Судья Московского городского суда Моргасов М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Кошоева З. на постановление судьи Солнцевского районного суда г. Москвы от 05 ноября 2019 г., которым Кошоев Заирбек признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ему назначено административно наказание в виде административного штрафа в доход государства в сумме 5000 (пять тысяч) рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации, путем контролируемого самостоятельного выезда иностранного гражданина из РФ.
УСТАНОВИЛ:
05 ноября 2019 г. в отношении гражданина Республики КыргызстанКошоева З, *** г.р, составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ.
Дело передано на рассмотрение в Солнцевскийрайонный суд г. Москвы, судьей которого вынесено указанное выше постановление.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Кошоев З. обратился в Московский городской суд с жалобой, в которой ставит вопрос о его отмене. Ссылается на то, что, по его мнению, не учтены обстоятельства дела и требования закона, при рассмотрении дела судом он не участвовал в процессе, плохо понимает русский язык, копию протокола на руки не получал, ранее ник уголовной, ни к административной ответственности не привлекался, ссылается на то, что Кыргызская Республика присоединилась к "Договору о Евразийском экономическом союзе" (Подписан в г. Астане 29.05.2014), что улучшает положение граждан стран-членов Евразийского экономического союза. Также полагает, что нарушено право пользоваться родным языком при производстве по делу, регистрация была продлена, судом не изучены доказательства и документы, предоставленные Кошевым З.
В судебном заседанииКошоев З. и его защитник Нурканов С. доводы жалобы поддержали в полном объеме.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, выслушав объяснения Кошоева З. и его защитника Нурканова С, проверив доводы жалобы, не усматриваю основания для отмены постановления судьи.
Частью 1 ст. 18.8 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
Частью 3 ст. 18.8 КоАП РФ установлено, что нарушения, предусмотренные ч. ч. 1, 1.1 и 2 указанной статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области влекут наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Как усматривается из материалов настоящего дела и установлено судьей районного суда, 04 ноября 2019 г. в 23 часа25 минут по адресу: г. Москва, ул. Скульптора Мухиной, д. 12, к. 1, кв. 106 в результате проверки соблюдения требований миграционного законодательства сотрудниками полиции выявлен гражданин Республики Киргизии Кошоев З, который нарушил нормы миграционного законодательства, установленные ст. 20, 21, 22 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", а именно, прибыв в РФ 16.09.19 г. был поставлен на миграционный учет по адресу: г. Москва, п. Десеновское, ул. Офицерская, д.3, ком. 4, однако фактически проживал по адресу: г. Москва, ул. Скульптора Мухиной, д. 12, к. 1, кв. 106, тем самым совершив административное правонарушение, предусмотренное ст. 18.8 ч. 3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Действия Кошоева З. квалифицированы по ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ.
Факт совершения указанного правонарушения и виновность Кошоева З. подтверждаются: протоколом об административном правонарушении*** от 05.11.19 г.; протоколом о доставлении лица, совершившего административное правонарушение *** от 17.03.19 г.; протоколом об административном задержании *** от 04.11.19 г.; рапортом сотрудника полиции О/Д ОМВД России по р-ну Ново-Переделкино г. Москвы майора полиции Кириллова М.Ю.; письменными объяснениями Кошоева З, согласно которым он фактически проживал по адресу: г. Москва, ул. Скульптора Мухиной, д. 12, к. 1, кв. 106, на учет по данному адресу не встал ; копией паспортагражданина Республики Кыргызстан Кошоева З. ; копией отрывной части к бланку уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания на имя Кошоева З. ; сведениями ФМС АС ЦБДУИГ и иными материалами дела.
Проверив собранные по делу доказательства, дав им надлежащую оценку по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, судья правильно установилобстоятельства дела и обоснованно пришел к выводу о доказанности вины Кошоева З. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ.
Ссылка заявителя на то, что судом неполно и необъективно исследованы материалы дела, не установлены все обстоятельства по делу, вина Кошоева З. не доказана, является несостоятельной. Совокупность исследованных доказательств позволяет установить обстоятельства правонарушения и вину Кошева З. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, поскольку на момент совершения правонарушения последний по месту фактического проживания на миграционный учет не встал.
Проживание иностранного гражданина не по месту регистрации судья расценил как нарушение требований ст. 20, 21, 22 Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ" и квалифицировал действия Кошева З. по ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ - нарушение в городе федерального значения Москве режима пребывания (проживания), выразившееся в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом.
Оснований не согласиться с таким выводом у суда второй инстанции не имеется.
