Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Масленниковой Л.В.
и судей Дегтеревой О.В, Лобовой Л.В, при помощнике судьи Кишкинкой А.С, с участием прокурора Артамоновой О.Н, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Дегтеревой О.В. гражданское дело (N2-1300/2019) по апелляционной жалобе Бородина С.М. на решение Басманного районного суда г. Москвы от 16 апреля 2019 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Бородина С.М. к Следственному комитету Российской Федерации о признании заключения служебной проверки и увольнения незаконными, восстановлении на службе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда отказать, УСТАНОВИЛА:
Истец Бородин С.М. обратился в суд с иском к Следственному комитету России о признании увольнения незаконным, восстановлении на службе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, мотивируя свои требования тем, что приказом Председателя Следственного комитета России N 970-кца от 29 декабря 2018 года был незаконно уволен на сновании п. 14 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ за нарушение Присяги сотрудника СК России и совершение проступков, порочащих честь сотрудника СК России, в соответствии с 3 ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2010 года N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации". Указанными действиями ответчика истцу были причинены нравственные страдания.
Истец Бородин С.М. в судебное заседание явился, уточнив исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, просил также признать незаконным заключение служебной проверки, проведенной в отношении него.
Представитель ответчика СК России Кондрашин А.В. в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения исковых требований по доводам, вложенным в письменном отзыве на иск.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит истец Бородин С.М. по доводам апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного постановления в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав стороны, заключение прокурора Артамоновой О.Н, полагавшей решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, майор юстиции Бородин С.М. проходил службу в органах прокуратуры и Следственном комитете России с апреля 2007 года в различных должностях. Последняя занимая должность с 05 декабря 2012 года - старший инспектор первого зонального отдела управления процессуального контроля за следственными органами Главного управления процессуального контроля СК России.
Приказом СК России от 29 декабря 2017 года N 845-кца "О награждении, освобождении и увольнении С.М. Бородина" за многолетнюю, безупречную службу в соответствии со ст. 27 Федерального закона от 28 декабря 2010 года N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" Бородин С.М. награжден медалью "За безупречную службу" III степени, освобожден от замещаемой должности и уволен из СК России по сокращению штата работников в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ, ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2010 года N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации".
Решением Басманного районного суда города Москвы от 29 июня 2018 года, вступившим в законную силу, Бородин С.М. восстановлен на службе в СК России в прежней должности с 29 декабря 2017 года; в пользу Бородина СМ. взысканы средний заработок за время вынужденного прогула в размере 421966, 10 руб, компенсация морального вреда в размере 3000 руб, а всего 424966, 10 руб.
Приказом СК России от 02 июля 2018 года N 451-кца "О С.М. Бородине" отменен пункт 2 приказа СК России от 29 декабря 2017 года N 845-кца "О награждении, освобождении и увольнении С.М. Бородина" в части освобождения и увольнения; майор юстиции Бородин С.М. восстановлен на службе в СК России прежней должности с 29 декабря 2017 года с сохранением ранее установленных доплат и других выплат; внесены все необходимые изменения в учетные документы; Главному управлению обеспечения деятельности СК России предписано произвести все необходимые выплаты.
Приказом Следственного комитета России от 29 декабря 2018 года N 970-кца "Об освобождении и увольнении С.М. Бородина" на основании п. 14 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ за нарушение Присяги сотрудника СК России и совершение проступков, порочащих честь сотрудника СК России, старший инспектор первого зонального отдела управления процессуального контроля за следственными органами Главного управления процессуального контроля СК России майор юстиции Бородин С.М. освобожден от замещаемой должности и уволен из СК России в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2010 года N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации".
Основанием к изданию данного приказа об увольнении явилось заключение, составленное по материалам служебной проверки N 218/8-122СП-18, которая проведена в соответствии с требованиями Инструкции о проведении служебных проверок в СК России, утвержденной приказом СК России от 03 февраля 2015 года.
