Судья Московского городского суда Сумина Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника АО "ПК "ИнжСтрой" по доверенности Вараксиной А.А. на постановление заместителя начальника технической инспекции ОАТИ г. Москвы N*** от 19 марта 2019 года, на решение судьи Черемушкинского районного суда города Москвы от 09 августа 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 8.18 КоАП г. Москвы, в отношении АО "ПК "ИнжСтрой", установил:
постановлением заместителя начальника технической инспекции ОАТИ г. Москвы N*** от 19 марта 2019 года АО "ПК "ИнжСтрой" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.18 КоАП г. Москвы, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 700 000 (семьсот тысяч) рублей.
Не согласившись с таким актом должностного лица ОАТИ г. Москвы, защитником АО "ПК "ИнжСтрой" подана на него жалоба в Черемушкинский районный суд города Москвы, решением судьи которого от 09 августа 2019 года данное постановление оставлено без изменения, жалоба заявителя - без удовлетворения.
В настоящее время данное решение судьи районного суда в Московский городской суд обжалует защитник АО "ПК "ИнжСтрой" по доверенности Вараксина А.А. по доводам поданной жалобы, согласно которым, вина общества во вмененном ему административном правонарушении не доказана, состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.18 КоАП г. Москвы, в его действиях отсутствует; общество не является субъектом вмененного ему административного правонарушения; выводы судьи районного суда не соответствуют фактическим обстоятельствам, представленным доказательствам.
В судебное заседание Московского городского суда законный представитель АО "ПК "ИнжСтрой", будучи извещенным о месте и времени слушания дела, не явился, доказательств уважительности причин своей неявки не представил, с ходатайством об отложении рассмотрения дела не обращался, явку защитника не обеспечил, в связи с чем полагаю возможным, в порядке ст.25.4 КоАП РФ, рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ОАТИ г. Москвы по доверенности Трухина Н.А. против удовлетворения доводов указанной жалобы возражала, ссылаясь на то, что они направлены на переоценку исследованных судьей доказательств, не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность состоявшихся актов должностного лица и судьи районного суда.
Исследовав материалы дела, проверив доводы поданной должностным лицом жалобы, выслушав объяснения представителя ОАТИ г. Москвы, допросив свидетеля, прихожу к следующему.
Частью 2 статьи 8.18 КоАП г.Москвы предусмотрена административная ответственность за производство земляных работ и работ по организации площадок для проведения отдельных работ в сфере благоустройства без соответствующего ордера или после окончания срока его действия, самовольные строительство, снос, реконструкция или капитальный ремонт зданий, сооружений и коммуникаций, а также нарушение сроков выполнения работ в соответствии с ордером влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей.
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.8 КоАП города Москвы, является производство земляных работ и работ по организации площадок для проведения отдельных работ в сфере благоустройства без соответствующего ордера или после окончания срока его действия, самовольные строительство, снос, реконструкция или капитальный ремонт зданий, сооружений и коммуникаций, а также нарушение сроков выполнения работ в соответствии с ордером.
На основании п. 1.2 Правил проведения земляных работ, установки временных ограждений, размещения временных объектов в г. Москве, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 19 мая 2015 года N 299-ПП, если иное не установлено Правительством Москвы, проведение земляных работ, установка временных ограждений, размещение временных объектов в городе Москве производится на основании разрешения, выданного уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы (далее - ордер (разрешение).
Если иное не установлено Правительством Москвы, проведение земляных работ, установка временных ограждений, размещение временных объектов в городе Москве при отсутствии ордера (разрешения), при истечении срока действия ордера (разрешения), с несоблюдением цели проведения работ, указанной в ордере (разрешении), не допускается и является основанием для привлечения к ответственности, установленной законодательством; проведение земляных работ, установка временных ограждений, размещение временных объектов должны осуществляться в соответствии с оформленным в установленном порядке проектом проведения (производства) земляных работ (установки временных ограждений).
Оставляя без изменения постановление должностного лица ОАТИ г. Москвы N *** от 25 апреля 2018 года, которым АО "ПК "ИнжСтрой" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.18 КоАП г. Москвы, и подвергнуто административному наказанию, судья районного суда исходила из того, что в 12.22 час. 08 февраля 2019 года по адресу: г***, со стороны Хлебобулочного проезда, в ходе проведения обследования территории на основании поручения руководителя ОАТИ г.Москвы инспектором ОАТИ г. Москвы выявлено, что АО "ПК "ИнжСтрой", будучи подрядчиком на основании выданного ордера (разрешения) N*** от 17 августа 2018 года, сроком действия до 30 июня 2019 года, при производстве работ по прокладке инженерных сетей, в нарушение требований п.1.2 Правил проведения земляных работ, установки временных ограждений, размещения временных объектов в г. Москве, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 19 мая 2015 года N 299, допустило частичное отсутствие ограждений мест производства работ, отсутствие аварийного освещения, информационного щита, нарушение сроков производства земляных работ по засыпке котлованов в соответствии с утвержденным графиком на 2018 год.
