Судья Московского городского суда Притула Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе председателя Правления ЖСК "***" *** на постановление заместителя начальника Государственной жилищной инспекции г. Москвы N ЮЗ-3221/18 *** от 20 ноября 2018 года, решение судьи Черемушкинского районного суда г. Москвы от 30 июля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения (далее - КоАП РФ), в отношении жилищно-строительного кооператива "***" (далее - ЖСК "***", Кооператив), УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя начальника Государственной жилищной инспекции г. Москвы N ЮЗ-3221/18 от 20 ноября 2018 года ЖСК "***" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Решением судьи Черемушкинского районного суда г. Москвы от 30 июля 2019 года названное постановление оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми постановлением должностного лица, решением судьи председатель Правления ЖСК "***" *** обратилась в Московский городской суд с жалобой, в которой просит указанные акты отменить, производство по делу прекратить. В обоснование доводов жалобы указала на то, что в деле отсутствуют доказательства надлежащего извещения Кооператива на составление протокола об административном правонарушении; материалами дела не доказана вина Кооператива, так как проверка не согласована с прокуратурой; отслоение штукатурно-окрасочного слоя стен и потолка приквартирного холла 2 этажа (квартиры 104-107) возникло по причине аварии, протечки смывного бачка в квартире N 109, что привело к залитию нижерасположенных квартир и отслоению штукатурно-окрасочного слоя стен и потолка, в связи с чем, работы по текущему ремонту по договору N 5314 от 28 сентября 2006 года должно выполнять ГБУ "***"; ЖСК "***" не является управляющей компанией многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Профсоюзная, д. 110, кв. 3.
Председатель Правления ЖСК "***" *** не явилась, извещена о времени, дате и месте слушания дела надлежащим образом, направила в суд защитника *** которая доводы, изложенные в жалобе поддержала.
Представитель Мосжилинспекции по доверенности *** в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения жалобы, полагая факт совершения ЖСК "***" вмененного нарушения доказанным материалами дела. *** пояснил, что 31 октября 2018 года Мосжилинспекцией проведен осмотр многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Профсоюзная, д. 110, корп. 3, где ЖСК "***" осуществляет функции по управлению указанным многоквартирным домом. Данный осмотр проведен в рамках проверки, согласованной с прокурором. В результате осмотра установлено, что ЖСК "***" при содержании общего имущества указанного многоквартирного дома не обеспечено соблюдение установленных требований Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. N 170, допущены нарушения отделки стан и потолка приквартирного холла 2 этажа (квартиры 104-107) в районе электрощитка из-за протечки из вышерасположенных квартир, выявлено отслоение штукатурно-окрасочного слоя стен и потолка над квартирным электрощитком, имеется вероятность залития электрооборудования этажного электрощитка 2 этажа. Данные нарушения были зафиксированы консультантом Мосжилинспекцией Инюшиной Г.И, актом осмотра, фотографиями и протоколом об административном правонарушении, последний составлен с соблюдением требований ст. 28.2 КоАП РФ. При этом, извещение на составление протокола направлено по электронному адресу Кооператива, указанному им в письме.
Исследовав также материалы дела, изучив доводы жалобы, нахожу обжалуемое решение судьи, постановление должностного лица законными и обоснованными.
Ответственность по ст. 7.22 КоАП РФ наступает за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.
Согласно п.п. 4.2.1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: заданный температурно-влажностный режим внутри здания; исправное состояние стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность); устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; теплозащиту, влагозащиту наружных стен.
Как усматривается из материалов настоящего дела и установлено нижестоящими инстанциями, 31 октября 2018 года Мосжилинспекцией в соответствии с п. 1 Положения о Государственной жилищной инспекции города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 26 июля 2011 года N 336-ПП, в порядке установленном Административным регламентом исполнения Государственной жилищной инспекцией города Москвы установленном Административным регламентом исполнения Государственной жилищной инспекцией города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 29 декабря 2011 года N 655-ПП "Об утверждении Административного регламента исполнения Государственной жилищной инспекцией города Москвы государственной функции по осуществлению регионального государственного жилищного надзора в городе Москве", в соответствии с обращением, поступившим на электронный сервер Правительства Москвы проведено обследование (осмотр) многоквартирного дома 110, корпус 3 по ул. Профсоюзной в г. Москве, где ЖСК "***" (ранее ЖСК "***") осуществляет функции по управлению указанным многоквартирным домом на основании протокола N 1 от 28 июня 2007 года Общего собрания.
В результате осмотра установлено, что ЖСК "***" при содержании общего имущества указанного многоквартирного дома не обеспечено соблюдение установленных требований Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. N ***, допущены нарушения отделки стен и потолка приквартирного холла 2 этажа (квартиры 104-107) в районе электрощитка из-за протечки вышерасположенных квартир, выявлено отслоение штукатурно-окрасочного слоя стен и потолка над квартирным электрощитком, имеется вероятность залития электрооборудования этажного электрощитка 2 этажа.
Действия ЖСК "***" квалифицированы по ст. 7.22 КоАП РФ за нарушение п. 4.2.1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. N 170 нижестоящими инстанциями верно.
