Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Ставича В.В., судей Кирпиковой Н.С., Гордеевой О.В.
при секретаре Агаевой Г.Т, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кирпиковой Н.С. административное дело N 2а-197/2019 по административному иску Неретина А.Н. к Государственному казенному учреждению г.Москвы "Городской центр жилищных субсидий", Государственному бюджетному учреждению г.Москвы "Многофункциональный центры предоставления государственных услуг города Москвы", Межрайонному МФЦ районов Северное Тушино и Южное Тушино города Москвы о признании бездействия незаконным, обязании устранить нарушение прав административного истца
по апелляционной жалобе административного истца Неретина А.Н, подписанной представителем по доверенности Неретиным Д.Н, на решение Тушинского районного суда г. Москвы от 14 июня 2019 года об отказе в удовлетворении требований, УСТАНОВИЛА:
Неретин А.Н. обратился в суд с административным иском к Государственному казенному учреждению г.Москвы "Городской центр жилищных субсидий" (далее - ГКУ ГЦЖС г.Москвы), Государственному бюджетному учреждению г.Москвы "Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы" (далее - ГБУ МФЦ г.Москвы), Межрайонному МФЦ районов Северное Тушино и Южное Тушино, просил признать незаконными и необоснованными действия (бездействие) административных ответчиков, выразившееся в нерассмотрении его заявления о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг N * от 13 февраля 2018 года, обязать ответчиков устранить допущенные нарушения закона.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что 13 февраля 2018 года через Межрайонный МФЦ районов Северное Тушино и Южное Тушино г.Москвы обратился в ГКУ ГЦЖС г.Москвы с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг N *. Однако до настоящего времени субсидия истцом не получена и никакого ответа на поданное заявление истцу ответчиками не направлено. Истец считал, что действия (бездействие) административных ответчиков носят незаконный характер, противоречат положениям Федерального закона от 2 мая 2006 года N59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и нарушают его права.
В судебное заседание административный истец Неретин А.Н. явился, заявленные требования поддержал.
Представители административных ответчиков ГКУ ГЦЖС г.Москвы Можарова О.М, ГБУ МФЦ г.Москвы Неструев С.В. в судебное заседание явились, административный иск не признали.
Решением Тушинского районного суда г.Москвы от 14 июня 2019 года постановлено:
в удовлетворении исковых требований Неретина Александра Николаевича к Государственному казенному учреждению города Москвы "Городской центр жилищных субсидий", Государственному бюджетному учреждению города Москвы "Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы", Межрайонному МФЦ районов Северное Тушино и Южное Тушино города Москвы о признании бездействия незаконным, обязании устранить нарушение прав административного истца - отказать.
В апелляционной жалобе, подписанной представителем по доверенности Неретиным Д.Н, Неретин А.Н. ставит вопрос об отмене принятого по делу решения, полагая его незаконным и необоснованным.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя ГКУ ГЦЖС г.Москвы по доверенности Можаровой О.М, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие административного истца и иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного решения в апелляционном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия (далее - органы местного самоуправления).
В соответствии со статьёй 5 того же Федерального закона при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на: 1) получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги; 2) получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме; 3) получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя; 4) досудебное (внесудебное) рассмотрение жалоб в процессе получения государственных и (или) муниципальных услуг; 5) получение государственных и муниципальных услуг в многофункциональном центре в соответствии с соглашениями, заключенными между многофункциональным центром и органами, предоставляющими государственные услуги, и соглашениями, заключенными между многофункциональным центром и органами, предоставляющими муниципальные услуги (далее - соглашения о взаимодействии), с момента вступления в силу соответствующего соглашения о взаимодействии.
В силу пунктов 1 и 2 части 1 статьи 6 данного Федерального закона органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны: предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами; обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.
Согласно пункту 1.1. Административного регламента предоставления государственной услуги города Москвы "Предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг", утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 27 марта 2012 года N 111-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг города Москвы в сфере жилищно-коммунального хозяйства и внесении изменений в правовые акты Правительства Москвы", настоящий административный регламент (далее - Регламент) предоставления государственной услуги в городе Москве "Предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" устанавливает последовательность и сроки административных процедур (действий) и принятия решений по предоставлению государственной услуги, осуществляемых по заявлению физического лица либо его уполномоченного представителя.
Пунктом 2.3.1. Регламента предусмотрено, что полномочия по предоставлению государственной услуги осуществляются Государственным казенным учреждением города Москвы "Городской центр жилищных субсидий" (далее - ГКУ ГЦЖС). Прием заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственной услуги, и выдача результатов предоставления государственной услуги заявителю осуществляются: п ри личном обращении заявителя - филиалами Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы" (далее - ГБУ МФЦ, города Москвы) - многофункциональными центрами предоставления государственных услуг города Москвы (далее - МФЦ) по экстерриториальному принципу (вне зависимости от места регистрации заявителя и места нахождения жилого помещения), а в поселениях города Москвы, где не созданы МФЦ - ГКУ ГЦЖС либо любыми МФЦ, находящимися в районах или других поселениях города Москвы, по выбору заявителя.
