Московский городской суд в составе председательствующего судьи Казакова М.Ю., при секретаре Тощакове В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-5038/2019 по административному исковому заявлению Главного управления по Москве Министерства юстиции Российской Федерации по городу Москве о ликвидации Межрегиональной общественной организации "Центр содействия коренным малочисленным народам Севера", У С Т А Н О В И Л:
Административный истец - ГУ МЮ РФ по Москве обратился в Московский городской суд с настоящим административным исковым заявлением к Межрегиональной общественной организации "Центр содействия коренным малочисленным народам Севера" (далее - Организация), указывая, что названная общественная организация зарегистрирована в качестве юридического лица, соответствующие сведения о ней внесены в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1037746000731. Запись об административном ответчике внесена в ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций ГУ МЮ РФ по Москве за учетным номером 7712010525. В период с 2017 года по настоящее время в отношении Организации ГУ МЮ РФ по Москве проведен ряд контрольных мероприятий, в ходе которых выявлены нарушения законодательства Российской Федерации. Так, распоряжением ГУ МЮ РФ по Москве от 26.10.2017 N 9287 назначена внеплановая документарная проверка в отношении организации с требованием представить документы (информацию), необходимые для проведения проверки, не позднее 13.11.2017. В нарушение подпунктов 1 и 4 пункта 5 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) Организация в установленный срок документы, необходимые для проведения проверки, не представила. По окончании срока проведения внеплановой проверки ГУ МЮ РФ по Москве 11.12.2017 Правлению Организации вынесено предупреждение с требованием устранить допущенные нарушения в срок до 22.01.2018, которое Организацией не исполнено. ГУ МЮ РФ по Москве 26.01.2018 Правлению Организации вынесено повторное предупреждение с требованием устранить нарушения в срок до 14.03.2018, которое также Организацией не исполнено.
Письменные предупреждения в судебном порядке не обжалованы. В соответствии с распоряжениями ГУ МЮ РФ по Москве от 09.02.2018 и от 15.02.2018 назначена внеплановая выездная проверка в отношении Организации с требованием представить документы (информацию), необходимые для проведения проверки, не позднее 06.02.2018. Организация в установленный срок документы, необходимые для проведения проверки, не представила. Распоряжением ГУ МЮ РФ по Москве назначена внеплановая документарная проверка в отношении Организации с требованием представить документы (информацию), необходимые для проведения проверки не позднее 27.03.2019. Организация в установленный срок документы, необходимые для проведения проверки, не представила. Таким образом, Организация неоднократно проигнорировала законные требования государственного органа, осуществляющего контроль за ее деятельностью, о предоставлении документов на проверку, тем самым допустила грубое нарушение законодательства Российской Федерации. Кроме того, в ходе проверочных мероприятий выявлены в деятельности Организации и иные грубые нарушения законодательства Российской Федерации о некоммерческих организациях. Так, административным ответчиком не исполнен пункт 3.2 статьи 32 Федерального закона 7-ФЗ с учетом требований пункта 3 приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 07.10.2010 N 252 "О Порядке размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций", возлагающий на некоммерческую организацию обязанность ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на информационных ресурсах Минюста России в сети "Интернет" (www.minjust.ru) отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган.
Административный ответчик требуемые законом сведения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на информационных ресурсах Минюста России в сети "Интернет" разместил только за 2018 год, в средствах массовой информации отчет не опубликовывает; анализ действующей редакции Устава Организации показал, что Устав, утвержденный учредительной конференцией Организации 10.11.2002, не соответствует законодательству Российской Федерации, а именно: согласно пункту 5 статьи 3 Федерального закона 7-ФЗ некоммерческие организации вправе иметь символику - эмблемы, описание которой должно содержаться в учредительных документах, Организация использует на документах и на сайте http://www.csipn.ru/ в сети "Интернет" символику, описание которой не содержится в Уставе Организации; некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации и ее учредительными документами.
Вместе с тем, Устав Организации не содержит указания на виды приносящей доход деятельности, осуществляемой Организацией; в нарушение требований пункта 1 статьи 123.7 ГК РФ абзац 3 пункта 3.4 Устава Организация относит полномочие по принятию решений о размере и порядке уплаты ее членами членских и иных имущественных взносов к компетенции постоянно действующего руководящего органа - Правления, а не высшего органа управления - Конференции; в нарушение требований пункта 2 статьи 65.3 и пункта 1 статьи 123.7 ГК РФ Уставом Организации к исключительной компетенции высшего органа управления Организации (Конференции) не отнесено: определение принципов образования и использования имущества Организации; назначение аудиторской организации или аудитора Организации; определение порядка приема в состав участников корпорации и исключения из числа ее участников; принятие решений о размере и порядке уплаты ее участниками (членами) членских и иных имущественных взносов, утверждение ликвидационного баланса; в соответствии с пунктом 4 статьи 29 Федерального закона 7-ФЗ решение общего собрания или заседания по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организации принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов. В нарушение указанной нормы абзац 3 пункта 4.3 Устава Организации предусматривает голосование по вопросам, отнесенным к исключительной компетенции, простым большинством голосов членов, присутствующих на Конференции; в нарушение требований пункта 2 статьи 65.3 ГК РФ Уставом Организации не предусмотрен перечень вопросов, отнесенных к исключительной компетенции Общего собрания регионального отделения; в нарушение требований пункта 2 статьи 65.3 и пункта статьи 123.7 ГК РФ Уставом Организации к исключительной компетенции высшего органа регионального отделения Организации (Общее собрание Отделения) не отнесены полномочия по: определению принципов образования и использования имущества; утверждению и изменению устава; определению
порядка приема в состав участников корпорации и исключения из числа ее участников; утверждению годовых отчетов и бухгалтерской (финансовой) отчетности; принятию решений о создании корпорацией других юридических лиц, об участии корпорации в других юридических лицах; принятию решений о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса; назначению аудиторской организации или индивидуального аудитора корпорации; принятию решений о размере и порядке уплаты се участниками (членами) членских и иных имущественных взносов; положение пункта 6.2 Устава Организации (проведение лотерей) противоречит пункту 1 статьи 13 Федерального закона N 138-ФЗ "О лотереях", согласно которому, организаторами лотерей на основании решения Правительства Российской Федерации являются: федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта, и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики нормативному правовому регулированию в сфере бюджетной деятельности; в нарушение требований пункта 6 статьи 20 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее - Федеральный закон N 82-ФЗ) Уставом Организации не предусмотрены права структурных подразделений Организации по управлению имуществом; В нарушение требований части 2 статьи 29 Федерального закона N 82-ФЗ, пункта 7 статьи 32 Федерального закона N7-ФЗ Организация не представила в ГУ МЮ РФ по Москве сведения об изменении своего адреса (места нахождения).
