Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Широковой Е.А.
судей Зеленского А.М, Кулешовой Е.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-241/2019 по кассационной жалобе Центральной избирательной комиссии Республики Карелия и кассационному представлению прокурора Республики Карелия на решение Лахденпохского районного суда Республики Карелия от 15 августа 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 27 августа 2019 года по административным исковым заявлением Бабиковой А. А, Булатова А. И, Федорова А. В, Пономарева А. В, Орлова С. В, Левина В. С, Величко В. А. и Ивановой Л. А. к Территориальной избирательной комиссии Лахденпохского района об оспаривании решений от 01.08.2019 N N, N об отказе в регистрации кандидатами в депутаты Совета Лахденпохского городского поселения по одномандатным избирательным округам NN 1-5, 7, 9, 10, выдвинутыми избирательным объединением Региональное отделение Политической партии Справедливая Россия в Республике Карелия.
Заслушав доклад судьи Широковой Е.А, объяснения представителя Центральной избирательной комиссии Республики Карелия ФИО10, поддержавшего доводы кассационной жалобы, заключение прокурора отдела управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Андреевой Н.А, поддержавшей кассационное представление Прокурора Республики Карелия, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
17 июня 2019 года решением Территориальной избирательной комиссии Лахденпохского района N на 8 сентября 2019 года были назначены досрочные выборы депутатов Совета Лахденпохского городского поселения пятого созыва. 1 августа 2019 года решениями ТИК Лахденпохского района N N, N Бабиковой А.А, Булатову А.И, Федоровой А.В, Пономареву А.В, Орлову С.В, Левину В.С, Величко В.А. и Ивановой Л.А. отказано в регистрации кандидатами в депутаты Совета Лахденпохского городского поселения по одномандатным избирательным округам NN 1-5, 7, 9, 10, выдвинутыми Региональным отделением Политической партии Справедливая Россия в Республике Карелия, на основании пп."б" п.24 ст.38 Федерального закона N 67-ФЗ и п. "б" ч.14 ст.26 Закона РК N 683-ЗРК в связи с несоблюдением требований к выдвижению кандидатов, предусмотренных пп. "в" п.1 ст.27 Федерального закона N 67-ФЗ в части своевременного, не позднее чем за три дня, уведомления избирательным объединением территориальной избирательной комиссии о дне проведения мероприятия, связанного с выдвижением своих кандидатов на выборные должности.
Полагая решения ТИК Лахденпохского района об отказе в регистрации кандидатами в депутаты Совета Лахденпохского района незаконными, истцы заявили административные иски о признании незаконными и отмене решений ТИК Лахденпохского района и регистрации их кандидатами в депутаты Совета Лахденпохского городского поселения.
В обоснование доводов указали, что извещение о проведении 21.07.2019 года конференции по выдвижению кандидатов в депутаты в представительный орган местного самоуправления было направлено Региональным отделением Политической партии Справедливая Россия в ТИК Лахденпохского района 18.07.2019 года, в работе принимала участие секретарь Центральной избирательной комиссии Республики Карелия ФИО11, которой нарушений законодательства при проведении конференции не зафиксировано.
Решением Лахденпохского районного суда Республики Карелия заявленные требования удовлетворены частично. Признаны незаконными и отменены решения ТИК Лахденпохского района N, N, N об отказе административным истцам в регистрации кандидатами в депутаты Совета Лахденпохского городского поселения, суд обязал ТИК Лахденпохского района повторно рассмотреть заявления административных истцов Бабиковой А. А, Булатова А. И, Федорова А. В, Пономарева А. В, Орлова С. В, Левина В. С, Величко В. А. и Ивановой Л. А. о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Совета Лахденпохского городского поселения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 27 августа 2019 года решение Лахденпохского районного суда Республики Карелия от 15 августа 2019 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Центральной избирательной комиссии Республики Карелия и апелляционное представление прокурора Лахденпохского района Республики Карелия - без удовлетворения.
