Судья Московского городского суда С.Э. Курциньш, изучив кассационную жалобу представителя префектуры ЮВАО г. Москвы по доверенности Быстрова А.А., поступившую в кассационную инстанцию Московского городского суда 29.08.2019 года, на решение Лефортовского районного суда г. Москвы от 24.12.2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 24.05.2019 года по административному делу по административному исковому заявлению Шкурат Ю.В. к Префектуре Юго-Восточного административного округа города Москвы об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, УСТАНОВИЛ:
Шкурат Ю.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила обязать Префектуру ЮВАО г. Москвы включить ее, как лицо, имеющее преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков в отдельный список граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков в городе Москве или Московской области и сопредельных областях по льготной категории.
Решением Лефортовского районного суда г. Москвы от 24.12.2018 года постановлено обязать Префектуру Юго-Восточного административного округа города Москвы включить Шкурат Ю.В, как лицо, имеющее преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков в отдельный список граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков в городе Москве или Московской области и сопредельных областях по льготной категории.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 24.05.2019 года решение Лефортовского районного суда г. Москвы от 24.12.2018 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявителем ставится вопрос об отмене вышеуказанных судебных постановлений и о принятии по делу нового решения.
По запросу судьи Московского городского суда от 07.09.2019 года дело было истребовано из Лефортовского районного суда г. Москвы. В кассационную инстанцию Московского городского суда дело поступило 17.10.2019 года.
Согласно ч. 1 ст. 318, п. 1 ч. 2 ст. 319 КАС РФ кассационная жалоба может быть подана только на вступившие в законную силу судебные акты, поскольку решение районного суда отменено и постановлено новое решение, проверке подлежит апелляционное определение.
В соответствии с ч. 3 ст. 323 КАС РФ по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит определение:
1) об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
При этом кассационные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных актов остаются в суде кассационной инстанции;
2) о передаче кассационных жалобы, представления с административным делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Согласно ст. 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Полагаю, что кассационная жалоба представителя префектуры ЮВАО г. Москвы по доверенности Быстрова А.А. с административным делом подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции - Президиума Московского городского суда, поскольку т акие нарушения норм процессуального права были допущены судом апелляционной инстанции по настоящему делу.
Судом установлено, что Шкурат Ю.В, вдова ветерана боевых действий, обратилась в Департамент городского имущества г. Москвы с заявлением о предоставлении земельного участка.
15 июня 2015 года Шкурат Ю.В. был получен ответ из Департамента городского имущества г. Москвы, а впоследствии ответ заместителя префекта ЮВАО г. Москвы от 26 июня 2017 года, согласно которым ей было отказано в оказании содействия по регистрации и постановке на учет граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования административного истца Шкурат Ю.В, суд перовой инстанции пришёл к выводу о том, что поскольку решение административного ответчика не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права и законные интересы административного истца. Административный истец имеет преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, обратилась к административному ответчику с заявлением о включении в список граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков в городе Москве или Московской области и сопредельных областях по льготной категории, однако административный ответчик неправомерно отказал Шкурат Ю.В. во включении в список граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков в городе Москве или Московской области и сопредельных областях по льготной категории.
Судебная коллегия, проверяя решение суда в апелляционном порядке, с выводами суда согласилась.
Между тем, с такими решениями судов согласиться нельзя.
Согласно ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О Ветеранах", ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 ст. 3 настоящего Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки; преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы первоочередное право на приобретение садовых земельных участков или огородных земельных участков; (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 29.07.2017 N 217-ФЗ).
Ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных подпунктах 5, 6, 7 пункта 1 статьи 3 Федерального закона предоставляются меры социальной поддержки; первоочередное право на приобретение садовых земельных участков или огородных земельных участков.
В соответствии ч.2 ст. 13 Федерльного закон N66 от 15.04.1998 г. "О садовнических, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, ведутся органами местного самоуправления отдельно. Очередность предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений.
Граждане, имеющие в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством субъекта Российской Федерации преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, включаются в отдельный список указанный выше Федеральный закон прекратил свое действие 01.01.2019 г.