Адресом (местом нахождения) постоянно действующего руководящего органа Организации, по которому должна осуществляться связь с Организацией, согласно материалам регистрационного дела, является: адрес, что соответствует сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, в представляемых Организацией в ГУ МЮ РФ по Москве ежегодных отчетах заявлении о соответствии некоммерческой организации положениям пункта 3.1 статьи 32 Федерального закона N 7-ФЗ и сообщении о продолжении деятельности организации. Однако, согласно материалам контрольного (учетного) дела (договор аренды нежилого помещения от 01.06.2017, заключенный Организацией с индивидуальным предпринимателем Негиным Сергеем Николаевичем) Организация располагается по адресу - адрес, пом. XII, комн. 47А. Срок действия указанного договора с 01.06.2017 по 30.04.2018, что в свою очередь не соответствует сведениям, содержащимся на бланках Организации, на которых содержится информация об адресе Организации - адрес. Уполномоченными сотрудниками ГУ МЮ РФ по Москве в ходе проверок неоднократно осуществлены выезды по вышеуказанным адресам, в результате которых Организация по указанным адресам не обнаружена. В ЕГРЮЛ не содержатся сведения о видах экономической деятельности Организации. Выявлено предоставление недостоверных сведений, а именно, в соответствии с требованиями пункта 3 статьи 32 Федерального закона N 7-ФЗ, обязывающего некоммерческую организацию представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, Организация указанные сведения в уполномоченный орган ежегодно представляет. Общее количество членов (участников) Организации заявлено 2 человека.
Сведения о персональном составе руководящих органов Организации в ГУ МЮ РФ по Москве Организация не представляет, при проведении проверочных мероприятий установлено недостающее количество членов для осуществления деятельности Организации, а именно, в соответствии с требованиями статьи 18 Федерального закона N 82-ФЗ установлено обязательное требование о количестве учредителей (членов) общественных объединений - не менее трех физических лиц. Имеющееся количество членов Организации (два) не позволяет устранить выявленные в деятельности Организации нарушения законным способом, в том числе сформировать легитимные руководящие и контрольно-ревизионные органы организации, в связи с чем, Организация не может в установленном законом порядке осуществлять права и обязанности юридического лица (пункт 4.5 Устава, статья 8 Федерального закона N 82-ФЗ). Также выявлено нарушение территориальной сферы деятельности Организации, а именно, в соответствии с положениями статей 14, 28 Федерального закона N 82-ФЗ официальное наименование общественного объединения должно содержать указание на его организационно-правовую форму, территориальную сферу и характер деятельности. Под межрегиональным общественным объединением понимается общественное объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях менее половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства. Сведения о филиалах или представительствах Организации в ЕГРЮЛ не содержатся. Сведения о наличии филиалов Организации в Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе, адрес и адрес, размещенные в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Организации - http://www.csipn.ru/about/branches#.XLZRHaAufIU, являются недостоверными.
Также недостоверными являются сведения о наличии Московского городского и Приморского краевого отделения Организации, поскольку на проверку не представлено документального подтверждения соблюдения предусмотренных уставом и законом порядка создания структурных подразделений общественного объединения: принятия уполномоченным органом решения о создании отделения; протокола собрания о создании отделения Организации, избрании его руководящих и контрольно-ревизионных органов. Таким образом, межрегиональная территориальная сфера деятельности организации в законом порядке в ходе проверочных мероприятий не подтверждена, что является грубым нарушением законодательства Российской Федерации. Также, при проведении проверочных мероприятий установлено осуществление Организацией неуставной деятельности, а именно, пунктом 2.2 устава Организации предусмотрено, что для достижения уставных целей деятельности Организация: разрабатывает собственные программы профессиональной подготовки кадров, в т.ч. дистанционного обучения; организует проведение различных учебных курсов и программ стажировок, в т.ч. за рубежом; организует выпуск учебных пособий. В результате изучения информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, установлено, что Организация - "... Центр Содействия Коренным Малочисленным фио/Российский Учебный центр коренных народов фио (ЦСКМНС/РИТЦ) - неправительственная организация, основной задачей которой является поддержка экономического, социального и культурного развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ путем предоставления образовательных и консультационных услуг. Центр разрабатывает и реализует образовательные программы. Отдел Дистанционной поддержки Центра обеспечивает проведение учебного процесса и предоставление консультационных и иных услуг. Отдел Развития Центра обеспечивает переход от процесса обучения к реализации социально значимых проектов.
