Судья Московского городского суда Курциньш С.Э., изучив кассационную жалобу Карташяна В.К., поступившую в Московский городской суд 04.06.2019г., на решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 27.11.2018 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 28.03.2019 г. по административному делу по административному исковому заявлению Карташяна В.К. о признании незаконным отказа Департамента городского имущества города Москвы в принятии документов, необходимых для предоставления государственных услуг, обязании предоставить государственную услугу, установил:
Карташян В.К. обратился в суд с административным исковым к Департаменту городского имущества г. Москвы и просил признать незаконными действия административного ответчика, выразившиеся в отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги "рассмотрение запроса (заявления) о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях", возложить обязанность принять документы для предоставления государственной услуги в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу. Требования мотивированы тем, что 22.05.2018 года административный истец обратился в Департамент городского имущества города Москвы в целях предоставления вышеуказанной услуги, однако 05.06.2018 года ему было отказано в принятии документов, в связи с тем, что в поданном комплекте не содержится документов на членов семьи заявителя - *. Отказ, по мнению административного истца, носит незаконный характер, поскольку указанные граждане не являются членами его семьи в силу действующего законодательства, в связи с чем возложение на него обязанности предоставления документов на данных лиц носит незаконный характер.
Решением Кунцевского районного суда г. Москвы от 27.11.2018 г. в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 28.03.2019 г. решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 27.11.2018 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель заявителя ставит вопрос об отмене судебных постановлений по делу и принятии по делу нового решения об удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.
В силу ч. 3 ст. 323 КАС РФ по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит определение:
1) об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных актов в кассационном порядке. При этом кассационные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных актов остаются в суде кассационной инстанции;
2) о передаче кассационных жалобы, представления с административным делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (ст. 328 КАС РФ).
Таких нарушений судами нижестоящих инстанций допущено не было.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, ? на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Применительно к названным нормам процессуального права и предписаниям ч. 3 ст. 62 КАС РФ суд правильно распределил бремя доказывания между сторонами и установилследующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
Судами нижестоящих инстанций установлено, что 22.05.2018 года Карташян В.К. обратился в ГБУ МФЦ г. Москвы с заявлением для получения государственной услуги - "рассмотрение запроса о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях".
05.06.2018 года Департамент городского имущества города Москвы уведомил Карташяна В.К. об отказе в принятии документов, необходимых для предоставления государственной услуги по тем основаниям, что в соответствии с п.2.8.1.3 Регламента, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 08.08.2017 года N 519-ПП "О внесении изменений в правовые акты города Москвы и признании утратившими силу правовых актов (отдельных положений правовых актов) города Москвы" заявителем представлен неполный комплект документов, необходимых для предоставления государственной услуги, предусмотренных п.2.5.1.1. Регламента, подлежащих обязательному предоставлению заявителем:
- основной документ, удостоверяющий личность члена семьи заявителя (паспорт гражданина РФ для каждого члена семьи заявителя(копии паспортов *) (п.2.5.1.13 Регламента);
- свидетельство о рождении (за исключением случаев, если свидетельство о рождении оформлено и выдано органом записи актов гражданского состояния города Москвы после 31.03.2012 года при регистрации рождения, а также повторно или на основании исправленной (измененной) записи акта о рождении за период с 01.01.1990 года) для членов семьи заявителя, не достигших 14-летнего возраста (копия свидетельства о рождении *, * года рождения), а также для детей-сирот) (п.2.5.1.1.6 Регламента);
- документы, подтверждающие виды и размер доходов заявителя и членов семьи заявителя за два с половиной календарных года, предшествующих году обращения за оказанием государственной услуги, а также содержащие сведения об имеющемся имуществе (п.2.5.1.1.17 Регламента), а именно:
- документ, содержащий сведения о размере пособия на детей, назначенных органами социальной защиты населения, выданный указанными органами (для лиц, получающих (получавших) соответствующие выплаты (2016-2017годы) (п.2.5.1.1.17.13 Регламента);