Согласно ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ" иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания обязан встать на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Частью 2 названной статьи установлено, что постановке на учет по месту пребывания подлежат: 1) постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - по истечении семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания, за исключением случаев, когда указанный иностранный гражданин: а) не имеет места жительства; б) находится в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в детском оздоровительном лагере, больнице либо в ином учреждении здравоохранения или социального обслуживания; в) осуществляет трудовую деятельность в условиях работы вахтовым методом; г) находится в специальном учреждении для социальной реабилитации лиц без определенного места жительства; д) находится в учреждении, исполняющем уголовное или административное наказание; 2) временно проживающий или временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - по истечении семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания, за исключением случаев, когда указанный иностранный гражданин: а) находится в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в детском оздоровительном лагере, больнице либо в ином учреждении здравоохранения или социального обслуживания; б) находится в специальном учреждении для социальной реабилитации лиц без определенного места жительства; в) находится в учреждении, исполняющем уголовное или административное наказание.
В соответствии со ст. 21 названного Федерального закона если иное не установлено настоящим Федеральным законом, основанием для учета по месту пребывания является временное фактическое нахождение иностранного гражданина в месте, не являющемся его местом жительства, либо отсутствие у указанного иностранного гражданина места жительства.
Учет по месту пребывания включает в себя фиксацию сведений о нахождении иностранного гражданина в месте пребывания в учетных документах органа, осуществляющего учет по месту его пребывания, и в государственной информационной системе миграционного учета.
Согласно п. 20 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации иностранные граждане, временно пребывающие в Российской Федерации, а равно постоянно или временно проживающие в Российской Федерации, при нахождении в месте пребывания, не являющемся их местом жительства, обязаны встать на учет по месту пребывания, за исключением случаев, предусмотренных ч. 6 ст. 20 Федерального закона. Уведомление о прибытии в место пребывания иностранного гражданина, временно проживающего или временно пребывающего в Российской Федерации, подается в территориальный орган Федеральной миграционной службы не позднее 7 рабочих дней со дня его прибытия в место пребывания. По прибытии иностранного гражданина в гостиницу администрация гостиницы обязана в течение 1 рабочего дня, следующего за днем его прибытия, уведомить территориальный орган Федеральной миграционной службы о прибытии иностранного гражданина в место пребывания. Уведомление территориального органа Федеральной миграционной службы администрацией гостиницы о прибытии иностранного гражданина в место пребывания может осуществляться с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи.
Согласно ст. 22 этого же Федерального закона постановка иностранных граждан на учет по месту пребывания осуществляется при получении органом миграционного учета уведомлений об их прибытии в место пребывания, представляемых в соответствии с настоящей статьей. Для постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания: 1) иностранный гражданин: а) по прибытии в место пребывания предъявляет принимающей стороне документ, удостоверяющий его личность и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве, а также миграционную карту; б) после направления принимающей стороной уведомления о его прибытии в место пребывания получает от нее отрывную часть бланка указанного уведомления, за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 3, 3.1 и 4 настоящей статьи; 2) принимающая сторона с соблюдением сроков, установленных ч. ч. 3, 3.1 ст. 20 настоящего Федерального закона: а) представляет уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) либо направляет его в установленном порядке почтовым отправлением или с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи (в случае, предусмотренном ч. 10 настоящей статьи), за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 3, 3.1 и 4 настоящей статьи; б) передает иностранному гражданину отрывную часть бланка уведомления о прибытии данного иностранного гражданина в место пребывания.
В соответствии с ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место своего проживания вне пределов указанного субъекта Российской Федерации.
Несоблюдение указанных требований закона в соответствии с ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ влечет административную ответственность и назначение административного наказания.
Утверждение о том, что судом не исследовано, проживал ли Кошоев З. по месту выявления по адресу: г. Москва, ул. Скульптора Мухиной, д. 12, к. 1, кв. 106, является необоснованным и опровергается представленными выше доказательствами.
Согласно первоначальным объяснениям Кошоева З, он пояснил, что с недавнего времени стал проживать по адресу: г. Москва, ул. Скульптора Мухиной, д. 12, к. 1, кв. 106, регистрацию по месту проживания оформить не успел.
Оснований не доверять первоначальным объяснениям Кошоева З. не имеется. Изменение своих показаний суд расценивает, как избранный способ защиты Кошоевым З. с целью уклонения от административной ответственности за совершенное административное правонарушение.
Довод жалобы Кошоева З. о том, что он не участвовал в процессе, плохо понимает русский язык, нарушено его право пользоваться родным языком при производстве по делу, не влечет отмены или изменения постановленного судебного акта.
