Судебная коллегия апелляционной инстанции Московского городского суда в составе председательствующего Егоровой Ю.Г., судей Шаровой О.В., Юдиной А.М., при помощнике судьи Чудиной А.А., рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Егоровой Ю.Г. административное дело по апелляционной жалобе Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы на решение Московского городского суда от 10 июля 2019 года, которым постановлено:
Административное исковое заявление Ильичева И.А. к Департаменту городского имущества города Москвы, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве удовлетворить частично.
Установить по состоянию на 1 января 2018 года на период с 1 января 2019 года и до даты применения новой кадастровой стоимости кадастровую стоимость соответствующую рыночной:
нежилого здания общей площадью 1 497, 9 кв.м с кадастровым номером **************, расположенного по адресу: **************, в размере 99 264 727 (девяносто девять миллионов двести шестьдесят четыре тысячи семьсот двадцать семь) руб.;
земельного участка общей площадью 3 603 кв.м с кадастровым номером **************, расположенного по адресу: **************, в размере 104 119 140 (сто четыре миллиона сто девятнадцать тысяч сто сорок) руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований Ильичева Ивана Андреевича к Департаменту городского имущества города Москвы, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве отказать.
Датой обращения Ильичева И.А. с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости является 22 февраля 2019 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости нежилого здания и земельного участка, УСТАНОВИЛА:
Ильичев И.А. обратился в Московский городской суд с административным иском об установлении по состоянию на 01 января 2018 года равной рыночной кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером ************** и земельного участка с кадастровым номером **************, в размере их рыночной стоимости, в соответствии с отчетом об оценке N352/002/19, подготовленном ООО "Сенат Оценка".
В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что является собственником нежилого здания и арендатором земельного участка. Несоответствие внесённой в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости объектов недвижимостиих рыночной стоимости нарушает права административного истца как плательщика налога и арендных платежей, размер которых исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение, не согласившись с которым Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы представили апелляционную жалобу, по доводам которой просят решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы, иные лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, в связи с чем судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
В силу статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации " федеральный законодатель, вводя для целей налогообложения государственную кадастровую оценку объектов недвижимости, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости этих объектов, равной их рыночной стоимости.
Судом установлено, что административному истцу на праве собственности принадлежит нежилое здание общей площадью 1 497, 9 кв.м с кадастровым номером **************, расположенного по адресу: **************, и по договору аренды NМ-05-037161 от 26.04.2012, заключенному с Департаментом земельных ресурсов города Москвы, является арендатором земельного участка общей площадью 3 603 кв.м с кадастровым номером **************, расположенного по адресу: **************.
Распоряжением Департамента городского имущества г. Москвы от 29.11.2018 N 40557 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в городе Москве по состоянию на 1 января 2018 года" утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости по состоянию на 01 января 2018 года.
В отношении указанных объектов недвижимости утверждена кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2018 года, в размере 140 862 471 руб. 06 коп. и в размере 126 399 653 руб. 34 коп. соответственно.
Административный истец, являясь собственником нежилого здания и арендатором земельного участка, имеет законный интерес в установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их действительной рыночной стоимости.
Заявляя требование об определении кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости, административный истец представил в суд отчет об оценке N352/002/19, подготовленный ООО "Сенат-Оценка", согласно которому по состоянию на 1 января 2018 года рыночная стоимость определена:
нежилого здания общей площадью 1 497, 9 кв.м с кадастровым номером **************, расположенного по адресу: **************, в размере 90 386 712 руб.;
земельного участка общей площадью 3 603 кв.м с кадастровым номером **************, расположенного по адресу: **************, в размере 86 983 626 руб.
Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы выразили сомнения в соответствии представленном административным истцом отчете об оценке рыночной стоимости спорных объектов недвижимого имущества требованиям Федерального закона N 135-ФЗ от 29 июля 1998 года "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и требованиям федеральных стандартов оценки.
В целях устранения возникших сомнений относительно обоснованности представленного в материалы дела отчета судом по ходатайству административного истца была назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертам ООО "Роосконсалтгруп".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы, отчет об оценке рыночной стоимости нежилого здания и земельного участка, представленный административным истцом, не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки.
По состоянию на 1 января 2018 года рыночная стоимость определена:
нежилого здания общей площадью 1 497, 9 кв.м с кадастровым номером **************, расположенного по адресу: **************, в размере 99 264 727 руб.;
земельного участка общей площадью 3 603 кв.м с кадастровым номером **************, расположенного по адресу: **************, в размере 104 119 140 руб.
Представитель административного истца, не согласившись с выводами эксперта, просил установить кадастровую стоимость вышеуказанных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, определенной в соответствии с отчетом об оценке N352/002/19, подготовленным ООО "Сенат Оценка".
Оценив заключение судебной экспертизы, суд пришел к обоснованному выводу о том, что оно соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", отвечает требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определенная в экспертном заключении итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной, при оценке объектов эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; заключение эксперта базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; экспертом проанализирован рынок недвижимости в городе Москве в районах, идентичных району расположения объектов оценки; расчёты, проведённые в рамках используемых экспертом подходов, позволяют объективно определить рыночную стоимость объектов оценки.
Таким образом, исходя из положений Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд частично удовлетворил заявленные требования, приняв заключение оценочной судебной экспертизы в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего несоответствие представленного истцом отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, поскольку, объективных и достоверных доказательств об иной рыночной стоимости вышеуказанных объектов сторонами не представлено, суд обосновано установилвеличину кадастровой стоимости равной рыночной стоимости земельного участка и нежилого здания, размер которой определен экспертом по итогам проведенной по делу судебной оценочной экспертизы.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда законными и обоснованными, соответствующими нормам законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы представителя Правительства Москвы и Департамента городского имущества г. Москвы о том, что административный истец не вправе обращаться с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости объектов недвижимости со ссылкой на то обстоятельство, что такое обращение имеет своей целью уменьшение императивно установленного налогового платежа, судебная коллегия находит необоснованными.
В силу положений пункта 2 статьи 375 и статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 11, 12, 24.15 и 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральный законодатель, вводя государственную кадастровую оценку спорного объекта оценки для целей налогообложения, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости объекта оценки, равной его рыночной стоимости.
Кроме того, целью настоящего административного судебного разбирательства является не опровержение кадастровой стоимости (определенной методами массовой оценки), а установление кадастровой стоимости в размере рыночной, что предусмотрено нормами действующего законодательства.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.
Доводы апелляционной жалобы о допущенных экспертом нарушениях при проведении судебной экспертизы, также не свидетельствуют о том, что такие возможные нарушения повлияли или могли повлиять на итоговые выводы экспертного заключения.
Иные доводы апелляционной жалобы являлись предметом исследования суда первой инстанции, в решении им дана надлежащая оценка, с которой судебная коллегия согласна.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем, решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского городского суда от 10 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.