Судья Московского городского суда Хомякова Т.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Романцова Р.М. в интересах ГУП "Мосводосток" на постановление судьи Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 30 сентября 2019 года, которым ГУП "Мосводосток" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей, установил:
14 августа 2019 года должностным лицом Департамента Росприроднадзора по ЦФО составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренный ст. 17.7 КоАП РФ, в отношении ГУП "Мосводосток" (далее - Предприятие).
Дело об административном правонарушении направлено на рассмотрение в Замоскворецкий районный суд г. Москвы, постановлением судьи которого 30 сентября 2019 года ГУП "Мосводосток" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
На указанный судебный акт защитником Предприятия по доверенности Романцовым Р.М. подана жалоба, по доводам которой заявитель простит об отмене постановления суда первой инстанции, прекращении производства по делу.
В судебное заседание законный представитель ГУП "Мосводосток" не явился, извещен надлежащим образом, ходатайств порядке ст. 24.4 КоАП РФ не заявлял, уполномочил защитника Романцова Р.М. представлять интересы юридического лица в суде второй инстанции.
Защитник Романцов Р.М. в судебном заседании доводы жалобы поддержал, пояснил, что на момент вынесения обжалуемого постановления о привлечении ГУП "Мосводосток" к ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ законность представления должностного лица Росприроднадзора была оспорена Предприятием путем подачи заявления в Арбитражный суд города Москвы, о чем было заявлено в районном суде, вместе с тем, указанные доводы судом первой инстанции оставлены без должного внимания.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав защитника, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с требованиями статьи 17.7 КоАП ФР умышленное невыполнение законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей.
Состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ относится к правонарушениям, посягающим на институты государственной власти.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет, на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.19.5 КоАП РФ относится к правонарушениям против порядка управления.
Материалами дела установлено, что 20 июня 2019 года ГУП "Мосводосток" постановлением должностного лица Департамента Росприроднадзора по ЦФО привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 90 000 рублей (л.д. 14-18).
Одновременно с постановлением о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ, в адрес ГУП "Мосводосток" вынесено представление N *** от 20 июня 2019 года об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушения в области окружающей среды (л.д. 19-20), в котором указано, что ГУП "Мосводосток" обязано в течении одного месяца со дня получения представления предоставить в Департамента Росприроднадзора по ЦФО информацию о принятых мерах.
В связи с тем, что информация о принятых мерах по устранению причин и условий по устранению допущенных нарушений законодательства в области охраны окружающей среды в административный орган в установленный срок направлена не была, 14 августа 2019 года должностным лицом Департамента Росприроднадзора по ЦФО в отношении ГУП "Мосводосток" был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренный ст. 17.7 КоАП РФ и постановлением судьи Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 30 сентября 2019 года Предприятие было привлечено к ответственности с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Вместе с тем, судьей районного суда, квалифицировавшим действия ГУП "Мосводосток" по статье 17.7 КоАП РФ, не принято во внимание, что невыполнение в установленный срок законного представления органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ.
Законные требования должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, обусловлены его процессуальными полномочиями, установленными разделом IV КоАП РФ.
Невыполнение законных требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административных правонарушениях, влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 17.7 КоАП РФ.
По смыслу статьи 17.7 КоАП РФ, установленная ею административная ответственность наступает в случае умышленного невыполнения физическим или должностным лицами законных требований должностного лица на стадии производства по делу об административном правонарушении, то есть на этапах от возбуждения дела до вынесения постановления о привлечении к ответственности.
Согласно статье 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствующих его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий. Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшему представлению.
Исполнение статьи 29.13 КоАП РФ обеспечивается положениями ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, статьи 19.6 КоАП РФ, которыми установлена административная ответственность за непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения для юридических лиц и должностных лиц соответственно.
В разъяснениях, данных в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 5 от 24 марта 2005 года "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указано, что н есмотря на обязательность указания в протоколе об административном правонарушении наряду с другими сведениями, перечисленными в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, конкретной статьи КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающей административную ответственность за совершенное лицом правонарушение, право окончательной юридической квалификации действий (бездействия) лица КоАП РФ относит к полномочиям судьи. Если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу. В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.
Вместе с тем, статья 17.7 и часть 1 статьи 19.5 КоАП РФ не имеют единого родового объекта посягательства.
Судьей районного суда также не принято во внимание, что на момент принятия обжалуемого постановления о привлечении ГУП "Мосводосток" к административной ответственности Предприятие обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением об оспаривании представления N *** от 20 июня 2019 года, приобщив в суде первой инстанции к материалам настоящего дела определение от 23 сентября 2019 года о принятии соответствующего заявления и возбуждении производства по делу (л.д. 72-73).
Таким образом, законность представления должностного лица административного органа N *** от 20 июня 2019 года, не исполнение которого явилось основанием для привлечения ГУП "Мосводосток" к административной ответственности, судом первой инстанции не проверена, что также свидетельствует о необоснованности назначения административного наказания.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Поскольку судом первой инстанции не правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и не применен закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям, постановление суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем, оно подлежит отмене, а производство по делу прекращению по основаниям п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, с учетом того, что на момент рассмотрения в суде второй инстанции настоящей жалобы срок давности привлечения Предприятия к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, истек.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 30 сентября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 КоАП РФ, в отношении ГУП "Мосводосток", - отменить, производство по делу прекратить производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Судья
Московского городского суда Т.Г. Хомякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.