Судья Московского городского суда Селивёрстова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника ОАО "РЖД" ФИО на постановление главного государственного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО от 06 декабря 2018 г. N 1241/07-03/18, решение судьи Мещанского районного суда г. Москвы 11 марта 2019 г. по делу об административном правонарушении по ч. 10 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении ОАО "РЖД", УСТАНОВИЛ:
постановлением главного государственного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности УГАН НОТБ ЮФО Ространснадзора ФИО от 06 декабря 2018 г. N 1241/07-03/18, оставленным без изменения решением судьи Мещанского районного суда г. Москвы от 11 марта 2019 г, ОАО "РЖД" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 10 ст. 19.5 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 руб.
Не согласившись с состоявшимися по делу постановлениями, защитник ОАО "РЖД" ФИО обратилась в Московский городской суд с жалобой, в которой просит обжалуемые постановления отменить, производство по делу прекратить в связи отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование жалобы указала на то, что ОАО "РЖД" субъектом вмененного административного правонарушения не является, поскольку ОАО "РЖД" в лице Приволжской дирекции управления движением 03 июня 2013 г. заключен договор с ООО "***" N Д-10/73 по проведению оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры, в том числе станции Волгоград-1, в связи с этим именно ООО "***" при проведении оценки уязвимости железнодорожной станции Волгоград-1 не предусмотрело факт деятельности ФГУП "Почта России" через отправочный пункт, расположенный в зоне транспортной безопасности.
Защитник ОАО "РЖД" ФИО, законный представитель ОАО "РЖД" в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом. Ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли.
При таких обстоятельствах, на основании ст. 25.4, 25.5 КоАП РФ считаю возможным рассмотреть настоящую жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, нахожу постановление судьи не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Частью 10 ст. 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания, требования органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в области обеспечения транспортной безопасности.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 09 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Федеральный закон от 09 февраля 2007 г. N 16-ФЗ) обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
При этом в силу п. 9 ст. 1 Федерального закона от 09 февраля 2007 г. N 16-ФЗ субъектами транспортной инфраструктуры являются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2017 г. N 495 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта (далее - Требования по обеспечению транспортной безопасности), которые применяются в отношении объектов транспортной инфраструктуры, в том числе железнодорожных вокзалов и станций (п. 2 Требований).
Подпунктом 37 п. 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности установлено, что субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, а также субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в целях обеспечения транспортной безопасности транспортного средства обязаны соответственно в отношении объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воспрепятствовать проникновению любых лиц в зону транспортной безопасности или на критические элементы объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) вне установленных (обозначенных) контрольно-пропускных пунктов или постов, за исключением пассажиров поездов и поездных бригад этих поездов, прибывающих на объект транспортной инфраструктуры и отправляющихся с объекта транспортной инфраструктуры.
В соответствии с ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 09 февраля 2007 г. N 16-ФЗ субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики несут ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела и установлено судьей районного суда, 09 ноября 2018 г. по адресу: г. Волгоград, Привокзальная площадь, д. 1 с целью проверки исполнения ранее выданного предписания от 17 июля 2018 г. N 000229 должностными лицами УГАН НОТБ ЮФО Ространснадзора в отношении железнодорожной станции Волгоград - 1 Волгоградского центра организации работы железнодорожных станций - структурного подразделения Приволжской дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД" проведена внеплановая выездная проверка.
По результатам проверки выявлено, что ОАО "РЖД" в срок до 19 октября 2018 г. не исполнило требования предписания от 17 июля 2018 г. N 000229 на объекте транспортной инфраструктуры - железнодорожной станции Волгоград-1 в соответствии с требованиями подп. 37 п. 5 Требования по обеспечению транспортной безопасности не предприняты меры по воспрепятствованию проникновения любых лиц в зону транспортной безопасности или на критические элементы объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) вне установленных (обозначенных) контрольно-пропускных пунктов или постов. А именно: сотрудники участка обмена почтовых отправлений Волгоградского магистрального сортировочного центра УФПС по Волгоградской области филиала ФГУП "Почта России" осуществляют перемещение почтовых отправлений из помещений Волгоградского магистрального сортировочного центра УФПС по Волгоградской области - филиала ФГУП "Почта России" по адресу: г. Волгоград, ул. Коммунистическая, д. 9 "А" непосредственно в технологический сектор зоны транспортной безопасности железнодорожной станции Волгоград-1 на грузовую платформу для погрузки багажа и грузобагажа, вне установленных планом обеспечения транспортной безопасности ОТИ железнодорожная станция Волгоград-1 контрольно-пропускных пунктов с последующей загрузкой почтовых отправлений в почтовые вагоны.
Действия ОАО "РЖД" квалифицированы по ч. 10 ст. 19.5 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 10 ст. 19.5 КоАП РФ, и виновность ОАО "РЖД" подтверждаются совокупностью представленных в дело доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно: предписанием от 17 июля 2018 г. N 000229 об устранении выявленных нарушений; уведомлением о проведении внеплановой проверки; распоряжением от 02 ноября 2018 г. N 960 о проведении внеплановой выездной проверки; актом проверки от 09 ноября 2018 г. N 874/07; письменными объяснениями начальника цеха УОПО "Почта России" Зиминой О.Г.; письменными объяснениями начальника железнодорожной станции Волгоград-1 ФИО ; протоколом об административном правонарушении и иными материалами.