Указанная (образовательная) деятельность осуществляется Организацией с 2001 года, что подтверждается размещенными программами курсов на сайте Организации http://www.csipn.ru/training/schedule#.XLjxZqAufIX, а также размещены списки участников курсов в формате PDF. В подтверждение опубликованной информации на сайте Организации, в разделе - Публикации http://www.csipn.ru/publications#.XLjtPaAufIU размещена брошюра "Коренные народы и особо охраняемые природные территории: - опыт самоуправления природными ресурсами" (http://www.csipn.ru/images/stories/publications/kn-np-.pdf). Указанная брошюра содержит подтверждение осуществления образовательной деятельности Организацией в лице Российского Учебного центра коренных народов фио (РИТЦ/КМНС) - основной задачей которого является поддержка экономического, социального и культурного развития коренных малочисленных народов фио, Сибири и Дальнего Востока РФ путем предоставления образовательных и консультационных услуг. Российский учебный центр коренных народов (РИТЦ/КМНС) в качестве юридического лица не зарегистрирован, осуществляет деятельность, в том числе требующую юридического оформления, на базе Организации. Устав Организации предусматривает организацию образовательного процесса. Соответственно ответственность за осуществление прав и обязанностей Центра несет Организация. В частности, в наименовании Центра в нарушение требований статьи 4 Федерального закона 7-ФЗ, статьи 14 Федерального закона N 82-ФЗ используется указание на общероссийскую территориальную сферу его деятельности, неправомерно используется официальное наименование "Россия". Согласно сведениям, размещенным на сайте Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) ни Организация, ни Российский учебный центр коренных народов (РИТЦ/КМНС) лицензии на осуществление образовательной деятельности не имеют.
Также в ходе проверочных мероприятий ГУ МЮ РФ по Москве установлено, что на сайте Организации распространяются недостоверные сведения о партнерах Организации, в частности, Фонде "Батани", исключенной из ЕГРЮЛ 25.10.2017, что вводит в заблуждение неопределенный круг лиц в части достоверности сведений и представляемой Организацией информации. На основании изложенного, абзаца 3 части 1 статьи 44 Федерального закона N 82-ФЗ, административный истец просит суд ликвидировать Межрегиональную общественную организацию "Центр содействия коренным малочисленным народам Севера" (ОГРН 1037746000731) и исключить сведения о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.
В судебное заседание представитель административного истца (по доверенности) фио заявленные требования поддержал, просил суд их удовлетворить и пояснил суду, что по настоящее время выявленные нарушения административным ответчиком не устранены.
Представители административного ответчика (по доверенности) фио, фио, председатель правления Организации фио в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях на административное исковое заявление.
Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено судом и подтверждается письменными материалами дела, Межрегиональная общественная организация "Центр содействия коренным малочисленным народам Севера" зарегистрирована в качестве юридического лица, о чем сведения внесены в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1037746000731. Запись об административном ответчике внесена в ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций ГУ МЮ РФ по Москве за учетным номером 7712010525.
Распоряжением ГУ МЮ РФ по Москве от 26.10.2017 N 9287 назначена внеплановая документарная проверка в отношении организации с требованием представить документы (информацию), необходимые для проведения проверки, не позднее 13.11.2017. Административный истец в установленный срок документы, необходимые для проведения проверки, не представил. По окончании срока проведения внеплановой проверки ГУ МЮ РФ по Москве 11.12.2017 Правлению Организации вынесено предупреждение с требованием устранить допущенные нарушения в срок до 22.01.2018, которое Организацией не исполнено.
26.01.2018 ГУ МЮ РФ по Москве Правлению Организации вынесено повторное предупреждение с требованием устранить нарушения в срок до 14.03.2018, которое также Организацией не исполнено.
11.01.2018 административным ответчиком подано заявление об исключении из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
По указанному основанию, распоряжением ГУ МЮ РФ по Москве от 09.02.2018 N 850, назначена внеплановая выездная проверка.
Согласно акту проверки от 23.03.2018 регистрирующим органом установлено следующее: предупреждения от 11.12.2017, от 26.01.2018 административным ответчиком не исполнены, в связи с чем, в отношении административного ответчика составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.4.1 КоАП РФ; Организация фактически отсутствует по адресу местонахождения, указанному в ЕГРЮЛ (адрес); Организация участвует в политической деятельности в сфере деятельности государственных органов, органов местного самоуправления в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, на их решения и действия, указанная деятельность осуществляется в форме распространения, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнений о принимаемых государственными органами решениях и проводимой ими политике; деятельность Организации соответствует целям, предусмотренным ее учредительными документами.
11.03.2019 на основании требования Прокуратуры г. Москвы от 21.02.2019 N 27-11-2019/28986 административным истцом была назначена внеплановая документарная проверка в отношении административного ответчика (т. 1 л.д. 87-90).
По результатам проверки 23.04.2019 составлен акт проверки, которым установлены следующие выявленные нарушения Организации: административным ответчиком не исполнен пункт 3.2 статьи 32 Федерального закона 7-ФЗ с учетом требований пункта 3 приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 07.10.2010 N 252 "О Порядке размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций", возлагающий на некоммерческую организацию обязанность ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на информационных ресурсах Минюста России в сети "Интернет" (www.minjust.ru) отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган. Административный ответчик требуемые законом сведения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на информационных ресурсах Минюста России в сети "Интернет" разместил только за 2018 год, в средствах массовой информации отчет не опубликовывает; анализ действующей редакции Устава Организации показал, что Устав, утвержденный учредительной конференцией Организации 10.11.2002, не соответствует законодательству Российской Федерации, а именно: согласно пункту 5 статьи 3 Федерального закона 7-ФЗ некоммерческие организации вправе иметь символику - эмблемы, описание которой должно содержаться в учредительных документах, Организация использует на документах и на сайте http://www.csipn.ru/ в сети "Интернет" символику, описание которой не содержится в Уставе Организации; некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации и ее учредительными документами.