Согласно пункту 2.7.1. Регламента общий срок предоставления государственной услуги включает срок межведомственного взаимодействия органов власти и организаций в процессе предоставления государственной услуги и не может превышать 10 рабочих дней.
В соответствии с разделом 2.10 Регламента результатом предоставления государственной услуги является: предоставление субсидии заявителю либо отказ в предоставлении субсидии. Документ и (или) информация, подтверждающие предоставление государственной услуги (в том числе отказ в предоставлении государственной услуги): выдаются лично заявителю в форме документа на бумажном носителе в МФЦ либо ГКУ ГЦЖС - в случае подачи заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, путем личного обращения соответственно в МФЦ либо ГКУ ГЦЖС; направляются ГКУ ГЦЖС заявителю почтовым отправлением в форме документа на бумажном носителе - в случае подачи заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, по почте; с 19 марта 2012 года направлены заявителю в форме электронного документа, подписанного с использованием электронной цифровой подписи (электронной подписи), по электронной почте; с 19 марта 2012 года направлены заявителю в форме электронного документа через Портал государственных и муниципальных услуг (функций) города Москвы. Указанная возможность предоставляется заявителям после получения в установленном порядке доступа к подсистеме Портала "личный кабинет". При организации возможности применения электронной цифровой подписи (электронной подписи) электронный документ может быть подписан с применением электронной цифровой подписи (электронной подписи). Форма и способ получения документа и (или) информации, подтверждающих предоставление государственной услуги (отказ в предоставлении государственной услуги), указываются заявителем в заявлении.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Неретиным А.Н. 13 февраля 2018 года через Межрайонный МФЦ районов Северное Тушино и Южное Тушино г. Москвы было подано заявление в ГКУ ГЦЖС г.Москвы о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг N * с приложением пакета документов (л.д.8).
Обращаясь в суд с данным иском, Неретин А.Н. указывал на то, что о результатах рассмотрения данного заявления не уведомлен, субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг истцом не получена, мотивированного отказа в назначении субсидии истец от ГКУ ГЦЖС г.Москвы не получал.
Проверяя данные доводы административного истца, суд установил, что согласно заявлению Неретина А.Н, поданному в Межрайонный МФЦ районов Северное Тушино и Южное Тушино г.Москвы 13 февраля 2018 года, истец просил о результатах назначения субсидии информировать его при обращении в МФЦ (л.д. 8 об.).
Учитывая установленные в ходе судебного разбирательства обстоятельства, оценив по правилам статьи 84 КАС РФ собранные по делу доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
При этом суд исходил из того, что нарушений норм действующего законодательства со стороны административных ответчиков не допущено, поскольку форма и способ получения документа и информации, подтверждающей предоставление государственной услуги (отказ в предоставлении государственной услуги), выбраны Неретиным А.Н. своей волей и в своем интересы и указаны в его заявлении, в связи с чем для получения ответа о результатах рассмотрения заявления административный истец должен был обратиться в МФЦ; вместе с тем, при подаче заявления о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг административный истец мог выбрать иной способ информирования о результатах предоставления государственной услуги.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку он основан на правильном применении норм действующего законодательства и надлежащей оценке представленных по делу доказательств.
Доводы апелляционной жалобы Неретина А.Н. о том, что ответ на заявление от 13 февраля 2018 года им не получен, фактически воспроизводят обстоятельства, на которые административный истец ссылался в обоснование заявленных им требований и которые в соответствии с положениями статей 178, 180 КАС РФ получили правовую оценку в решении суда, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает.
При этом согласно объяснениям представителя административного ответчика ГКУ ГЦЖС г.Москвы, данным в судебном заседании суда апелляционной инстанции, заявление Неретина А.Н. от 13 февраля 2018 года рассмотрено, в предоставлении соответствующей субсидии ему отказано.
Таким образом, вопреки доводам жалобы судом первой инстанции были правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, оснований для признания незаконными оспариваемых действий (бездействия), предусмотренных положениями статьи 227 КАС РФ, при рассмотрении настоящего административного дела не установлено, в связи с чем судом первой инстанции обосновано было отказано в удовлетворении заявленных требований.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, постановленным в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, без нарушения норм процессуального права.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тушинского районного суда г. Москвы от 14 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Неретина А.Н, подписанную представителем по доверенности Неретиным Д.Н, - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.