Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Смирновой О.В, судей Киреевой А.И, Рогачевой В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-960/2019 по иску Белозерова В.Н. к Департаменту социальной защиты населения Вологодской области и Департаменту государственного управления и кадровой политики Вологодской области о перерасчёте пенсии по кассационной жалобе Белозерова В.Н. на решение Вологодского городского суда Вологодской области от 29 января 2019 г.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Смирновой О.В, выслушав объяснения представителя Белозерова В.Н. Шалаевского Н.В, действующего на основании доверенности от 26 сентября 2018 г. N 35/32-н/35-2018-3-867, поддержавшего доводы жалобы, представителя Департамента социальной защиты населения Вологодской области Голубевой Т.В, действующей на основании доверенности от 25 ноября 2019 г. N 05/8322, представителя Законодательного Собрания Вологодской области Хмары Е.С, действующей на основании доверенности от 14 января 2019 г. N 36/19, возражавших против удовлетворения доводов жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Белозеров В.Н. обратился в суд с иском к Департаменту социальной защиты населения Вологодской области, Департаменту государственного управления и кадровой политики Вологодской области, просил произвести перерасчёт пенсии с 4 июля 2018 г.
В обоснование исковых требований указывал, что с 4 июля 2018 г. ему установлена пенсия за выслугу лет в размере 4 000 руб. Размер пенсии за выслугу лет при её назначении определён исходя из размера проиндексированного месячного денежного содержания по должности заместителя председателя Законодательного Собрания Вологодской области 24 465, 57 руб. Расчёт пенсии произведён в размере 80 процентов проиндексированного месячного денежного вознаграждения (19 572, 46 руб.). С 3 июля 2018 г. истцу установлена страховая пенсия по старости в размере 17 819, 04 руб. и возникло право выбора размера пенсии по выслуге лет по должности заместителя председателя Законодательного Собрания Вологодской области на день достижения возраста, дающего право на пенсию по старости. При установлении пенсии за выслугу лет ответчиками выбор истца не учтён. На 4 июля 2018 г. денежное содержание заместителя председателя Законодательного Собрания Вологодской области в месяц состояло из должностного оклада, доплат и надбавок. Расчёт пенсии должен быть сделан исходя из установленного на дату обращения денежного содержания заместителя председателя Законодательного Собрания Вологодской области.
Решением Вологодского городского суда Вологодской области от 29 января 2019 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 10 апреля 2019 г, исковые требования Белозерова В.Н. оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Белозеровым В.Н. ставится вопрос об отмене решение Вологодского городского суда Вологодской области от 29 января 2019 г.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения на кассационную жалобу, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский процессуальный кодекс) основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (часть 3 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса).
По настоящему делу таких нарушений с учётом доводов кассационной жалобы не имеется.
Судом при рассмотрении дела установлено, что с 3 июля 2018 г. Белозеров В.Н. является получателем страховой пенсии по старости, размер которой составляет 17 819 рублей 04 копейки.
На основании распоряжения Губернатора Вологодской области от 29 августа 2018 г. N N с 4 июля 2018 г. Белозерову В.Н. установлена пенсия за выслугу лет.
С 31 марта 1994 г. по 18 мая 1995 г. Белозеров В.Н. замещал должность первого заместителя председателя Законодательного Собрания Вологодской области, с 8 июня 1995 г. по 15 апреля 1998 г. - должности председателя подкомитета по налогам и собственности, председателя постоянного комитета по государственному устройству, законности и правам человека, председателя комитета по вопросам местного самоуправления, заместителя председателя Законодательного Собрания Вологодской области. Указанные периоды, составляющие 3 года 11 месяцев 24 дня, засчитаны в стаж государственной службы при назначении пенсии за выслугу лет.
Из содержания справки финансового управления Законодательного Собрания Вологодской области от 11 января 2019 г. N 33/300 следует, что расчёт месячного денежного содержания Белозерова В.Н. произведён на основании Закона Вологодской области от 17 июня 1997 г. N 162-03 "Об оплате труда в государственных органах и органах местного самоуправления Вологодской области", Закона Вологодской области от 2 ноября 2002 г. N 839-03 "Об индексации (повышении) базовой ставки должностного оклада", Закона Вологодской области от 16 июля 2005 г. N 1320-03 "Об оплате труда в государственных органах Вологодской области", Закона Вологодской области от 8 декабря 2006 г. N 1537-03 "Об областном бюджете на 2007 год", закона Вологодской области от 17 декабря 2007 г. N 1722-03 "Об областном бюджете на 2008 год".
