Заместитель председателя Московского городского суда Афанасьева Н.П., рассмотрев жалобу заместителя главного государственного инспектора города Москвы в области охраны окружающей среды Строгонова А.М. на вступившие в законную силу решение судьи Зеленоградского районного суда г. Москвы от 04 июня 2019 года и решение судьи Московского городского суда от 16 июля 2019 года по делу об административном правонарушении, УСТАНОВИЛ :
Постановлением заместителя главного государственного инспектора города Москвы в области охраны окружающей среды от 18 декабря 2018 года N 0401-1647/2018/ЗелАО ИП "Потрехалин А.Г." признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 4.19 КоАП г. Москвы, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.
Решением судьи Зеленоградского районного суда г. Москвы от 04 июня 2019 года указанное постановление должностного лица отменено.
Решением судьи Московского городского суда от 16 июля 2019 года решение судьи Зеленоградского районного суда г. Москвы от 04 июня 2019 года изменено: указано на направлении дела на новое рассмотрение должностному лицу Управления государственного экологического контроля Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы. В остальной части решение судьи Зеленоградского районного суда г. Москвы от 04 июня 2019 года оставлено без изменения, жалоба главного государственного инспектора города Москвы в области охраны окружающей среды Строгонова А.М. - без удовлетворения.
В настоящей жалобе заместитель главного государственного инспектора города Москвы в области охраны окружающей среды Строгонов А.М, выражая несогласие с названными судебными актами, просит их отменить с оставлением в силе постановления заместителя главного государственного инспектора города Москвы в области охраны окружающей среды от 18 декабря 2018 года N 0401-1647/2018/ЗелАО, указывая на то, что требования КоАП РФ должностным лицом при рассмотрении настоящего дела были соблюдены: ИП Потрехалин А.Г. надлежащим образом был уведомлен о времени и месте составления в отношении него протокола об административном правонарушении, получил копию протокола, а также копию вынесенного в отношении него постановления по делу об административном правонарушении, а представленные им копии протокола об административном правонарушении, составленного в отношении ООО "ПУМБ ЭКСИТОН", определения о назначении времени и месте рассмотрения дела и постановления о привлечении к административной ответственности, вынесенные в отношении ООО "ПУМБ ЭКСИТОН", Департаментом природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы не выносились.
Потрехалин А.Г. уведомлен в соответствии с требованиями КоАП РФ о подаче должностным лицом жалобы на решение судьи Зеленоградского районного суда г. Москвы от 04 июня 2019 года и решение судьи Московского городского суда от 16 июля 2019 года. В установленный срок возражений на данную жалобу от него не поступило.
Изучение материалов дела, доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Административная ответственность по ст. 4.19 КоАП г. Москвы наступает за незаконное уничтожение зеленых насаждений.
Согласно ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В соответствии со ст. 2 Закона г. Москвы от 05.05.1999 N 17 "О защите зеленых насаждений" защите подлежат все зеленые насаждения, расположенные на территории города Москвы, независимо от форм собственности на земельные участки, где эти насаждения расположены.
Граждане, должностные лица и юридические лица обязаны осуществлять меры по сохранению зеленых насаждений, не допускать незаконных действий или бездействия, способных привести к повреждению или уничтожению зеленых насаждений.
Собственники, владельцы, пользователи земельных участков, на которых расположены зеленые насаждения, обязаны осуществлять контроль за их состоянием, обеспечивать удовлетворительное состояние и нормальное развитие зеленых насаждений. Работы по уходу за зелеными насаждениями, связанные с проведением агротехнических мероприятий, осуществляются специализированными организациями.
В силу ст. 9 Закона г. Москвы от 05.05.1999 N 17 "О защите зеленых насаждений" предпринимательская деятельность граждан и юридических лиц в городе Москве ведется с соблюдением требований по защите зеленых насаждений.
На озелененных территориях и в зеленых массивах запрещается торговля и иная предпринимательская деятельность, установка палаток и иных сооружений для осуществления предпринимательской деятельности без разрешения специально уполномоченного органа по защите зеленых насаждений.
При осуществлении предпринимательской деятельности на озелененных территориях и в зеленых массивах запрещается использование взрывоопасных, огнеопасных и ядовитых веществ, загрязнение и захламление территории, иные действия, способные повлечь за собой повреждение или уничтожение зеленых насаждений.
Согласно п. 9.5 Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ города Москвы, утвержденных постановлением правительства Москвы от 10.09.2002 N 743-ПП, запрещается юридическим и физическим лицам самовольная вырубка и посадка деревьев и кустарников.
Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения ИП "Потрехалин А.Г." должностным лицом к административной ответственности, предусмотренной ст. 4.19 КоАП г. Москвы, послужило то, что 01 октября 2018 года в период времени с 11 час. 00 мин. до 11 час. 50 мин. он, являясь пользователем (арендатором) земельного участка по адресу: г. ***, при осуществлении своей деятельности допустил повреждение до степени прекращения роста - уничтожение 1 (одного) дерева породы береза на арендуемом земельном участке с кадастровым номером 77:10:00060003:40, что является нарушением ст. 42 ЗК РФ, ст.ст. 2, 9 Закона г. Москвы от 05.05.1999 N 17 "О защите зеленых насаждений", п. 9.5 постановления правительства Москвы от 10.09.2002 N 743-ПП "Об утверждении правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ города Москвы".