Вместе с тем, Устав Организации не содержит указания на виды приносящей доход деятельности, осуществляемой Организацией; в нарушение требований пункта статьи 123.7 ГК РФ абзац 3 пункта 3.4 Устава Организации относит полномочие по принятию решений о размере и порядке уплаты ее членами членских и иных имущественных взносов к компетенции постоянно действующего руководящего органа - Правления, а не высшего органа управления - Конференции; в нарушение требований пункта 2 статьи 65.3 и пункта 1 статьи 123.7 ГК РФ Уставом Организации к исключительной компетенции высшего органа управления Организации (Конференции) не отнесено: определение принципов образования н использования имущества Организации; назначение аудиторской организации или аудитора Организации; определение порядка приема в состав участников корпорации и исключения из числа ее участников; принятие решений о размере и порядке уплаты ее участниками (членами) членских и иных имущественных взносов, утверждение ликвидационного баланса; в соответствии с пунктом 4 статьи 29 Федерального закона 7-ФЗ решение общего собрания или заседания по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организации принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов. В нарушение указанной нормы абзац 3 пункта 4.3 Устава Организации предусматривает голосование по вопросам, отнесенным к исключительной компетенции, простым большинством голосов членов, присутствующих на Конференции; в нарушение требований пункта 2 статьи 65.3 ГК РФ Уставом Организации не предусмотрен перечень вопросов, отнесенных к исключительной компетенции Общего собрания регионального отделения; в нарушение требований пункта 2 статьи 65.3 и пункта 1 статьи 123.7 ГК РФ Уставом Организации к исключительной компетенции высшего органа регионального отделения Организации (Общее собрание Отделения) не отнесены полномочия по: определению принципов образования и использования имущества; утверждению и изменению устава; определению
порядка приема в состав участников корпорации и исключения из числа ее участников; утверждению годовых отчетов и бухгалтерской (финансовой) отчетности; принятию решений о создании корпорацией других юридических лиц, об участии корпорации в других юридических лицах; принятию решений о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса; назначению аудиторской организации или индивидуального аудитора корпорации; принятию решений о размере и порядке уплаты ее участниками (членами) членских и иных имущественных взносов; положение пункта 6.2 Устава Организации (проведение лотерей) противоречит пункту статьи 13 Федерального закона N 138-ФЗ "О лотереях", согласно которому, организаторами лотерей на основании решения Правительства Российской Федерации являются: федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта, и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики нормативному правовому регулированию в сфере бюджетной деятельности; в нарушение требований пункта 6 статьи 20 Федерального закона N 82-ФЗ Уставом Организации не предусмотрены права структурных подразделений Организации по управлению имуществом; В нарушение требований части 2 статьи 29 Федерального закона N 82-ФЗ, пункта 7 статьи 32 Федерального закона N7-ФЗ Организация не представила в ГУ МЮ РФ по Москве сведения об изменении своего адреса (места нахождения).
Адресом (местом нахождения) постоянно действующего руководящего органа Организации, по которому должна осуществляться связь с Организацией, согласно Материалам регистрационного дела, является: адрес, что соответствует сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, в представляемых Организацией в ГУ МЮ РФ по Москве ежегодных отчетах заявлении о соответствии некоммерческой организации положениям пункта 3.1 статьи 32 Федерального закона N7-ФЗ и сообщении о продолжении деятельности организации. Однако, согласно материалам контрольного (учетного) дела (договор аренды нежилого помещения от 01.06.2017, заключенный Организацией с индивидуальным предпринимателем Негиным Сергеем Николаевичем) Организация располагается по адресу - адрес, пом. XII, комн. 47А. Срок действия указанного договора с 01.06.2017 по 30.04.2018, что в свою очередь не соответствует сведениям, содержащимся на бланках Организации, на которых содержится информация об адресе Организации - адрес. офис 303. Уполномоченными сотрудниками ГУ МЮ РФ по Москве в ходе проверок неоднократно осуществлены выезды по вышеуказанным адресам, в результате которых Организация по указанным адресам не обнаружена. В ЕГРЮЛ не содержатся сведения о видах экономической деятельности Организации. Выявлено предоставление недостоверных сведений, а именно, в соответствии с требованиями пункта 3 статьи 32 Федерального закона N 7-ФЗ, обязывающего некоммерческую организацию представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, Организация указанные сведения в уполномоченный орган ежегодно представляет. Общее количество членов (участников) Организации заявлено 2 человека.
Сведения о персональном составе руководящих органов Организации в ГУ МЮ РФ по Москве Организация не представляет, при проведении проверочных мероприятий установлено недостающее количество членов для осуществления деятельности Организации, а именно, в соответствии с требованиями статьи 18 Федерального закона N 82-ФЗ установлено обязательное требование о количестве учредителей (членов) общественных объединений - не менее трех физических лиц. Имеющееся количество членов Организации (два) не позволяет устранить выявленные в деятельности Организации нарушения законным способом, в том числе сформировать легитимные руководящие и контрольно-ревизионные органы организации, в связи с чем, Организация не может в установленном законом порядке осуществлять права и обязанности юридического лица (пункт 4.5 Устава, статья 8 Федерального закона N 82-ФЗ). Также выявлено нарушение территориальной сферы деятельности Организации, а именно, в соответствии с положениями статей 14, 28 Федерального закона N 82-ФЗ официальное наименование общественного объединения должно содержать указание на его организационно-правовую форму, территориальную сферу и характер деятельности. Под межрегиональным общественным объединением понимается общественное объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях менее половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства. Сведения о филиалах или представительствах Организации в ЕГРЮЛ не содержатся. Сведения о наличии филиалов Организации в Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе, адрес и адрес, размещенные в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Организации - http://www.csipn.ru/about/branches#.XLZRHaAufIU, являются недостоверными.
