Судья Московского городского суда Селивёрстова, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника ГБУ "Спортивный комплекс "Мегаспорт Москомспорта" ФИО на постановление судьи Савеловского районного суда г. Москвы от 23 августа 2019 г., которым ГБУ "Спортивный комплекс "Мегаспорт Москомспорта" привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 150000 руб., УСТАНОВИЛ:
31 мая 2019 г. главным специалистом-экспертом отдела надзора за условиями труда и радиационной безопасности управления Рособрнадзора по г. Москве ФИО в отношении ГБУ "Спортивный комплекс "Мегаспорт Москомспорта" составлен протокол об административном правонарушении по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ. Дело передано на рассмотрение в Савеловский районный суд г. Москвы, судьей которого вынесено вышеуказанное постановление.
В жалобе, поданной защитником ГБУ "Спортивный комплекс "Мегаспорт Москомспорта" ФИО в Московский городской суд, поставлен вопрос об отмене данного постановления судьи и прекращении производства по делу. В обоснование жалобы указал на то, что в действиях ГБУ "Спортивный комплекс "Мегаспорт Москомспорта" отсутствует состав вмененного административного правонарушения, грубые нарушения лицензионных требований ГБУ "Спортивный комплекс "Мегаспорт Москомспорта" не допускались, выявленные нарушения не несут угрозы причинения вреда здоровью и жизни человека.
В судебном заседании защитник ГБУ "Спортивный комплекс "Мегаспорт Москомспорта" ФИО доводы жалобы поддержала.
Представитель управления Роспотребнадзора по г. Москве ФИО в судебном заседании против удовлетворения жалобы возражал.
Проверив материалы дела, заслушав явившихся лиц, изучив доводы жалобы, оснований для отмены или изменения постановления судьи не усматриваю.
Частью 3 ст. 19.20 КоАП РФ предусмотрено, что осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ" "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
В соответствии с п. 1 ст. 27 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ условия работы с машинами, механизмами, установками, устройствами, аппаратами, которые являются источниками физических факторов воздействия на человека (шума, вибрации, ультразвуковых, инфразвуковых воздействий, теплового, ионизирующего, неионизирующего и иного излучения), не должны оказывать вредное воздействие на человека.
Критерии безопасности и (или) безвредности условий работ с источниками физических факторов воздействия на человека, в том числе предельно допустимые уровни воздействия, устанавливаются санитарными правилами (п. 2 ст. 27 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ).
Использование машин, механизмов, установок, устройств и аппаратов, а также производство, применение (использование), транспортировка, хранение и захоронение радиоактивных веществ, материалов и отходов, являющихся источниками физических факторов воздействия на человека, указанных в п. 1 настоящей статьи, допускаются при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии условий работы с источниками физических факторов воздействия на человека санитарным правилам (п. 3 ст. 27 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ).
Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26 апреля 2010 г. N 40 утверждены санитарные правила и нормативы СП 2.6.1.2612-10 "Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010)" (далее - СП 2.6.1.2612-10).
Абзацем первым п. 2.5.1 СП 2.6.1.2612-10 установлено, что администрация радиационного объекта несет ответственность за радиационную безопасность и должна, в том числе, обеспечивать получение санитарно-эпидемиологического заключения на выпускаемую продукцию, содержащую источники ионизирующего излучения.
Согласно п. 3.4.2 СП 2.6.1.2612-10 все виды обращения с источниками ионизирующего излучения, включая радиационный контроль, разрешаются только при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии условий работы с источниками излучения санитарным правилам, которое выдают органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор по обращению юридического или физического лица.
Санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии условий работы с источниками излучения санитарным правилам действительно на срок не более пяти лет. По истечении срока действия санитарно-эпидемиологического заключения по запросу юридического или физического лица органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, решают вопрос о продлении срока его действия.
Пунктом 3.4.3 СП 2.6.1.2612-10 установлено требование по работе с источниками излучения только в помещениях, зданиях (сооружениях) и на территориях, указанных в санитарно-эпидемиологическом заключении.
