Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Севастьяновой Н.Ю, при секретаре Дмитришиной А.Р, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-5851/2019 по административному исковому заявлению Размашкина Дмитрия Николаевича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, оформленного в виде письменного ответа от 23 июля 2019 года N51-4343/2019, в удовлетворении заявления о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости нежилого здания и земельного участка в размере их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 года, установленной решениями комиссии от 15 января 2019 года за N51-742/2019, за N51-743/2019, с периодом применения с 1 января 2017 года по 31 декабря 2018 года, возложении обязанности внести указанные сведения в Единый государственный реестр недвижимости с применением установленной кадастровой стоимости нежилого здания и земельного участка для целей налогообложения в период с 1 января 2017 года по 31 декабря 2018 года, УСТАНОВИЛ:
Размашкин Д.Н. обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, в котором просит:
- признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, оформленный в виде письменного ответа от 23 июля 2019 года N51-4343/2019, в удовлетворении заявления о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером ***и земельного участка с кадастровым номером ***в размере их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 года, установленной решениями комиссии от 15 января 2019 года за N51-742/2019, за N51-743/2019, с периодом применения с 1 января 2017 года по 31 декабря 2018 года;
- возложить обязанность на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером ***по адресу: ***, в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 года, равной 143949000 руб, установленной решением комиссии от 15 января 2019 года за N51-742/2019, с периодом применения с 1 января 2017 года по 31 декабря 2018 года;
- возложить обязанность на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером *** по адресу: ***, в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 года, равной 47177000 руб, установленной решением комиссии от 15 января 2019 года за N51-743/2019, с периодом применения с 1 января 2017 года по 31 декабря 2018 года.
Требования мотивированы тем, что административный истец являлся собственником нежилого здания с кадастровым номером ***по адресу: ***, и земельного участка с кадастровым номером *** по адресу: ***. Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 15 января 2019 года за N51-742/2019 по заявлению административного истца пересмотрена кадастровая стоимость нежилого здания, определена кадастровая стоимость нежилого здания равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 года в размере 143949000 руб. Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 15 января 2019 года за N51-743/2019 по заявлению административного истца пересмотрена кадастровая стоимость земельного участка, определена кадастровая стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 года в размере 47177000 руб. При этом в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения об установленной кадастровой стоимости нежилого здания и земельного участка по состоянию на 1 января 2016 года с периодом применения с 1 января 2018 года.
Однако на момент принятия комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве решений о пересмотре кадастровой стоимости нежилого здания и земельного участка по состоянию на 1 января 2016 года действовали положения пункта 15 статьи 378.2, пункта 1.1 статьи 391, пункта 2 статьи 403 Налогового кодекса РФ, в редакции Федерального закона от 3 августа 2018 г..N334-ФЗ, согласно которым кадастровая стоимость, измененная на основании решения комиссии об установлении рыночной стоимости объекта налогообложения, принятого после 1 января 2019 года, и внесенная в Единый государственный реестр недвижимости, будет учитываться при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания. Поскольку решение комиссии принято 15 января 2019 года, следовательно, установленная решением комиссии кадастровая стоимость нежилого здания и земельного участка подлежит применению для целей налогообложения с 1 января 2017 года, а не с 1 января 2018 года. Административный истец обратился с заявлением в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 2 июля 2019 года об исполнении решений комиссии о пересмотре кадастровой стоимости нежилого здания и земельного участка по состоянию на 1 января 2016 года с периодом применения с 1 января 2017 года. Однако Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве в письменном ответе от 23 июля 2019 года N51-4343/2019 отказало в удовлетворении заявления, указав, что установленная комиссией кадастровая стоимость объектов недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2018 года по 31 декабря 2018 года на основании статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
В судебном заседании представитель административного истца Размашкина Д.Н. - Семикин Р.В, действующий по доверенности, поддержал заявленные административные исковые требования по основаниям, приведенным в административном иске.
Представитель административных ответчиков Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве - Трифонова З.В, действующая по доверенности, возражала против удовлетворения административных исковых требований, суду пояснил, что в соответствии со статьёй 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. Поскольку административный истец обратился в комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости 20 декабря 2018 года, установленная решением комиссии кадастровая стоимость нежилого здания и земельного участка по состоянию на 1 января 2016 года применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2018 года по 31 декабря 2018 года. Вопросы налогообложения не отнесены к компетенции Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве.
Представители заинтересованного лица Управления Федеральной налоговой службы по г.Москве - Осипова А.С. и Макеева И.А, действующие по доверенности, возражали против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Заинтересованное лицо Чердынцева И.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте проведения судебного заседания извещена.
