Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего
Меншутиной Е.Л, судей:
Бурматовой Г.Г, Бурматовой Г.Г, Птоховой З.Ю, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2521/2019 по иску Александровой Ирины Геннадьевны к ОАО "Российские железные дороги" о возложении обязанности выполнить работы по оборудованию посадочной платформы "Кириловское", по кассационной жалобе Александровой Ирины Геннадьевны на решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 06 февраля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 21 мая 2019 года, заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Бурматовой Г.Г, объяснения Александровой И.Г, представителей истца адвоката Суворовой О.Ю. по ордеру от 02 декабря 2019 года N 1770329, Алферова Ю.В. по доверенности от 23 октября 2019 года, представителя ответчика Сергеевой Е.Н. по доверенности от 24 декабря 2018 года, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда обще юрисдикции, установила:
Александрова И.Г. обратилась в суд с иском к ОАО "Российские железные дороги", в котором просила обязать ответчика выполнить работу по оборудованию посадочной платформы "Кирилловское" лестничным спуском, пешеходным настилом через пути, щитом информации о времени прохождения высокоскоростных поездов в районе станции "Кирилловское".
В обоснование заявленных требований истец указала, что является собственником земельного участка расположенного по адресу "адрес". Единственным способом добраться до него является железнодорожный транспорт. Платформа N1 станции "Кирилловское" не оборудована лестничным спуском с платформы и пешеходным настилок через пути 1-3 для безопасного перехода пассажиров, что не соответствует нормам технологического проектирования и содержания, связанного с обслуживанием пассажиров объектов железнодорожного транспорта. Пассажиры, прибывшие на платформу N1 станции "Кирилловское", вынуждены прыгать на железнодорожные пути, а отсутствие информации о времени прохождения высокоскоростных поездов может привести к причинению вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, осуществляющих переход через необорудованные железнодорожные пути. Ссылаясь на нарушение прав инвалидов и распоряжение от 23 декабря 2009 года N 2655р "Об утверждении технических требований к пешеходным переходам через железнодорожные пути", истец обратилась в суд с заявленными требованиями.
Решением Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 6 февраля 2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 21 мая 2019 года решение оставлено без изменения, а апелляционная жалоба истца без удовлетворения.
В кассационной жалобе истец просит отменить судебные постановления и направить дело на новое рассмотрение поскольку, по мнению истца, судебные акты были вынесены вследствие недостаточно полного или поверхностного исследования доказательств, неправильного применения норм материального права. В частности, указывает, что пункт 8.4.11 СП 59.13330.2016 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" не содержит запрета на использование переходов на одном уровне с железнодорожными путями, в подтверждение этого на других участках железной дороги имеются такие переходы, в том числе на расстоянии 650 м от станции "Кирилловское". Кроме того, указывает, что анализ паспорта доступности для пассажиров из числа инвалидов станции "Кирилловское" не позволяет сделать вывод, что выполняются меры по обеспечению доступности маломобильных групп.
В судебном заседании суда кассационной инстанции истец и представители истца доводы кассационной жалобы поддержали.
Представитель ответчика возражала против доводов кассационной жалобы.
Заслушав стороны, изучив материалы дела, проверив судебные постановления в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для их отмены.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Александрова И.Г. является собственником земельного участка, расположенного рядом со станцией Кирилловское.
Поводом обращения в суд явилось отсутствие оборудованного перехода через железнодорожные пути, вследствие чего истец по прибытии на станцию "Кирилловское" вынуждена слезать с платформы, расположенной на возвышении над путями и не оборудованной лестничным спуском, а переход через железнодорожные пути не оборудован специальным настилом, также на станции не имеется информации о прохождении высокоскоростных поездов, в связи с чем истец полагает, что ее жизнь подвергается опасности.
При этом истец не отрицала, что железнодорожная станция оборудована пешеходным мостом для перехода через железнодорожные пути, но пользоваться им она не может по состоянию здоровья, поскольку является инвалидом, а мост не оборудован для инвалидов.
Из представленных ответчиком технических документов следует, что станция "Кирилловская" имеет два платформы: платформа с подъездными путями N1 и 3, платформа N2, здание вокзала. Платформа N2 оборудована лестничным спуском, проход к платформам осуществляется посредством пешеходного моста, который был построен в 1997 году.
Через станцию "Кирилловское" без остановки проходят скоростной поезд "Ласточка" (скорость до 160 км/ч), и высокоскоростной пассажирский поезд "Аллегро" (скорость до 200 км/ч).
Как следует из предоставленных истцу ответов из Октябрьской дирекции пассажирских обустройств (от 04.07.2018 N862/ДПОУ СПб), из Северо-Западного территориального управления Росжелдора (от 13.07.2018 N 1073), из Ленинград-Финляндской транспортной прокуратуры от 17.07.2018 N 174ж-2018), из Октябрьского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту (от 09.08.2018 N 09/1234-18-40), на станции "Кирилловское" начальником станции утвержден корпоративный порядок обеспечения условий доступности для маломобильных групп пассажиров и пассажиров из числа инвалидов объектов пассажирской инфраструктуры, пассажирских поездов и представляемых услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом, оснований для возложения обязанности ответчика по проведению мероприятий по строительству (оборудованию) нового дополнительного пешеходного перехода в одном уровне на участке линии высокоскоростного движения не имеется, доступ пассажиров к платформе N 1 и 2 и вокзалу осуществляется посредством пешеходного моста, требования Технических регламентов, Свода Правил для обеспечения доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения необходимо учитывать лишь при реконструкции, модернизации либо к вновь возводимым объектам.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции принял во внимание, что оборудование пешеходного перехода в одном уровне с головкой рельс с платформы N 1 в виду прохождения через рядом проходящие подъездные пути высокоскоростных и скоростных поездов невозможно, проход через железнодорожные пути с платформы N 1 организовано через построенный в 1997 году пешеходный мост; капитальный ремонт или модернизация указанного моста с 1997 года не производились, вследствие чего оснований для понуждения ответчика в принудительном порядке исполнить требования статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ в части обеспечения доступности для инвалидов транспортной инфраструктуры отсутствуют; при этом ОАО "РЖД" был выполнен ряд мероприятий по улучшению станционной инфраструктуры, в частности, приведен в надлежащее состояние пешеходный мост, установлены плакаты о возможности пересечения железнодорожных путей инвалидами только с сопровождающими лицами, нанесены контрастные линии на лестничные марши, пришел к выводу, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Суд апелляционной инстанции с такими выводами суда согласился.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы судов первой и апелляционной инстанции мотивированы, нарушений норм материального или процессуального права судами по доводам кассационной жалобы не усматривается, а правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам суд кассационной инстанции не наделен.
