 года учтен ответчиком, с учетом данного периода включенного в подсчёт стажа, произведен перерасчёт пенсии истца с 01.01.2017 года на основании заявления истца от 22.12.2016 года с приложенной справкой по указанному выше периоду. Период с 26.07.2002 года по 01.10.2002 года учтен ответчиком в подсчет стажа и с 01.02.2004 года на основании выписки по индивидуальному лицевому счету произведён перерасчет, т.е. при поступлении сведений по лицевому счету и заявления истца от 13.02.2004 года о перерасчете пенсии.
Период работы истца в Ливии учтен ответчиком с 01.12.1999 года по 25.05.2001 года в соответствии с имеющимися сведениями по выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица с 01.07.2004 года.
Из пояснений представителя ответчика следует, оспариваемый истцом протокол оценки пенсионных прав имеет форму бланка, в котором отражены возможные варианты принятия решения по итогам оценки пенсионных прав лица, обратившегося за назначением пенсии, в котором указано решение по пунктам, к истцу в данном случае относится заполненная часть по пункту номер один, где указано установить пенсию по старости с указанием суммы и с какого числа, остальные пункты под номерами два и три, это указание на возможные варианты принятого решения, которые к истцу не относятся.
Разрешая требования истца на основании собранных доказательств, руководствуясь положениями ст.30 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", положениями ФЗ "О страховых пенсиях", суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку расчет пенсии произведен по наиболее выгодному для пенсионера варианту, при расчете пенсии истца периоды трудовой деятельности в соответствии с выбранным вариантом расчета, были включены в подсчет стажа, в том числе с учетом обращений истца с заявлениями о перерасчете размера пенсии в соответствии с дополнительно представленными документами; оснований полагать, что имеет место быть нарушение прав истца по получению пенсионного обеспечения на основании оспариваемого протокола оценки пенсионных прав N 2690, не имеется; за период с момента назначения пенсии с 05.09.2003 года по настоящее время, ответчиком производилась переоценка пенсионных прав истца, в том числе с учетом ее письменных обращений с приложением дополнительных документов.
Судебная коллегия полагает выводы суда правильными, основанными на правильном применении норм материального права, соответствующими установленным обстоятельствам.
Доводы апелляционной жалобы истца повторяют доводы искового заявления, которым дана надлежащая правовая оценка, основаны на неверном толковании подлежащего применению законодательства, что не может послужить основанием для отмены постановленного судом решения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что неверно определена продолжительность страхового стажа, неверно определен стажевый коэффициент, не учтен заработок в долларах США, в том числе со ссылкой на то, что в настоящее время истцу назначена и выплачивается пенсия в меньшем размере, чем установлено законом, и она имеет право на перерасчет пенсии судебная коллегия находит необоснованными, указанные доводы были проверены судом первой инстанции, отклонены как несостоятельные, о чем указано в мотивировочной части судебного постановления.
Судебная коллегия не усматривает в обжалуемом решении нарушения или неправильного применения норм как материального, так и процессуального права, доводы апелляционной жалобы, проверенные в порядке ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, либо опровергали выводы суда, влияли на обоснованность и законность судебного решения, поскольку по существу выражают лишь несогласие с принятым решением, направлены на переоценку исследованных судом доказательств. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Преображенского районного суда г. Москвы от 23 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Соколовой Т. А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.