Факт совершения АО "ПК "ИнжСтрой" административного правонарушения и его вина объективно подтверждаются совокупностью исследованных судьей районного суда доказательств, в том числе, поручением начальника отдела Технической инспекции ОАТИ г..Москвы о проведении мероприятий по контролю за благоустройством указанной территории путем визуального обследования объектов с использованием средств фото- и киносъемки, видеозаписи; рапортом инспектора Технической инспекции ОАТИ г..Москвы, согласно которому, подрядчиком АО "ПК "ИнжСтрой" на основании выданного ордера (разрешения) N*** от 17 августа 2018 года, при производстве работ по прокладке инженерных сетей по адресу: ***, со стороны Хлебобулочного проезда, допустило частичное отсутствие ограждений мест производства работ, отсутствие аварийного освещения и информационного щита, а также нарушение сроков производства земляных работ по засыпке котлованов и траншей в соответствии с утвержденным графиком на 2018 год; фотоматериалом, которым зафиксированы выявленные нарушения, а именно: частичное отсутствие ограждений мест производства работ, отсутствие аварийного освещения и информационного щита, наличие незасыпанных котлованов и траншей; ордером (разрешением) N*** от 17 августа 2018 года, сроком действия до 30 июня 2019 года, выданным исполнителю работ АО "ПК "ИнжСтрой" на проведение работ по прокладке инженерных сетей по адресам: г..Москва, ЮЗАО совместно с ЮВО и ЮАО, района "Черемушки", ***; утвержденным графиком производства работ на 2018 год; картой производства работ в соответствии с ордером (разрешением); выпиской из ЕГРЮЛ в отношении юридического лица АО "ПК "ИнжСтрой"; предписанием от 27 февраля 2019 года об устранении выявленных нарушений; протоколом по делу об административном правонарушении от 27 февраля 2019 года в отношении АО "ПК "ИнжСтрой", в котором подробно изложено существо административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.18 КоАП г..Москвы, указаны нормы Правил, нарушение которых вменяется обществу,
права привлекаемого к административной ответственности юридического лица соблюдены, о месте и времени составления протокола законный представитель общества извещен, на его составление не явился, защитника не направил, копия протокола для сведения направлена посредством почты в адрес юридического лица по месту его нахождения, что подтверждено документально, протокол содержит подпись должностного лица, его составившего, все сведения, предусмотренные ст.28.2 КоАП РФ, имеются.
Данные доказательства оформлены должностными лицами Технической инспекции ОАТИ г.Москвы в рамках выполнения ими своих служебных обязанностей, в соответствии с требованиями закона, причиной их составления послужило непосредственное выявление административного правонарушения в ходе визуального наблюдения за благоустройством в г.Москве, что нашло подтверждение в судебном заседании, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
Кроме того, установленные выше обстоятельства подтверждаются показаниями допрошенного судом второй инстанции в качестве свидетеля проводившего обследование территории инспектора Технической инспекции ОАТИ г.Москвы и составившего протокол об административном правонарушении Полянского А.В, пояснившего, что в момент обследования 08 февраля 2019 года территории по адресу: *** со стороны Хлебобулочного проезда, работы по прокладке инженерных сетей производились подрядчиком АО "ПК "ИнжСтрой" на основании выданного ОАТИ г.Москвы ордера (разрешения) N*** от 17 августа 2018 года, названный адрес входит в адрес места проведения работ, указанный в данном ордере, на территории была организована строительная площадка, на которой частично отсутствовало ограждение мест производства работ, отсутствовали аварийное освещение и информационный щит, также им было выявлено нарушение подрядчиком сроков производства земляных работ по засыпке котлованов и траншей, срок окончания которых имеющимся графиком производства работ установлен 29 декабря 2018 года, однако указанные работы произведены не были и на момент обследования - 08 февраля 2019 года, что им зафиксировано на фототаблице, оснований не доверять которым не имеется, поскольку они последовательны, не противоречивы, ничем не опровергнуты, даны лицом, непосредственно выявившим административное правонарушение, предупрежденным об административной ответственности по ст.17.9 КоАП РФ.
Исходя из материалов дела, показаний должностного лица, выявившего административное правонарушение, обществу вменяется, в том числе, нарушение сроков проведения работ в соответствии с утвержденным графиком производства земляных работ по засыпке котлованов и траншей на 2018 год, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.18 КоАП г.Москвы.
Статьей 16.4 КоАП г.Москвы определено, что производство по делам об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, и исполнение постановлений о назначении административных наказаний осуществляются в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу положений п. 2 ст. 4.5 КоАП РФ, при длящимся административном правонарушении сроки, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
В п.14 Постановления Пленума N5 от 24 марта 2005 года Верховным Судом РФ разъяснено, что при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные ч. 1 этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Основные работы и благоустройство территории в соответствии с вышеназванными положениями Правил производства земляных работ, установки временных ограждений, размещения временных объектов в г.Москве должны выполняться в сроки, установленные графиком производства работ по ордеру, вне зависимости от того, закрыт или нет ордер.
