Судья Московского городского суда фио, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя наименование организации генерального директора фиоо. на постановление судьи Тушинского районного суда Москвы от дата, которым наименование организации признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного приостановления деятельности предприятия торговли магазина " ... " по адресу: Москва, адрес, на срок 50 суток,
УСТАНОВИЛ:
дата заместителем Тушинского межрайонного прокурора Москвы в отношении наименование организации возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.3 КоАП РФ.
Дело передано на рассмотрение в Тушинский районный суд Москвы.
Постановлением судьи Тушинского районного суда Москвы дата наименование организации признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного приостановления деятельности предприятия торговли магазина "... " по указанному выше адресу.
Не согласившись с данным постановлением судьи, законным представителем наименование организации принесена жалоба в Московский городской суд, в которой просит постановление суда отменить, производство по делу прекратить по доводам жалобы, указав, что на момент рассмотрения дела судом первой инстанции все выявленные нарушения были устранены.
В судебное заседание законный представитель не явился, ходатайств об отложении не поступало, о месте и времени рассмотрения жалобы наименование организации извещено надлежащим образом, считаю возможным рассмотреть дело в соответствии с п.3 ст.25.4 КоАП РФ.
Защитник наименование организации по доверенности фио доводы жалобы поддержал.
Старший прокурор отдела прокуратуры Москвы фио возражала против удовлетворения доводов поданной жалобы, оспариваемое постановление судьи районного суда сочла законным и обоснованным, не подлежащим отмене, а наказание справедливым, поскольку оно назначено с учетом всех обстоятельств дела и характера административного правонарушения.
Проверив также материалы дела, изучив доводы жалобы, оснований для отмены или изменения постановления судьи не усматриваю.
Согласно ст.6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до сумма прописью; на должностных лиц - от пятисот до сумма прописью; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до сумма прописью или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до сумма прописью или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с п.1 ст.39 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от дата N 52-ФЗ на адрес действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством РФ.
Согласно ст.1 Закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", санитарные правила - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования, в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
В силу положений ст.11 названного Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Статьей 29 Закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны адрес, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона.
На основании ч.3 ст.39 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Как усматривается из материалов дела и установлено судьей районного суда, дата в время по адресу: Москва, адрес, в ходе проведения проверки в отношении наименование организации в магазине "... " выявлены нарушения в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а именно: объемно-планировочные и конструкторские решения помещения не обеспечивают последовательность (поточность) технологических процессов, исключающих встречные потоки сырья, сырых и готовых пищевых продуктов: мясные туши заносятся в предприятие торговли и доставляются в мясной отдел через все помещения торгового зала, загрузка продукции и вход для персонала и посетителей осуществляются через одну дверь; отсутствуют помещения приема и подготовки товара к продаже, складские помещения и моечные отделения; отсутствуют фасовочные помещения для разных групп пищевых продуктов: фасовка осуществляется на рабочих местах при отсутствии гигиенических условий (отсутствуют 2-х гнездовые моечные ванны с подводкой горячей и холодной воды), что противоречит пп.5.2, 5.4 СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов"; загрузка продуктов осуществляется под окнами жилых квартир, что не соответствует требованиям п.2.4 СП 2.3.6.1066-01, п.3.7 СП 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях"; разделка мясных туш предусматривается в мясном отделе торгового зала при отсутствии необходимых производственных помещений в нарушение п.5.4 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов"; отдел по реализации молочной и мясной гастрономии оборудован бытовым электрическим рукомойником "Мойдодыр", что противоречит требованиям пп.3.1, 3.2 СП 2.3.6.1066-01; ведется реализация расфасованных замороженных полуфабрикатов: пельменей в ассортименте, перца фаршированного при отсутствии
гигиенических условий: отсутствуют фасовочные помещения, что противоречит требованиям п.5.4 СП 2.3.6 СП 2.3.6.1066-01; на момент проверки не соблюдаются условия хранения пищевой продукции, а именно: в холодильной горке осуществляется хранение и реализация рыбных консервов при температуре +6 *С вместо от -5*С до 0*С, установленной изготовителем, что противоречит требованиям п.8.24 СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов"; набор и площади помещений не соответствуют мощности организации и не обеспечивают соблюдение требований действующих санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов для цехов по переработке сырья при размещении и организациях торговли организаций общественного питания, цехов по производству полуфабрикатов и кулинарных изделий и других пищевых продуктов, тогда как должны соблюдаться требования действующих санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов для этих организаций.
