Московский городской суд в составе председательствующего судьи Казакова М.Ю., при секретаре Тощакове В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-3399/2019 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТД Керамос" об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости, У С Т А Н О В И Л:
Административный истец обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером 77:05:0001012:1075, расположенного по адресу: адрес, установленной по состоянию на дата в размере сумма, и земельного участка с кадастровым номером 77:05:0001012:7969, расположенного по адресу: адрес, установленной по состоянию на дата в размере сумма. Просит установить кадастровую стоимость названных объектов недвижимости, равной их рыночной стоимости, определённой в отчёте об оценке от дата N 2204201942/А, подготовленном оценщиком наименование организации, по состоянию на дата для нежилого здания с кадастровым номером 77:05:0001012:1075 в размере сумма, для земельного участка с кадастровым номером 77:05:0001012:7969 в размере сумма.
В обоснование своих требований административный истец ссылается на то, что ему на праве собственности принадлежит названное выше нежилое здание, а также является арендатором вышеуказанного земельного участка. Несоответствие, внесённой в Единый государственный реестр недвижимости, кадастровой стоимости названного объекта капитального строительства, его рыночной стоимости, нарушает права административного истца как плательщика налога на имущество организаций, в связи с необоснованным завышением налоговой базы по указанному налогу. Несоответствие же кадастровой стоимости названного земельного участка его рыночной стоимости нарушает права административного истца как арендатора, в связи с необоснованным завышением арендных платежей за пользование земельным участком.
Административный истец полагает, что его права могут быть защищены посредством установления кадастровой стоимости нежилого здания и земельного участка, равной их рыночной стоимости.
В настоящее судебное заседание представитель административного истца явился, заявленные требования уточнил, просил установить кадастровую стоимость спорных объектов недвижимости в соответствии с результатами проведенной по делу судебной оценочной экспертизы.
Представитель Департамента городского имущества города Москвы в судебном заседании возражал против удовлетворения требований административного истца.
Административный ответчик - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, будучи извещенным надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил, об отложении слушания дела не просил.
Руководствуясь положениями части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судом постановлено о рассмотрении дела в отсутствие неявившегося представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве.
Выслушав объяснения представителя административного истца, представителя Департамента городского имущества города Москвы, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определённых пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Частью 3 статьи 24 Федерального закона от дата N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" предусмотрено, что решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с настоящим Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с указанными положениями Правительством Москвы дата принято постановление N 910-ПП "О проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в городе Москве и внесении изменений в постановление Правительства Москвы от дата N 99-ПП", в соответствии с пунктом 1 которого установлено, что с дата государственная кадастровая оценка объектов недвижимости в городе Москве осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от дата N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от дата N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость - часть 7 статьи 22 Федерального закона от дата N 237-ФЗ.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ООО "ТД Керамос" является собственником нежилого здания с кадастровым номером 77:05:0001012:1075, расположенного по адресу: адрес и арендатором земельного участка с кадастровым номером 77:05:0001012:7969, расположенного по адресу: адрес.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от дата N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", постановлением Правительства Москвы от дата N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы", в целях реализации приказа Департамента городского имущества города Москвы от дата N 20 "О проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимого имущества в дата", пунктом 1 распоряжения Департамента городского имущества города Москвы от дата N 40557 утверждены результаты определения кадастровой стоимости зданий, помещений, объектов незавершенного строительства, машино-мест и сооружений, расположенных на территории города Москвы, по состоянию на дата.
Согласно названному распоряжению кадастровая стоимость по состоянию на дата для нежилого здания с кадастровым номером 77:05:0001012:1075 установлена в размере сумма, для земельного участка с кадастровым номером 77:05:0001012:7969 установлена в размере сумма.
В Единый государственной реестр недвижимости внесены сведения об указанной кадастровой стоимости, которая подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с дата.
Названные результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости затрагивают права и обязанности административного истца, поскольку в соответствии с положениями абзаца 2 пункта 2 статьи 372, статьи 374, пункта 1 статьи 373, статьи 374, пункта 2 статьи 375, статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктов 1, 2, 2.1, 5, 6 статьи 1.1 Закона города Москвы от дата N 64 "О налоге на имущество организаций", постановления Правительства Москвы N 700-ПП от дата "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", он является плательщиком налога на имущество организаций и в отношении спорного нежилого здания уплачивает налоговые платежи, исходя из его кадастровой стоимости. В соответствии с условиями договора аренды земельного участка и постановлением Правительства Москвы от дата N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве" исчисление арендной платы за пользование земельным участком, производится в процентом соотношении к его кадастровой стоимости.
Оспаривая приведенную выше кадастровую стоимость, административный истец представил в суд отчёт об оценке от дата N 2204201942/А, подготовленный оценщиком наименование организации, в котором по состоянию на дата, определена рыночная стоимость для нежилого здания с кадастровым номером 77:05:0001012:1075 в размере сумма, для земельного участка с кадастровым номером 77:05:0001012:7969 в размере сумма.
Частью 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определённых статьёй 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.