Согласно справке о месячном денежном содержании от 10 июля 2018 г. N, представленной Законодательным Собранием Вологодской области в Департамент социальной защиты населения Вологодской области, размер проиндексированного месячного денежного содержания Белозерова В.Н. по должности заместителя председателя Законодательного Собрания Вологодской области составил 24 465, 57 руб, в том числе, должностной оклад 8 804, 42 руб.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что размер должностного оклада Белозерова В.Н. на дату увольнения (15 апреля 1998 г.) 3 506, 58 руб. соответствовал размеру должностного оклада заместителя председателя Законодательного Собрания Вологодской области (3 506 580 руб.) до деноминации рубля и замены обращающихся рублей на новые по соотношению 1 000 рублей в деньгах старого образца на 1 рубль в новых деньгах в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 4 августа 1997 г. N 822 "Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен". На день достижения Белозеровым В.Н. возраста, дающего право на пенсию по старости, он не замещал должности в органах законодательной или исполнительной государственной власти области, пенсия за выслугу лет Белозерову В.Н. установлена с учётом проиндексированного месячного денежного содержания по должности, замещаемой им на день прекращения полномочий, то есть на 15 апреля 1998 г.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда указала, что поскольку размер пенсии за выслугу лет составил меньше установленного Законом Вологодской области от 5 июля 1996 г. N 87-03 "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Вологодской области и должности государственной гражданской службы Вологодской области" (далее - Закон Вологодской области от 5 июля 1996 г. N 87-03) гарантированного минимума пенсионного обеспечения государственных служащих области 4 000 руб, Белозерову В.Н. правомерно установлена пенсия за выслугу лет с 4 июля 2018 г. в размере 4 000 руб.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, в частности, Закону Вологодской области от 5 июля 1996 г. N 87-03.
Ставя вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений, Белозеров В.Н. в кассационной жалобе указывает на то, что судом не принято во внимание, что фактически стаж государственной службы составил 4 года 16 дней. Кроме того, истцу в нарушение статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации не предоставлено право выбора пенсии по старости или пенсии за выслугу лет. Полагает, что необходимо производить индексацию старого оклада на день установления нового согласно вступивших в силу новых нормативно-правовых документов области.
С данными доводами кассационной жалобы согласиться нельзя.
Специфика государственной и муниципальной службы в Российской Федерации, как неоднократно отмечал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, предопределяет особый правовой статус государственных и муниципальных служащих, обусловленный содержанием профессиональной служебной деятельности, характером выполняемых функций, предъявляемыми квалификационными требованиями, равно как и ограничениями, связанными с прохождением государственной и муниципальной службы. С учётом этих особенностей законодатель вправе с помощью специального правового регулирования устанавливать для государственных и муниципальных служащих определенные гарантии в области пенсионного обеспечения в зависимости от продолжительности, условий прохождения службы и других объективно значимых обстоятельств. При этом не может не учитываться, что Конституция Российской Федерации не только прямо закрепляет право граждан на равный доступ к государственной службе, но и, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации (постановление от 15 декабря 2003 г. N 19-П), право граждан на равный доступ к муниципальной службе, что следует из её статей 19, 32 (части 2 и 4) и 37 (часть 1).
В соответствии с Федеральным законом от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ), право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации закреплено в числе основных прав муниципального служащего (пункт 12 части 1 статьи 11). Согласно пункту 5 части 1 статьи 23 данного федерального закона муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет и в связи с инвалидностью.
Исходя из положений пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, статьи 42 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ), части 2 и 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ) вопросы социальной защиты, пенсионного обеспечения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации; правовое регулирование муниципальной службы осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований; установление условий предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", и выплачивается одновременно с ней; условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов определяются актами органов местного самоуправления в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 5 Закона Вологодской области от 5 июля 1996 г. N 87-03 месячное денежное содержание лица, замещавшего государственную должность области или должность государственной гражданской службы области, для исчисления размера пенсии за выслугу лет определяется по должности, занимаемой лицом на день прекращения полномочий или государственной гражданской службы области (прекращения служебного контракта, трудового договора) по основаниям, указанным в статье 1 настоящего закона области, либо на день достижения возраста, дающего право на пенсию по старости, либо на день установления пенсии по инвалидности (при наличии I или II группы инвалидности), по выбору лица, обратившегося за установлением пенсии за выслугу лет в соответствии с настоящим законом. При этом если обращение за назначением пенсии за выслугу лет последовало позднее дат, в которые наступили перечисленные выше обстоятельства, учитывается проиндексированное месячное денежное содержание на момент обращения за назначением пенсии за выслугу лет с теми видами надбавок к должностному окладу, которые фактически выплачивались лицу, замещающему государственную должность области, должность государственной гражданской службы области на соответствующий момент.
Следовательно, юридически значимым обстоятельством по делу является момент прекращения замещения истцом государственной должности для исчисления размера пенсии за выслугу лет, который фактически наступил в указанном случае 15 апреля 1998 г, с момента окончания замещения истцом должностей председателя подкомитета по налогам и собственности, председателя постоянного комитета по государственному устройству, законности и правам человека, председателя комитета по вопросам местного самоуправления, заместителя председателя Законодательного Собрания Вологодской области.
Как следует из материалов дела, Белозеров В.Н. после 15 апреля 1998 г. не замещал государственных должностей, в связи с чем судом первой инстанции правомерно определён размер пенсии за выслугу лет исходя из дня прекращения полномочий.
Доводы заявителя кассационной жалобы о несогласии с отказом в удовлетворении ходатайства об отложении судебного заседания не могут служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частями 4 и 6 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса о времени и месте судебного разбирательства Белозеров В.Н. был извещён надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки и невозможности участия своего представителя в судебном заседании не представил, у суда имелись правовые основания для отказа в удовлетворении ходатайства.
При таких обстоятельствах, а также учитывая общепризнанный принцип правовой определенности, являющийся одним из условий права на справедливое судебное разбирательство, предусмотренный статьёй 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, судебная коллегия по гражданским делам не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступивших в законную силу судебных актов.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Вологодского городского суда Вологодской области от 29 января 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Белозерова В.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.