Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу Красичкова Е.В. в защиту Региональной общественной организации "Московский городской союз автомобилистов" на вступившие в законную силу постановление заместителя начальника Управления административного производства Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы от 13 декабря 2017 года, решение судьи Перовского районного суда города Москвы от 26 апреля 2018 года, решение судьи Московского городского суда от 06 июля 2018 года по делу об административном правонарушении, УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя начальника Управления административного производства Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция по недвижимости г.Москвы) от 13 декабря 2017 года N 3560-ЗУ/9003462-17 Региональная общественная организация "Московский городской союз автомобилистов" (далее - РОО "МГСА") признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.11 Закона города Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" (далее - КоАП г.Москвы), ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 120 000, 00 (сто двадцать тысяч) рублей.
Решением судьи Перовского районного суда города Москвы от 26 апреля 2018 года постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба защитника РОО "МГСА" Камаева А.А. - без удовлетворения.
Решением судьи Московского городского суда от 06 июля 2018 года постановление должностного лица и решение судьи районного суда оставлены без изменения, жалоба защитника РОО "МГСА" Камаева А.А. - без удовлетворения.
В настоящей жалобе защитник РОО "МГСА" Красичков Е.В, выражая несогласие с названными постановлением должностного лица, судебными актами, просит их отменить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, указывая, что судами неправильно применены положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"; должностным лицом и судебными инстанциями нарушены требования ст. 24.1 КоАП РФ о полном, объективном и всестороннем выяснении обстоятельств дела.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, нахожу обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Частью 1 ст. 6.11 КоАП г. Москвы предусмотрена административная ответственность за использование земельного участка, находящегося в собственности города Москвы, или земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, с нарушением установленных нормативными правовыми актами города Москвы требований к оформлению документов, являющихся основанием для использования таких земельных участков, за исключением случаев, предусмотренных статьей 6.13 КоАП г. Москвы.
Согласно ч. 2 ст. 6.11 КоАП г. Москвы административным правонарушением признается неисполнение законных требований уполномоченного органа исполнительной власти г. Москвы по контролю за использованием объектов недвижимости об устранении нарушения, указанного в части 1 настоящей статьи.
В силу ч.6 ст.4 Закона г. Москвы от 19 декабря 2007 года N 48 "О землепользовании в городе Москве" (далее - Закон о землепользовании в г. Москве) основанием для занятия, использования земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, являются оформленные в установленном Правительством Москвы порядке в соответствии с требованиями федерального законодательства документы, являющиеся основанием для возникновения прав на земельный участок, в том числе договоры купли-продажи, аренды, безвозмездного пользования и иные договоры и (или) соглашения, предусматривающие переход прав владения и (или) пользования земельным участком, а также решения Правительства Москвы (уполномоченного им органа), оформленные в соответствии с федеральным законодательством, настоящим Законом и иными правовыми актами города Москвы.
Согласно части 7 указанной статьи основанием для размещения объектов, не являющихся объектами капитального строительства, на земельных участках, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, являются документы, указанные в части 6 данной статьи, а также оформленные в установленном Правительством Москвы порядке договоры на размещение указанных объектов, разрешения уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы.
Частью 1.1 статьи 8 Закона о землепользовании в г. Москве установлено, что основанием для занятия и использования земельного участка на праве аренды, безвозмездного пользования являются оформленные в установленном Правительством Москвы порядке в соответствии с требованиями федерального законодательства договор аренды, договор безвозмездного пользования, предусматривающие переход прав владения и (или) пользования земельным участком. Условия использования земельного участка устанавливаются в указанных договорах.
Как следует из материалов дела, РОО "МГСА" был предоставлен земельный участок с кадастровым N 77:03:07003:114, площадью 3573 кв.м. по адресу г.Москва, ул. Молдагуловой, вл.5 на основании договора аренды от 20.07.2005 NМ-03-506839 сроком до 10.05.2010. РОО "МГСА" продолжает использовать указанный земельный участок для размещения автостоянки N51/2 без надлежащим образом оформленных на него правоустанавливающих документов.