Исходя из особенностей рассмотрения дел об оспаривании кадастровой стоимости, обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце. Административный ответчик, возражающий против удовлетворения заявленных требований, обязан доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных административным истцом, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Определением суда от дата по ходатайству представителя административного ответчика назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту наименование организации фио
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы отчёт об оценке от дата N 2204201942/А, подготовленный оценщиком наименование организации, не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности. Определённая оценщиком в отчёте рыночная стоимость нежилого здания и земельного участка не подтверждается. Рыночная стоимость по состоянию на дата определена экспертом для нежилого здания с кадастровым номером 77:05:0001012:1075 в размере сумма, для земельного участка с кадастровым номером 77:05:0001012:7969 в размере сумма.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата N 23 "О судебном решении" и пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата N 13 "О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции", заключение эксперта, равно как и другие доказательства по делу, не являются исключительными средствами доказывания, и должны оцениваться в совокупности со всеми имеющимися в деле доказательствами (статья 67, часть 3 статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). При исследовании заключения эксперта суду следует проверять его соответствие вопросам, поставленным перед экспертом, полноту и обоснованность, содержащихся в нём, выводов.
В целях разъяснения или дополнения заключения суд может вызвать эксперта для допроса. При наличии в деле нескольких противоречивых заключений могут быть вызваны эксперты, проводившие как первичную, так и повторную экспертизу.
Не доверять выводам эксперта фио у суда оснований не имеется, так как они мотивированы, научно обоснованы. Экспертиза назначалась непосредственно судом и её производство поручалось выбранному им эксперту. Эксперт предупреждался об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, его выводы объективны, а исследования проведены всесторонне и в полном объёме на строго научной и практической основе, в пределах имеющейся у эксперта соответствующей специальности.
Эксперт фио имеет высокую квалификацию и большой стаж работы в области оценочной деятельности, составленное экспертом заключение соответствует требованиям статьи 25 Федерального закона от дата N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных. Экспертом проведено исследование рынка недвижимости, обосновано выбраны объекты-аналоги, подходы и, применяемые в их рамках, методы оценки. Применяемые в процессе оценки, корректировки проведены обосновано по наиболее существенным ценообразующим факторам. Расчёты не содержат математических, методических, арифметических ошибок и являются правильными.
К представленному административным ответчиком анализу экспертного заключения суд относится критически, доводы которого нельзя признать состоятельными ввиду следующего. Доводы о том, что для целей определения наиболее эффективного использования объекта оценки эксперт должен был запросить у административного истца информацию о сдаче принадлежащих ему помещений в аренду для ее последующего анализа, не основаны на законе; утверждения о несоответствии объекту оценки выбранных экспертом объектов-аналогов по виду их разрешенного использования выводов эксперта не опровергает, поскольку, как следует из исследовательской части заключения, экспертом были введены соответствующие корректировки по данному ценообразующему фактору. В целом, возражения на экспертное заключение, представленные стороной административных ответчиков, отражают лишь субъективное мнение их авторов, которые не были предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, и о неправильности экспертного заключения не свидетельствуют.
Достоверных данных об иной рыночной стоимости объекта капитального строительства сторонами в суд не представлено.
В связи с отсутствием сомнений в обоснованности заключения эксперта определением суда отказано административному ответчику в назначении по делу повторной судебной оценочной экспертизы.
Выводы о величине рыночной стоимости нежилого здания и земельного участка, содержащиеся в отчёте об оценке от дата N 2204201942/А, подготовленный оценщиком наименование организации, опровергаются заключением проведённой судебной экспертизы, в связи с чем суд относится критически к названному отчёту.
Учитывая изложенное, суд считает необходимым положить в основу решения заключение судебной оценочной экспертизы и установить кадастровую стоимость равной рыночной, определённую по состоянию на дата для нежилого здания с кадастровым номером 77:05:0001012:1075 в размере сумма, для земельного участка с кадастровым номером 77:05:0001012:7969 в размере сумма.
С доводами, изложенными в письменных пояснениях, представителя Департамента городского имущества города Москвы о том, что административный истец не вправе обращаться с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости, согласиться нельзя, поскольку такое право предоставлено административному истцу Федеральным законом от дата N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
Ссылки представителя Департамента городского имущества города Москвы на то, что сам факт расхождения величин кадастровой и рыночной стоимостей не свидетельствует о недостоверности первой, не могут повлиять на существо принимаемого судом решения, поскольку кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной только методом её проведения (массовым характером). Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение её в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение кадастровой стоимости, полученной методами массовой оценки, без учёта уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим установление кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта, само по себе не направлено на опровержение предполагаемой достоверности ранее установленных результатов кадастровой оценки.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от дата N 237-ФЗ в Единый государственный реестр недвижимости подлежат внесению сведения о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. Датой обращения административного истца с требованием об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной необходимо считать дату его обращения в суд - дата.
Установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, РЕШИЛ:
Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "ТД Керамос" об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:05:0001012:7969, расположенного по адресу: адрес, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на дата, в размере сумма.
Установить кадастровую стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:05:0001012:1075, расположенного по адресу: адрес, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на дата, в размере сумма.
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости. Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать дата.
Установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
Решение суда может быть обжаловано в первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда Казаков М.Ю.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.