Центральная избирательная комиссия Республики Карелия 10 октября 2019 года обратилась в Третий кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой об отмене принятых по делу судебных решений и принятии по административному делу нового решения об оставлении административных исков без удовлетворения.
Прокурор Республики Карелия 6 ноября 2019 года также обратился в Третий кассационный суд общей юрисдикции с кассационным представлением, содержащим аналогичные требования.
В обоснование жалобы и представления указано, что судами не в полном объеме установлены обстоятельства, имеющие значение для административного дела, неправильно применены нормы материального права и неверно оценены имеющиеся по делу доказательства.
Административные истцы были выдвинуты кандидатами в депутаты Совета Лахденпохского городского поселения конференцией Регионального отделения политической партии Справедливая Россия в Республике Карелия, которая состоялась 21 июля 2019 года в г.Петрозаводске.
Региональное отделение политической партии Справедливая Россия в Республике Карелия уведомило ТИК Лахденпохского района о проведении конференции 18 июля 2019 года, то есть позднее чем за три дня до дня проведения конференции, что не соответствует требованиям Федерального закона N 95-ФЗ "О политических партиях", поскольку проведение конференции было запланировано в г.Петрозаводке, то есть за пределами населенного пункта, в котором расположена ТИК Лахденпохского района.
Судом неверно истолкованы положения п.1 ст.27 Федерального закона N 95-ФЗ и сделан вывод о том, что требования о заблаговременном направлении извещения и проводимых мероприятиях направлены на обеспечение возможности присутствия представителя избирательной комиссии на таком мероприятии, не принято во внимание, что присутствовавший на партийном мероприятии представитель ЦИК Карелии представлял интересы тех территориальных комиссий, которые делегировали ему свои полномочия по этому вопросу путем направления в адрес ЦИК Карелии соответствующих обращений. ТИК Лахденпохского района не обращалась в ЦИК Карелии с просьбой об участии ее представителя от имени ТИК в проведении партийной конференции. Следовательно, выводы судов об участии и контроле избирательной комиссии за соблюдением законодательства и Устава партии при проведении конференции не основаны на фактических обстоятельствах дела.
Факт несвоевременного уведомления является самостоятельным основанием для отказа кандидату в регистрации на основании пп. "б" п.24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и пп. "б" п.14 ст.26 Закона Республики Карелия от 27 июня 2003 года N 683-ЗРК "О муниципальных выборах в Республике Карелия", а регистрация кандидатов, выдвинутых политической партией, не выполнившей требования закона, ведет к нарушению принципа равенства кандидатов.
Выводы судов о ненадлежащей организации работы ТИК Лахденпохского района по приему документов, необходимых для выдвижения и регистрации кандидатов, и нарушении решением об установлении графика работы ТИК с 12 до 15 часов прав участников избирательного процесса, что послужило одной из причин несвоевременного уведомления комиссии о проведении партийного мероприятия по выдвижению кандидатов, не могут быть приняты во внимание, поскольку указанное решение ТИК не обжаловалось, не является предметом спора, жалоб по данному вопросу от иных участников избирательного процесса не поступало.
Выводы суда апелляционной инстанции о нарушении ТИК п.3.1.2 Методических рекомендаций по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, выразившемся в не извещении ТИК Лахденпохского района территориального органа Министерства юстиции РФ по соответствующему субъекту о нарушении избирательным объединением сроков уведомления о проведении мероприятий по выдвижению кандидатов, не влияют на квалификацию действий регионального отделения партии в части нарушения порядка выдвижения кандидатов, предусмотренного федеральным законом N 95-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в порядке, установленном настоящей главой, в суд кассационной инстанции лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права, свободы и законные интересы нарушены судебными актами.
Согласно частям 2, 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. По административным делам, затрагивающим интересы неопределенного круга лиц, а также по административным делам, указанным в главах 28 - 31.1 настоящего Кодекса, суд кассационной инстанции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются.
Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какой судебный акт должен быть принят при новом рассмотрении административного дела.
Положениями части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра оспариваемых судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, а также по материалам административного дела не установлено.
Удовлетворяя в части заявленные требования административных истцов суд первой инстанции исходил из того, что нарушение Региональным отделением политической партии Справедливая Россия в Республике Карелия установленного подпунктом "в" пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 95-ФЗ срока уведомления о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов в депутаты, не повлекло нарушение принципа равенства кандидатов, поскольку участие и контроль избирательной комиссии за соблюдением законодательства и Устава партии при проведении конференции были обеспечены, нарушения не зафиксированы. Кроме того, судом установлен факт не обеспечения ТИК Лахденпохского района возможности приема документов и телефонограмм 17.07.2019, кроме как с 12 до 15 часов, при отсутствии электронной почты, автоответчика и факса, работающего в автоматическом режиме.
Судебная коллегия нашла выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах материального права и соответствующими установленным обстоятельствам дела.
При этом, судебная коллегия исходила из следующего.
В силу пунктов 1, 2 статьи 32 Федерального закона N 67-ФЗ, частей 1, 2 статьи 19 Закона Республики Карелия от 27.06.2002 N 683-ЗРК "О муниципальных выборах в Республике Карелия" граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением.
Требования к составу и форме документов, представляемых при выдвижении кандидатов в депутаты представительных органов муниципальных образований избирательными объединениями, установлены статьей 35 Федерального закона N 67-ФЗ и статьей 21 Закона Республики Карелия N 683-ЗРК.
В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Одним из оснований отказа в регистрации кандидата, выдвинутого политической партией, является несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях" (подпункт "б" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, подпункт "б" части 14 статьи 26 Закона Республики Карелия N 683-ЗРК).
Согласно подпункту "в" пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 95-ФЗ политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения обязаны извещать избирательную комиссию соответствующего уровня о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, не позднее чем за один день до дня проведения мероприятия при его проведении в пределах населенного пункта, в котором расположена избирательная комиссия, и не позднее чем за три дня до дня проведения мероприятия при его проведении за пределами указанного населенного пункта и допускать представителей избирательной комиссии соответствующего уровня на указанные мероприятия.
Порядок исчисления сроков, установленных законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах, закреплен Федеральным законом N 67-ФЗ, в соответствии с пунктом 2 статьи 11.1 которого, если какое-либо действие может (должно) осуществляться не позднее чем за определенное количество дней или за определенное количество дней до дня наступления какого-либо события, то соответственно последним днем или днем, когда данное действие может (должно) быть осуществлено, является день, после которого остается указанное в настоящем Федеральном законе количество дней до дня наступления соответствующего события.
На выборы депутатов Совета Лахденпохского городского поселения административные истцы выдвинуты конференцией "Регионального отделения политической партии Справедливая Россия в Республике Карелия", которая состоялась 21 июля 2019 года в г.Петрозаводске.
Следовательно, о конференции, назначенной на указанную дату, ТИК Лахденпохского района должна была быть извещена не позднее 17.07.2019, однако извещение о конференции поступило в ТИК Лахденпохского района 18.07.2019, при этом попытка представителя Регионального отделения известить ТИК Лахденпохского района после 15 часов 17.07.2019 не увенчалась успехом.
Вместе с тем, судом сделан вывод о том, что требование о заблаговременном извещении направлено на обеспечение возможности присутствия представителя избирательной комиссии на таком мероприятии для контроля за соблюдением закона и Устава партии при выдвижении кандидатов, а срок такого извещения дифференцирован в зависимости от удаления места проведения мероприятий, связанных с выдвижением кандидатов (списков кандидатов) в депутаты, от места нахождения избирательной комиссии, организующей соответствующие выборы.
При этом, в данном случае такая цель была достигнута.