Также недостоверными являются сведения о наличии Московского городского и Приморского краевого отделения Организации, поскольку на проверку не представлено документального подтверждения соблюдения предусмотренных уставом и законом порядка создания структурных подразделений общественного объединения: принятия уполномоченным органом решения о создании отделения; протокола собрания о создании отделения Организации, избрании его руководящих и контрольно-ревизионных органов. Таким образом, межрегиональная территориальная сфера деятельности организации в законном порядке в ходе проверочных мероприятий не подтверждена, что является грубым нарушением законодательства Российской Федерации.
Также, при проведении проверочных мероприятий установлено осуществление неуставной деятельности Организацией, а именно, пунктом 2.2 Устава Организации предусмотрено, что для достижения уставных целей деятельности Организация: разрабатывает собственные программы профессиональной подготовки кадров, в т.ч. дистанционного обучения; организует проведение различных учебных курсов и программ стажировок, в т.ч. за рубежом; организует выпуск учебных пособий. В результате изучения информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, установлено, что Организация - "Центр Содействия Коренным Малочисленным фио/Российский Учебный центр коренных народов фио (ЦСКМНС/РИТЦ) - неправительственная организация, основной задачей которой является поддержка экономического, социального и культурного развития коренных малочисленных народов фио, Сибири и Дальнего Востока РФ путем предоставления образовательных и консультационных услуг, центр разрабатывает и реализует образовательные программы. Отдел Дистанционной поддержки Центра обеспечивает проведение учебного процесса и предоставление консультационных и иных услуг. Отдел Развития Центра обеспечивает переход от процесса обучения к реализации социально значимых проектов. Указанная (образовательная) деятельность осуществляется Организацией с 2001 года, что подтверждается размещенными программами курсов на сайте Организации http://www.csipn.ru/training/schedule#.XLjxZqAufIX, а также размещены списки участников курсов в формате PDF. В подтверждение опубликованной информации на сайте Организации, в разделе - Публикации http://www.csipn.ru/publications#.XLjtPaAufIU размещена брошюра "Коренные народы и особо охраняемые природные территории - опыт самоуправления природными ресурсами" (http://www.csipn.ru/images/ stories/publications/kn-np-.pdf).
Указанная брошюра содержит подтверждение осуществления образовательной деятельности Организацией в лице Российского Учебного центра коренных народов фио (РИТЦ/КМНС) - основной задачей которого является поддержка экономического, социального и культурного развития коренных малочисленных народов фио, Сибири и Дальнего Востока РФ путем предоставления образовательных и консультационных услуг. Российский учебный центр коренных народов (РИТЦ/КМНС) в качестве юридического лица не зарегистрирован, осуществляет деятельность, в том числе требующую юридического оформления, на базе Организации. Устав Организации предусматривает организацию образовательного процесса. Соответственно ответственность за осуществление прав и обязанностей Центра несет Организация. В частности, в наименовании Центра в нарушение требований статьи 4 Федерального закона 7-ФЗ, статьи 14 Федерального закона N 82-ФЗ используется указание на общероссийскую территориальную сферу его деятельности, неправомерно используется официальное наименование "Россия". Согласно сведениям, размещенным на сайте Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) ни Организация, ни Российский учебный центр коренных народов (РИТЦ/КМНС) лицензии на осуществление образовательной деятельности не имеют. Также в ходе проверочных мероприятий ГУ МЮ РФ по Москве установлено, что на сайте Организации распространяются недостоверные сведения о партнерах Организации, в частности, Фонде "Батани", исключенной из ЕГРЮЛ 25.10.2017, что вводит в заблуждение неопределенный круг лиц в части достоверности сведений и представляемой Организацией информации.
Из материалов дела также следует, что 07.10.2019 административный ответчик обратился к административному истцу с заявлением о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения об организации, не связанных с внесением изменений в учредительные документы.
В удовлетворении указанного заявления административного ответчика ГУ МЮ РФ по Москве отказано, о чем в адрес Организации направлено уведомление N 77/03-48491 от 28.10.2019.
16.10.2019 административный ответчик обратился к административному истцу с заявлением по форме N Р13001 о внесении изменений в учредительные документы Организации.
В удовлетворении указанного заявления административного ответчика ГУ МЮ РФ по Москве отказано, о чем в адрес Организации направлено уведомление N 77/03-48680 от 28.10.2019.
Указанные обстоятельства подтверждаются письменными материалами дела и не оспаривались сторонами в ходе судебного разбирательства.
Конституция Российской Федерации, закрепляя право каждого на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов и гарантируя свободу деятельности общественных объединений (часть 1 статьи 30), одновременно предписывает гражданам и их объединениям соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регулируются Федеральным законом N 82-ФЗ.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона N 82-ФЗ общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.
Статьей 29 названного Федерального закона установлена обязанность общественного объединения, в том числе соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона N 82-ФЗ ликвидация общественного объединения осуществляется, в том числе по решению суда по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 44 данного Федерального закона.
Абзацем 3 части 1 статьи 44 названного Федерального закона определено, что основаниями ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности являются неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.
Подпунктом 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что организация может быть ликвидирована по решению суда в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 27.12.2016 N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 N 64) разъяснил, что, поскольку закон не устанавливает перечень грубых нарушений, оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение закона грубым и влекущим ликвидацию либо запрет деятельности объединения граждан, осуществляется судом. В качестве грубого нарушения объединением граждан Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов могут быть расценены действия, направленные на отрицание фундаментальных демократических принципов, прав или свобод, признанных Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, на пропаганду войны либо на разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти, призывы к дискриминации, вражде или насилию. Грубым также является нарушение, которое создает реальную угрозу или повлекло причинение вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку и безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, общества и государства. К грубым следует относить нарушения, которые влекут невозможность их устранения законным способом.