Факт совершения административного правонарушения и виновность и ЖСК "***" подтверждены следующими доказательствами: протоколом N ЮЗ-3221/18 об административном правонарушении от 06 ноября 2018 года; актом осмотра с фотографиями и иными материалами дела, не доверять которым оснований не имеется.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о виновности ЖСК "***" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ.
При рассмотрении дела судьей районного суда на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения указанного выше административного правонарушения и сделан обоснованный вывод о доказанности вины ЖСК "***" в его совершении.
Довод жалобы о том, что деле отсутствуют доказательства надлежащего извещения Кооператива на составление протокола об административном правонарушении, опровергается письменными материалами дела.
Письмом председателя Правления ЖСК "***" от 26 октября 2018 года направленным в Жилинспекцию по ЮЗАО г. Москвы, Кооператив просил направить документы в адрес ЖСК "***" на электронную почту, указанную на данном фирменном бланке - *** (л.д. 121).
Уведомлением от 31 октября 2018 года ЖСК "***" извещено на составление протокола об административном правонарушении 06 ноября 2018 года в 14 час. 00 мин. по адресу: г. Москва, Симферопольский б-р, д. 24, корп. 7, каб. N 5 (л.д. 112-113), которое направлено по электронной почте Кооператива по адресу: *** и доставлено 31 октября 2019 года в 14 час. 59 мин. (л.д. 80, 111).
Согласно части 1 статьи 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
При этом Кодекс не содержит каких-либо ограничений, связанных с извещением лица о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, в связи с чем оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи или доставки, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому такое извещение направлено.
Таким образом, избранный консультантом Мосжилинспекцией Инюшиной Г.И. способ направления извещения ЖСК "***" не противоречит положениям ч. 1 ст. 25.15 КоАП РФ, согласно которым извещение может быть направлено с использованием средств связи, перечисленных в указанной норме, а также иных средств связи и доставки.
Вручение извещения по электронной почте обеспечивало законному представителю реальную возможность получить данное извещение и реализовать свое право на участие при составлении протокола об административном правонарушении лично или через специально уполномоченное на то лицо.
Протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие законного представителя или защитника Кооператива с соблюдением требований ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ.
Факт направления/вручения копии протокола об административном правонарушении Кооперативу, последним не оспаривается и подтвержден материалами дела (л.д. 72-73, 81).
При изложенных обстоятельствах утверждение в жалобе о том, что извещение, направленное посредством электронной почты по адресу, принадлежность которого ЖСК "***" не доказана, не ставит под сомнение соблюдение консультантом Мосжилинспекции Инюшиной Г.И. при составлении протокола об административном правонарушении, в отношении Кооператива, требований ч. 4.1 ст. 28.2 названного Кодекса.
Не согласиться с выводами суда первой инстанции о квалификации действий и виновности ЖСК "***" оснований не имеется.
Ссылка заявителя на то, что судом не установлены все необходимые для правильного разрешения дела обстоятельства, вина ЖСК "***" не доказана, является несостоятельной. Совокупность исследованных судьей доказательств позволяет установить обстоятельства правонарушения и вину ЖСК "***" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ.
Вопреки утверждениям об отсутствии состава и события административного правонарушения ЖСК "***", вина в совершении административного правонарушения полностью доказана представленными в дело доказательствами.
Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме (ч. 1 ст. 161 ЖК РФ).
В соответствии с ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме) за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме (ч. 1 ст. 162 ЖК РФ).
В силу п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме предусмотрено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, в которых абз. 4 разд. 2 определяет, что текущий ремонт здания включает комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей.
В соответствии со ст. 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Из приведенных положений следует, что в ст. 162 ЖК РФ имеются в виду лишь работы и услуги, оказываемые управляющей компанией сверх тех, которые в штатном режиме обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации жилого дома.
Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Поскольку на ЖСК "***" возложена обязанность по надлежащему содержанию помещений многоквартирного дома, а работы по протечки над квартирным электрощитком являются неотложными, которые не упоминаются в договоре N 5314, то именно ЖСК "***" несет персональную ответственность за нарушение требований установленных законом нормативов.
Доводы о том, что обслуживание дома и его ремонт осуществляется ГКУ " *** " по договору N 5314, не опровергают установленные нижестоящими инстанциями нарушений Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, допущенные ЖСК "***" 31 октября 2018 года.
Из дела видно, что протоколом N 1 Общего отчетно-выборного собрания уполномоченных и членов ЖСУ " *** " от 28 июня 2007 года принято решение о том, что ЖСУ "*** " является управляющей компанией многоквартирного жилого дома по адресу: г. Москва, ул. Профсоюзная, д. 110, корп. 3 (л.д. 54).
Согласно настоящей редакцией устава ЖСК "***" изменено наименование ЖСК " *** " на ЖСК "***" (протокол общего собрания членов ЖСК "*** " N 01 от 31 марта 2018 года, л.д. 136-148).
Из выписки ЕГРЮЛ на ЖСК "***" по состоянию на 07 ноября 2018 года, Кооператив расположен по адресу: ***, основной вид деятельности - 68.32.1 управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе с 20 сентября 2007 года (л.д. 125-131).