- документ, содержащий сведения о размере пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам, а также единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (для лиц, получивших (получавших) соответствующие выплаты) (п.2.5.1.1.17.11 Регламента);
- документ, содержащий сведения о размере ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и ежемесячных компенсационных выплат гражданам, состоящим в трудовых отношениях на условиях договора и находящимся в отпуске по уходу на ребенком до достижения им трехлетнего возраста (для лиц, получающих (получавших) соответствующие выплаты (п.2.5.1.1.17.12 Регламента);
- документ, содержащий сведения о состоянии индивидуального лицевого счета, включая информацию о состоянии специальной части индивидуального лицевого счета и результатах инвестирования средств пенсионных накоплений, по форме, утвержденной Пенсионным фондом РФ (выписка из пенсионного фонда о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица на всех совершеннолетних членов семьи) (п.2.5.1.1.17.4 Регламента (членами семьи заявителя являются упруги и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в одном жилом помещении, а также граждане, проживающие совместно с заявителем (ч.2 ст.1 Закона города Москвы от 14.06.2006года N 29" Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения");
- трудовая книжка (и ее копия для неработающих лиц; и ее копия, заверенная работодателем, для лиц, состоящих в трудовых отношениях (за исключением случаев, когда трудовая деятельность не осуществлялась)(копия трудовых книжек на всех совершеннолетних членов семьи, в том числе зарегистрированных по другим адресам (п.2.5.1.1.17.1 Регламента);
- документы, удостоверяющие (устанавливающие) права заявителя и членов семьи заявителя на жилые помещения, пригодные для постоянного проживания и расположенные за пределами города Москвы, если права на такие жилые помещения в соответствии с законодательством РФ признаются возникшими независимо от их регистрации в Едином государственном реестре недвижимости, а также расположенные за пределами РФ, в отношении которых заявитель и (или) члены семьи заявителя обладают правом собственности либо самостоятельным правом пользования (сведения о наличии жилых помещений у Карташяна В.К пригодных для постоянного проживания и расположенных за пределами города Москвы (в период с 1991 года по 1998 годы о прежнему месту жительства вне Москвы из территориального отделения АО " Ростеинвентаризация- федеральное БТИ"), в том числе за пределами РФ (до регистрации по месту жительства в городе Москве), в отношении которых заявителю обладают правом пользования или правом собственности, а также справки с соответствующих мест жительства, подтверждающие факт регистрации по месту жительства в указанный период) (п.п.2.5.1.1.16.4, 2.5.1.1.16.5 Регламента).
Разрешая спор, и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что отказ административного ответчика носил законный характер, поскольку требования действующего законодательства, возлагающие на заявителя обязанность предоставить определенный комплект документов для решения вопроса о возможности рассмотрения заявления, не были исполнены.
Суд апелляционной инстанции обоснованно согласился с выводами суда первой инстанции как с обоснованными.
Порядок и условия признания граждан малоимущими в целях, установленных ЖК РФ, и нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (безвозмездного пользования), установлены Законом г. Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения".
В соответствии с частью 4 статьи 11 Закона г. Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" с заявлением о признании нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых малоимущим гражданам в соответствии со ст. 49 ЖК РФ, по договору социального найма, должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам уполномоченным органом исполнительной власти адрес. Перечень документов, прилагаемых к заявлению, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, а также документов, получаемых по межведомственным запросам уполномоченным органом исполнительной власти адрес, которыми подтверждается право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, утверждается Правительством Москвы.
Согласно постановлению Постановление Правительства Москвы от 23.04.2014 N 219-ПП "Об организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных услуг на территории города Москвы" прием документов жителей города Москвы в целях признания из малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях осуществляют Центры по предоставлению государственных услуг адрес документы".
Перечень документов, самостоятельно представляемых гражданами, установлен пунктом 2.5.1.1 Административного регламента предоставления государственной услуги адрес "Рассмотрение запроса (заявления) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях", утвержденного постановлением Правительства Москвы от 10.09.2014 года N 521-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг города Москвы Департаментом городского имущества адрес в сфере жилищных отношений".