В качестве доказательств вины ИП "Потрехалин А.Г." должностное лицо сослалось, в том числе, на протокол об административном правонарушении от 03 декабря 2018 года N 1506-467/2018-2.
Рассматривая поданную Потрехалиным А.Г. жалобу на постановление заместителя главного государственного инспектора г. Москвы в области охраны окружающей среды от 18 декабря 2018 года, судья Зеленоградского районного суда г. Москвы пришел к выводу о незаконности указанного постановления должностного лица.
Основанием к удовлетворению жалобы ИП Потрехалина А.Г. послужили выводы судьи Зеленоградского районного суда г. Москвы о том, что протокол об административном правонарушении от 03 декабря 2018 года N 1506-467/2018-2 был составлен в отсутствие ИП Потрехалина А.Г, не извещенного надлежащим образом о времени и месте составления данного протокола.
С указанным выводом судьи районного суда следует согласиться, поскольку представленные Потрехалиным А.Г. документы, копии которых находятся в материалах дела, свидетельствуют о том, что в его адрес заказной почтовой корреспонденцией (ШПИ 12599303118581) (л.д. 89, 90, 91 том 1) было направлено не уведомление о вызове его (ИП Потрехалина А.Г.) на 03 декабря 2018 года в 09 час. 00 мин. по адресу: г. Мо*** (здание префектуры Зеленоградского АО) для составления протокола об административном правонарушении по ст. 4.19 КоАП г. Москвы по делу N 1506-467/2018-2 (л.д. 92 том 1), а уведомление о вызове представителя общества с ограниченной ответственностью "Предприятие уборки микрорайонов и благоустройства "ЭКСИТОН" (ООО "ПУМБ ЭКСИТОН") на 03 декабря 2018 года в 11 час. 30 мин. по адресу: г. *** (здание префектуры Зеленоградского АО) для составления протокола об административном правонарушении по ст. 4.19 КоАП г. Москвы по делу N 1506-467/2018-2 (л.д. 175, 176 том 1).
В соответствии с ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно ст. 28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
Из приведенных норм следует, что должностное лицо органа административной юрисдикции, составляющее в отношении лица (физического или юридического) протокол об административном правонарушении, должно в обязательном порядке уведомить данное лицо о времени и месте составления протокола.
В силу ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона, н
е допускается.
Вследствие изложенного вывод судьи районного суда о недопустимости протокола об административном правонарушении от 03 декабря 2018 года N 1506-467/2018-2 как доказательства по настоящему делу является правильным.
Вместе с тем, отменяя постановление должностного лица, судья Зеленоградского районного суда г. Москвы в решении от 04 июня 2019 года в нарушение требований п.п. 3, 4, 5 ч. 2 ст. 30.7 КоАП РФ никаких суждений по поводу дальнейшей судьбы производства по делу не высказал.
На данное обстоятельство справедливо было обращено внимание судьей Московского городского суда в решении от 16 июля 2019 года. Вместе с тем, изменяя решение судьи районного суда и направляя настоящее дело на новое рассмотрение должностному лицу, судья Московского городского суда не принял во внимание то обстоятельство, что должностное лицо не вправе заново рассмотреть дело и вынести по нему постановление на основании протокола об административном правонарушении, признанного судебными инстанциями недопустимым доказательством.
При этом в настоящее время возможность исправить недостатки вышеуказанного протокола утрачена, поскольку в соответствии с требованиями ст. 29.1 КоАП РФ возвращение протокола об административном правонарушении должностному лицу, его составившему, возможна лишь на стадии подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении по существу.
Возвращение протокола об административном правонарушении на стадии рассмотрения жалобы по делу в порядке главы 30 КоАП РФ исключается в силу п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ.
Из содержания пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 данного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление заместителя главного государственного инспектора города Москвы в области охраны окружающей среды от 18 декабря 2018 года N 0401-1647/2018/ЗелАО, решение судьи Зеленоградского районного суда г. Москвы от 04 июня 2019 года и решение судьи Московского городского суда от 16 июля 2019 года, вынесенные в отношении ИП "Потрехалин А.Г." по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 4.19 КоАП г. Москвы, подлежат отмене.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 4.19 КоАП г. Москвы, в отношении ИП "Потрехалин А.Г." подлежит прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные судебные постановления (пункт 4 части 2 статьи 30.17 названного Кодекса).
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13, 30.17, 30.18 КоАП РФ, ПОСТАНОВИЛ:
жалобу заместителя главного государственного инспектора города Москвы в области охраны окружающей среды Строгонова А.М... - удовлетворить частично.
Постановление заместителя главного государственного инспектора города Москвы в области охраны окружающей среды от 18 декабря 2018 года N 0401-1647/2018/ЗелАО, решение судьи Зеленоградского районного суда г. Москвы от 04 июня 2019 года и решение судьи Московского городского суда от 16 июля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 4.19 КоАП г. Москвы, в отношении индивидуального предпринимателя Потрехалина Андрея Геннадьевича - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении - прекратить на основании п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные судебные акты.
Заместитель председателя
Московского городского суда Н.П. Афанасьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.