Нарушения норм процессуального права, выражающегося в нарушении права на защиту, не предоставлении услуг переводчика в отношении Кошоева З. не усматривается, так как он владеет языком, на котором ведется производство по делу, от защитника отказывается, что следует из материалов дела, а именно протокола об административном правонарушении (л.д. 5), объяснений Кошева З. (л.д. 11), расписки Кошоева З. (л.д. 17), из чего следует, что он владеет языком, на котором ведется производство по делу и не нуждается в услугах защитника.
Кошоев З. собственноручно написал и поставил роспись в протоколе об административном правонарушении, объяснениях и расписке относительно обстоятельств вмененного ему административного правонарушения, владения им русским языком и услуг защитника.
В силу ч.2 ст. 24.2 КоАП РФ лицам, участвующим в производстве по делу об административном правонарушении и не владеющим языком, на котором ведется производство по делу, обеспечивается право выступать и давать объяснения, заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на родном языке либо на другом свободно избранном указанными лицами языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.
Согласно п.9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.1995 N 8 (ред. от 03.03.2015) "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" в ч. 2 ст. 26 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на пользование родным языком. В силу указанной конституционной нормы, а также в соответствии с положениями ч. 2 ст. 9 ГПК РФ, ч. 2 ст. 18 УПК РФ, ч. 2 ст. 24.2 КоАП РФ суд обязан разъяснить и обеспечить участвующим в деле лицам право делать заявления, давать объяснения и показания, заявлять ходатайства, подавать жалобы и выступать в суде на родном языке или другом языке, которым они владеют, а также пользоваться услугами переводчика.
Судом при рассмотрении дела Кошоева З. было соблюдено его право на пользование родным языком и конституционные нормы, ему были разъяснены права в соответствии с вышеуказанными требованиями закона. В ходатайстве начальнику отдела МВД России по району Ново-Переделкино г. Москвы, расписке о разъяснении прав он собственноручно написал свои полные ФИО и расписался. Право на помощь защитника и переводчика последнем были разъяснены.
Таким образом, нет никаких оснований полагать, что права Кошоева З. на справедливое судебное разбирательство были нарушены.
Утверждение в жалобе Кошоева З. относительно неполучения копии протокола нарочно противоречит материалам дела и сведениям вышеуказанного протокола, где в графе о получении копии последнего имеется расписка Кошоева З. (л.д. 5).
Утверждение Кошоева З. в жалобе о том, что регистрация была продлена, документы в порядке, судом не изучены доказательства и документы, предоставленные им, основано на неверном толковании нормы права ввиду следующего.
В соответствии со ст. 20, 21, 22 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" устанавливаются обязательность учета иностранных граждан, основания для учета по месту пребывания и порядок постановки иностранных граждан на учет по месту пребывания.
Вмененное Кошоеву З. правонарушение установлено ч.3 ст. 18.8 КоАП РФ и выражается в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, выраженной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 5 марта 2014 года N 628-О на территории Российской Федерации лицам, не состоящим в гражданстве Российской Федерации, должна быть обеспечена возможность реализации прав и свобод, гарантированных им Конституцией Российской Федерации, а также государственная, включая судебную, защита от дискриминации на основе уважения достоинства личности (статья 17, часть 1 ; статья 19, части 1 и 2 ; статья 21, часть 1 ; статья 45, часть 1 ; статья 46, части 1 и 2) с учетом того, что Конституция Российской Федерации, закрепляя право каждого на свободный выезд за пределы Российской Федерации, признает право на беспрепятственный в нее въезд только за российскими гражданами (статья 27, часть 2), а право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства - лишь за теми, кто законно находится на территории России (статья 27, часть 1). Эти конституционные требования подлежат обязательному соблюдению и при определении и применении правил пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, а также норм об ответственности за их нарушение.
Следовательно, основанием для привлечения к ответственности является несоблюдение Кошоевым З. требований о неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации, что последним не было сделано.
