Судья Московского городского суда Козлов И.П., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Черкеса ** на постановление судьи Останкинского районного суда г. Москвы от 08 августа 2019 года по делу об административном правонарушении, УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Останкинского районного суда г. Москвы от 08 августа 2019 года Черкес ** признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.6.1 ст. 20.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере ** рублей.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, Черкес ** ставит вопрос об отмене названного постановления и прекращении производства по делу об административном правонарушении, ссылаясь, что постановление вынесено с нарушениями материального и процессуального права, а назначенное наказание является чрезмерным, ссылается на отсутствие состава правонарушения, поскольку публичное мероприятие носило мирный характер, нарушено право на состязательность процесса, не были допрошены свидетели, он был необоснованно задержан.
В судебное заседание в качестве свидетелей были вызваны сотрудники полиции ** Р.В. и ** И.К.
** И.К. в судебное заседание не явился, находится в отпуске. Черкес **считал возможным рассмотреть дело при данной явке без допроса ** И.К. Суд считает возможным с учетом допроса ** Р.В. рассмотреть дело при данной явке.
** Р.В. в судебном заседании подтвердил, что рапорт и объяснения, имеющиеся в материалах дела, давались им, подтвердил обстоятельства, изложенные в рапорте, указал, что 27 июня 2019 года задерживал Черкеса **, который был участником митинга, что он видел лично и узнает его. Также пояснил, что не может пояснить кто конкретно из сотрудников правоохранительных органов выдергивал его из толпы.
Черкес ** в судебном заседании подтвердил свое участие в митинге.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав Черкеса **, допросив в качестве свидетеля ** Р.В, обозрев видеозапись, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч. 6.1 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается участие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, повлекших создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры.
Положениями ст.7 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" предусмотрено проведение публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) с предварительным уведомлением о его проведении.
В соответствии с п.2, 3 ч.3 ст.6 Федерального закона N 54-ФЗ (во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны соблюдать общественный порядок, соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств.
Как установилсуд первой инстанции, 27 июля 2019 года примерно в 20:00 мин, гражданин Черкес **, в составе группы граждан в количестве около 10 000 человек, привлекая внимание граждан и средств массовой информации, игнорируя разъяснения сотрудников полиции, скандировал лозунги: "Допускай!", "Это наш город!", "Мы здесь власть!" и другие, то есть добровольно принял участие в несогласованной массовой акции в форме митинга и шествия по центральным улицам города Москвы (** и др.), в ходе которого создавал помехи движению пешеходов и транспортных средств, полностью или частично перекрывая собой пешеходные тротуары и проезжую часть, чем допустил нарушение вышеуказанных требований Федерального Закона от 19.06.2004 г. N54-ФЗ ("О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях") и требований закона города Москвы N 10 от 04.04.2007 года ("Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в городе Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований"), на неоднократные требования сотрудников полиции прекратить свои противоправные действия не реагировал, т.е. Черкес ** совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.6.1 ст.20.2 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч.6.1 ст. 20.2 КоАП РФ, и виновность Черкеса **подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении, рапортами сотрудников полиции об обстоятельствах правонарушения, письменными объяснениями свидетелей ** Р.М, ** И.К. (сотрудники полиции), указавших на обстоятельства участия Черкеса ** в публичном массовом мероприятии в форме митинга несогласованного с органами исполнительной власти г.Москвы, фотоматериалом, ответом Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции г.Москвы от 24.07.2019 г. о том, что уведомления о проведении 27.07.2019 г. массовых публичных мероприятий у здания Правительства Москвы в органы исполнительной власти города не поступали, их проведение не согласовывалось.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Согласно требованиям ст. 26.1 КоАП РФ установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, являющееся участником публичного мероприятия в форме шествия, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Вывод судьи районного суда о наличии в действиях Черкеса **состава административного правонарушения, предусмотренного ч.6.1 ст. 20.2 КоАП РФ, явл яется правильным, основан на материалах дела и действующем законодательстве.
О том, что Черкес **был проинформирован о незаконности названного выше публичного мероприятия, принял в нем участие, в ходе данного публичного мероприятия создавались помехи движению пешеходов и транспортных средств, были полностью или частично перекрыты тротуары и проезжая часть.
Данные обстоятельства также подтвердил в судебном заседании Московского городского суда ** Р.М.
На представленной Черкесом ** видеозаписи слышны предупреждения сотрудников полиции по громкоговорителю о незаконности данной акции.Представленная видеозапись подтверждает, что задержан Черкес ** был в ходе публичного мероприятия, на котором было много народа.
Представленная Черкесом ** видеозапись малой части публичного мероприятия никоим образом не опровергает выводов суда.
При таких обстоятельствах, Черкес **, зная о несогласованности публичного мероприятия, принял в нем участие, не прекратил публичное мероприятие, что создало помехи функционированию объектов транспортной инфраструктуры, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу, его действия правильно квалифицированы по ч.6.1 ст. 20.2 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении был оформлен уполномоченным должностным лицом.