Например, невозможность принятия решения в порядке, установленном учредительными документами. В частности, грубым нарушением является несоответствие заявленной территориальной сфере деятельности объединения граждан; использование объединением граждан в своем наименовании наименований органов государственной власти, местного самоуправления; оказание объединением граждан услуг без получения соответствующей лицензии (пункт 26); неоднократным нарушением является совершение объединением граждан после вынесения в его адрес предупреждения (представления) об устранении нарушений закона аналогичного или иного нарушения действующего законодательства. Неустранение ранее выявленного нарушения не образует неоднократности независимо от длительности такого неустранения. Сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие неоднократности нарушений, могут содержаться в постановлении по делу об административном правонарушении, приговоре или решении суда, принятых в отношении лиц, связанных с деятельностью данного объединения граждан, а также в актах иных органов (пункт 27); под систематическим осуществлением деятельности, противоречащей уставным целям объединения граждан, понимается повторяющееся более двух раз действие, совершенное вопреки указанным в уставе целям и выявленное в результате осуществления контрольно-надзорных полномочий (пункт 28); неустранение в срок нарушений, послуживших причиной для приостановления деятельности объединения граждан, является самостоятельным основанием для его ликвидации или запрета деятельности. Такие нарушения не могут расцениваться судом как неоднократные или грубые нарушения закона либо как систематическое осуществление деятельности, противоречащей его уставным целям (пункт 29).
В ходе судебного разбирательства нашли свое объективное подтверждение доводы административного истца о совершении Организацией неоднократных и грубых нарушений закона и иных правовых актов.
Так, в силу подпунктов 1, 4 пункта 5 статьи 32 Федерального закона N 7-ФЗ в отношении некоммерческой организации уполномоченный орган и его должностные лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право: запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта; проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами. Такие проверки могут проводиться в отношении структурного подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации, за исключением структурных подразделений иностранной неправительственной некоммерческой организации, обладающих иммунитетом от указанных действий.
В нарушение указанных положений, Организацией не исполнены требования контролирующего органа, изложенные в распоряжении ГУ МЮ РФ по Москве от 26.10.2017 и предупреждениях от 11.12.2017, 26.01.2018, доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Названные распоряжение и предупреждения направлялись административным истцом по адресу места нахождения Организации (юридическому адресу) и в соответствии с разъяснениями, данными в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 N 64, считаются доставленными объединению граждан, поскольку распоряжение и предупреждения не были вручены по обстоятельствам, зависящим от Организации (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ, подпункты "в", "в.1" пункта 1 статьи 5, подпункт "и" пункта 7 статьи 7.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", пункт 2 статьи 7 Закона о свободе совести).
Доводы представителя административного ответчика о том, что названные предупреждения недействительны, так как административным истцом не был составлен акт проверки по результатам внеплановой проверки от 26.10.2017, суд отклоняет, поскольку фактически документарная проверка не была проведена, по причине непредставления Организацией запрошенных документов. При этом отсутствие акта проверки не опровергает факта уклонения Организации от исполнения обязанности по предоставлению соответствующих документов (информации) по мотивированному запросу контролирующего органа, что само по себе является нарушением приведенных выше требований Федерального закона N 7-ФЗ. Указанные предупреждения вынесены административным истцом в строгом соответствии с положениями пункта 5 части 2 статьи 38 Федерального закона N 82-ФЗ, подпункта 5 пункта 5 статьи 32 Федерального закона N 7-ФЗ.
Суд учитывает, что неисполнение Организацией требований контролирующего органа, изложенных в предупреждениях от 11.12.2017, 26.01.2018, не подтверждает факт неоднократности нарушений со стороны административного ответчика, поскольку предупреждения вынесены по факту одного нарушения, которое являлось длящимся, и не было устранено в период с 11.12.2017 по 26.01.2018.
Вместе с тем, после вынесения указанных предупреждений в адрес административного ответчика Организацией совершены иные нарушения действующего законодательства, которые отражены в актах проверок, составленных ГУ МЮ РФ по Москве 23.03.2018 и 23.04.2019. Эти нарушения имеют разнородный характер, что свидетельствует о неоднократном нарушении административным ответчиком действующего законодательства.
Так, в ходе судебного разбирательства нашел свое объективное подтверждение факт допущенного организацией нарушения требований части 2 статьи 29 Федерального закона N 82-ФЗ, пункта 7 статьи 32 Федерального закона N 7-ФЗ в части неисполнения обязанности по информированию уполномоченного органа об изменении сведений об адресе местонахождения Организации. Так, из сведений ЕГРЮЛ следует, что адресом Организации является: адрес. Вместе с тем, фактически Организация по указанному адресу не находится, что подтверждается материалами дела, в том числе актами проверки от 23.03.2018, от 23.04.2019 и не оспаривается со стороны административного ответчика.
Фактически, как следует из материалов дела, Организация на протяжении нескольких лет скрывала от контролирующего органа свое настоящее место нахождения, что лишало последнего возможности реализовать возложенные на него государственные функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности административного ответчика его уставным целям и задачам, а также за соблюдением им законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3.2 статьи 32 Федерального закона N 7-ФЗ, с учетом требований пункта 3 приказа Министерства Юстиции Российской Федерации от 07.10.2010 N 252 "О Порядке размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций", на некоммерческую организацию возложена обязанность ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган.
Актом проверки от 23.04.2019 установлено и сторонами не оспаривается, что указанная обязанность по размещению отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности размещена административным ответчиком только в отношении отчетного периода за 2018 год, в отношении остальных отчетных периодов отчеты о деятельности и сообщения о продолжении деятельности Организацией не опубликованы.
Доводы административного ответчика о том, что Организацией были опубликованы отчеты как некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, по формам отчетов N ОИА001, не являются основанием для освобождения от обязанности Организации публиковать указанные документы в общем порядке, предусмотренном для некоммерческих организаций, что следует из системного толкования пунктов 3.1, 3.2 статьи 32 Федерального закона N 7-ФЗ.