Ссылка в жалобе на то, что Кыргызская Республика присоединилась к "Договору о Евразийском экономическом союзе" (Подписан в г. Астане 29.05.2014), что улучшает положение граждан стран-членов Евразийского экономического союза, не является действительной ввиду следующего.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
В силу п.1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Договором о Евразийском экономическом союзе, подписанным в городе Астане Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией 29.05.2014, в числе прочего, определено, что трудовая деятельность трудящегося государства-члена регулируется законодательством государства трудоустройства с учетом положений данного Договора. Срок временного пребывания (проживания) трудящегося государства-члена и членов семьи на территории государства трудоустройства определяется сроком действия трудового или гражданско-правового договора, заключенного трудящимся государства-члена с работодателем или заказчиком работ (услуг). Граждане государства-члена, прибывшие в целях осуществления трудовой деятельности или трудоустройства на территорию другого государства-члена, и члены семей освобождаются от обязанности регистрации (постановки на учет) в течение 30 суток с даты въезда. В случае пребывания граждан государства-члена на территории другого государства-члена свыше 30 суток с даты въезда, эти граждане обязаны зарегистрироваться (встать на учет) в соответствии с законодательством государства въезда, если такая обязанность установлена законодательством государства въезда. Граждане государства-члена при въезде на территорию другого государства-члена в случаях, предусмотренных законодательством государства въезда, используют миграционные карты (карточки), если иное не предусмотрено отдельными международными договорами государств-членов (п.4 - 7 ст.97 Договора о Евразийском экономическом союзе).
Кыргызская Республика присоединилась к Договору о Евразийском экономическом союзе на основании Договора о присоединении, подписанного в городе Москве 23.12.2014, ратифицированного Федеральным законом от 13.07.2015 N 219-ФЗ.
Следует отметить, что в соответствии со ст. 1 Соглашения между Российской Федерацией и Киргизской Республикой о порядке пребывания граждан Российской Федерации на территории Киргизской Республики и граждан Киргизской Республики на территории Российской Федерации, заключенного в городе Санкт-Петербурге 19.06.2015 и ратифицированного Федеральным законом от 02.03.2016 N 35-ФЗ, граждане одной Стороны, временно пребывающие на территории другой Стороны, освобождаются от обязанности регистрации (постановки на учет по месту пребывания) в компетентных органах Стороны пребывания в течение 30 дней. Срок временного пребывания, указанный в п. 1 настоящей статьи, исчисляется с даты въезда гражданина одной Стороны на территорию другой Стороны, подтвержденной миграционной картой с отметкой органов пограничного контроля, проставленной при въезде на территорию Стороны пребывания. В случае пребывания гражданина одной Стороны на территории другой Стороны свыше 30 дней указанный гражданин обязан зарегистрироваться (встать на учет по месту пребывания) в компетентных органах Стороны пребывания в соответствии с ее законодательством.
Срок пребывания на территории РФ у Кошоева З. начал исчисляться с момента въезда, а именно с 16.09.19 года, на момент выявления последнего 04.11.19 года срок его пребывания был свыше 30 дней. По смыслу Договора о Евразийском экономическом союзе во взаимосвязи с положениями российского законодательства, Кошоев З. обязан соблюдать требования относительно регистрации в компетентных органах Стороны пребывания в соответствии с ее законодательством, то есть нормами законодательства РФ, чего он не сделал.
В соответствии с общими правилами назначения административных наказаний административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ).
При назначении административного наказания Кошоеву З. суд перовой инстанции учел характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и отсутствие отягчающих обстоятельств, выразившихся в отсутствии привлечения заявителя к административной ответственности (ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ).
Вопреки доводу жалобы о незаконности и необоснованности принятого постановления, судьей районного суда все фактические обстоятельства по делу, подлежащие доказыванию, установлены верно, они полностью подтверждаются представленными доказательствами, всесторонне, полно и объективно исследованными в судебном заседании и получившими надлежащую оценку в судебном постановлении, выводы суда мотивированы и содержат ссылки на нормы права, подлежащие применению.
Иные доводы жалобы направлены на переоценку исследованных судьей доказательств в выгодном для заявителя свете, и опровергаются совокупностью перечисленных выше доказательств, которые с достоверностью свидетельствуют о совершении Кошоевым З. административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 5000 руб. с административным выдворением за пределы Российской Федерации назначено судьей Кошоева З. в соответствии с требованиями ст. 3.1, 3.5, 3.10, 4.1, КоАП РФ, в пределах санкции ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ с назначением административного штрафа по низшему пределу, с учетом характера, конкретных обстоятельств совершенного правонарушения, личности виновного, с соблюдением задач по делам об административных правонарушениях.
Принятое решение о выдворении Кошоева З. за пределы Российской Федерации является обоснованным установленными судьей обстоятельствами.
Нарушений норм материального и процессуального права судьей не допущено. Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Бремя доказывания распределено верно, с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ, срок давности и порядок привлечения заявителя к административной ответственности, соблюдены.
Оснований для отмены или изменения постановления судьи, с учетом доводов, изложенных в жалобе, не имеется.
Руководствуясь ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, решил:
постановление судьи Солнцевского районного суда г. Москвы от 05 ноября 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении Кошоева Заирбека оставить без изменения, жалобу Кошоева Заирбека - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда М.М.Моргасов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.