Судебная коллегия апелляционной инстанции Московского городского суда в составе председательствующего Егоровой Ю.Г., судей Шаровой О.В., Юдиной А.М., при помощнике судьи Чудиной А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Егоровой Ю.Г. административное дело по апелляционной жалобе Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы на решение Московского городского суда от 15 июля 2019 года, которым постановлено:
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером *****:41, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2018 года, в размере 17 425 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером *****:234 - в размере 22 216 875 рублей, земельного участка с кадастровым номером *****:182 - в размере 12 197 500 рублей, земельного участка с кадастровым номером *****- в размере 5 105 525 рублей, нежилого здания с кадастровым номером ***** - в размере 54 923 638 рублей, нежилого здания с кадастровым номером ***** - в размере 16 216 744 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ***** - в размере 15 520 481 рубля.
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости. Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 1 марта 2019 года.
Взыскать с ООО "Автосалон-Митино", ООО "Техцентр-Митино", ООО "ИФК-98" в пользу ООО "Финансовый консалтинг "Форвард" расходы по проведению судебной экспертизы по 111 700 рублей с каждого, УСТАНОВИЛА:
ООО "Автосалон-Митино", ООО "Техцентр-Митино", ООО "ИФК-98", ООО "Альфа-Петрол-С" обратились в суд с административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнений, просили установить по состоянию на 01 января 2018 года кадастровую стоимость объектов недвижимости: нежилых зданий с кадастровыми номерами *****, *****, нежилого помещения с кадастровым номером ***** и земельных участков с кадастровыми номерами *****:41, *****:234, *****:182, *****, в размере их рыночной стоимости, определенной по итогам проведенной по делу судебной оценочной экспертизы.
В обоснование требований административные истцы указали, что являются арендаторами земельных участков и собственниками вышеуказанных нежилого помещения и зданий. Установленная кадастровая стоимость данных объектов, по мнению административных истцов, является завышенной, что влечет необоснованное увеличение размера арендных платежей и налога на имущество.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просят Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы, иные лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав представителя административных истцов, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции в обжалуемой части не допущено.
Судом установлено, что ООО "Автосалон-Митино" является собственником нежилого здания с кадастровым номером *****, ООО "Техцентр-Митино" является собственником нежилого здания с кадастровым номером *****, ООО "ИФК-98" является собственником нежилого помещения с кадастровым номером *****.
В отношении указанных объектов утверждена кадастровая стоимость, определенная по состоянию на 1 января 2018 года в размере 132 257 588 рублей 66 копеек в отношении здания с кадастровым номером *****; 34 882 047 рублей 20 копеек в отношении здания с кадастровым номером *****, 31 624 330 рублей 14 копеек в отношении помещения с кадастровым номером *****
Также ООО "Автосалон-Митино" является арендатором земельного участка с кадастровым номером *****, ООО "Техцентр-Митино" является арендатором земельного участка с кадастровым номером *****:234, ООО "ИФК-98" является арендатором земельного участка с кадастровым номером *****:182, "Альфа-Петрол-С" является арендатором земельного участка с кадастровым номером *****:41.
Кадастровая стоимость земельных участков по результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2018 года определена в размере 9 284 147 рублей 43 копейки в отношении земельного участка с кадастровым номером *****, 20 583 190 рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером *****:41, 22 069 593 рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером *****:182, 400 070 177 рублей 25 копеек в отношении земельного участка с кадастровым номером *****:234.
ООО "Автосалон-Митино", ООО "Техцентр-Митино", ООО "ИФК-98", ООО "Альфа-Петрол-С" в обоснование заявленных требований о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых зданий, нежилого помещения и земельных участков представили в суд отчеты от 14 февраля 2019 года N 0205/ИМ/НК-19, N 0192/ИМ/НК-19, подготовленные по заданию заявителя ООО "Центр оценки имущества и бизнеса", в которых по состоянию на 1 января 2018 года рыночная стоимость объектов оценки определена в размере 47 599 737 рублей в отношении нежилого здания с кадастровым номером *****, в размере 13 183 228 рублей в отношении нежилого здания с кадастровым номером *****, в размере 11 926 717 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером *****, в размере 13 874 000 рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером *****:41, в размере 16 942 000 рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером *****:234, в размере 10 332 000 рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером *****:182, в размере 4 997 000 рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером *****.
Возражая против удовлетворения заявленных требований, Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы представили письменные пояснения, в которых ссылались на несоответствие отчетов об оценке требованиям действующего законодательства.
Определением Московского городского суда по делу назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертам ООО "Финансовый консалтинг "Форвард".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы от отчеты об оценке рыночной стоимости не соответствуют требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки.
Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером *****:41 по состоянию на 1 января 2018 года определена экспертом в размере 17 425 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером *****:234 - в размере 22 216 875 рублей, земельного участка с кадастровым номером *****:182 - в размере 12 197 500 рублей, земельного участка с кадастровым номером *****- в размере 5 105 525 рублей, нежилого здания с кадастровым номером ***** - в размере 54 923 638 рублей, нежилого здания с кадастровым номером ***** - в размере 16 216 744 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ***** - в размере 15 520 481 рубля.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 названной статьи является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что кадастровая стоимость объектов недвижимости должна быть установлена в размере их рыночной стоимости на основании заключения судебной оценочной экспертизы.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда законными и обоснованными, соответствующими нормам законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и представленным доказательствам.
Как разъяснено в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении (статьи 79, 80 ГПК РФ, статьи 77, 78 КАС РФ).
Из материалов дела следует, что при назначении судебной оценочной экспертизы суд первой инстанции исходил из необходимости определения рыночной стоимости объектов в целях установления юридически значимых обстоятельств по делу.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, оснований не доверять представленному заключению экспертизы у судебной коллегии не имеется.
Заключение выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта. Экспертом в заключении дан ответ на поставленный судом вопрос и приведены выводы о размере рыночной стоимости объекта недвижимости.
Эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, имеет специальное высшее образование, длительный стаж экспертной работы.
Доводы апелляционной жалобы о допущенных, по мнению заявителей жалобы, нарушениях экспертом при проведении судебной экспертизы, не свидетельствуют о том, что такие возможные нарушения повлияли или могли повлиять на итоговые выводы экспертного заключения.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского городского суда от 15 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.