Проведение работ, не связанных с применением источников излучения, в этих помещениях допускается только в случае, если они вызваны производственной необходимостью. На дверях каждого помещения должны быть указаны его назначение, класс проводимых работ с открытыми источниками излучения и знак радиационной опасности.
При этом радиационный контроль при работе с техногенными источниками излучения является составной частью производственного контроля и должен осуществляться за всеми основными показателями, определяющими уровни облучения персонала и населения. На каждом радиационном объекте система радиационного контроля должна предусматривать конкретный перечень видов контроля, типов используемой радиометрической и дозиметрической аппаратуры и точек измерения с указанием периодичности каждого вида контроля.
Радиационный контроль должен включать индивидуальный дозиметрический контроль персонала и контроль радиационной обстановки (п.3.13.1 СП 2.6.1.2612-10).
Индивидуальный дозиметрический контроль проводится с целью определения годовых доз персонала и является обязательным для персонала группы А.
Индивидуальный дозиметрический контроль за облучением персонала группы А в зависимости от характера проводимых работ включает: контроль за характером, динамикой и уровнями поступления радионуклидов в организм с использованием методов прямой и/или косвенной радиометрии; контроль за эффективной дозой внешнего облучения персонала; контроль за эквивалентными дозами облучения хрусталиков глаз, кожи, кистей и стоп персонала с использованием индивидуальных дозиметров или расчетным способом.
По результатам индивидуального дозиметрического контроля должны быть получены значения эффективных доз персонала и определены при необходимости значения эквивалентных доз облучения в коже, хрусталике глаза, кистях и стопах (п. 3.13.2 СП 2.6.1.2612-10).
В соответствии с п. 39 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности лицензированию подлежит деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности).
В силу подп. "б", "в" п. 4 Положения о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2012 г. N 278, лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии (лицензиату) при осуществлении лицензируемой деятельности, являются: наличие оборудования, в том числе радиационных источников и технической документации на эти радиационные источники, а также условий эксплуатации, хранения и утилизации радиационных источников, отвечающих санитарно-эпидемиологическим требованиям и требованиям в области радиационной безопасности (для организаций, намеренных осуществлять эксплуатацию, производство и хранение источников ионизирующего излучения (генерирующих)) в соответствии с федеральными законами; наличие у соискателя лицензии систем учета, производственного контроля, а также физической и радиационной защиты радиационных источников, учета и контроля индивидуальных доз облучения работников и населения, отвечающих санитарно-эпидемиологическим требованиям и требованиям в области радиационной безопасности (за исключением организаций, осуществляющих проектирование источников ионизирующего излучения (генерирующих) и средств радиационной защиты источников ионизирующего излучения (генерирующих)) в соответствии с федеральными законами, осуществление лицензиатом указанных учета, контроля и защиты.
Согласно п. 5 Положения о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности) грубым нарушением лицензионных требований является невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подп. "а" - "г" п. 4 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные ч. 11 ст. 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", в том числе, возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Как усматривается из материалов дела и установлено судьей, в период с 25 апреля по 29 мая 2019 г. по адресу: г. Москва, Ходынский бульвар, д. 3 на основании распоряжения от 11 апреля 2019 г. N 01-03-00059 должностными лицами управления Роспотребнадзора по г. Москве проведена плановая выездная проверка в отношении ГБУ "Спортивный комплекс "Мегаспорт" Москомспорта".
