Судья Московского городского суда Мисюра С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО "Очаг" Финогентовой А.А. на постановление N 800/2079 зам.начальника ОВМ УВД по ЗАО ГУ МВД РФ по г. Москве от 26.10.2017, решение судьи Дорогомиловского районного суда Москвы от 18.03.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст. 18.9 КоАП РФ в отношении генерального директора ООО "Очаг" Финогентовой А.А., УСТАНОВИЛ:
04.05.2017 сотрудниками ОВМ УВД по ЗАО ГУ МВД России по г. Москве была проведена проверка соблюдения положений миграционного законодательства Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства, соблюдения правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использования их труда, осуществления трудовой деятельности иностранными работниками по адресу: г.Москва, ул. Кутузовский проспект, д.16/14.
11.10.2017 инспектором ОМК ОВМ УВД по ЗАО ГУ МВД России по г. Москве составлен протокол об административном правонарушении в отношении генерального директора ООО "Очаг" Финогентовой А.А. по ч.4 ст. 18.9 КоАП РФ.
Постановлением зам.начальника ОВМ УВД по ЗАО ГУ МВД России по г. Москве от 26.10.2017 генеральный директор ООО "Очаг" Финогентова А.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 18.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 40000 рублей.
Решением судьи Дорогомиловского районного суда города Москвы от 18.03.2019 названное выше постановление оставлено без изменения, а жалоба Финогентовой А.А. - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, Финогентова А.А. выражает несогласие с принятыми постановлением и решением, просит их отменить. В обоснование доводов ссылается на отсутствие в её действиях признаков состава административного правонарушения.
В судебное заседание генеральный директор ООО "Очаг" Финогентова А.А. не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела. Руководствуясь положениями ст.25.1 КоАП РФ считаю возможным рассмотреть дело без ее участия.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения обжалуемых административных актов.
Административная ответственность по ч.4 ст.18.9 КоАП РФ наступает за неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
В соответствии с пунктами 6 и 7 части 1 статьи 2 Федерального закона РФ от 18 июля 2006 года N109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания - фиксация в установленном порядке уполномоченными в соответствии с настоящим Федеральным законом органами сведений о нахождении иностранного гражданина или лица без гражданства в месте пребывания; сторона, принимающая иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации, - гражданин Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства, юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, федеральный орган государственной власти, органгосударственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, у которых иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится).
Согласно ч. 1, пп. "а" п. 2 ч. 2 ст. 20 того же Федерального закона РФ от 18 июля 2006 года N109-ФЗ, иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания обязан встать на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации; постановке на учет по месту пребывания подлежат временно проживающий или временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - по истечении семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания, за исключением случаев, когда указанный иностранный гражданин находится в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в детском оздоровительном лагере, медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или учреждении социального обслуживания.
Исходя из положений п. 3 ч. 3, ч.3.1 ст. 20 вышеназванного Федерального закона РФ от 18 июля 2006 года N109-ФЗ, уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания должно быть представлено в орган миграционного учета принимающей стороной в течение одного рабочего дня, следующего за днем его прибытия в место пребывания, - в случаях, предусмотренных пп. "а" - "д" п. 1 и пп. "а" - "в" п. 2 ч. 2 настоящей статьи (т.е. в случае нахождения в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги); в случаях, предусмотренных подпунктами "а" - "д" пункта 1 и подпунктами "а" - "в" пункта 2 части 2 настоящей статьи, принимающая сторона или в случаях, предусмотренных частями 3, 3.1 и 4 статьи 22 настоящего Федерального закона, иностранный гражданин обязаны уведомить орган миграционного учета о прибытии в место пребывания иностранного гражданина, прибывшего в место пребывания в нерабочий день (в том числе в один из дней в течение нескольких нерабочих дней), в течение одних суток, являющихся рабочим днем и следующих непосредственно за нерабочим днем (за несколькими нерабочими днями).
В силу ч. 1 ст. 21 Федерального закона РФ от 18 июля 2006 года N109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", основанием для учета по месту пребывания является временное фактическое нахождение иностранного гражданина в месте, не являющемся его местом жительства, либо отсутствие у указанного иностранного гражданина места жительства.
Статьей 22 Федерального закона РФ от 18 июля 2006 года N109-ФЗ предусмотрено, что постановка иностранных граждан на учет по месту пребывания осуществляется при получении органом миграционного учета уведомлений об их прибытии в место пребывания, представляемых в соответствии с настоящей статьей. Для постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания иностранный гражданин по прибытии в место пребывания предъявляет принимающей стороне документ, удостоверяющий его личность и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве, а также миграционную карту; после направления принимающей стороной уведомления о его прибытии в место пребывания получает от нее отрывную часть бланка указанного уведомления, за исключением случаев.