Изложенное свидетельствует о нарушении наименование организации требований пп.2.4, 3.1, 3.2, 5.2, 5.4, 8.24 СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов", п.3.7 СП 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях". Действия наименование организации квалифицированы по ст.6.3 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и вина наименование организации в совершении правонарушения, предусмотренного ст.6.3 КоАП РФ, подтверждаются доказательствами, которые в своей совокупности никаких сомнений в своей допустимости и достоверности сомнений не вызывают, а именно: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от дата; решением N 195 о проведении проверки от дата; актом о результатах проверки от дата; письмом заместителя начальника 2 РОНПР Управления по адрес Главного управления МЧС России по Москве подполковника внутренней службы фио в Тушинскую межрайонную прокуратуру Москвы о выявленных нарушениях; фотоматериалами; письменными объяснениями генерального директора наименование организации от дата; свидетельством о постановке наименование организации на учет в налоговом органе по месту ее нахождения; выпиской из ЕГРЮЛ; копией договора аренды нежилого фонда; уставом наименование организации; актом проверки наименование организации от дата и иными материалами дела.
Фактические обстоятельства дела в жалобе не оспариваются, вопросов о признании доказательств недопустимыми в ней не ставится.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о доказанности вины наименование организации в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3 КоАП РФ.
На основании ч.1 ст.28.4 КоАП РФ, при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на адрес, прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.
В данном случае проверка была проведена сотрудниками прокуратуры на основании поручения прокуратуры Москвы в целях проверки соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, миграционного законодательства с привлечением к проведению проверки ведущего специалиста-эксперта ТО Управления Роспотребнадзора по Москве в адрес Москвы, старшего инспектора 2 РОНПР Управления по адрес ГУ МЧС России по Москве и УУП ОМВД России по адрес Москвы, в соответствии с полномочиями прокурора при осуществлении прокурорского надзора, установленными ст.22 Федерального закона дата N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", которой не предусмотрено уведомление прокурором юридического лица о проведении проверки.
Кроме того, Федеральным законом N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" определено, что положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении прокурорского надзора (за исключением случаев проведения органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок по требованию прокурора), правосудия и проведении административного расследования.
Таким образом, участие законного представителя юридического лица при проведении прокурорской проверки не является обязательным.
Требования законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения должны соблюдаться вне зависимости от наличия или отсутствия проверок государственного надзора, выдаваемого предписания либо составления протокола (постановления прокурора) об административном правонарушении, поскольку нарушение вышеуказанных норм само по себе уже образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3 КоАП РФ, что влечет наложение административного наказания.
Обоснованность привлечения наименование организации к административной ответственности никаких сомнений не вызывает.
Юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны соблюдать санитарные правила, а при их нарушении - приостановить или прекратить свою деятельность или работу соответствующих подразделений, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг, что отвечает требованиям Федерального закона от дата N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Ссылка в жалобе, что дата на имя заместителя прокурора Тушинского межрайонной прокуратуры фио от генерального директора наименование организации фиоо. отправлено уведомление об устранении выявленных ранее нарушений по всем 15 пунктам, однако по поручению суда первой инстанции должностными лицами проведена повторная проверка дата, о чем составлен акт, однако в данном акте не отражены устраненные ранее нарушения, несостоятельна, поскольку нарушения заявителем в полном объеме не устранены, все сведения отражены в соответствующих документах, а иные сведения в материалы дела не представлены. Необходимо отметить, что участвующий в судебном заседании защитник наименование организации по доверенности фио пояснял, что принимаются меры к устранению выявленных в ходе проверки нарушений.
Более того, устранение нарушений ко дню рассмотрению судом дела по существу не свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения и не является основанием, освобождающим от административной ответственности, поскольку нарушение действующих санитарных правил и гигиенических нормативов имело место на дату их выявления.
В соответствии с ч.1 ст.3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Согласно ст.1.2 КоАП РФ, задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.
Согласно ч.1 ст.3.12 КоАП РФ, административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей.