Кроме того, согласно п. 4 ст. 13 Закон N66-ФЗ орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках.
Согласно п. 3.1 постановления Правительства Москвы N 546-ПП установлено, что административные регламенты предоставления государственных услуг (в том числе государственных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления и подведомственными органам местного самоуправления организациями, переданных законами города Москвы) утверждаются нормативными правовыми актами Правительства Москвы.
Постановлением Правительства Москвы от 24.02.2010 N 157-ПП "О полномочиях территориальных органов исполнительной власти города Москвы" на префектуры административных садоводческих некоммерческих объединений на основании списков граждан, подавших в установленном порядке соответствующее заявление.
Земельный фонд передавался управам районов города Москвы для распределения очередникам, состоящим на учете на получение садового участка. По принятым заявлениям земельные участки по мере возможности выделялись исходя из наличия земельного фонда на территории Московской и сопредельных с ней областей, приобретенного за счет бюджетных средств города Москвы, с учетом постановки граждан на учет и имеющихся у них льгот.
Списки, граждан подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан.
Постановлением Правительства Москвы от 15.02.2013 N 76-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 24.02.2010 г N 157-ПП" указанные полномочия исключены.
Земельные участки, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, могут быть переданы безвозмездно в муниципальную собственность в целях их предоставления отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в соответствии с подпунктами 6 и 7 статьи 39.5 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с п. 1.1 Постановления префектур ЮВАО г. Москвы является территориальным органом исполнительной власти города Москвы, подведомственном Правительству Москвы.
В соответствии с п. 1.3 Постановления префектура координирует деятельность и осуществляет контроль за деятельностью находящихся в ее ведение управ районов города Москвы, подведомственных префектуре государственных унитарных предприятий (государственных мероприятий, казенных предприятий), государственных учреждений города Москвы. Органы местного самоуправления префектуре не подчиняются.
Таким образом, по общему правилу вопросы реализации права на льготу на земельные участки отнесены к компетенции органов местного самоуправления.
Однако, согласно ст. 79 ФЗ-131 от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" перечень вопросов местного значения, источники доходов местных бюджетных внутригородских муниципальных образований городов федерального значения определяются законами субъектов Российской Федерации- городов федерального значения исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства. Установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами источники доходов местных бюджетов, не отнесенные законами субъектов Российской Федерации-городов федерального значения к источникам доходов бюджетов внутригородских муниципальных образований, зачисляются в бюджеты субъектов Российской Федерации-городов федерального значения.
Предусмотренные федеральными законами полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения в том случае, если соответствующие вопросы определены как вопросы местного значения законами субъектов Российской Федерации-городов федерального значения.
В соответствии с законами субъектов Российской Федерации- городов федерального значения исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства и установленного перечня вопросов местного значения внутригородских муниципальных образований городов федерального значения местная администрация в таких муниципальных образованиях может не формироваться.
Префектура ЮВАО г. Москвы считает, что спор рассмотрен не к надлежащему ответчику и по основанию, прекратившему свое действие, что само по себе является самостоятельным основанием к отказу в иске.
Исходя из изложенных обстоятельств, а также доводов кассационной жалобы, которые заслуживают внимания, административное дело вместе с настоящим определением следует направить для рассмотрения в суд кассационной инстанции с предложением отменить решение Лефортовского районного суда г. Москвы от 24.12.2018 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда 24.05.2019 года.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 325, 328 Кодекса административного судопроизводства РФ, ОПРЕДЕЛИЛ:
кассационную жалобу представителя префектуры ЮВАО г. Москвы по доверенности Быстрова А.А. на решение Лефортовского районного суда г. Москвы от 24.12.2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 24.05.2019 года по административному делу по административному исковому заявлению Шкурат Ю.В. к Префектуре Юго-Восточного административного округа города Москвы об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих - передать для рассмотрения в судебном заседании Президиума Московского городского суда.
Судья Московского
городского суда С.Э.
Курциньш
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.