Принимающая сторона с соблюдением сроков, установленных ч. ч. 3 и 3.1 ст. 20 настоящего Федерального закона представляет уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) либо направляет его в установленном порядке почтовым отправлением или с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи (в случае, предусмотренном ч. 10 настоящей статьи). Далее передает иностранному гражданину отрывную часть бланка уведомления о прибытии данного иностранного гражданина в место пребывания.
Подтверждением выполнения принимающей стороной и (или) иностранным гражданином действий, необходимых для его постановки на учет по месту пребывания, является отметка в отрывной части бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, проставляемая в установленном порядке органом миграционного учета, гостиницей или организацией федеральной почтовой связи.
При нахождении иностранного гражданина в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, детском оздоровительном лагере, на туристской базе, в кемпинге, медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или учреждении социального обслуживания, либо в специальном учреждении для социальной реабилитации лиц без определенного места жительства, либо в учреждении, исполняющем уголовное или административное наказание, уведомление органа миграционного учета администрацией соответствующих организации или учреждения о прибытии данного иностранного гражданина в указанное место пребывания может осуществляться также с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи в порядке и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации.
На основании п. 44 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 года N9 "О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", по прибытии иностранного гражданина в организацию, оказывающую гостиничные услуги (за исключением гостиниц), в санаторий, дом отдыха, пансионат, в детский оздоровительный лагерь, на туристскую базу, в кемпинг, медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь в стационарных условиях, или учреждение социального обслуживания, либо в специальное учреждение для социальной реабилитации лиц без определенного места жительства, либо в учреждение, исполняющее административное наказание, администрация соответствующей организации (учреждения) обязана в течение 1 рабочего дня, следующего за днем его прибытия в место пребывания, уведомить территориальный орган Федеральной миграционной службы о прибытии иностранного гражданина путем направления (передачи) уведомления о прибытии для его постановки на учет по месту пребывания.
Также пунктами 31, 33 того же Постановления Правительства РФ от 15 января 2007 года N9 определено, что форма отметки о приеме уведомления, проставляемой администрацией гостиницы, и порядок ее проставления устанавливаются Министерством спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации по согласованию с Федеральной миграционной службой; администрация гостиницы, принявшая от иностранного гражданина уведомление о прибытии, а также территориальный орган Федеральной миграционной службы, многофункциональный центр или организация федеральной почтовой связи, принявшие от принимающей стороны или иностранного гражданина уведомление о прибытии, проверяют точность изложенных в нем сведений и наличие необходимых документов, после чего незамедлительно проставляют отметку о приеме уведомления в бланк уведомления о прибытии, отрывная часть которого возвращается иностранному гражданину либо принимающей стороне.
По смыслу ч. 1 ст. 24 Федерального закона РФ от 18 июля 2006 года N109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о миграционном учете, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как усматривается из материалов настоящего дела и установлено судьей районного суда, 04 мая 2017 г. 05 час 22 мин, по адресу: г. Москва, Кутузовский проезд, д. 16/14, установлен факт несоблюдения генеральным директором юридического лица ООО "Очаг" Финогентовой А.А. требований п. 3.1 ст. 20 Федерального закона от 18.07.2006 г. "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", выразившийся в неисполнении обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета в отношении гражданина Республики Узбекистан Холикова А.Т.у, который 27.04.2017 года заселился в хостел ООО "Очаг", последним днем для постановки данного гражданина на миграционный учет было 28.04.2017 года, однако на миграционный учет указанный иностранный гражданин поставлен не был.
Действия генерального директора ООО "Очаг" Финогентовой А.А. квалифицированы по ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ.