Как предусмотрено положениями части 1 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации);
Согласно части 3 статьи 15 названного закона порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организации, предоставляющие услуги населению, в пределах установленных полномочий осуществляют инструктирование или обучение специалистов, работающих с инвалидами, по вопросам, связанным с обеспечением доступности для них объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
При этом в части 3 статьи 26 Федерального закона от 1 декабря 2014 года N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам социальной защиты инвалидов", законодатель указал, что положения части 1 статьи 15 федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в части конкретных условий обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур применяются с 1 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.
Согласно пункта 1 части 1 статьи 42 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-Ф3 "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные настоящим Федеральным законом, не применяются к зданиям и сооружениям вплоть до реконструкции или капитального ремонта здания или сооружения к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований.
Пунктом 4.1. СП 59.13330.2016 "Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", утвержденных приказом Минстроя России от 14 ноября 2016 N 798/пр с датой начала действия 15 мая 2017 года предусмотрено, что требования данного Свода правил подлежат выполнению при проектировании новых, реконструкции существующих, а также подлежащих капитальному ремонту и приспособлению зданий и сооружений.
Таким образом, законодатель поставил под условие обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам транспортной инфраструктуры только ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию объектам.
Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона от 10 января 2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" функционирование железнодорожного транспорта осуществляется исходя принципов доступности, безопасности и качества оказываемых услуг.
В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 10 января 2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" железнодорожные пути общего пользования и железнодорожные пути необщего пользования, железнодорожные станции, пассажирские платформы, а также другие связанные с движением поездов и маневровой работой объекты железнодорожного транспорта являются зонами повышенной опасности и при необходимости могут быть огорожены за счет средств владельцев инфраструктур (владельцев железнодорожных путей необщего пользования).
Приказом Министерства транспорта России от 08 февраля 2007 года N 18 утверждены Правила нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути.
В соответствии с пунктами 6 указанных Правил, проезд и переход граждан через железнодорожные пути допускается только в установленных и оборудованных для этого пешеходными переходами, тоннелями, мостами, железнодорожными переездами, путепроводами, а также другими местами, обозначенными соответствующими знаками (при этом внимательно следить за сигналами, подаваемыми техническими средствами и (или) работниками железнодорожного транспорта).
Как предусмотрено п. 6.1 "Правил проектирования, строительства и реконструкции пересечений железнодорожных линий общего пользования и железнодорожных путей необщего пользования с автомобильными дорогами, пешеходными дорожками, газопроводами, нефтепроводами и нефтепродуктопроводами, трубопроводами водопроводных и канализационных сетей, тепловыми сетями, линиями электропередачи и линиями связи", установленных Сводом Правил 227.132.6000.2014 "Пересечения железнодорожных линий с линиями транспорта и инженерными сетями", пересечение железнодорожных путей с пешеходными дорожками возможно устраивать в виде: железнодорожный пешеходный переход (в одном уровне с железнодорожными путями); пешеходный мост над железнодорожными путями; пешеходный тоннель под железнодорожными путями.
Железнодорожные пешеходные переходы, размещаемые в одном уровне с верхом головки рельсов, в зависимости от интенсивности пешеходного потока и интенсивности движения поездов подразделяются на 3 категории в соответствии с Таблицей 2.
На линиях высокоскоростного движения, пешеходные переходы в одном уровне с железнодорожными путями недопустимы.
Пунктом 8.4.11 Свода правил "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" СП 59.13330.2016 допускается использование переходов в одном уровне с железнодорожными путями, в случае если скорость прохождения поездов составляет до 120 км/ч.
Системное толкование названных норм верно не позволило судам прийти к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска, принимая во внимание имеющуюся организацию перехода на станции "Кириловское" и период создания пешеходного моста, а также прохождение через указанную станцию скоростных поездов.
Правильно судами учтено и то, что с целью реализации прав инвалидов на беспрепятственное пользование железнодорожным транспортом ответчиком утвержден Паспорт пассажирской станции "Кирилловское" для пассажиров из числа инвалидов, который был согласован с представителем регионального общественного объединения инвалидов ФИО1 (л.д.102-106).
Согласно данному Паспорту, ответчиком организовано беспрепятственное пользование объектом инвалидами с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, в том числе, использующими кресло-коляску.
В пункте 4.5 предусмотрены мероприятия по адаптации в срок до 2030 года и рекомендованный период их проведения, который на момент вынесения решения суда еще не истек.
При таком положении судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не усматривает предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 379.6, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 06 февраля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 21 мая 2019 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Александровой Ирины Геннадьевны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.