Вышеуказанной служебной проверкой установлено, что Бородин С.М. своими действиями грубо нарушил положения п.п. "и", "к", "м" п. 2 Общих принципов служебного поведения государственных служащих, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 года N 885, подп. "б", "и" п.п. 9, 10, подп. "д", "е" п. 22, п.п. 23, 26 Кодекса этики и служебного поведения федеральных государственных служащих Следственного комитета Российской Федерации, утвержденного 11 апреля 2011 года, ст. 24 Федерального закона от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ (ред. от 03 августа 2018 года) "Об оружии", а также совершил административные правонарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 12.7 и ч. 2 ст. 12.2 КоАП РФ, проигнорировал требования ст. 29 Федерального закона, совершил действия содержащие признаки уголовно-наказуемых деяний, предусмотренных ст. 167, ч. 1 ст. 115, ст. 116, ч. 1 ст. 213 УК РФ, что выразилось в умышленном причинении легкого вреда здоровью Кочкину А.Н, повреждении принадлежащего ему автомобиля; в передвижении на снегоболотоходе, не состоящем на государственном регистрационном учете, без соответствующего удостоверения на право управление внедорожным мототранспортным средством; в создании дорожного конфликта с участием Пирова С.С. и Сатавалдиева М.С, неправомерном применении в отношении последнего гражданского газового оружия самообороны (аэрозольного баллона), проявлении нечестности при даче объяснений в ходе данной служебной проверки; в грубом нарушении Правил дорожного движения Российской Федерации при передвижении на снегоболотоходе при вышеуказанных событиях, автомобиле марки "БМВ" А257РВ750; в игнорировании требований водительской вежливости и высказывании угроз и оскорблений Кочкину А.Н, Сатавалдиеву М.С.; в предъявлении неправомерных и незаслуженных обвинений: Кочкину А.Н. - в посредничестве при вымогательстве у него взятки инспекторами ДПС Чикаловым П.С. и Каюмовым P.M.; Сатавалдиеву М.С. - в угрозе убийством и повреждении автомобиля; сотрудникам ОМВД России по
району Чертаново Центральное города Москвы Золотихину СМ, Лященко И.А, Борисову Е.Н, Алипченкову B.C. и Оконову Р.А. - в получении взятки за непривлечение к уголовной ответственности Сатавалдиева М.С; Бородиной М.М. - в похищении их совместных малолетних детей.
Согласно частям 1 и 2 статьи 1 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ) служба в Следственном комитете является федеральной государственной службой, которую проходят сотрудники Следственного комитета в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Сотрудники Следственного комитета являются федеральными государственными служащими, исполняющими обязанности по замещаемой должности федеральной государственной службы с учетом особенностей, предусмотренных данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. На сотрудников Следственного комитета (кроме военнослужащих) распространяется трудовое законодательство с особенностями, предусмотренными данным Федеральным законом (части 1 - 3 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ).
Гражданин, впервые назначаемый на должность в Следственном комитете, принимает Присягу сотрудника Следственного комитета Российской Федерации, в которой, в частности, обязуется свято соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы и международные обязательства Российской Федерации, не допуская малейшего от них отступления, и сознает, что нарушение Присяги сотрудника Следственного комитета Российской Федерации несовместимо с дальнейшим пребыванием в Следственном комитете (абзацы первый, третий, девятый части 1 статьи 19 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ).
В силу пункта 3 части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ сотрудник Следственного комитета может быть уволен со службы в Следственном комитете по инициативе руководителя следственного органа или учреждения Следственного комитета в случае нарушения Присяги сотрудника Следственного комитета Российской Федерации и (или) совершения проступка, порочащего честь сотрудника Следственного комитета.
В соответствии с требованиями ст. 394 Трудового кодекса РФ в случае признания увольнения незаконным работник должен быть восстановлен на прежней работе либо с его согласия ему может быть изменена формулировка основания и дата увольнения, в этом случае с работодателя подлежит взысканию средний заработок за время вынужденного прогула, а также компенсация морального вреда, если работник заявит данное требование.
Нарушение сотрудником Следственного комитета Присяги и тем самым - принятых на себя при поступлении на службу обязательств свидетельствует о его несоответствии тем требованиям, предъявление которых связано с необходимостью выполнения поставленных перед Следственным комитетом задач, имеющих публичное значение.
Из содержания приведенных нормативных положений с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что федеральная государственная служба в Следственном комитете, поступая на которую гражданин реализует право на свободное распоряжение своими способностями к труду и на выбор рода деятельности, представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях в данном федеральном государственном органе. Деятельность Следственного комитета осуществляется в публичных интересах, а лица, которые проходят службу в Следственном комитете, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их специальный правовой статус. Публично-правовые функции, реализация которых возложена на Следственный комитет, требуют от лиц, проходящих федеральную государственную службу в данном федеральном государственном органе, высокого уровня профессионализма и морально-этических качеств, необходимых для надлежащего исполнения ими своих полномочий, к чему их обязывает, в частности, Присяга сотрудника Следственного комитета Российской Федерации, которую принимает гражданин, впервые назначаемый на должность в Следственном комитете.
Принятие Присяги сотрудника Следственного комитета Российской Федерации означает, что лицо, принимаемое на службу, выражает готовность соблюдать возлагаемые на него ограничения и придерживаться установленных законом требований; соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы и международные обязательства Российской Федерации, не допуская малейшего от них отступления. Нарушение сотрудником Следственного комитета этой присяги и тем самым - принятых на себя при поступлении на службу обязательств свидетельствует о его несоответствии тем требованиям, предъявление которых связано с необходимостью выполнения поставленных перед Следственным комитетом задач, имеющих публичное значение.
