Судья Московского городского суда Буренина О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника Седовой Е.К. на решение судьи Мещанского районного суда города Москвы от 02 июля 2019 года и постановление главного государственного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора от 07 мая 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 11.15.2 КоАП РФ в отношении открытого акционерного общества "Российские железные дороги", УСТАНОВИЛ:
постановлением N 239\АП-07\2019-Пс главного государственного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 07 мая 2019 года, открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее ОАО "РЖД", Общество) привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 11.15.2 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в сумме 50 000 рублей.
Решением судьи Мещанского районного суда города Москвы от 02 июля 2019 года названное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба защитника Седовой Е.К. без удовлетворения.
Не согласившись с принятыми по делу актами, защитником Седовой Е.К. подана жалоба в Московский городской суд, где она просит об отмене вышеназванных постановления должностного лица и решения судьи, прекращении производства по делу, ссылаясь на приведенные в жалобе доводы, в том числе: отсутствие законных оснований для проведения оперативно-профилактического мероприятия "Розыск", в результате которого были установлены факты нарушений, послуживших основанием к привлечению ОАО "РЖД" к административной ответственности по настоящему делу; рассмотрение дела об административном правонарушении с нарушением требований подсудности.
Законный представитель ОАО "РЖД", защитник Седова Е.К. в судебное заседание не явились, извещены о дате, месте и времени рассмотрения жалобы по делу, о причинах своей не явки суд в известность не поставили, ходатайств об отложении судебного разбирательства по делу в предусмотренном ст. 24.4 КоАП РФ порядке, не заявили.
При таких обстоятельствах считаю возможным рассмотреть жалобу на постановление должностного лица и решение судьи районного суда по настоящему делу в соответствии с ч. 3 ст. 25.4 КоАП РФ, в отсутствии законного представителя ОАО "РЖД" и защитника Седовой Е.К.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 11.15.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил аккредитации юридических лиц для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, порядка аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности и требований к подразделениям транспортной безопасности, порядка подготовки сил обеспечения транспортной безопасности и порядка аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, правил проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности, совершенное по неосторожности.
Правовое регулирование отношений, возникающих в процессе обеспечения транспортной безопасности, осуществляется Федеральным законом от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее Федеральный закон N 16-ФЗ).
В соответствии с п. 1.1 ст. 1 Федерального закона N 16-ФЗ зона транспортной безопасности - объект транспортной инфраструктуры, его часть (наземная, подземная, воздушная, надводная), транспортное средство, для которых в соответствии с требованиями по обеспечению транспортной безопасности устанавливается особый режим допуска физических лиц, транспортных средств и перемещения грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, иных материальных объектов, а также животных.
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона N 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено Федеральным законом N 16-ФЗ и иными федеральными законами.
Пунктом 1 статьи 12.2 Федерального закона N 16-ФЗ установлено, что в случаях, предусмотренных требованиями по обеспечению транспортной безопасности, установленными в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона, проводятся досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр, наблюдение и (или) собеседование в целях обеспечения транспортной безопасности.
Во исполнение пункта 1 статьи 12.2 Федерального закона N 16-ФЗ Минтранс России изданы и утверждены приказом от 23.07.2015 N 227 Правила проведения досмотров (далее Правила).
Пунктом 4 Правил предусмотрено, что досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности проводится в случаях, предусмотренных Требованиями, на контрольно-пропускных пунктах (далее - КПП), постах, расположенных на границах зоны транспортной безопасности или ее частей, а также в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и (или) транспортного средства.
В силу пункта 9 названных Правил организация досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра, наблюдения и (или) собеседования возлагается на СТИ и (или) перевозчиков, застройщиков ОТИ
КПП и посты организуются на границах зоны транспортной безопасности и (или) ее частей (секторов), а посты также и в зоне транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС, в случаях и на периоды, отраженные в планах обеспечения транспортной безопасности, и оборудуются стационарными и (или) переносными (портативными) техническими системами и средствами, обеспечивающими обнаружение предметов и веществ, включенных в Перечни, а также выявление лиц, не имеющих правовых оснований для прохода (проезда) в зону транспортной безопасности и (или) на критические элементы ОТИ или ТС в соответствии со Схемой размещения и составом оснащения КПП и постов (п. 19 Правил).