В связи с тем, что до 2018 года отчеты о деятельности и сообщения о продолжении деятельности Организацией не публиковались, правомерными являются также доводы административного истца о непредставлении Организацией сведений о персональном составе руководящих органов, что является нарушением пункта 3 статьи 32 Федерального закона N 7-ФЗ.
В соответствии с пунктом 4 статьи 29 Федерального закона 7-ФЗ решение общего собрания или заседания по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организации принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов. В нарушение указанной нормы абзац 3 пункта 4.3 Устава Организации предусматривает голосование по вопросам, отнесенным к исключительной компетенции, простым большинством голосов членов, присутствующих на Конференции.
Кроме того, в судебном заседании также нашел свое подтверждение факт нарушения Организацией заявленной территориальной сферы деятельности, что в соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 N 64, с учетом конкретных обстоятельств дела, суд квалифицирует как грубое нарушение законодательства.
Так, Организация, при регистрации заявила о том, что сфера ее деятельности является межрегиональной. Данное обстоятельство подразумевает под собой, что Организация осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территории менее половины субъектов Российской Федерации и, следовательно, имеет в таких субъектах свои структурные подразделения. Между тем, сведения о филиалах или представительствах административного ответчика в ЕГРЮЛ не содержатся, доказательств создания Московского городского и Приморского краевого отделений Организации в материалы дела не представлено. Из письменного отзыва административного ответчика на административное исковое заявление следует, что какие-либо структурные подразделения Организации в субъектах Российской Федерации созданы не были.
Таким образом, судом установлено, что административным ответчиком совершено грубое нарушение действующего законодательства, выразившееся в несоответствии заявленной территориальной сферы деятельности некоммерческой организации, что в силу подпункта 3 пункта 3 статьи 61 ГК РФ является самостоятельным основанием для ликвидации некоммерческой организации. При этом доводы административного ответчика об отсутствии намерений Организации ввести кого-либо в заблуждение либо причинить кому-либо вред указанных выводов суда не опровергают, в связи с чем, не могут быть приняты во внимание. Организация в течение нескольких лет допускает данное нарушение, заявляя ложные сведения о территориальной сфере своей деятельности. До настоящего времени это нарушение не устранено.
Доводы административного ответчика об устранимости выявленных нарушений сами по себе не могут являться основанием для отказа в удовлетворении административных исковых требований, поскольку выявленные нарушения не устранялись ответчиком на протяжении длительного времени, на день принятия судом решения также не устранены.
Доводы административного ответчика о том, что ГУ МЮ РФ по Москве не применялась санкция в виде приостановления деятельности Организации, являются несостоятельными по следующим основаниям.
Согласно статье 42 Федерального закона N 82-ФЗ в случае нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и совершения действий, противоречащих уставным целям, федеральный орган государственной регистрации или его соответствующий территориальный орган либо Генеральный прокурор Российской Федерации или подчиненный ему соответствующий прокурор вносит в руководящий орган данного объединения представление об указанных нарушениях и устанавливает срок их устранения. В случае, если в установленный срок эти нарушения не устраняются, орган или должностное лицо, внесшие соответствующее представление, вправе своим решением приостановить деятельность общественного объединения на срок до шести месяцев. Решение о приостановлении деятельности общественного объединения до рассмотрения судом заявления о его ликвидации либо запрете его деятельности может быть обжаловано в суд. Деятельность общественного объединения может быть также приостановлена в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О противодействии экстремистской деятельности". Порядок приостановления деятельности общественных объединений в случае введения чрезвычайного положения на адрес определяется федеральным конституционным законом.
Указанные положения Федерального закона предусматривают право, а не обязанность федерального органа государственной регистрации приостановить деятельность некоммерческой организации в случае неустранения выявленных нарушений. Таким образом, непринятие административным истцом решения о приостановлении деятельности Организации не свидетельствует об отсутствии нарушений со стороны административного ответчика и оснований для его ликвидации по иным основаниям.
Доводы об осуществлении Организацией общественно полезной деятельности, о сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций и с государственными органами Российской Федерации не опровергают вышеизложенных выводов суда и не препятствуют ликвидации некоммерческой организации с учетом установленных судом фактических обстоятельств дела.
При этом суд отмечает, что остальные доводы административного истца ГУ МЮ РФ по Москве о наличии в действиях административного ответчика нарушений действующего законодательства, не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Так, довод об отсутствии в ЕГРЮЛ сведений о видах экономической деятельности Организации отклоняется судом, поскольку в соответствии с Федеральным законом от 23.12.2004 N 185-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в состав сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, включены сведения о кодах по ОКВЭД, с 1 января 2004 года, на момент регистрации Организации требования о включении таких сведений в ЕГРЮЛ отсутствовали. Более того, законодательством о государственной регистрации не предусмотрена обязанность в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств представлять в регистрирующий орган сведения о видах экономической деятельности (код по ОКВЭД, наименование вида деятельности) в случае их отсутствия в ЕГРЮЛ и ЕГРИП.
Доводы административного истца о несоответствии отдельных положений Устава требованиям статей 65.3, 123.7 ГК РФ отклоняются судом как несостоятельные, поскольку в силу пункта 7 статьи 3 Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" учредительные документы, а также наименования юридических лиц, созданных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат приведению в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц; учредительные документы таких юридических лиц до приведения их в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) действуют в части, не противоречащей указанным нормам.
Однако административным ответчиком со дня вступления в силу указанного Федерального закона изменения в учредительные документы не вносились, в связи с чем, у Организации не возникла обязанность по приведению положений Устава в соответствии с положениями закона в названной редакции.
По аналогичным основаниям отклоняются судом доводы административного истца относительно символики Организации, поскольку в соответствии со статьей 6 Федеральный закон от 21.07.2014 N 236-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам символики некоммерческих организаций" учредительные документы и символика некоммерческих организаций должны быть приведены в соответствие с положениями Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (в редакции настоящего Федерального закона) и Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (в редакции настоящего Федерального закона) при первом внесении изменений в учредительные документы некоммерческих организаций.
