Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Масленниковой Л.В.
судей Дегтеревой О.В, Лобовой Л.В.
при помощнике Кишкинской А.С.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Дегтеревой О.В, гражданское дело (N2-1797/19) по апелляционной жалобе Колесника Ю.Н. на решение Зеленоградского районного суда г. Москвы от 02 августа 2019 года, которым постановлено:
Иск Колесник Ю.Н. к Государственному учреждению - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 1 по г. Москве и Московской области о возложении обязанности - оставить без удовлетворения.
УСТАНОВИЛА:
Истец Колесник Ю.Н. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Главное управление ПФР N1 по г. Москве и Московской области, в обоснование указал, что решением пенсионного органа N 1081223 от 25.07.2018 ему отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по причине отсутствия требуемой минимальной величины индивидуального пенсионного коэффициента, который в 2018 году должен составлять не менее 13, 8 балла. По рекомендации пенсионного фонда 08.10.2018 истец добровольно внес страховые взносы в сумме 21 000 рублей, о чем сообщил ответчику. Решением пенсионного органа N2691416 от 31.10.2018 истцу также отказано в назначении пенсии, по причине отсутствия требуемой минимальной величины индивидуального пенсионного коэффициента, поскольку добровольно уплаченные взносы в сумме 21 000 рублей, отражаются в выписке из лицевого счета застрахованного лица после 01 марта 2019 года. 02 апреля 2019 года истцом подано заявление о рассмотрении вопроса о назначении страховой пенсии, однако страховая пенсия была назначена ему только с 27.06.2019г. Полагая свои права нарушенными, истец Колесник Ю.Н. обратился с данным иском в суд, уточнив в судебном заседании исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, просил признать за ним право на назначение пенсии по старости с даты возникновения права, произвести начисление и выплачивать пенсию с даты возникновения права.
В судебном заседании представитель истца Иванов Р.В. уточненные исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ просил суд удовлетворить.
Ответчик обеспечил явку в судебное заседание представителя, который возражал против удовлетворения исковых требований.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит истец, указывая, что решение суда постановлено с нарушением норм материального и процессуального права.
Представитель ответчика в заседание судебной коллегии не явился, о рассмотрении жалобы извещен, ходатайств об отложении дела не представил, в порядке ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие ответчика.
Судебная коллегия, заслушав представителя истца Иванова Р.В, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции по настоящему делу подлежит отмене как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что Колесник Ю.Н, *** года рождения, обратился с заявлением в пенсионный орган за назначением страховой пенсии по старости.
Решением ГУ-ГУ ПФР N 1 по Москве и Московской области N 1081223 от 25.07.2018 Колесник Ю.Н. отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по причине отсутствия требуемой минимальной величины индивидуального пенсионного коэффициента, который в 2018 году должен составлять не менее 13, 8 балла, против имеющегося у Колесник Ю.Н. - 13, 014 балла.
Также из материалов дела видно, что 08.10.2018 Колесник Ю.Н. зарегистрировался в территориальном органе ПФР в качестве плательщика, вступившего в добровольные правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, внес страховые взносы в сумме 21 000 рублей в порядке, предусмотренном статьей 29 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", и повторно 08.10.2018 обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии.
Решением ГУ-ГУ ПФР N1 по Москве и Московской области N 2691416 от 31.10.2018 истцу также отказано в назначении пенсии по причине отсутствия требуемой минимальной величины индивидуального пенсионного коэффициента, поскольку добровольно уплаченные взносы в сумме 21 000 рублей, отражаются в выписке из лицевого счета застрахованного лица после 01 марта 2019 года.
02 апреля 2019г. истец подал заявление в пенсионный орган рассмотреть его вопрос об отказе в назначении страховой пенсии по старости, со ссылкой на оплату в добровольном порядке страховой пенсии (л.д. 21).
Также из материалов дела видно, что страховая пенсия истцу назначена решением от 15.07.2019 ГУ ПФР N1 и выплачивается с 27.06.2019 года в размере 6538, 54 руб. (л.д.45).
Вышеуказанные обстоятельства сторонами не оспариваются.
