Заместитель председателя Московского городского суда Панарин М.М., рассмотрев жалобу Орловой Н.Н. в защиту акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" на постановление мирового судьи судебного участка N 411 Мещанского района г. Москвы, и.о. мирового судьи судебного участка N 382 Красносельского района г. Москвы, от 09 октября 2017 года и решение судьи Мещанского районного суда г. Москвы от 16 апреля 2018 года по делу об административном правонарушении, УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 411 Ме щанского района г. Москвы, и.о. мирового судьи судебного участка N 382 Красносельского района г. Москвы, от 09 октября 2017 года АО "ФПК" (далее также - Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
Решением судьи Мещанского районного суда города Москвы от 16 апреля 2018 года данное постановление оставлено без изменения, жалоба защитника Орловой Н.Н. - без удовлетворения.
В настоящей жалобе защитник Орлова Н.Н. просит об отмене названных судебных актов и прекращении производства по делу, ссылаясь на то, что в действиях АО "ФПК" отсутствует вина, поскольку неисправность локомотива возникла в пути его следования и носила случайный характер; обязанность по техническому обслуживанию и осуществлению текущего ремонта подвижного состава была надлежащим образом выполнена; выводы суда не соответствуют материалам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, нахожу обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Административная ответственность по ч. 3 ст. 14.1.2 КоАП РФ наступает за осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта, за исключением автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, с нарушением условий, предусмотренных лицензией.
Как установлено мировым судьей при рассмотрении дела об административном правонарушении, 16 июля 2017 года в 18 час. 26 мин. при следовании пассажирского поезда N 72 сообщением "***" с локомотивом ЭП1 N 140 на перегоне *** *** железной дороги филиала ОАО "РЖД" произошла задержка поезда вследствие технической неисправности локомотива, а именно отсутствие возврата контактной группы низковольтной блокировки реле перегрузки РТ-13 сх. N КА-3 в исходное рабочее положение в результате механического заедания штока после срабатывания реле перегрузки, вследствие чего отсутствовала возможность включения ГВ в оперативном порядке. Задержка пассажирского поезда N72 составила 02 час. 35 мин, задержка пассажирского поезда N 76 - 00 час. 06 мин, задержка грузового поезда N 2742 - 02 час. 33 мин.
Указанные обстоятельства подтверждены совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом N 998/ЮЛ об административном правонарушении; копией договора об оказании услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования от 31 марта 2010 года N ***; копией справки о состоянии безопасности движения поездов за сутки; копией технического заключения; копией протокола совещания у начальника ** дирекции тяги; копией акта рекламации; копией лицензии от 03 июля 2015 года серии ПП N *, выданной Федеральной * по надзору в сфере транспорта; копией договора аренды с экипажем N * от 24 сентября 2010 года; копией свидетельства о государственной регистрации юридического лица; копией Устава АО "ФПК", а также иными материалами дела.
При разрешении данного дела судебные инстанции правильно применили нормы законодательства, регулирующего порядок осуществления перевозок пассажиров железнодорожным транспортом, правильно установили фактические обстоятельства дела, подлежащие доказыванию, и на основании полного, объективного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств в их совокупности пришли к обоснованному выводу о виновности Общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1.2 КоАП РФ.
Довод заявителя об отсутствии нарушений условий, предусмотренных лицензией, основан на неверном толковании норм права.
Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2012 года N 221 утверждено Положение о лицензировании деятельности по перевозкам железнодорожным транспортом пассажиров (далее - Положение о лицензировании).
В соответствии со ст. 80 Федерального закона N 18-ФЗ от 06 марта 2003 года "Устав железнодорожного транспорта" перевозчики и владельцы инфраструктур должны обеспечивать безопасность перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа, качественное обслуживание пассажиров на железнодорожных станциях, железнодорожных вокзалах (далее в настоящей главе - вокзалы), пассажирских платформах и в поездах, сохранность перевозимых багажа, грузобагажа, движение пассажирских поездов в соответствии с расписанием, своевременную доставку багажа, грузобагажа.
В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона N 17-ФЗ от 06 марта 2003 года "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" предназначенные для перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа по железнодорожным путям общего пользования железнодорожный подвижной состав и контейнеры независимо от их принадлежности должны удовлетворять обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, а также требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
В силу 4 Положения о лицензировании лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии (лицензиату), являются: а) соблюдение лицензиатом порядка и условий осуществления перевозок пассажиров, которые установлены федеральными законами " О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и " Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", в части требований к перевозчику, в том числе правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на железнодорожном транспорте; б) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) в собственности или на ином законном основании железнодорожного подвижного состава и оборудования, соответствующего установленным требованиям, а также технической и эксплуатационной документации, предусмотренным статьей 17 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации".