Сама символика Организации прошла государственную регистрацию, о чем Министерством юстиции Российской Федерации принято соответствующее распоряжение от 24.02.2014 N 339.
Вопреки доводам административного истца, пункт 6.2 Устава Организации не противоречит пункту 1 статьи 13 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях", поскольку из указанного положения Устава не следует, что административный ответчик является организатором лотерей.
Также положения Устава Организации не содержат нарушений, выразившихся в неуказании прав структурных подразделений организации по управлению имуществом, поскольку пункт 6.6 Устава Организации, устанавливая права по управлению имуществом структурных подразделений делает отсылку к действующему законодательству. Так положениями части 2 статьи 32 Федерального закона N 82-ФЗ, предусмотрено, что в общественных организациях, структурные подразделения (отделения) которых осуществляют свою деятельность на основе единого устава данных организаций, собственниками имущества являются общественные организации в целом; структурные подразделения (отделения) указанных общественных организаций имеют право оперативного управления имуществом, закрепленным за ними собственниками.
Довод административного истца об осуществлении административным ответчиком образовательной деятельность без наличия соответствующей лицензии также не нашел своего объективного подтверждения в ходе судебного разбирательства.
По смыслу статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная деятельность - деятельность по реализации образовательных программ. Образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.
В соответствии с Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 N 966 "О лицензировании образовательной деятельности" лицензированию подлежит реализация следующих образовательных программ:
1. Реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования
2. Реализация основной общеобразовательной программы начального общего образования
3. Реализация основной общеобразовательной программы основного общего образования
4. Реализация основной общеобразовательной программы среднего общего образования
5. Реализация основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих.
6. Реализация основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования - программы подготовки специалистов среднего звена.
7. Реализация основной профессиональной образовательной программы высшего образования - программы бакалавриата.
8. Реализация основной профессиональной образовательной программы высшего образования - программы специалитета.
9. Реализация основной профессиональной образовательной программы высшего образования - программы магистратуры.
10. Реализация основной профессиональной образовательной программы высшего образования - программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре).
11. Реализация основной профессиональной образовательной программы высшего образования - программы ординатуры.
12. Реализация основной профессиональной образовательной программы высшего образования - программы ассистентуры-стажировки.
13. Реализация основной программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих.
14. Реализация основной программы профессионального обучения - программы переподготовки рабочих, служащих.
15. Реализация основной программы профессионального обучения -программы повышения квалификации рабочих, служащих.
16. Реализация дополнительных общеобразовательных программ - дополнительных общеразвивающих программ.
17. Реализация дополнительных общеобразовательных программ - дополнительных предпрофессиональных программ.
18. Реализация дополнительных профессиональных программ повышения квалификации.
19. Реализация дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки.
20. Реализация образовательных программ, направленных на подготовку служителей и религиозного персонала религиозных организаций.
В подтверждение доводов о незаконной образовательной деятельности административный истец ссылается на размещенную на сайте www.csipn.ru информацию об оказании административным ответчиком образовательных услуг, наличие публикаций различных учебных курсов, лекций, семинаров. Однако данная информация не подтверждает осуществление административным ответчиком деятельности, подлежащей лицензированию в соответствии с вышеприведенными положениями действующего законодательства.
Административный ответчик указывает, что образовательная деятельность им не ведется, никаких свидетельств и дипломов им не выдается, знания не проверяются и не оцениваются. Проводятся лекции-семинары, на которых обсуждаются проблемы коренных народов фио.
Указанные обстоятельства административным ответчиком не опровергнуты.
Ссылки административного истца на несоответствие количества участников Организации минимальным требованиям, основаны на неправильном толковании норм материального права.
Так, в соответствии со статьей 18 Федерального закона N 82-ФЗ общественные объединения создаются по инициативе их учредителей - не менее трех физических лиц. Таким образом, законом установлены требования к количеству учредителей общественного объединения в момент его создания - не менее трех физических лиц. Положения данной статьи не могут быть истолкованы как устанавливающие требования к количеству действующих членов организации в любой момент времени. Согласно сведениям ЕГРЮЛ, учредителями Организации являются поименованные в нем лица, общим числом - 7 физических лиц, что соответствует требованиям статьи 18 Федерального закона N 82-ФЗ.
Доводы административного истца о распространении Организацией недостоверных сведений о партнерах, в частности, Фонде "Батани", не нашли своего подтверждения в судебном заседании, поскольку в настоящее время на сайте Организации www.cspin.ru в разделе "Партнеры" информация о Фонде "Батани" отсутствует.
Совокупность допущенных Организацией неоднократных нарушений законодательства, в том числе совершение Организацией грубого нарушения закона, длительный период времени, в течение которого, нарушения допускались Организацией и не устранены до настоящего времени, приводит суд к убеждению, что требуемая административным истцом мера ответственности в виде ликвидации Организации отвечает принципу соразмерности и является необходимой в демократическом обществе.
С учетом того, что в ходе судебного разбирательства нашли свое подтверждение факты неоднократных, грубых нарушений действующего законодательства Межрегиональной общественной организацией "Центр содействия коренным малочисленным народам Севера", суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований ГУ МЮ РФ по Москве о ликвидации Межрегиональной общественной организацией "Центр содействия коренным малочисленным народам Севера" (ОГРН 1037746000731) и исключении сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 177, 264 Кодекса административного судопроизводства кодекса Российской Федерации, РЕШИЛ:
административное исковое заявление Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по городу Москве удовлетворить.
Ликвидировать Межрегиональную общественную организацию "Центр содействия коренным малочисленным народам Севера" (основной государственный регистрационный номер 1037746000731).
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции, через Московский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья
Московского городского суда: М.Ю. Казаков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.