Оценив представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что требования Колесник Ю.Н. о признании за ним право на назначение страховой пенсии с даты возникновения права, произвести начисление страховой пенсии с даты возникновения права не подлежат удовлетворению, поскольку на момент подача заявления 08.10.2018г. добровольно уплаченные страховые взносы лица отражены в выписке из лицевого счета застрахованного лица не были, сославшись на п.35 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказ Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, суд не нашел оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.
Судебная коллегия полагает выводы суда о наличии оснований для отказа в удовлетворении требований Колесник Ю.Н. ошибочными, постановленными в нарушение норм материального и процессуального права без учета фактических обстоятельств дела.
В апелляционной жалобе Колесник Ю.Н. ссылается, что своевременно исполнил свои обязательства по уплате страховых взносов, что ответчиком не оспаривалось, наличие которых не было отражено на лицевом счете по не зависящим от него причинам в противоречие положениям приведенной выше Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, то требования истца о назначении ему страховой пенсии с учетом уточненных требований подлежали удовлетворению, с учетом даты внесения сведений на лицевые счета застрахованных лиц ежегодно, то есть с 01 марта 2019 года.
В силу части 1 статьи 4 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 "О страховых пенсиях", право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 8 указанного Федерального закона право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Частью 1 статьи 22 поименованного Федерального закона предусмотрено, что страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. По правилам части 2 указанной статьи, днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 2 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 3 ст. 3 Федерального закона "О страховых пенсиях", индивидуальный пенсионный коэффициент - параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии.
В силу ч. 2 ст. 35 Федерального закона "О страховых пенсиях", необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного ст. 8 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 3 ст. 35 Федерального закона "О страховых пенсиях", с 01.01.2015 страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6, 6 с последующим ежегодным увеличением на 2, 4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30.
В силу положений вышеуказанного закона, в 2017 году величина индивидуального пенсионного коэффициента не может быть ниже 11, 4, в 2018 году - не ниже 13, 8.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона "О страховых пенсиях", страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона N 400-ФЗ и Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 N 1015, при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж, иные периоды, засчитываемые в страховой стаж в соответствии со ст. ст. 11, 12 данного Закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 29 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", предусматривается, что физические лица в целях уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, на которых не распространяется обязательное пенсионное страхование, вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию.
Согласно Правилам подачи заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 10.09.2008 N 476н, лицо, подавшее заявление о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию одновременно подлежит регистрации в качестве страхователя в территориальном органе ПФР.
Согласно п. 35 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, сведения о физических лицах, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в соответствии со ст. 29 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и самостоятельно уплачивающие страховые взносы, включаются в индивидуальные лицевые счета таких лиц ежегодно - до 1 марта, следующего за истекшим календарным годом.
В силу п. 18 ст. 15 Федерального закона "О страховых пенсиях", величина индивидуального пенсионного коэффициента для расчета страховой пенсии определяется за каждый календарный год, начиная с 01.01.2015 с учетом ежегодных отчислений страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Таким образом, установив, что истцом обязательства по внесению страховых взносов исполнены в полном объеме 08.10.2018 и подано заявление о назначении пенсии, при этом на момент принятия решения об отказе в назначении Колесник Ю.Н. страховой пенсии в распоряжении ответчика не имелись сведения о добровольной оплате истцом страховых взносов за 2018 год в сумме 21 000 руб, что соответственно увеличило индивидуальный пенсионный коэффициент истца до 13, 8 и давало истцу право на назначение страховой пенсии в соответствии со ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", то исходя из того, что по состоянию на 01.03.2018 у пенсионного органа имелись сведения об уплате истцом страховых взносов и поданное заявление истца о назначении пенсии, а несвоевременное отражение наличия указанных сумм на лицевом счете не может быть поставлено в вину истцу и негативным образом влиять на его пенсионные права, то решение суда подлежит отмене, с принятием по делу нового решения об удовлетворении требований истца о назначении страховой пенсии в соответствии со ст. 22 Федерального закона "О страховых пенсиях" и выплате с 01 марта 2019 г.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Зеленоградского районного суда г. Москвы от 02 августа 2019 года отменить, принять по делу новое решение, которым признать право Колесника Ю.Н. на получение страховой пенсии с 01 марта 2019г.
Обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N1 по городу Москве и Московской области назначить и выплачивать Колеснику Ю.Н. страховую пенсию по старости с 01 марта 2019 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.