Должностным лицом Госинспекции по недвижимости 26 сентября 2017 года было выдано РОО "МГСА" уведомление N9003143 об устранении нарушений п.п.6, 7 ст.4, подп.1.1 п.1 ст.8 Закона о землепользовании в г. Москве, Приложения N5 к постановлению Правительства Москвы N199-ПП в срок до 16 октября 2017 года, выразившихся в отсутствии документов, являющихся основанием для использования земельного участка на территории города Москвы.
В ходе проведения должностным лицом Госинспекции по недвижимости 23 октября 2017 года планового (рейдового) обследования земельного участка с кадастровым N 77:03:07003:114, площадью 3573 кв.м. по адресу г.Москва, ул. Молдагуловой, вл.5 установлено, что РОО "МГСА" не исполнило ранее выданное должностным лицом Госинспекции по недвижимости уведомление о необходимости соблюдения требований законодательства города Москвы от 26.09.2017 N900, срок исполнения которого был определен до 16 октября 2017 года, правоустанавливающие документы на земельный участок не оформлены.
02 ноября 2017 года по факту выявленного нарушения инспектором Госинспекции по недвижимости г.Москвы в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.6.11 КоАП г.Москвы, на основании которого постановлением заместителя начальника Управления административного производства Госинспекции по недвижимости от 13 декабря 2017 года РОО "МГСА" привлечено к административной ответственности.
Факт совершения РОО "МГСА" административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.11 КоАП г. Москвы, и его виновность подтверждаются совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: поручением о проведении обследования объекта недвижимости; уведомлением N900 от 26.09.2017; рапортом должностного лица Госинспекции по недвижимости г.Москвы; актом обмера площади земельного участка; фототаблицей; выписками из ГКН; иными материалами дела.
Оценив в совокупности собранные по делу доказательства, руководствуясь положениями п.п. 6, 7 ст. 4, подп. 1.1 ст. 8 Закона о землепользовании должностное лицо и судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях РОО "МГСА" состава административного правонарушения предусмотренного ч. 2 ст. 6.11 КоАП г. Москвы.
При получении доказательств, положенных в основу постановления должностного лица о привлечении РОО "МГСА" к административной ответственности, судебных актов каких-либо процессуальных нарушений, которые могли бы повлиять на их оценку, должностными лицами Госинспекции по недвижимости г. Москвы допущено не было.
В соответствии со ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, иными документами.
В силу положений ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Из материалов дела, в том числе из акта обмера территории, фототаблицы, выписок из ГКН, а также рапорта главных инспекторов ОКУ от 23 октября 2017 года, составленного по результатам обследования объекта недвижимости, следует, что, вопреки утверждению заявителя, земельный участок используется РОО "МГСА" для размещения платной стоянки, территория земельного участка огорожена, охраняется, въезд и проход осуществляются через ворота строго по пропускам, на территории размещен пост охраны. Документы на право пользования земельным участком с РОО "МГСА" не оформлены (л.д. 61, 64-69).
Приведенные сведения и доказательства в совокупности объективно свидетельствуют о том, что РОО "МГСА" использует земельный участок с кадастровым N 77:03:07003:114, площадью 3573 кв.м. по адресу г.Москва, ул.Молдагуловой, вл.5 с нарушением требований, установленных Законом о землепользовании, предъявляемых к оформлению документов, являющихся основанием для использования земельного участка. Законное требование уполномоченного органа исполнительной власти г. Москвы по контролю за использованием объектов недвижимости об устранении нарушения и оформлению документов на земельный участок (срок договора аренды на который истек 10 мая 2010 года) не выполнено, что образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.11 КоАП г.Москвы.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, подтверждающих принятие РОО "МГСА" всех зависящих от него, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, в том числе связанных с обращением в административный орган за оформлением прав на земельный участок, а равно совершение иных действий по оформлению земельных отношений, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению установленных законодательством обязанностей, защитой не представлено.
Доводы жалобы о нарушении должностным лицом административного органа порядка и процедуры привлечения РОО "МГСА" к административной ответственности, поскольку проверка была проведена с нарушением требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", не могут повлечь отмену обжалованных постановления должностного лица и судебных актов.
