Московский городской суд в составе председательствующего судьи Дорохиной Е.М., при секретаре Жук Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-6262/2019 по административному иску АО "Мостранссклад" об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости, определенной по состоянию на 01.01.2016 г., равной их рыночной стоимости, УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами ***, определенной по состоянию на 01.01.2016 г, равной их рыночной стоимости в соответствии с отчетом N 0241-18/2-2 от 28.01.2019 г, выполненным ИП Островской А.С.
Определением Московского городского суда от 20.09.2019 г. административное исковое заявление было возвращено в связи с несоблюдением административным истцом досудебного порядка урегулирования административного спора.
Апелляционным определением Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 23.10.2019 определение Московского городского суда от 20.09.2019 г. отменено, материал направлен на новое рассмотрение со стадии принятия.
В ходе рассмотрения дела представителем Правительства и ДГИ г. Москвы было заявлено ходатайство об оставлении административного искового заявления без рассмотрения в связи с несоблюдением досудебного порядка урегулирования административного спора.
Представитель административного истца против оставления заявления без рассмотрения возражал, представил письменные объяснения по данному вопросу и указал, что, несмотря на наличие технической опечатки в поданном 18.12.2018 г. в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росресстра по Москве (далее - Комиссия) заявлении о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости и в отчете об оценке в части указания даты, по состоянию на которую была определена подлежащая пересмотру кадастровая стоимость, заявление подлежало рассмотрению по существу и не могло быть возвращено секретарем Комиссии, поскольку последний не обладал правом устанавливать соответствие указанной в отчете об оценке даты, по состоянию на которую производилась оценка, дате определения оспариваемой кадастровой стоимости. В то же время представитель подтвердил, что в поданном в Комиссию отчете об оценке были допущены технические ошибки и датой оценки указано 31.12.2016 г, равно как и в заявлении о пересмотре кадастровой стоимости, однако, поскольку по состоянию на дату обращения в Комиссии актуальной являлась только кадастровая стоимость, определенная по состоянию на 01.01.2016 г, то заявление подлежало рассмотрению по существу.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Суд, исследовав материалы дела, полагает административное исковое заявление подлежащим оставлению без рассмотрения, в силу следующего.
Согласно п.1 ч.1 ст. 196 КАС РФ суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования административных споров, установленный федеральным законом для данной категории административных дел.
Согласно ч. 4 ст. 245 КАС РФ, административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также административное исковое заявление об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии подается в суд в соответствии с правилами подсудности, установленными статьей 20 настоящего Кодекса. В случае, если федеральным законом установлено обязательное соблюдение досудебного порядка обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, обращение в суд возможно только после соблюдения этого порядка.
Согласно разъяснениям, данным в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" при принятии к производству заявления о пересмотре кадастровой стоимости суд проверяет его на соответствие требованиям статей 131 и 132 ГПК РФ, статей 125, 126, частей 1 - 3 статьи 246 КАС РФ.
Установленный абзацем первым статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления предварительный порядок обращения в Комиссию является досудебным порядком урегулирования спора. В связи с этим к заявлению об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости должны прилагаться документы, подтверждающие его соблюдение.
О соблюдении досудебного порядка свидетельствует решение Комиссии об отказе в удовлетворении заявления о пересмотре кадастровой стоимости либо документы, подтверждающие факт обращения в Комиссию и нерассмотрения ею заявления в установленный законом срок.
Если заявление не было принято Комиссией к рассмотрению (например, в связи с отсутствием отчета о рыночной стоимости, правоустанавливающих документов), то такое обращение не свидетельствует о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора.
Согласно административному исковому заявлению административный истец является арендатором земельных участков с кадастровыми номерами ***, и 18.12.2018 г. и просит установить их кадастровую стоимость, определенную по состоянию на 01.01.2016 г, равной их рыночной стоимости в соответствии с выполненным ИП Островской А.С. отчетом N 0241-18/2-2 от 28.01.2019 г.
В подтверждение соблюдения досудебного порядка урегулирования административного спора в суд было представлено уведомление Комиссии от 19.12.2018 г, согласно которому административному истцу было отказано в принятии документов в связи с тем, что в представленном им отчете об оценке дата оценки указана как 31.12.2016 г, тогда на дату обращения актуальной являлась кадастровая стоимость, определенная по состоянию на 01.01.2016 г.
Оценивая факт соблюдения досудебного порядка урегулирования административного спора, суд, не входя в обсуждение обоснованности действий секретаря Комиссии, установившего факт отсутствия отчета об оценке объектов по состоянию на дату определения их кадастровой стоимости, исходит из того, что согласно заявлению, поданному административным истцом в Комиссию 18.12.2018 г, он просил пересмотреть кадастровую стоимость объектов недвижимости, определенную по состоянию на 31.12.2018 г, тогда заявление о пересмотре кадастровой стоимости, которую он просит пересмотреть в судебном порядке - определенной по состоянию на 01.01.2016 г. - административным истцом в Комиссию не подавалось. Также учитывается, что представленный в суд отчет об оценке N 0241-18/2-2 от 28.01.2019 г, выполненный ИП Островской А.С, в Комиссию не представлялся, поскольку согласно перечню приложений, к заявлению от 18.12.2018 г. был приложен отчет об оценке, выполненный тем же лицом, но с иным номером и от иного числа - N 0241-18/2 от 10.12.2018 г.
При таких обстоятельствах судом признается, что досудебный порядок урегулирования административного спора, установленный федеральным законом для данной категории административных дел, соблюден не был, что является основанием для оставления административного искового заявления без рассмотрения применительно к правилам п.1 ч.1 ст. 196 КАС РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 198-199 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Административный иск АО "Мостранссклад" об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами ***, определенной по состоянию на 01.01.2016 г, равной их рыночной стоимости, оставить без рассмотрения.
На определение в течение 15 дней со дня его вынесения через Московский городской суд может быть подана частная жалоба в Первый апелляционный суд общей юрисдикции.
Судья Е.М.Дорохина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.