В соответствии с п.23.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 5 от дата, наказание в виде административного приостановления деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица может быть назначено судьей районного суда лишь в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания, что должно быть мотивировано в постановлении по делу об административном правонарушении (абз.2 ч.1 ст.3.12, п.6 ч.1 ст.29.10 КоАП РФ). При назначении этого наказания надлежит учитывать характер деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица, характер совершенных ими действий (бездействия), а также другие обстоятельства, влияющие на создание условий для реальной возможности наступления негативных последствий для жизни или здоровья людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды (абз.1 ч.1 ст.3.12 КоАП РФ). Обстоятельства, создающие, по мнению судьи, угрозу причинения вреда, должны быть указаны им в постановлении по делу об административном правонарушении. Определяя срок административного приостановления деятельности, необходимо иметь в виду, что он не может превышать девяноста суток, включая срок временного запрета деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица, если такая мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении применялась (ч.2 ст.3.12, ч.5 ст.29.6 КоАП РФ). В случае применения названной меры судье следует отразить это обстоятельство в постановлении по делу, включая время фактического прекращения деятельности, указанное в протоколе о временном запрете деятельности (ч.3 ст.27.16 КоАП РФ).
Время начала и окончания срока административного приостановления деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица не должно определяться в постановлении, так как это не предусмотрено КоАП РФ. В постановлении по делу судья обязан решить вопрос о мероприятиях, необходимых для обеспечения его исполнения, которые в зависимости от обстоятельств каждого дела могут заключаться во временном прекращении эксплуатации тех агрегатов, объектов, зданий или сооружений, принадлежащих индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу, либо во временном прекращении осуществления индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, его филиалами, представительствами, структурными подразделениями, производственными участками тех видов деятельности (работ), оказания услуг, от которых исходит угроза причинения вреда охраняемым общественным отношениям (абз.2 ч.2 ст.29.10 КоАП РФ). Вместе с тем в постановлении не должны указываться конкретные меры, направленные на исполнение названных в нем мероприятий (например, наложение пломб, опечатывание помещений, мест хранения товаров и иных материальных ценностей, отселение граждан из жилых зданий либо их перевод в другие стационарные лечебные, социальные учреждения в случае запрета эксплуатации зданий), поскольку в соответствии с чч.1 и 2 ст.32.12 КоАП РФ и ч.2 ст.109 Федерального закона от дата N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" меры по обеспечению исполнения указанных в постановлении мероприятий применяются судебными приставами-исполнителями и выбираются ими самостоятельно.
При этом необходимо учитывать, что ч.2 ст.29.10 КоАП РФ предусматривает единственный случай, когда при назначении такого вида административного наказания за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма судья обязан одновременно с приостановлением деятельности индивидуальных предпринимателей или юридических лиц решить вопрос о мерах, необходимых для приостановления операций по счетам.
Административное наказание назначено судом первой инстанции наименование организации в пределах санкции ст.6.3 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст.ст.3.1, 3.12, 4.1 КоАП РФ, с учетом характера и обстоятельств совершенного административного правонарушения, является справедливым и соразмерным содеянному. Судьей районного суда все юридически важные обстоятельства учтены, сделан обоснованный вывод о том, что назначение иного вида административного наказания, чем административное приостановление деятельности, не сможет обеспечить достижение целей и задач административного судопроизводства. При этом, никаких препятствий для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности у судьи районного суда не имелось, так как при назначении административного наказания учитываются не только смягчающие административную ответственность обстоятельства, но и другие юридические значимые факторы, в том числе, характер деяния и конкретные нарушения, допущенные юридическим лицом.
Обращаю внимание, что наименование организации является предприятием розничной торговли, реализующим продукты питания, а нарушение санитарных правил и требований при оказании таких услуг влечет прямую угрозу для жизни и здоровья потребителей, в связи с чем назначенное наименование организации административное наказание признается судом апелляционной инстанции соразмерным содеянному, оснований для его изменения не усматривается.
Довод о том, что обстоятельства, послужившие основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности, устранены, не является основанием к удовлетворению жалобы, однако, данный вопрос может быть рассмотрен в порядке ст.32.12 КоАП РФ судом первой инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления, не допущено. Оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
постановление судьи Тушинского районного суда Москвы от дата по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.3 КоАП РФ, в отношении наименование организации оставить без изменения, жалобу законного представителя наименование организации генерального директора фио без удовлетворения.
Судья Московского городского суда фио
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.