В силу положений ст. 13.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием привлечения Общества к административной ответственности) плановые (рейдовые) осмотры, обследования, в т.ч. земельных участков проводятся уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании плановых (рейдовых) заданий. Порядок оформления и содержание таких заданий и порядок оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах государственного контроля (надзора), а также органами местного самоуправления.
Таким образом, законодателем предусмотрены помимо проверок мероприятия контроля, не являющиеся проверкой, к каковым относятся плановые (рейдовые) осмотры, обследования территории.
Постановлением Правительства Москвы от 19.05.2015 N 282-ПП утвержден Административный регламент исполнения Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы государственных функций по осуществлению контроля за использованием земель и находящихся в собственности города Москвы объектов нежилого фонда.
В соответствии с п. 3.3.1 Административного регламента под обследованием понимается визуальный разовый осмотр земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений без взаимодействия с их пользователями с целью проверки соблюдения требований, указанных в пункте 1.5 настоящего Регламента, и выявления признаков нарушения данных требований.
В соответствии с п. 3.3.3 Административного регламента информирование лиц, использующих земельные участки, подлежащие обследованию, с расположенными на них объектами нежилого фонда, о проведении планового (рейдового) обследования территории не осуществляется.
Как следует из материалов дела, должностным лицом Управления контроля за объектами недвижимости по ВАО Госинспекции по недвижимости на основании поручения проведено обследование земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, ул.Молдогуловой, вл.5 по результатам которого в соответствии с 3.3.5.3 и 3.3.5.5 Административного регламента составлен рапорт о результатах планового (рейдового) обследования территорий.
В силу п. 3.3.6.3 Административного регламента предусмотрено, что в случае выявления при проведении плановых (рейдовых) осмотров, обследований нарушений обязательных требований должностные лица органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений.
Таким образом, из материалов дела не усматривается, что в ходе проведения обследования земельного участка административным органом нарушены требования Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а имеющиеся доказательства получены с нарушением требований закона.
Постановление о назначении административного наказания вынесено уполномоченным должностным лицом, что согласуется с положениями п. 10 ст.16.3, ст.16.5 КоАП г.Москвы, применяемым во взаимосвязи с Положением о Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 25 апреля 2012 года N184-ПП.
Изложенное отвечает правовой позиции, которая нашла свое отражение в Постановлении Верховного Суда РФ от 11.06.2019 N 5-АД19-34.
Ссылка защиты на судебные акты по другим делам не опровергает выводов должностного лица и судебных инстанций по настоящему делу, поскольку судебные акты принимаются на основании конкретных обстоятельств по делам, в которых имеются различные доказательства. В рамках рассматриваемого дела Уведомление от 26.09.2017 N9003143 содержит описание выявленного нарушения, а также ссылки на нормативные акты, нарушение которых вменяется РОО "МГСА", сведения о сроке для устранения нарушения, а также предупреждение о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст.6.11 КоАП г.Москвы в случае не устранения выявленных административным органом нарушений.
Бремя доказывания по делу распределено правильно, с учётом требований ст.1.5 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений, которые должны толковаться в пользу РОО "МГСА", не усматривается.
Административное наказание в виде административного штрафа, предусмотренного санкцией ч.2 ст.6.11 КоАП г. Москвы назначено РОО "МГСА" в соответствии с требованиями ст. 3.1, ст. 3.5 и ст. 4.1 КоАП РФ, оно является справедливым и соразмерно содеянному.
Порядок и срок давности привлечения РОО "МГСА" к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.13, 30.17, 30.18 КоАП РФ, ПОСТАНОВИЛ:
постановление заместителя начальника Управления административного производства Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы от 13 декабря 2017 года, решение судьи Перовского районного суда города Москвы от 26 апреля 2018 года, решение судьи Московского городского суда от 06 июля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.6.11 Закона города Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях", в отношении Региональной общественной организации "Московский городской союз автомобилистов" оставить без изменения, жалобу защитника Красичкова Е.В. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.