Как следует из материалов дела 14 марта 2019 г. в ходе проведения сотрудниками Санкт-Петербургского линейного управления МВД России на транспорте оперативно-профилактической операции "Розыск" установлено, что в высокоскоростной поезд N 767 "Сапсан", являющийся категорированным транспортным средством - зоной транспортной безопасности, по адресу: г. Санкт- Петербург, п. Металлострой, участок ж.д. "река Славянка-ЛЭП", лит. АИ субъектом транспортной безопасности - ОАО "РЖД" совершена загрузка контейнеров и коробок работниками сторонних организаций в нарушение п. 4, 19 Правил без производства досмотровых мероприятий в целях обеспечения транспортной безопасности.
Указанные действия ОАО "РЖД" квалифицированы по ч. 1 ст.11.15.1 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и виновность ОАО "РЖД" подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении; положением о пропускном и внутриобъектовом режимах на транспортных средствах железнодорожного транспорта Северо-Западной дирекции скоростного сообщения - структурного подразделения Дирекции скоростного сообщения - филиала ОАО "РЖД"; планом обеспечения транспортной безопасности транспортного средства двухсистемного высокоскоростного электропоезда "Сапсан" ЭВС2-04; заключениями о распространении Результата оценки уязвимости транспортного средства на группу идентичных по своим конструктивным, техническим, технологическим характеристикам транспортных средств; приказом о назначении лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности; должностной инструкцией начальника поезда; приказом об утверждении и вводе в действие организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности транспортных средств железнодорожного транспорта Северо-Западной дирекции скоростного сообщения-структурного подразделения Дирекции скоростного сообщения - филиала ОАО "РЖД"; рапортом ст. инспектора ОИАЗ СПб ЛУ МВД России на транспорте; протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов; фотоматериалом; письменными объяснениями Бокова Е.В, Безручко И.В, Черенова В.Д.; иными документами, представленными в дело.
Допустимость и достоверность принятых должностным лицом и судьей районного суда во внимание доказательств сомнений не вызывает, их совокупность является достаточной для вывода судьи районного суда о наличии в действиях ОАО "РЖД" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ, и для разрешения дела по существу. Всем доказательствам по делу судьей районного суда дана надлежащая оценка по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Довод жалобы о неправомерности проведения оперативно-профилактического мероприятия "Розыск", в рамках которого сотрудниками полиции установлены обстоятельства, указывающие на нарушение ОАО "РЖД" требований транспортной безопасности, не может повлечь признание обжалуемых актов незаконными и их отмену в связи со следующим.
Как следует из материалов дела основанием к возбуждению в отношении ОАО "РЖД" настоящего дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 11.15.2 КоАП РФ, послужил поступивший в УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора из Санкт-Петербургского линейного управления МВД России на транспорте материал проверки, составленный в результате проведенной должностными лицами СПб ЛУ МВД России на транспорте 14 марта 2019 г. оперативно-профилактической операции "РОЗЫСК" путем осуществления профилактического рейда на территории Северо-Западной дирекции скоростного сообщения - структурного подразделения дирекции скоростного сообщения - филиала ОАО "РЖД" по адресу: г. Санкт - Петербург, п. Металлострой, участок ж.д. "река Славянка-ЛЭП".
Приказом МВД России от 15.06.2011 г. N 636 утверждено Типовое положение о линейном отделе Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте (далее Типовое положение).
В соответствии с п. 2, 3 Типового положения линейный отдел является территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации и осуществляет полномочия полиции в области обеспечения защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и обеспечения общественной безопасности на объектах железнодорожного, водного и воздушного транспорта, а также выполняет иные функции в соответствии с настоящим Положением и нормативными правовыми актами МВД России.