В ходе проверки выявлено, что ГБУ "Спортивный комплекс "Мегаспорт" Москомспорта", имея лицензию на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности) от 05 декабря 2007 г. N 77.01.13.002.Л.000450.12.07, допустило нарушение требований подп. "б", "в" п. 4 Положения о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности), а именно :
установки рентгеновские для досмотра багажа и товаров по адресу: г..Москва, Ходынский бульвар, д. 3 размещены не в соответствие с проектной документацией и санитарно-эпидемиологическим заключением на условия выполнения работ при осуществлении деятельности в области использования источников ионизирующего излучения 77.01.16.000.М.000386.01.19 от 24 января 2019г. (в "Синей" входной группе (1 этаж) размещены рентгенотелевизионная система для проверки ручной клади и багажа " Hi - Scan 6040 i ", заводской N 70238, год выпуска/год ввода в эксплуатацию 2006/2006 и рентгенотелевизионная система для проверки ручной клади и багажа " Hi - Scan 6040 i ", заводской N 70239, год выпуска/год ввода в эксплуатацию 2006/2006 (производитель " Smiths Hermann GmbH ", Германия), в "Красной" входной группе (2 этаж) размещены рентгенотелевизионная система для проверки ручной клади и багажа " Hi - Scan 6040 i ", заводской N 70240, год выпуска/год ввода в эксплуатацию 2006/2006 и рентгенотелевизионная система для проверки ручной клади и багажа " Hi - Scan 6040 i ", заводской N 70241, год выпуска/год ввода в эксплуатацию 2006/2006 (производитель " Smiths Heimann GmbH ", Германия), вход прессы (1 этаж) рентгенотелевизионная система для проверки ручной клади и багажа " Hi - Scan 6040 i ", заводской N 70242, год выпуска/год ввода в эксплуатацию 2006/2006 (производитель " Smiths Heimann GmbH ", Германия). В то время как согласно санитарно-эпидемиологическому заключению 77.01.16.000.М.000386.01.19 от 24 января 2019г. в "Синей" входной группе (1 этаж) должны быть размещены рентгенотелевизионная система для проверки ручной клади и багажа " Hi - Scan 6040 i ", заводской N 70242, год выпуска/год ввода в эксплуатацию 2006/2006 и заводской N 70239, год выпуска/год ввода в эксплуатацию 2006/2006 (производитель " Smiths Heimann GmbH ", Германия). В "Красной" входной группе, одноэтажный павильон (2 этаж): рентгенотелевизионная система для проверки ручной клади и багажа " Hi - Scan 6040 i ", заводской N
70240, год выпуска/год ввода в эксплуатацию 2006/2006 и рентгенотелевизионная система для проверки ручной клади и багажа " Hi - Scan 6040 i ", заводской N 70238, год выпуска/год ввода в эксплуатацию 2006/2006 (производитель " Smiths Heimann GmbH ", Германия). Вход прессы (1 этаж) - должна быть размещена рентгенотелевизионная система для проверки ручной клади и багажа " Hi - Scan 6040 i ", заводской N 70241, год выпуска/год ввода в эксплуатацию 2006/2006, производитель " Smiths Heimann GmbH ", Германия);
специалистом по эксплуатации сетей радиодоступа службы слабых токов Ледового дворца Крылатское ФИО, отнесенному к персоналу группы А и допущенному к работе с ионизирующими излучениями (приказ от 11 января 2019г. N01/3 "О радиационной безопасности в ГБУ "Спортивный комплекс "Мегаспорт" Москомспорта"; приказом от 11 января 2019г. N01/4 "О допуске сотрудников"), не осуществляется контроль и учет индивидуальных доз облучения.
Указанные обстоятельства в силу п. 5 Положения о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности) свидетельствуют об осуществлении ГБУ "Спортивный комплекс "Мегаспорт" Москомспорта" деятельности с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), то есть о наличии в действиях (бездействиях) данного учреждения состава правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.
