Судья Московского городского суда Новикова Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании протест Замоскворецкого межрайонного прокурора г.Москвы К** М.Н. на постановление судьи Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 18 сентября 2018 года, которым гражданин Республики *** Бондаренко *** признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5000 руб. с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме принудительного перемещения за пределы Российской Федерации с помещением в ЦВСИГ ГУ МВД России по г. Москве, УСТАНОВИЛ
17 сентября 2019 года в отношении гражданина Республики *** Бондаренко *** составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, дело передано на рассмотрение в Замоскворецкий районный суд г. Москвы, судьей которого вынесено указанное выше постановление.
В настоящем протесте Замоскворецкий межрайонный прокурор г.Москвы К** М.Н. ставит вопрос об изменении постановления в части назначенного наказания в виде принудительного контролируемого выдворения за пределы Российской Федерации на контролируемый самостоятельный выезд из Российской Федерации, указывая, что в ходе проведенной проверки по обращению в органы прокуратуры адвоката Т** Г.В, действующей в защиту интересов Бондаренко ***, утратившего паспорт гражданина Республики ***, установлено, что проведение надлежащей проверки принадлежности Бондаренко *** к гражданству ***, в целях оформления и выдачи "Свидетельства о возвращении на Родину" невозможно, в связи с тем, что территория ***, уроженцем которого является Бондаренко ***, неподконтрольна правительству ***; в условиях содержания в ЦВСИГ невозможно организовать надлежащее лечение Бондаренко ***, в котором он нуждается в связи с имеющимися заболеваниями.
В судебное заседание Бондаренко ***, содержащийся в Центре временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по г. Москве, не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы протеста Замоскворецкого межрайонного прокурора г.Москвы, прихожу к следующему.
Согласно ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.
В соответствии с ч.3.1 ст. 18.8 КоАП РФ нарушение, предусмотренное частью 1.1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, - влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции), принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона, либо ходатайство образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого иностранного гражданина.
В соответствии со ст.25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин, не имеющий документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, а также уклоняющийся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, является незаконно находящимся на территории Российской Федерации и несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как установлено судьей районного суда и усматривается из материалов дела, 17 сентября 2019 года в 00 часов 30 минут у входа *** расположенного по адресу: ***, в результате проверки соблюдения требований миграционного законодательства сотрудниками ЛУ МВД России по станции *** был выявлен гражданин Республики *** Бондаренко ***, прибывший на территорию Российской Федерации 08 февраля 2016 года в порядке, не требующем получения визы, который по истечении установленного срока временного пребывания 08 мая 2016 года года, уклонился от выезда из Российской Федерации, чем нарушил положения ч.2 ст.5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Действия Бондаренко *** квалифицированы по ч.3.1 ст.18.8 КоАП РФ.
Факт совершения указанного правонарушения Бондаренко *** подтверждается: протоколом об административном правонарушении; рапортом сотрудника полиции; протоколом об административном задержании; письменными объяснениями Бондаренко ***; заключением об установлении личности иностранного гражданина; справкой о проверке по учетам; справкой ИБД-Р; дактокартой; сведениями АС ЦБДУИГ, иными материалами дела.
Оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, судья пришел к обоснованному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, и доказанности вины Бондаренко *** в его совершении.
Приведенные выше доказательства с очевидностью свидетельствуют о наличии в действиях Бондаренко *** события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, поскольку на момент совершения правонарушения Бондаренко *** по истечении установленного срока временного пребывания в Российской Федерации, не выехал за пределы Российской Федерации.
Постановление о привлечении Бондаренко *** к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Возможность назначения административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации предусмотрена санкцией ч.3.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ). При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность (ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ).
Из представленных материалов усматривается, что при назначении Бондаренко *** административного наказания судьёй Замоскворецкого районного суда г. Москвы требования ч. 2 ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и ст. 4.1 КоАП РФ соблюдены, административное наказание назначено с учётом характера совершённого административного правонарушения, объектом которого является обеспечение режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации, личности виновного и других обстоятельств дела.
Так, согласно представленным материалам, Бондаренко *** длительное время (с 2016 года) пребывает на территории Российской Федерации без документов, подтверждающих его право на пребывание в Российской Федерации, 17.06.2017г. привлекался к административной ответственности по ст.20.1 КоАП РФ, 11.01.2017г. был осужден Мещанским районным судом г.Москвы по ч.2 ст.158 УК РФ.
Данные обстоятельства, хотя и не могут быть признаны отягчающими, но, тем не менее, отрицательно характеризуют Бондаренко *** и свидетельствуют о нарушении им на территории Российской Федерации законодательства Российской Федерации.
Каких-либо иных обстоятельств, исключающих возможность применения к Бондаренко *** административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, по делу не имеется.
Вместе с тем решение о принудительном выдворении Бондаренко *** за пределы Российской Федерации судьей районного суда принято без учета имеющихся в материалах дела сведений из Посольства Республики *** в Российской Федерации о невозможности документирования уроженца Донецкой области Бондаренко *** и готовности Управления миграционной службы МВД Донецкой народной Республики документировать Бондаренко ***, по состоянию здоровья нуждающегося в лечении, временным удостоверением личности для возвращения на родину.
С учетом изложенного, исходя из положений ч.4 ст.3.10 КоАП РФ, прихожу к выводу о том, что постановление судьи Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 18 сентября 2018 года подлежит изменению в части определенной формы административного выдворения, путем исключения указания на осуществление назначенного Бондаренко *** административного наказания в виде принудительного контролируемого выдворения за пределы Российской Федерации и осуществления административного выдворения Бондаренко *** в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.
Руководствуясь ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ
Протест Замоскворецкого межрайонного прокурора г.Москвы К** М.Н. - удовлетворить.
Постановление судьи Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 18 сентября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении гражданина Республики *** Бондаренко *** изменить: исключить из него указание на осуществление назначенного Бондаренко *** административного наказания в виде принудительного контролируемого выдворения за пределы Российской Федерации.
Осуществить административное выдворение за пределы Российской Федерации Бондаренко *** в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.
В остальной части постановление судьи Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 18 сентября 2018 года оставить без изменения.
Судья
Московского городского суда Новикова Е.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.