Выслушав объяснения представителей административных истца и ответчиков, заинтересованного лица, исследовав материалы административного дела и предоставленные сторонами доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, административному истцу принадлежат на праве собственности нежилое здание с кадастровым номером ***по адресу: ***, и земельный участок с кадастровым номером *** по адресу: ***, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости.
П остановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N791-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 1 января 2016 года" в отношении спорного нежилого здания была установлена кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 183588029 руб. 13 коп.
П остановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N790-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости земель города Москвы по состоянию на 1 января 2016 года" в отношении спорного земельного участка была установлена кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 63109990 руб.
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 15 января 2019 года за N51-742/2019 по заявлению административного истца от 20 декабря 2018 года пересмотрена кадастровая стоимость нежилого здания, определена кадастровая стоимость нежилого здания равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 года в размере 143949000 руб.
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 15 января 2019 года за N51-743/2019 по заявлению административного истца от 20 декабря 2018 года пересмотрена кадастровая стоимость земельного участка, определена кадастровая стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 года в размере 47177000 руб.
Положения статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусматривают, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
На основании приведенной нормы права Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве в Единый государственный реестр недвижимости внесены 29 января 2019 года сведения об установленной кадастровой стоимости нежилого здания по состоянию на 1 января 2016 года в размере 143949000 руб, земельного участка по состоянию на 1 января 2016 года в размере 47177000 руб, с указанием в графе "Особые отметки" - "Дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости 20.12.2018 года. Дата применения кадастровой стоимости, в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или по решению суда 01.01.2018 года" (л.д.25, 32, 33).
Как следует из содержания административного иска и пояснений представителя, административный истец не согласен с внесением в Единый государственный реестр недвижимости в графу "Особые отметки" сведений о дате применения установленной по решению комиссии при Управлении Росреестра по Москве кадастровой стоимости спорного нежилого здания и земельного участка по состоянию на 1 января 2016 года - с 1 января 2018 года. Считает, что в силу пункта 15 статьи 378.2, пункта 1.1 статьи 391, пункта 2 статьи 403 Налогового кодекса РФ, в редакции Федерального закона от 3 августа 2018 г. N334-ФЗ, подлежали внесению сведения о дате применения установленной по решению комиссии при Управлении Росреестра по Москве кадастровой стоимости спорного нежилого здания и земельного участка по состоянию на 1 января 2016 года - с 1 января 2017 года.
В соответствии с пунктом 15 статьи 378.2, пунктом 1.1 статьи 391, пунктом 2 статьи 403 Налогового кодекса РФ, в редакции Федерального закона от 3 августа 2018 г. N334-ФЗ, в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
С учетом приведенной нормы права, установленная р ешениями комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 15 января 2019 года за N51-742/2019, N51-743/2019 кадастровая стоимость спорных нежилого здания и земельного участка, равная их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 года, в целях налогообложения подлежит применению с 1 января 2017 года по 31 декабря 2018 года. Однако указанные нормы налогового законодательства регулируют порядок применения кадастровой стоимости в целях налогообложения и подлежат применению налоговым органом при разрешении вопроса о начислении налога на имущество физических лиц (применительно к заявленному спору).
Тогда как Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве при внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о применении кадастровой стоимости объектов недвижимости "для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации" руководствуется положениями статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", которые не содержат требований об указании в Едином государственном реестре недвижимости отдельно сведений о применении кадастровой стоимости "для целей налогообложения" (применительно к заявленному спору).
При таких обстоятельствах отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, оформленный в виде письменного ответа от 23 июля 2019 года N51-4343/2019, в удовлетворении заявления административного истца о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером ***и земельного участка с кадастровым номером ***в размере их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 года, установленной решениями комиссии от 15 января 2019 года за N51-742/2019, за N51-743/2019, с периодом применения с 1 января 2017 года по 31 декабря 2018 года, является законным, соответствует положениями статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
На основании изложенного отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных административных исковых требований.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Отказать Размашкину Дмитрию Николаевичу в удовлетворении административного искового заявления к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, оформленного в виде письменного ответа от 23 июля 2019 года N51-4343/2019, о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером ***и земельного участка с кадастровым номером *** в размере их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 года, установленной решениями комиссии от 15 января 2019 года за N51-742/2019, за N51-743/2019, с периодом применения с 1 января 2017 года по 31 декабря 2018 года; возложении обязанности внести указанные сведения в Единый государственный реестр недвижимости с применением установленной кадастровой стоимости нежилого здания и земельного участка для целей налогообложения в период с 1 января 2017 года по 31 декабря 2018 года.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья Московского
городского суда Н.Ю. Севастьянова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.