Линейный отдел, реализуя на объектах транспорта задачи и полномочия органов внутренних дел разрабатывает и принимает в пределах своей компетенции меры, в том числе по предупреждению преступлений и административных правонарушений, выявлению и устранению причин и условий, способствующих их совершению (п. 12.4, 12.5, 12.19 Типового положения).
К таким мерам относится мероприятие в форме проведения профилактического рейда, направленное на выявление и пресечение правонарушений, что является одним из основных направлений деятельности полиции в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции".
В данном случае профилактический рейд проведен сотрудниками СПб ЛУ МВД России на транспорте в рамках оперативно-профилактической операции "Розыск", законность проведения которого сомнений не вызывает. Отсутствие в материалах дела приказа (распоряжения) о проведении оперативно-профилактической операции "Розыск" не влияет на законность проведенных сотрудниками СПб ЛУ МВД России на транспорте в его рамках мероприятий, в том числе профилактического рейда, так как данный приказ (распоряжение) является внутренним документом органа полиции, обращенный руководителем органа внутренних дел к подчиненным и содержащий перечень действий, которые необходимо провести в рамках мероприятия, организацию мероприятия и иные сведения, относящиеся к организации такого мероприятия.
С учетом вышеизложенного оснований полагать, что обстоятельства, относящиеся к событию вмененного в вину Обществу события правонарушения, а также доказательства, получены сотрудниками полиции с нарушением, по делу не имеется.
Утверждение в жалобе о рассмотрении дела об административном правонарушении с нарушением требований подсудности несостоятельно.
В соответствии с частью 1 статьи 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения.
Согласно правовой позиции, сформулированной в подпункте "з" пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5), если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность.
При определении территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, объективная сторона которых выражается в бездействии в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности, необходимо исходить из места жительства физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, места исполнения должностным лицом своих обязанностей либо места нахождения юридического лица, определяемого в соответствии со статьей 54 Гражданского кодекса Российской Федерации.
ОАО "Российские железные дороги" было вменено нарушение правил проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности, совершенное по неосторожности.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, характеризуется умышленным бездействием субъекта транспортной инфраструктуры и перевозчика, на которых возложена обязанность по обеспечению транспортной безопасности, в данном случае на ОАО "Российские железные дороги" (субъекта транспортной инфраструктуры).
Территориальная подсудность рассмотрения такой категории дел определяется местом нахождения данного юридического лица, то есть местом его государственной регистрации (либо его филиалов в случае выявления нарушений при проверке деятельности этих филиалов), а не местом нахождения административного органа, рассмотревшего дело.
В соответствии с пунктом 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц.
Согласно сведениям, внесенным в Единый государственный реестр юридических лиц, адрес места нахождения ОАО "Российские железные дороги": г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 2. Данный адрес относится к юрисдикции Мещанского районного суда г. Москвы.
Таким образом, поданная на постановление должностного лица жалоба рассмотрена судьей Мещанского районного суда г. Москвы с соблюдением требований подсудности.
Иные доводы жалобы не содержат обстоятельств, влекущих отмену или изменение постановления должностного лица, а также решения судьи Мещанского районного суда г. Москвы.
Бремя доказывания по делу распределено правильно, с учётом требований ст. 1.5 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу ОАО "РЖД" по делу не усматривается.
Административное наказание ОАО "РЖД" назначено должностным лицом в соответствии с требованиями КоАП РФ, в пределах санкции ч. 1 ст. 11.15.2 КоАП г. Москвы.
Порядок привлечения ОАО "РЖД" к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6 - 30.8, 30.9 КоАП РФ, РЕШИЛ:
решение судьи Мещанского районного суда города Москвы от 02 июля 2019 года и постановление главного государственного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора от 07 мая 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 11.15.2 КоАП РФ в отношении открытого акционерного общества "Российские железные дороги" оставить без изменения, жалобу защитника Седовой Е.К. - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда О.Н. Буренина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.