Вина ГБУ "Спортивный комплекс "Мегаспорт" Москомспорта" в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами, а именно: протоколом об административном правонарушении ; актом проверки от 29 мая 2019 г. с фото-таблицами к нему; санитарно-эпидемиологическим заключением от 24 января 2019 г. N 77.01.13.002.Л.000450.12.07; экспертным заключением по результатам лабораторных исследований, испытаний, измерений от 21 декабря 2018 г. N 4549-17; экспертным заключением по результатам лабораторных исследований, испытаний, измерений от 22 декабря 2017 г. N 5222-17; приказом ГБУ "Спортивный комплекс "Мегаспорт" Москомспорта" от 11 января 2019 г. N 01/3 "О радиационной безопасности в ГБУ "Спортивный комплекс "Мегаспорт" Москомспорта"; приказом ГБУ "Спортивный комплекс "Мегаспорт" Москомспорта" от 11 января 2019 г. N 01/4 "О допуске сотрудников"; договором на проведение работ по индивидуальному дозиметрическому контролю от 20 декабря 2018 г. N 01131/17 с приложением к нему; протоколами измерений индивидуальных доз персонала; протоколами закрепления индивидуальных дозиметров; перечнем используемых дозиметров; распоряжением о проведении плановой выездной проверки от 11 апреля 2019 г. N 01-03-00059; лицензией на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности) от 05 декабря 2007 г. N 77.01.13.002.Л.000450.12.07; выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ГБУ "Спортивный комплекс "Мегаспорт" Москомспорта" и иными материалами.
Допустимость и достоверность принятых судьей во внимание доказательств сомнений не вызывает, их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу. Всем доказательствам по делу судьей дана надлежащая оценка по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Вина ГБУ "Спортивный комплекс "Мегаспорт" Москомспорта" в совершении административного правонарушения подтверждается совокупностью имеющихся в деле доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает.
Согласно ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
Доказательств того, что ГБУ "Спортивный комплекс "Мегаспорт" Москомспорта" были приняты все зависящие от него меры по соблюдению подп. "б", "в" п. 4 Положения о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности), не представлено и судом не установлено. В данном случае ГБУ "Спортивный комплекс "Мегаспорт" Москомспорта" не проявил достаточной степени заботливости и осмотрительности и не принял всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм, за нарушение которых ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у ГБУ "Спортивный комплекс "Мегаспорт" Москомспорта" имелась. Данный факт свидетельствует о наличии вины в действиях ГБУ "Спортивный комплекс "Мегаспорт" Москомспорта".
При таких обстоятельствах, действия ГБУ "Спортивный комплекс "Мегаспорт" Москомспорта" по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ квалифицированы правильно.
Вопреки доводам жалобы выявленные нарушения в деятельности ГБУ "Спортивный комплекс "Мегаспорт" Москомспорта" в области использования источников ионизирующего излучения свидетельствуют о наличии угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Ссылка на то, что совершенное ГБУ "Спортивный комплекс "Мегаспорт" Москомспорта" административное правонарушение является малозначительным, основанием к отмене обжалуемого судебного постановления не является.
В соответствии с разъяснением, содержащимся в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Вместе с тем, исходя из оценки фактических обстоятельств дела, а также характера противоправного деяния, оснований для признания его малозначительным и освобождения ГБУ "Спортивный комплекс "Мегаспорт" Москомспорта" от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 150000 руб. назначено судьей ГБУ "Спортивный комплекс "Мегаспорт" Москомспорта" в пределах санкции ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, отвечает принципам соразмерности и справедливости, применено судьей с учетом характера, конкретных обстоятельств совершенного правонарушения, задач законодательства об административных правонарушениях, требований ст. 4.1 - 4.3 КоАП РФ.
Довод жалобы о чрезмерной суровости назначенного ГБУ "Спортивный комплекс "Мегаспорт" Москомспорта" административного наказания, своего подтверждения в ходе рассмотрения настоящей жалобы не нашел.
То обстоятельство, что на момент рассмотрения настоящего дела судом апелляционной инстанции выявленные нарушения ГБУ "Спортивный комплекс "Мегаспорт" Москомспорта" устранены, основанием для изменения обжалуемого постановлений судьи в части назначенного административного наказания служить не может.
При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение постановления судьи, по делу не имеется.
Руководствуясь ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление судьи Савеловского районного суда г. Москвы от 23 августа 2019 г. по делу об административном правонарушении по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ в отношении ГБУ "Спортивный комплекс "Мегаспорт" Москомспорта" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда А.А. Селивёрстова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.