Согласно ст. 7.22 Кодекса нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода либо их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением влечет применение ответственности в виде наложения административного штрафа.
Административные правонарушения, заключающиеся в нарушении правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений, выражаются в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении соответствующих обязанностей.
Из данной статьи следует, что субъектами рассматриваемого правонарушения являются лица, ответственные за содержание жилых домов и жилых помещений: их собственники; организация, принявшая на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда (управляющая организация), а также организации, которым указанные функции переданы управляющей организацией на основании гражданско-правового договора.
Поскольку отношения между собственниками жилых помещений и управляющей организацией регулируются договором управления многоквартирным домом, тот факт, что управляющей организации заключен договор N *** на содержание и ремонт жилых помещений, предоставление услуг холодного водоснабжения дома от 28 сентября 2006 года с ГБУ "***", последний принял на себя обязательства по содержанию и текущему ремонту общего имущества дома, его инженерного оборудования, мест общего пользовании, сам по себе не является обстоятельством, исключающим ответственность по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.22 КоАП РФ именно ЖСК "***", поскольку в соответствии со ст. ст. 162 - 164 Жилищного кодекса РФ и ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", объем ответственности управляющих и подрядных организаций не может быть больше, чем объем обязательств по соответствующему договору, заключенному собственниками помещений с такими организациями. А поскольку н а ЖСК "***" возложено управление многоквартирным домом, то обязанность по содержанию этого дома в необходимых объемах возложено на него.
Кроме того по данным сайта Дома Москвы и сведениям ГБУ "***" управляющей организацией по адресу: *** в период проведения проверки являлось именно ЖСК "***".
Факт нарушения Правил содержания и технической эксплуатации данного жилого дома установлен нижестоящими инстанциями, подтвержден материалами дела, в частности, актом проверки, протоколом об административном правонарушении.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вместе с тем, у ЖСК "***" имелась возможность для соблюдения указанных выше Правил, за нарушение которого ст. 7.22 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, однако им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обратного материалы дела не содержат и заявителем при подаче жалобы не представлено.
Вопреки доводу жалобы, изучение представленных материалов свидетельствует, что к выводу о виновности ЖСК "***" в совершении административного правонарушения и квалификации его действий по ст. 7.22 КоАП РФ должностное лицо и судья районного суда пришли на основании всесторонне, полно и объективно исследованных доказательств по делу. Достоверность и допустимость всех доказательств судом первой инстанции проверены, их совокупности дана надлежащая и мотивированная оценка. Каких-либо объективных данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости судьи районного суда при рассмотрении дела по жалобе защитника ЖСК "***" в представленных материалах не имеется.
Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи районного суда о доказанности вины ЖСК "***" в совершении описанного выше административного правонарушения материалы дела не содержат.
В силу ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Исходя из положений статьи 26.11 КоАП РФ, судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, наделен правом оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Судья районного суда рассмотрел жалобу на постановление должностного лица в соответствии с требованиями ст. 30.6 КоАП РФ, вынес законное и обоснованное решение, в котором также отклонил довод жалобы об отсутствии в деле согласования проверки с прокурором. С данным выводом соглашаюсь, так как в деле имеется согласие прокурора на проведение проверки (л.д. 99, письмо N 1-р-2018).
Кроме того, отмечаю, что в соответствии с п. 3.2.4.2 постановления Правительства Москвы от 28 декабря 2011 года N 655-ПП "ОБ утверждении Административного регламента исполнения Государственной жилищной инспекции города Москвы государственной функции по осуществлению регионального государственного жилищного надзора в городе Москве" утверждено, что в случае поступления в Мосжилинспекцию, в частности посредством ГИС ЖКХ обращения и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также выявление Мосжилинспекцией в ГИС ЖКХ информации внеплановая проверка проводиться без согласования с органами прокуратуры.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм КоАП РФ, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что при рассмотрении дела допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
По существу иные доводы жалобы повторяют доводы, являвшиеся предметом проверки в суде первой инстанции, отклоненные по убедительны мотивам, приведенным в обжалуемом судебном акте, с которыми нет никаких оснований не согласиться. Не согласие с оценкой доказательств и заявленных доводов не может служить поводом к отмене состоявшихся по делу постановления должностного лица и решения судьи районного суда.
Действия ЖСК "***" правильно квалифицированы по ст. 7.22 КоАП РФ.
Бремя доказывания по делу распределено правильно, с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности судебными инстанциями нарушен не был.
Административное наказание назначено ЖСК "***" должностным лицом в соответствии с требованиями КоАП РФ и соответствует санкции ст. 7.22 КоАП РФ.
При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Существенных нарушений процессуальных норм должностным лицом и судьей районного суда не допущено, в связи с чем, обжалуемые постановление должностного лица и решение судьи являются законными и обоснованными, оснований для их отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 30.6- 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление заместителя начальника Государственной жилищной инспекции г. Москвы N ЮЗ-3221/18 от 20 ноября 2018 года, решение судьи Черемушкинского районного суда г. Москвы от 30 июля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.22 КоАП РФ, в отношении ЖСК "***" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Ю.В. Притула
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.