Допустимость и достоверность принятых должностным лицом и судьей во внимание доказательств сомнений не вызывает, их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу. Всем доказательствам по делу дана надлежащая оценка по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о доказанности вины ОАО "РЖД" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 10 ст. 19.5 КоАП РФ.
Исходя из диспозиции ч. 10 ст. 19.5 КоАП РФ, одним из обстоятельств, подлежащих выяснению, при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном диспозицией данной статьи, в соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ, является законность предписания, выданного органом государственного надзора, имея в виду, что оно должно быть выдано уполномоченным должностным лицом в пределах его компетенции, содержать характеристику допущенных нарушений и требование об устранении нарушений законодательства, но не определять характер необходимых действий, которые должны быть совершены для его выполнения, а также не разрешать правовые споры, подменяя собой судебные органы.
Исполнимость предписания является одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность, предусмотренная ст. 19.5 КоАП РФ.
Таким образом, предписание следует считать законным, если оно выдано уполномоченным органом без нарушения прав проверяемого лица и не отменено в установленном действующим законодательством порядке, не отмененное к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении предписание органов, осуществляющих государственный надзор, обязательно для исполнения и лица, игнорирующие такие предписания, подлежат административной ответственности.
В данном случае предписание от 17 июля 2018 г. N 000229 об устранении нарушений требований подп. 37 п. 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности по воспрепятствованию проникновения любых лиц в зону транспортной безопасности или на критические элементы объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) вне установленных (обозначенных) контрольно-пропускных пунктов или постов на железнодорожной станции Волгоград-1, вынесено уполномоченным на то должностным лицом - главным государственным инспектором ОНОТБ в г. Волгоград УГАН НОТБ ЮФО Ространснадзора, в пределах его компетенции, с соблюдением порядка его вынесения, которое в установленном законом порядке не обжаловалось, незаконным судом не признавалось и не отменялось, содержит конкретные и однозначные требования об устранении нарушений, достаточный срок их выполнения - до 18 октября 2018 г, с учетом того, что железнодорожная станция Волгоград-1 является местом с массовым пребыванием граждан, является доступным для понимания и исполнимым, получено заблаговременно, не нарушает прав и законных интересов ОАО "РЖД", в связи с чем обязательно для исполнения ОАО "РЖД".
Утверждение заявителя о том, что ОАО "РЖД" в лице Приволжской дирекции управления движением 03 июня 2013 г. заключен договор с ООО "***" N Д-10/73 по проведению оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры, в том числе станции Волгоград-1, в связи с этим именно ООО "***" при проведении оценки уязвимости железнодорожной станции Волгоград-1 не предусмотрело факт деятельности ФГУП "Почта России" через отправочный пункт, расположенный в зоне транспортной безопасности, не свидетельствует об отсутствии в действиях ОАО "РЖД" состава вмененного административного правонарушения.
Исходя из положений п. 9 ст. 1, ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 09 февраля 2007 г. N 16-ФЗ ОАО "РЖД" является субъектом транспортной инфраструктуры - железнодорожной станции Волгоград -1.
В связи с этим в силу подпункта 37 п. 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности ОАО "РЖД" обязано обеспечить воспрепятствование проникновения любых лиц в зону транспортной безопасности или на критические элементы объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) вне установленных (обозначенных) контрольно-пропускных пунктов или постов железнодорожной станции Волгоград-1.
С учетом изложенного, заключение вышеуказанного договора с ООО "Интегра-С" не освобождает ОАО "РЖД" от обязанности по исполнению предписания от 17 июля 2018 г. N 000229 об устранении нарушений требований подп. 37 п. 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности.
При таких обстоятельствах, должностное лицо и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях (бездействии) ОАО "РЖД" состава вмененного административного правонарушения.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
Вместе с тем, в материалах настоящего дела отсутствуют доказательства, подтверждающие тот факт, что в ходе осуществления своей деятельности ОАО "РЖД" приняты все зависящие от него меры по выполнению в установленный срок требований выданного предписания, а также не имеется доказательств, свидетельствующих об отсутствии у названного юридического лица реальной возможности соблюдения положений подп. 37 п. 5 Т ребований по обеспечению транспортной безопасности, принятия всех направленных на предупреждение совершения административного правонарушения мер.
Также следует отметить, что юридическое лицо обязано осуществлять деятельность в соответствии с действующим законодательством и предвидеть последствия совершения или не совершения им юридически значимых действий, тогда как в данном случае ОАО "РЖД" не проявило той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась при организации исполнения предписания и, не приняло все зависящие меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Иные приведенные в жалобе доводы не опровергают наличие в действиях ОАО "РЖД" объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 10 ст. 19.5 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу постановления должностного лица и решения судьи районного суда, направлены на переоценку исследованных судьей доказательств.
Несогласие с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, равно как и несогласие с состоявшимися по делу постановлениями, не является основанием к отмене обжалуемых постановлений, принятых с соблюдением требований КоАП РФ.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 руб. назначено ОАО "РЖД" должностным лицом в пределах санкции ч. 10 ст. 19.5 КоАП РФ, с учетом требований ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ.
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении и установленный ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены. Нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых постановлений не имеется.
Руководствуясь ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление главного государственного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО от 06 декабря 2018 г. N 1241/07-03/18, решение судьи Мещанского районного суда г. Москвы 11 марта 2019 г. по делу об административном правонарушении по ч. 10 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении ОАО "РЖД" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда А.А. Селивёрстова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.