В данном случае из материалов рассматриваемого дела следует, что срок действия выданного АО "ПК "ИнжСтрой" ордера (разрешения) N*** от 17 августа 2018 года - до 30 июня 2019 года, с огласно утвержденному графику производства работ, засыпка котлованов и траншей должна быть выполнена в период времени с 25 декабря 2018 года по 29 декабря 2018 года, то есть данные работы должны быть завершены 29 декабря 2018 года.
В связи с изложенным, вмененное обществу административное правонарушение по ч.2 ст.8.18 КоАП г.Москвы не является длящимся, оно выражается в невыполнении предусмотренной графиком производства работ обязанности к установленному сроку - 29 декабря 2018 года завершить работы по засыпке котлованов и траншей, следовательно, датой совершения вмененного административного правонарушения будет являться 29 декабря 2018 года, а указание в оспариваемом постановлении должностного лица ОАТИ г.Москвы в качестве даты совершения административного правонарушения 08 февраля 2019 года - дата выявления указанного нарушения неправомерно, так как вмененное административное правонарушение в этом случае не является длящимся.
На основании п. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.
Учитывая изложенное, нарушение сроков проведения работ в соответствии с утвержденным графиком производства земляных работ по засыпке котлованов и траншей - 29 декабря 2018 года вменено обществу 19 марта 2019 года, за пределами срока давности привлечения к административной ответственности.
Частью 1 ст. 8.18 КоАП г.Москвы предусмотрена административная ответственность за нарушение установленных Правительством Москвы правил производства земляных работ и работ по организации площадок для проведения отдельных работ в сфере благоустройства, в том числе отсутствие утвержденной проектной документации или необходимых согласований при проведении указанных работ, несвоевременное восстановление благоустройства территории после их завершения, непринятие мер по ликвидации провала асфальта (грунта), связанного с производством разрытий, а также несоблюдение установленных требований к обустройству и содержанию строительных площадок.
Согласно п.п.2.2.1, 2.2.3, 2.2.4 Правил проведения земляных работ, установки временных ограждений, размещения временных объектов в г.Москве, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 19 мая 2015 года N 299-ПП, исполнитель работ обязан установить временное ограждение в соответствии с требованиями Правил, проекта проведения (производства) работ и ордера (разрешения); установить при въезде на площадку и выезде с нее информационные щиты с указанием наименования и местонахождения объекта, названия заказчика и подрядной организации, номеров их телефонов, должности и фамилии производителя работ, даты начала и окончания работ; в подготовительный период до начала основных работ необходимо в соответствии с проектом проведения (производства) работ необходимо смонтировать аварийное освещение и освещение опасных мест.
Пунктом 3.6 тех же Правил предусмотрено, что ограждения мест производства работ должны иметь надлежащий вид, в частности, не иметь проемов, не предусмотренных проектом, поврежденных участков, обеспечивать безопасность дорожного движения, по периметру ограждений должно быть установлено освещение.
В рамках настоящего дела должностным лицом ОАТИ города Москвы в ходе проведения обследования территории выявлено и вменено обществу несоблюдение установленных требований к обустройству и содержанию строительных площадок, а именно: частичное отсутствие ограждений мест производства работ, отсутствие аварийного освещения и информационного щита, что является нарушением требований п.п.2.2.1, 2.2.3, 2.2.4, 3.6 Правил проведения земляных работ, установки временных ограждений, размещения временных объектов в городе Москве, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 19 мая 2015 года N 299-ПП, и что образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.18 КоАП г.Москвы.
Поскольку частью 1 статьи 8.18 КоАП Москвы установлено менее строгое административное наказание по сравнению с административным наказанием, предусмотренным санкцией ч. 2 указанной нормы, что не ухудшает положения привлекаемого к административной ответственности лица, в данном случае возможна переквалификация действий общества.
По смыслу п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
При таком положении постановление заместителя начальника технической инспекции ОАТИ г. Москвы N*** от 19 марта 2019 года следует изменить, действия АО "ПК "ИнжСтрой" переквалифицировать на ч. 1 ст. 8.18 КоАП Москвы с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей, с учетом характера совершенного правонарушения, выразившегося в нарушении требований к благоустройству г.Москвы, степени общественной опасности и вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его финансового положения.
Исключительных обстоятельств, влияющих на назначенное административное наказание в виде административного штрафа, по делу не установлено, фактических и законных оснований для назначения административного штрафа ниже низшего предела, с учетом санкции статьи и установленных по делу конкретных обстоятельств, также не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 КоАП РФ, судья
решил:
жалобу защитника АО "ПК "ИнжСтрой" по доверенности Вараксиной А.А. удовлетворить частично.
Постановление заместителя начальника технической инспекции ОАТИ г. Москвы N*** от 19 марта 2019 года, решение судьи Черемушкинского районного суда города Москвы от 09 августа 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 8.18 КоАП г. Москвы, в отношении АО "ПК "ИнжСтрой" изменить.
Признать АО "ПК "ИнжСтрой" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.18 КоАП Москвы, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
В удовлетворении остальной части жалобы отказать.
Судья Московского городского суда Л.Н. Сумина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.