Согласно Кодексу этики и служебного поведения федеральных государственных служащих Следственного комитета Российской Федерации каждый государственный служащий СК России должен принимать все необходимые меры к соблюдению положений настоящего Кодекса, а каждый гражданин Российской Федерации вправе ожидать от государственного служащего Следственного Комитета России поведения в отношениях с ним в соответствии с положениями Кодекса.
При таких обстоятельствах, разрешая спор и отказывая в полном объеме в удовлетворении заявленных Бродиным С.М. исковых требований, суд первой инстанции со ссылкой на положения п. 3 ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации", Инструкции о проведении служебных проверок в Следственном комитете Российской Федерации, утвержденной Приказом Председателя Следственного комитета Российской Федерации от 3 февраля 2015 г. N 11, исходил из того, что факт нарушения истцом Присяги сотрудника Следственного комитета Российской Федерации, за совершение которого он был уволен со службы, действительно имел место, наличие оснований для увольнения подтверждается заключением по результатам служебной проверки, в том числе письменными объяснениями Бородина С.М. В ходе служебной проверки было установлено, что действия Бородина С.М. противоречат требованиям, предъявляемым к профессиональному поведению и нравственно-этическим основам служебной деятельности сотрудника СК России, что подрывает авторитет руководства и свидетельствует о совершении истцом проступка, порочащего честь сотрудника Следственного комитета.
Не установив факта нарушения трудовых прав истца, суд правомерно отказал в удовлетворении производных требований истца о взыскании морального вреда в порядке ст. 327 Трудового кодекса РФ.
В своей апелляционной жалобе Бородин С.М. ссылается на то, что в силу п.8 ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 28.12.2010 г. N403-ФЗ увольнения сотрудника СК РФ в случае нарушения присяги является одним из видов дисциплинарного взыскания, в связи с чем работодателем нарушена процедура увольнения по данному основанию, поскольку не установлена вина Бородина С.М. в инкриминируемых ему дисциплинарных проступках, не установлено неисполнение или ненадлежащее исполнение работником возложенных на него обязанностей, заключение по результатам служебной проверки является необъективным.
Указанный довод истца судебная коллегия признает несостоятельным в силу следующего.
Пунктом 8 ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 28.12.2010 г. N403-ФЗ предусмотрено, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение сотрудником Следственного комитета своих служебных обязанностей и совершение проступков, порочащих честь сотрудника Следственного комитета, к нему применяется дисциплинарное взыскание в виде увольнения из Следственного комитета по соответствующему основанию.
Вместе с тем, как уже указывалось выше, в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30 указанного Федерального закона сотрудник Следственного комитета может быть уволен со службы в Следственном комитете по основаниям, предусмотренным трудовым законодательством (за исключением военнослужащего), по собственной инициативе в связи с выходом на пенсию, предусмотренную частью 13 статьи 35 настоящего Федерального закона, а также по инициативе руководителя следственного органа или учреждения Следственного комитета в случае нарушения Присяги сотрудника Следственного комитета Российской Федерации и (или) совершения проступка, порочащего честь сотрудника Следственного комитета.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 15.09.2015 г. N 1829-О, нарушение сотрудником Следственного комитета РФ Присяги, и тем самым - принятых на себя при поступлении на службу обязательств свидетельствует о его несоответствии тем требованиям, предъявление которых связано с необходимостью выполнения поставленных перед Следственным комитетом РФ задач, имеющих публичное значение, что обусловило включение в Федеральный закон N 403-ФЗ специального основания увольнения сотрудника Следственного комитета, предусмотренного п. 3 ч. 2 ст. 30 Закона.
Согласно пункту 2 Инструкции о проведении служебных проверок в Следственном комитете Российской Федерации, утвержденной приказом СК России от 03 февраля 2015 года, основаниями для проведения служебной проверки является не только совершение дисциплинарного проступка, но и нарушение Присяги сотрудника Следственного комитета.
На основании указанных норм права судебная коллегия отмечает, что увольнение нарушившего Присягу сотрудника Следственного комитета дисциплинарным взысканием не является, и в данном случае, положения ст. 192, ч. 3 ст. 193 Трудового кодекса РФ и ч. 6 ст. 28 Федерального закона N 403-ФЗ от 28.12.2010 г. порядок и сроки наложения дисциплинарных взысканий не применяются, в связи с чем довод истца является ошибочным, основанным на неверном толковании норм материального права.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, аналогичны доводам, заявленным в суде первой инстанции, и не могут служить основанием к отмене правильного по существу решения суда по одним только формальным соображениям на основании п. 2 ст. 330 ГПК РФ.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что, разрешая спор, суд, руководствуясь нормами действующего трудового законодательства, правильно определилюридически значимые обстоятельства, данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, нормы материального и процессуального права при разрешении данного трудового спора судом применены верно.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Басманного районного суда г. Москвы от 16 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Бородина С.М. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.