Факт совершения генеральным директором ООО "Очаг" Финогентовой А.А. указанного административного правонарушения, и её вина подтверждаются совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, в том числе, распоряжением зам.начальника ОВМ УВД по ЗАО ГУ МВД России по городу Москве о проведении выездной внеплановой проверки иностранных граждан, пребывающих (проживающих) в Российской Федерации, мест их пребывания (проживания) и осуществления трудовой деятельности по адресу: г..Москва, Кутузовский проезд, д.16/14; актом проверки соблюдения положений миграционного законодательства Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства и соблюдения правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российской Федерации и использования их труда, осуществления трудовой деятельности иностранными работниками от 04.05.2017; рапортами сотрудников ОМК ОВМ УВД по ЗАО ГУ МВД России по г..Москве Мурчикова М.Ю, Рогового Д.Е.; распоряжением начальника ОВМ УВД по ЗАО ГУ МВД России по г..Москве о проведении внеплановой документарной проверки юридического лица ООО "Очаг"; актом проверки соблюдения положений миграционного законодательства Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства и соблюдения правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российской Федерации и использования их труда, осуществления трудовой деятельности иностранными работниками от 17.05.2017; копией заключенного 01.10.2014 между работодателем ООО "Очаг" и работником Непогодиной А.А. трудового договора N2; письменными объяснениями работника ООО "Очаг" Непогодиной А.А. ; письменным объяснением Финогентовой А.А.; копией журнала электронной регистрации постояльцев хостела ООО "Очаг" по вышеуказанному адресу; копией заключенного 26 сентября 2014 года между арендодателем ИП Азизовым М.К. и арендатором ООО "Очаг" договора субаренды нежилого помещения по адресу: г..Москва, Кутузовский проезд, д.16/14;
копией свидетельства о постановке на налоговый учет юридического лица ООО "Очаг" ; приказом N1 от 17 сентября 2014 года о вступлении в должность генерального директора Финогентовой А.А. сроком на пять лет; письмом ЦАСР УВМ ГУ МВД России по Москве; выпиской из ЕГРЮЛ в отношении юридического лица ООО "Очаг", основным видом деятельности которого является деятельность гостиниц с ресторанами; письменными объяснениями гражданина Республики Узбекистан Холикова А.Т.у.; протоколом об административном правонарушении от 11.10.2017 по ч.4 ст.18.9 КоАП РФ в отношении Финогентовой А.А..
Данные доказательства составлены уполномоченными на то должностными лицами ОВМ УВД по ЗАО ГУ МВД России по городу Москве, непосредственно выявившими нарушение Финогентовой А.А. требований Федерального закона от 18 июля 2006 года N109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", в рамках выполнения ими своих должностных обязанностей, в соответствии с требованиями закона, нарушений которого при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ, и не доверять им оснований не имеется.
При этом, наличие у сотрудников полиции властных полномочий по отношению к юридическим лицам, призванным соблюдать требования Федерального закона от 18 июля 2006 года N109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", не может ставить под сомнения их действия по сбору доказательств, составлению процессуальных документов.
В силу п. 5 ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований, сроков и периодичности их проведения могут устанавливаться другими федеральными законами. Эти особенности установлены ст. 32 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ, пунктами 3 - 10 статьи 32 которого предусмотрено, что предметом проверки является соблюдение работодателем, заказчиком работ (услуг), принимающей (приглашающей) стороной требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере миграции; основанием для проведения внеплановой проверки является выявление факта возможного нарушения работодателем, заказчиком работ (услуг), принимающей (приглашающей) стороной обязательных требований в результате проводимого органом государственного надзора мониторинга соблюдения таких требований; предварительное уведомление работодателя, заказчика работ (услуг), принимающей (приглашающей) стороны о проведении внеплановой выездной проверки по основанию, указанному в подпунктах 2 и 3 пункта 5 данной статьи, не допускается.
Поскольку в данном случае сотрудниками ОМК ОВМ УВД по ЗАО ГУ МВД России по г. Москве проводилась внеплановая, выездная проверка объекта, где возможно выявление факта нарушения принимающей (приглашающей) стороной обязательных требований в результате проводимого органом государственного надзора мониторинга соблюдения таких требований, что предусмотрено пп. 3 п. 5 ст. 32 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", обязанности уведомлять общество о проведении такой проверки у административного органа не имелось, присутствия представителя юридического лица при ее проведении не требовалось, нарушений требований вышеприведенных Федеральных законов и Административного регламента пи проведении проверки допущено не было.
Также следует отметить, что сам по себе факт нарушения требований указанных норм закона и Административного регламента основанием для признания оспариваемого постановления должностного лица незаконным в любом случае не является.
Вопреки доводам жалобы, вина генерального директора ООО "Очаг" Финогентовой А.А. в неисполнении обязанности осуществления миграционного учета гражданина Республики Узбекистан Холикова А.Т.у. по прибытии его в хостел с очевидностью подтверждается совокупностью приведенных выше доказательств, которые согласуются с условиями заключенного 26.09.2014 между ИП Азизовым М.К. и арендатором ООО "Очаг" договора субаренды N01, в соответствии с условиями которого во временное владении и пользование последнему было передано нежилое помещение, площадью 1181, 3 кв.м, находящееся по адресу: г.Москва, Кутузовский проезд, д.16/14, для дальнейшего ведения хозяйственной деятельности, включая возможность организации гостиничной деятельности, письмом ЦАСР УВМ ГУ МВД России по Москве о введении гостиницы ООО "Очаг" в справочник гостиниц с 13.10.2016, с присвоением регистрационного номера 1555, с журналом электронной регистрации постояльцев ООО "Очаг" по вышеуказанному адресу, письменными объяснениями администратора хостела ООО "Очаг" Непогодиной А.А, из которых усматривается, что в комнате N79 хостела с 27.04.2017 проживает, в том числе гражданин Республики Узбекистан Холиков А.Т.у, который не был поставлен на миграционный учет по месту пребывания по адресу: г.Москва, Кутузовский проезд, д.16/14, в связи с большой загруженностью.