К аких-либо обстоятельств, порочащих протокол об административном правонарушении как доказательство, судьей районного суда обоснованно не выявлено.
Согласно чч. 1, 2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются, в том числе документами, которые на основании ч. 1 ст. 26.7 КоАП РФ признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении.
Поскольку рапорты сотрудников полиции ** Р.М, ** И.К. составлены в рамках осуществления их должностных обязанностей, в соответствии с требованиями закона, причиной их составления послужило выявление факта совершения административного правонарушения, рапорты содержат сведения, имеющие значение для установления фактических обстоятельств по делу, судья районного суда обоснованно признал их допустимыми доказательствами и положил в основу обжалуемого постановления.** Р.М. подтвердил, что рапорты составлены им и ** И.К.
Оснований для оговора Черкеса ** у ** Р.М. и ** И.К. не имелось.
Материалы дела свидетельствуют о том, что к выводу о виновности Черкеса А.Ю. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.6.1 ст. 20.2 КоАП РФ, судья районного суда пришел на основании всесторонне, полно и объективно исследованных доказательств, с учетом всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела. Достоверность и допустимость доказательствпроверена, их совокупности дана надлежащая и мотивированная оценка, сомневаться в правильности которой оснований не имеется.
Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на выводы о доказанности вины Черкеса **в совершении описанного выше административного правонарушения, материалы дела не содержат. Принцип презумпции невиновности не нарушен.
Согласиться с доводом о нарушении права на свободу выражения мнения и свободу собраний не представляется возможным.
Положения Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" неоднократно были предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации.
Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 2 апреля 2009 года N 484-О-П, гарантированное Конституцией Российской Федерации, ее статьей 31, право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации).
Осуществление названного права не должно нарушать права и свободы других лиц (статья 17, часть 3)
Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права.
Данное право, как указывал Европейский Суд по правам человека, являясь основополагающим правом в демократическом обществе, тем не менее в силу пункта 2 статьи 11 названной Конвенции может подлежать ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц (Постановления от 26 июля 2007 года по делу "Махмудов против Российской Федерации", от 14 февраля 2006 года по делу "Христианско-демократическая народная партия против Молдовы" и от 20 февраля 2003 года по делу "Джавит Ан (DjavitAn) против Турции").
При таких обстоятельствах участие в публичном мероприятии, проводимом в нарушение требований положений Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" о согласовании указанного мероприятия с органом исполнительной власти, не свидетельствует о нарушении прав Черкеса **на свободу выражения мнения и свободу собраний.
Обязательное участие в судебном заседаниилица, поддерживающего обвинение от имени государства для данной категории дел нормами КоАП РФ не предусмотрено.
Статьей 6 Конвенции о защите прав и основных свобод, ст. 46, 47 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на судебную защиту посредством независимого и беспристрастного суда, компетенция которого установлена законом.
Из разъяснений п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 должностные лица, составившие протокол об административном правонарушении, а также органы и должностные лица, вынесшие постановление по делу об административном правонарушении, не являются участниками производства по делам об административных правонарушениях, круг которых перечислен в главе 25 КоАП РФ. Вместе с тем при рассмотрении дел о привлечении лиц к ответственности за административное правонарушение, а также по жалобам и протестам на постановления по делам об административных правонарушениях в случае необходимости не исключается возможность вызова в суд указанных лиц для выяснения возникших вопросов.
Таким образом, требованиями КоАП РФ не предусмотрена необходимость обязательного участия в рассмотрении в судебном заседании лица, поддерживающего обвинение от имени государства для данной категории дел.
Довод о незаконности задержания и доставления инстанции мотивировал, изложив их подробно в описательно-мотивировочной части определения.в отделение полиции не влияет на выводы о виновности Черкеса **и квалификацию его действий.
Статьей 27.1 КоАП РФ доставление и задержание предусмотрены как меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
В соответствии с ч.1 ст.27.3 КоАП РФ административное задержание может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.
О произведенном доставлении и административном задержании составлены протоколы, имеющиеся в материалах дела. Данные протоколы соответствуют требованиям ст.27.2, 27.4 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела, Черкес **принял участие в составе группы граждан в публичном мероприятии, в общественном месте, вследствие чего у сотрудников полиции отсутствовала объективная возможность для составления протокола об административном правонарушении в отношении него на месте выявления административного правонарушения.
При таких обстоятельствах нельзя согласиться с доводом о незаконности применения данных мер.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного акта, доводы направлены на переоценку в более выходном для лица, привлекаемого к ответственности свете и не могут служить основанием к отмене постановления суда первой инстанции.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере **** рублей назначено Черкесу**в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ в пределах санкции ч.6.1 ст. 20.2 КоАП РФ. При назначении административного наказания судья районного суда учел данные о личности виновного, характер совершенного им административного правонарушения, а также конкретные обстоятельства дела.
Порядок и срок давности привлечения Черкеса **к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление судьи Останкинскогорайонного суда г. Москвы от 14 августа2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.6.1 ст. 20.2 КоАП РФ, в отношении Черкеса **оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда И.П. Козлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.