Решение о постановке на жилищный учет принимается по результатам проверки уровня жилищной и имущественной обеспеченности на основании представленных заявителем и запрошенных документов.
Порядок учета в целях реализации Закона г. Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" определен Постановлением Правительства Москвы от 09.09.2008 N 815-ПП "О порядке учета граждан в целях реализации городских жилищных программ".
Согласно пункту 4.1 Порядка ведение учета по всем категориям, указанным в пункте 2 настоящего Порядка, осуществляется путем формирования списков граждан, состоящих на учете, а также учетных дел граждан, включенных в указанные списки.
В силу пункта 4.4. Порядка учета граждан в целях реализации городских жилищных программ, критерием, определяющим единицу учета, является адрес жилого помещения (комнаты в коммунальной квартире, квартиры или индивидуального жилого дома). На каждую единицу учета формируется одно учетное дело. Разделение учетных дел не производится.
В соответствии с Положением о Департаменте городского имущества, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП, Департамент является отраслевым органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по предоставлению государственных услуг гражданам в сфере реализации их права на жилище. Департамент на основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов города Москвы, иных правовых актов адрес принимает решения о постановке граждан на жилищный учет.
Предоставление государственной услуги осуществляется Департаментом в соответствии с Административным регламентом предоставления государственной услуги адрес "Рассмотрение запроса (заявления) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях", утвержденного постановлением Правительства Москвы от 08.08.2017 года N 519-ПП "О внесении изменений в правовые акты адрес и признании утратившими силу правовых актов (отдельных положений правовых актов)" (Далее - Регламент).
В соответствии с пунктом 2.8.1. Регламента представление неполного комплекта документов, необходимых для предоставления государственной услуги, предусмотренных пунктом 2.5.1.1 настоящего Регламента, подлежащих обязательному представлению заявителем(пункт 2.8.1.3) является основанием для отказа в приеме документов.
Поскольку в силу вышеуказанных норм закона единицей учета является адрес жилого помещения, предусматривающий формирование одного учетного дела, отсутствие документов, на которые Департамент городского имущества указал в отказе на лиц, проживающих в жилом помещении совместно с Карташяном В.К. - *, не позволило установить наличие оснований для возможности рассмотрения вопроса о признания (отказа в признании) граждан нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ и оказать государственную услугу.
При таких обстоятельствах, отказывая в принятии заявления Департамент городского имущества г. Москвы действовал в пределах своих полномочий и в соответствии с вышеназванным Регламентом.
Доводы заявителя о том, что представленных документов было достаточным для оказания государственной услуги, направлен на ошибочное понимание административным истцом норм действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения.
Таким образом, у судов нижестоящих инстанций отсутствовали правовые основания для удовлетворения административных исковых требований.
Разрешая спор, суды нижестоящих инстанций правильно определили характер правоотношений, лиц, участвующих в деле, и нормы закона, которые их регулируют, определили обстоятельства, имеющие значение для дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, постановили решение в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Доводы кассационной жалобы направлены на неправильное толкование норм действующего законодательства и переоценку установленных нижестоящими судами обстоятельств по делу, в связи с чем не могут служить основаниями к отмене судебных постановлений, предусмотренными ст. 328 КАС РФ.
Выводы судебных инстанций в решении суда и апелляционном определении являются верными и мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
Ссылок на нарушения норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов кассационная жалоба не содержит, следовательно, основания для передачи жалобы для рассмотрения по существу в суд кассационной инстанции - Президиум Московского городского суда, отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 323, 324 КАС РФ, определил:
в передаче кассационной жалобы Карташяна В.К. на решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 27.11.2018 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 28.03.2019 г. по административному делу по административному исковому заявлению Карташяна В.К. о признании незаконным отказа Департамента городского имущества города Москвы в принятии документов, необходимых для предоставления государственных услуг, обязании предоставить государственную услугу - для рассмотрения в судебном заседании Президиума Московского городского суда отказать.
Судья Московского
городского суда С.Э. Курциньш
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.