Так, судебными инстанциями установлено, что 21 июля 2019 года в работе конференции принимала участие секретарь ЦИК Карелии ФИО11, которая не выявила нарушений законодательства в ходе проведения конференции, что подтверждается соответствующей справкой, направленной письмом ЦИК Карелии во все территориальные избирательные комиссии Республики Карелия с указанием об учете информации, изложенной в справке, при принятии решений о регистрации кандидатов, выдвинутых региональными отделениями политических партий на выборах глав муниципальных образований и депутатов представительных органов местного самоуправления.
Учтен судом и факт участия в работе конференции представителей территориальных комиссий г.Петрозаводска N 1 и Пряжинского района, не выявивших каких-либо нарушений в работе конференции, а также пояснения представителя ЦИК Карелии ФИО12 о сложившейся многолетней практике, при которой территориальные избирательные комиссии Республики Карелия участия в мероприятиях, проводимых региональным отделениями политических партий по выдвижению кандидатов на муниципальных выборах в Республике Карелия, не принимают, а контроль за соблюдением закона и Устава партии при проведении данных мероприятий осуществляет ЦИК Карелии.
При этом, ЦИК Карелии, находящаяся в том же населенном пункте, где поводилась конференция, была извещена о ее проведении не позднее чем за один день до дня проведения мероприятия.
Отмечено судебной коллегией и неисполнение ТИК Лахденпохского района установленных пунктами 3.1.2, 3.1.5 Методических рекомендаций по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, утвержденных постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 11.06.2014 N 235/1486-6, обязанностей об извещении территориального органа Министерства юстиции Российской Федерации по соответствующему субъекту Российской Федерации о несоблюдении избирательным объединением требований о сроке и форме извещения (п.п.3.1, 3.1.1), а также о незамедлительном после получения извещения политической партии о проведении мероприятия по выдвижению кандидатов, списка кандидатов, уведомлении территориального органа Министерства юстиции Российской Федерации соответствующего субъекта РФ о данном факте.
Обоснованными являются и выводы судебных инстанций о ненадлежащей организации ТИК Лахденпохского района приема документов, необходимых для выдвижения и регистрации кандидатов, выразившейся в организации в период приема документов, необходимых для выдвижения и регистрации кандидатов, в целях обеспечения качественной обработки принимаемых избирательных документов, графика работы (с 12 до 15 часов), не в соответствии с рекомендациями, предусмотренными п.2.3 Методических рекомендаций, что при отсутствии у избирательной комиссии электронной почты, факсимильной связи (за исключением часов работы) не позволило представителю Регионального отделения 17.07.2019 известить ТИК Лахденпохского района о конференции, назначенной на 21.07.2019 г, при том, что другие территориальные избирательные комиссии были извещены о дате конференции 17.07.2019.
При таких обстоятельствах, выводы судов о том, что нарушение срока извещения организующей выборы избирательной комиссии со стороны Регионального отделения не привело к отсутствию контроля за соблюдением закона и Устава партии при проведении конференции, а невозможность устранения Региональным отделением допущенного нарушения закона, не приведшего к каким-либо последствиям, связана, в том числе, и с ненадлежащей организацией работы ТИК Лахденпохского района, не обеспечившей проведение мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов таким образом, чтобы создать надлежащие условия для реализации всеми участниками избирательного процесса их прав и обязанностей в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 10 статьи 24 Федерального закона N 67-ФЗ, являются правильными, в связи с чем оснований для отмены решений судов первой и апелляционной инстанций по доводам кассационной жалобы ЦИК Карелии и кассационного представления прокурора Лахденпохского района не имеется.
Доводы кассационной жалобы были предметом подробного изучения судом первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая оценка, они направлены на оспаривание обоснованности выводов судов этих инстанций об установленных обстоятельствах, и не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Лахденпохского районного суда Республики Карелии от 15 августа 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Карелии от 27 августа 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Центральной избирательной комиссии Республики Карелия и кассационное представление прокурора Республики Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий Широкова Е.А.
Судьи Кулешова Е.А.
Зеленский А.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.