Оснований сомневаться в том, что данные объяснения Непогодиной А.А. даны с её слов не имеется. Он зафиксированы непосредственно после выявления нарушений миграционного законодательства, после ознакомления её с положениями ст.51 Конституции РФ, ст.ст.17.9, 25.6 КоАП РФ. Последующее изменение администратором хостела ООО "Очаг" Непогодиной А.А. своих показаний расценивается как избранный способ защиты своего работодателя, предоставления возможности обществу избежать наказания за совершенное административное правонарушение, санкция которого предусматривает назначение наказания в виде административного штрафа в значительном размере.
Учитывая, что гражданин Республики Узбекистан Холиков А.Т.у. прибыл на территорию Российской Федерации и поселен в хостел ООО "Очаг" 27.04.2017, постановке на миграционный учет в силу вышеприведенных норм данное лицо подлежало в течение одного рабочего дня, следующего за днем его прибытия в место пребывания, в данном случае - в течение 28.04.2017, что обществом сделано не было, в связи с чем действия его руководителя правильно квалифицированы по ч. 4 ст.18.9 КоАП РФ.
Постановление, которым Финогентова А.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.18.9 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию, содержит подробное описание события правонарушения, ссылки на нормы закона, нарушение которых ей вменяется, вынесено уполномоченным на то должностным лицом - заместителем начальника ОВМ - начальником ОМК ОВМ УВД по ЗАО ГУ МВД России по городу Москве, с соблюдением установленного ст.4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел, в присутствии законного представителя общества, которому для сведения вручена его копия под расписку, что подтверждено документально.
Процедура привлечения Финогентовой А.А. к административной ответственности, предусмотренная статьями 28.2, 28.4, 28.5, 29.6, 29.7, 29.10 КоАП РФ, должностными лицами ОМК ОВМ УВД по ЗАО ГУ МВД России по городу Москве соблюдена, нарушений ее прав не допущено.
В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Вместе с тем, ни в районный суд, ни в суд второй инстанции доказательств, подтверждающих, что генеральным директором ООО "Очаг" Финогентовой А.А. приняты все зависящие от неё меры по соблюдению положений требований п.3.1 ст.20 Федерального закона от 18 июля 2006 года N109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", представлено не было, ссылок на такие доказательств доводы жалобы также не содержат, тогда как возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у руководителя общества имелась.
На основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств, в порядке требований ст. 26.1 КоАП РФ, судьей районного суда установлены наличие события административного правонарушения, вина руководителя организации в совершении административного правонарушения, выводы, изложенные в судебном решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в судебном заседании, не согласиться с которыми оснований не имеется.
Доводы жалобы стороны защиты не нашли своего объективного подтверждения в ходе судебного разбирательства, основаны на субъективном толковании закона, направлены на переоценку исследованных судьей доказательств, расцениваются как стремление избежать административной ответственности за совершенное административное правонарушение, санкция которого предусматривает административный штраф.
Несогласие с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, равно как и несогласие с актами должностного лица административного органа и судьи районного суда, не является основанием к отмене постановления и решения, постановленных с соблюдением требований КоАП РФ.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено в соответствии с требованиями статей 3.5, 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ч.4 ст. 18.9 КоАП РФ, с учетом характера правонарушения, посягающего на интересы государства в области миграционного законодательства, конкретных обстоятельств, соответствует конституционным принципам дифференцированности, справедливости, законности, неотвратимости наказания, отвечает признаку индивидуализации административной ответственности, согласуется с его предупредительными целями, является минимальным.
Наличие исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, для назначения наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в данном случае не установлено.
Бремя доказывания по делу распределено правильно, с учетом требований ст.1.5 КоАП РФ, принцип презумпции невиновности не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу заявителя, не усматривается.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение оспариваемых актов, не установлено, обжалуемые постановление должностного лица административного органа и решение судьи районного суда являются законными и обоснованными, оснований для их отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 КоАП РФ, судья Московского городского суда
РЕШИЛ:
Постановление N 800/2079 зам.начальника ОВМ УВД по ЗАО ГУ МВД РФ по г. Москве от 26.10.2017, решение судьи Дорогомиловского районного суда Москвы от 18.03.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст. 18.9 КоАП РФ в отношении генерального директора ООО "Очаг" Финогентовой А.А. оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Мисюра С.Л.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.