Пунктом 8 указанного Положения предусмотрено, что осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
К грубым нарушениям лицензионных требований относится нарушение требований, предусмотренных подпунктами "а", "б" и "е" пункта 4 настоящего Положения, которое повлекло за собой последствия, предусмотренные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Анализ приведенных положений позволяет сделать вывод о том, что ответственность за использование технически неисправного локомотива, вызвавшее в свою очередь вынужденную остановку пассажирского поезда и повлекшее нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, лежит на лицензиате, на которого в силу закона возложена обязанность по соблюдению требований к осуществлению предпринимательской деятельности, связанной с перевозкой пассажиров железнодорожным транспортом.
Как усматривается из материалов дела, АО "ФПК" имеет лицензию серия ПП N *** от 03 июля 2015 года, на основании которой осуществляет предпринимательскую деятельность по перевозкам пассажиров железнодорожным транспортом.
Исходя из обстоятельств настоящего дела, нес облюдение требований к осуществлению деятельности по перевозке железнодорожным транспортом пассажиров выразилось в использовании неисправного подвижного состава (локомотива) для перевозки пассажиров, что повлекло за собой вынужденную задержку поезда.
Изложенное указывает на нарушение АО "ФПК" подп. "а", подп. "б" п. 4 Положения о лицензировании как субъектом, осуществляющим предпринимательскую деятельность по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом.
Доводы жалобы об отсутствии угрозы безопасности движения в связи с тем, что локомотивной бригадой были предприняты все действия для исключения угрозы безопасности дорожного движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, не являются основанием для отмены постановленных судебных актов, так как объективную сторону вменяемого Обществу административного правонарушения составляет н арушение лицензионных требований и условий осуществления деятельности, связанной с перевозками пассажиров железнодорожным транспортом, выразившееся в невыполнении положений действующего законодательства о соблюдении общих правил перевозок пассажиров и требований к их обслуживанию.
Довод о том, что локомотив ЭП1 N 140 своевременно проходил техническое обслуживание, неисправность электровоза возникла в пути следования поезда, не могут повлечь удовлетворение жалобы.
Согласно положениям Договора аренды локомотивов с экипажем (локомотивными бригадами) в пассажирском движении от 24 сентября 2010 года N 1013 арендодатель (ОАО "РЖД") предоставляет локомотивы в аренду арендатору (АО "ФПК") в технически исправном состоянии, а также поддерживает в течение всего срока действия настоящего договора надлежащее техническое состояние локомотивов, переданных в аренду (п. 2.1, п. 5.1.2 Договора).
АО "ФПК", как арендатор, обязано, в том числе предъявлять ОАО "РЖД", как арендодателю, претензии, требовать возмещения убытков, уплаты штрафных санкций в порядке, предусмотренном Договором, в случае невыполнения арендодателем его обязанностей; осуществлять контроль за исполнением обязательств арендодателем; немедленно сообщать арендодателю об обнаруженных повреждениях арендованных локомотивов, а также о нарушениях правил технической эксплуатации; осуществлять контроль за выполнением графика движения пассажирских поездов, режимов ведения и электроотопления пассажирских поездов (п.п. 5.2.3, 5.2.4, 5.3.7 Договора).
Анализ положений названного Договора в совокупности с нормами права указывает на то, что ответственным лицом за соблюдением лицензионных требований в части обеспечения своевременной доставки пассажиров, багажа, грузобагажа до пункта назначения является АО "ФПК", которое не исполнило возложенные на него функции по осуществлению контроля за подачей исправного подвижного состава для перевозки пассажиров, не обеспечило выполнение графика движения пассажирского поезда, что в силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ свидетельствует о его виновности в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1.2 КоАП РФ.
Судья районного суда, рассмотрев жалобу на постановление мирового судьи, проверил дело в соответствии с требованиями ст. 30.6 КоАП РФ и вынес законное и обоснованное решение.
При назначении наказания мировым судьей были учтены фактические обстоятельства дела, данные о юридическом лице, а также характер совершенного им административного правонарушения.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение обжалуемых судебных актов.
Порядок и срок давности привлечения АО "ФПК" к административной ответственности, а также принцип презумпции невиновности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13, 30.17 КоАП РФ, ПОСТАНОВИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка N 411 Мещанского района г. Москвы, и.о. мирового судьи судебного участка N 382 Красносельского района г. Москвы, от 09 октября 2017 года и решение судьи Мещанского районного суда г. Москвы от 16 апреля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.1.2 КоАП РФ, в отношении акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" оставить без изменения, жалобу защитника Орловой Н.Н. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Московского городского суда М.М. Панарин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.