Судья Московского городского суда Неретина Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе заместителя начальника отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Московской области Кондаурова Д.В. на постановление судьи Симоновского районного суда г. Москвы от 01 марта 2019 года по делу об административном правонарушении в отношении Акционерного общества "Экспокабель", УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Симоновского районного суда г. Москвы от 01 марта 2019 года Акционерное общество "Экспокабель" (далее АО "Экспокабель") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 8.13 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 30 000 руб.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, заместитель начальника отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Московской области Кондауров Д.В. просит постановление изменить в части переквалификации действий АО "Экспокабель" на ст. 8.33 КоАП РФ.
В судебное заседание Московского городского должностное лицо - суда заместитель начальника отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Московской области Кондауров Д.В. не явился, извещен о времени и места рассмотрения дела, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие.
Защитники АО "Экспокабель" по доверенности Разуваев В.В, Чечина О.В. в судебное заседание явились, против удовлетворения жалобы возражали.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав защитников АО "Экспокабель", прихожу к выводу о том, что постановление судьи является законным и обоснованным.
В соответствии со статьей 8.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство сплава древесины, строительство мостов, дамб, транспортировка древесины или других лесных ресурсов, осуществление взрывных или иных работ, а равно эксплуатация водозаборных сооружений и перекачивающих механизмов с нарушением правил охраны водных биологических ресурсов, если хотя бы одно из этих действий может повлечь массовую гибель рыбы или других водных животных, уничтожение в значительных размерах кормовых запасов либо иные тяжкие последствия, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Частью 4 ст. 8.13 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Согласно чч. 1-3 ст. 22 Федерального закона 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" нормативы допустимого воздействия на окружающую среду. В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов; нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение; нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий); нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды; нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду; нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в целях охраны окружающей среды. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий. За превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством.
В силу ч.1 ст. 34 названного Федерального закона размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Согласно чч.1, 2 ст. 39 указанного Федерального закона юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В силу ч.4 ст. 35 Водного кодекса Российской Федерации количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
Согласно ч.2 ст. 39 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны: не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде; содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения; информировать уполномоченные исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления об авариях и иных чрезвычайных ситуациях на водных объектах; своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах; вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти; выполнять иные предусмотренные настоящим Кодексом, другими федеральными законами обязанности.
Согласно ч.2 ст. 55 названного кодекса при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В силу ч.6 ст. 56 Водного кодекса Российской Федерации сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
Как усматривается из материалов настоящего дела, 17.10.2018г.в 11 часов 30 минут при проведении мероприятий по контролю за соблюдением обязательных требований на водных объектах рыбохозяйственного значения, в также в связи с поступившей в Московско-Окское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству информации о массовой гибели рыбы установлено и материалами административного расследования подтверждено, что АО "Экспокабель" произвело сброс неочищенных и не обезвреженных сточных вод с превышением нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ для водных объектов рыбохозяйственного значения по следующим показателям: нефтепродуктам - 0, 67 мг/л (при объеме 0.05 мг/л) в 13, 4 раз, марганцу - 3, 331 гм/л (при норме 0, 01 мг/л) в 333 раз, свинцу - 0, 02 мг/л (при норме 0, 1 мг/л) в 2 раза, фосфору фосфатов - 0, 667 мг/л (при норме 0, 2 мг/л) в 3, 335 раз, нитрит-иону -0, 197 мг/л (принорме 0, 02 мг/л) в 9, 85 раз, ион амонию - 0.98 мг/л (при норме 0, 5 мг/л) в 1, 96 раз, (согласно заключению по результатам гидрохимического и токсикологического анализа проб воды N 031-12/3193 от 26.11.2018г, проеденных ФГБНУ "ВНИРО"), в реку Черный ручей - правый приток реки Пахра - водных объект рыбохозяйственного значения, без очистных сооружений в г.о. Подольск Московской области, что привело к загрязнению водного объекта и ухудшению среды обитания водных биологических ресурсов.
Таким образом, АО "Экспокабель", в нарушение требований ч. 1 ст. 34, чч. 1, 2 ст. 39 Федерального закона 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ч. 4 ст. 35, пп. 1, 2 ч. 2 ст. 39, ч. 1 ст. 44, ч. 2 ст. 55, чч. 1, 6 ст. 56 Водного Кодекса Российской Федерации допустило сброс загрязняющих сточных вод в реку Черный ручей. Действия АО "Экспокабель" квалифицированы по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства и вина АО "Экспокабель" в совершении вмененного административного правонарушения объективно подтверждаются доказательствами, имеющимися в материалах дела: протоколом N 1394/3 от 21.01.19 об административном правонарушении, составленном должностным лицом Московско-Окского территориального управления Федерального агентства по рыболовству, актом проверки, протоколами лабораторных исследований N 0476, 0477, 0478, 0479 от 12.11.2018, произведенных испытательной лабораторией ФГБУ "Центр лабораторного анализа и технических измерений по ЦАО"; заключения ФГБНУ "ВНИРО", а также иными материалами дела.
Данные доказательства соответствуют требованиям, предъявляемым ст. 26.2 КоАП РФ, и обоснованно положены в основу постановления.
В силу положений ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Все доказательства, имеющиеся в материалах дела, получили надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Не согласиться с оценкой указанных доказательств оснований не имеется.
Суд обоснованно квалифицировал, действия АО "Экспокабель" по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, поскольку объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по которой действия АО "Экспокабель" были квалифицированы изначально, выражается в совершении прямо перечисленных в данной норме действий, если они могут повлечь массовую гибель рыбы или других водных животных, уничтожение в значительных размерах кормовых запасов либо иные тяжкие последствия.
Следовательно, для привлечения виновного лица к административной ответственности по этой норме необходимо доказать как факт совершения одного из указанных в статье 8.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях действий, так и угрозу массовой гибели рыбы или других водных животных, уничтожения в значительных размерах кормовых запасов либо наступления иных тяжких последствий, а также причинно-следственную связь между такими нарушениями и угрозой наступления перечисленных последствий.
Материалы настоящего дела об административном правонарушении не содержат доказательств, подтверждающих наличие в действиях Общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.38 КоАП РФ, поскольку сброс сточных вод не может быть отнесен ни к одному из названных в диспозиции статьи 8.38 КоАП РФ действий. Кроме того, в ходе производства по настоящему делу не был выяснен вопрос о возможности наступления массовой гибели рыбы или других водных животных, уничтожения в значительных размерах кормовых запасов либо иных тяжких последствий в результате действий Общества.
Вопреки доводу жалобы о незаконности и необоснованности принятого постановления, судьей районного суда подлежащие доказыванию фактические обстоятельства по делу установлены верно, которые полностью подтверждаются представленными доказательствами, всесторонне, полно и объективно исследованными и получившими надлежащую оценку, выводы судьи районного суда мотивированы и содержат ссылки на нормы права, подлежащие применению.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 30000 руб. назначено АО "Экспокабель" в соответствии с требованиями ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ и соответствует санкции ч.4 ст. 8.13 КоАП РФ.
При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Существенных нарушений процессуальных норм должностным лицом и судьей районного суда не допущено, в связи с чем обжалуемые постановление должностного лица и решение судьи являются законными и обоснованными, оснований для их отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление Симоновского районного суда г. Москвы от 01 марта 2019 года по делу об административном правонарушении по 4 ст. 8.13 КоАП РФ в отношении в отношении АО "Экспокабель" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда Неретина Е.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.