Судебная коллегия апелляционной инстанции Московского городского суда в составе председательствующего Лукашенко Н.И., судей Егоровой Ю.Г., Шаровой О.В., при помощнике судьи Осиповой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Егоровой Ю.Г. административное дело по апелляционной жалобе Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы на решение Московского городского суда от 03 июля 2019 года, которым постановлено:
Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "СОЮЗ-РИЭЛТИ" к Правительству Москвы, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве удовлетворить.
Установить по состоянию на 1 января 2016 года на период до 1 января 2019 года кадастровую стоимость соответствующую рыночной нежилых помещений, распложенных по адресу: ******:
площадью 149, 2 кв.м с кадастровым номером ****** в размере 27 687 233 (двадцать семь миллионов шестьсот восемьдесят семь тысяч двести тридцать три) руб.;
площадью 89, 6 кв.м с кадастровым номером ****** в размере 17 949 400 (семнадцать миллионов девятьсот сорок девять тысяч четыреста) руб.;
площадью 270, 9 кв.м с кадастровым номером ****** в размере 50 271 253 (пятьдесят миллионов двести семьдесят одна тысяча двести пятьдесят три) руб.;
площадью 15, 0 кв.м с кадастровым номером ******:6069 в размере 2 678 994 (два миллиона шестьсот семьдесят восемь тысяч девятьсот девяносто четыре) руб.;
площадью 8, 8 кв.м с кадастровым номером ******:6071 в размере 1 571 674 (один миллион пятьсот семьдесят одна тысяча шестьсот семьдесят четыре) руб.;
площадью 4, 5 кв.м с кадастровым номером ******:6081 в размере 901 477 (девятьсот одна тысяча четыреста семьдесят семь) руб.;
площадью 4 кв.м с кадастровым номером ******:6082 в размере 801 314 (восемьсот одна тысяча триста четырнадцать) руб.
Датой обращения общества с ограниченной ответственностью "СОЮЗ-РИЭЛТИ" с заявлением об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной является 19 октября 2018 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости нежилых помещений, УСТАНОВИЛА:
ООО "СОЮЗ-РИЭЛТИ" обратилась в суд с административным иском в Московский городской суд, в котором, уточнив требования, просила установить по состоянию на 01 января 2018 года кадастровую стоимость нежилыхпомещений: площадью 149, 2 кв.м с кадастровым номером ******; площадью 89, 6 кв.м с кадастровым номером ******; площадью 270, 9 кв.м с кадастровым номером ******; площадью15, 0 кв.м с кадастровым номером ******:6069; площадью 8, 8 кв.м с кадастровым номером ******:6071; площадью 4, 5 кв.м с кадастровым номером ******:6081. площадью 4 кв.м с кадастровым номером ******:6082, равной их рыночной стоимости, согласно заключению судебной оценочной экспертизы.
В обоснование требований административный истец указал, что установленная кадастровая стоимость объектов, принадлежащего ему на праве собственности, является завышенной.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просят Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы, иные лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, в связи с чем судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, ознакомившись с отзывом на жалобу, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Судом установлено, что административный истец является собственникомнежилых помещений, распложенных по адресу: ******:
площадью 149, 2 кв.м с кадастровым номером ******;
площадью 89, 6 кв.м с кадастровым номером ******;
площадью 270, 9 кв.м с кадастровым номером ******.;
площадью15, 0 кв.м с кадастровым номером ******:6069;
площадью 8, 8 кв.м с кадастровым номером ******:6071;
площадью 4, 5 кв.м с кадастровым номером ******:6081.
площадью 4 кв.м с кадастровым номером ******:6082.
Кадастровая стоимость указанных помещений по состоянию на 01.01.2016 утверждена постановлением Правительства Москвы постановлением Правительства Москвы N790-ПП от 29.11.2016 "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 1 января 2016 года".
С заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости общество обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве 19 октября 2018 года.
Заявляя требование об определении кадастровой стоимости, административный истец представил в суд отчет об оценкеN АРХ-230/18/М, подготовленный ООО "Архонт Консалтинг".
Возражая п ротив удовлетворения заявленных требований Правительством Москвы и Департаментом городского имущества города Москвы представлены письменные пояснения, в которых ссылались на несоответствие отчета требованиям действующего законодательства.
Определением Московского городского суда по делу назначена судебная оценочная экспертиза производство которой поручено АО "Центр независимой экспертизы собственности".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы отчет об оценке, представленный административным истцом, не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки.
Рыночная стоимость нежилых помещений, распложенных по адресу: ******, определена:
площадью 149, 2 кв.м с кадастровым номером ****** в размере 27 687 233 руб.;
площадью 89, 6 кв.м с кадастровым номером ****** в размере 17 949 400 руб.;
площадью 270, 9 кв.м с кадастровым номером ****** в размере 50 271 253 руб.;
площадью 15, 0 кв.м с кадастровым номером ******:6069 в размере 2 678 994 руб.;
площадью 8, 8 кв.м с кадастровым номером ******:6071 в размере 1 571 674 руб.;
площадью 4, 5 кв.м с кадастровым номером ******:6081 в размере 901 477 руб.;
площадью 4 кв.м с кадастровым номером ******:6082 в размере 801 314 руб.
Представитель административного истца в судебном заседании с результатами судебной экспертизы согласился, административные исковые требования уточнил, просил определить кадастровую стоимость по результатам проведенной по делу судебной экспертизы.
В соответствии с частями 1, 2 и 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объектов недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 названной статьи является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что кадастровая стоимость нежилого помещения должна быть установлена в размере его рыночной стоимости на основании заключения судебной оценочной экспертизы.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда законными и обоснованными, соответствующими нормам законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и представленным доказательствам.
Из материалов дела следует, что при назначении судебной оценочной экспертизы суд первой инстанции исходил из необходимости определения рыночной стоимости объекта недвижимости в целях установления юридически значимых обстоятельств по делу.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, оснований не доверять представленному заключению экспертизы у судебной коллегии не имеется.
Заключение выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта. Экспертом в заключении дан ответ на поставленный судом вопрос и приведены выводы о размере рыночной стоимости объекта недвижимости.
Эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, имеет специальное высшее образование, длительный стаж экспертной работы.
Доводы апелляционной жалобы о допущенных, по мнению заявителя, нарушениях экспертом при проведении судебной экспертизы, не свидетельствуют о том, что такие возможные нарушения повлияли или могли повлиять на итоговые выводы экспертного заключения.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского городского суда от 03 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.