Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Бакулин А.А., рассмотрев в порядке предусмотренном, частью 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса РФ, кассационную жалобу Морозовой В. В. на апелляционное определение Печорского городского суда Республики Комиот 24 мая 2019 года по делу N 2-2237/2018 по иску государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Печоры" к Морозовой В. В. о взыскании необоснованно полученной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, установил:
ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Печоры" (далее- ГБУ РК "ЦСЗН г.Печоры") обратилось в суд с иском к Морозовой В.В. о взыскании необоснованно полученной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 33 120, 59 руб. за период с 01.06.2014 по 31.08.2015 по "адрес"
В обоснование своих требований истец указывал, что ответчик зарегистрирован в ГБУ РК "ЦСЗН г. Печоры" по категории инвалид 3 группы с 01.07.2008.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.1 1.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в период с 01.07.2008 года по 31.08.2015 гола Морозовой В.В. как инвалиду предоставлялись меры социальной поддержки в размере 50 % на оплату коммунальных услуг в пределах нормативов потребления коммунальных услуг.
Согласно ст. 15 Закона Республики Коми от 12.11.2004 г. N 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми" в период с 01.07.2008 года по 31.08.2015 года Морозовой В.В. предоставлялись меры социальной поддержки по оплате за содержание жилого помещения в размере 50 % в пределах установленной социальной нормы площади жилого помещения. На основании информации МАУ "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" N 54713 от 21.06.2018 было установлено, что 23.05.2014 Морозова В.В. снята с регистрационного учета по адресу: "адрес".
Согласно пункту 14 Правил и форм предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг... ", утвержденных постановлением Правительства Республики Коми от 05.05.2009 N 115 гражданин, получающий меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в случае возникновения обстоятельств, влияющих на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, влекущих изменение размера и (или) прекращение выплаты компенсации, в том числе следующих: изменение места жительства, состава семьи, изменения счета в финансово-кредитном учреждении, договорных отношений с организациями, утрата права на получение мер социальной поддержки, обязан в течение 10 рабочих дней со дня наступления таких обстоятельств уведомить об этом центр по месту жительства и представить документы, подтверждающие наступление таких обстоятельств.
Пунктом 18 Правил установлено, что перечисление компенсации прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили следующие обстоятельства, в частности изменение места жительства. 28.06.2018 года (исх.N 2899) и 13.07.2018г. (исх. N 3237) ГБУ РК "ЦСЗН г. Печоры" направлено письмо в адрес Морозовой В.В. с просьбой, вернуть необоснованно полученные суммы компенсаций. Возврат денежных средств не произведен.
Решением мирового судьи Юбилейного судебного участка г. Печоры Республики Коми от 17 декабря 2018 года исковые требования государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Печоры" к Морозовой В. В. о взыскании необоснованно полученной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением Печорского городского суда Республики Коми от 24 мая 2019 года решение мирового судьи Юбилейного судебного участка г. Печоры от 17 декабря 2018 года отменено. Принято новое решение, которым суд взыскал с Морозовой В. В. в пользу ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Печоры" необоснованно полученную сумму компенсации на оплату жилого помещения коммунальных услуг за период с 01.06.2014 года по 31.08.2015 года в размере 33 120, 59 руб. Также судом взыскана с Морозовой В. В. государственная пошлина в доход бюджета муниципального района "Печора" в размере 1193, 61 руб.
В кассационной жалобе, поданной 11 октября 2019 года, Морозова В.В. просит об отмене апелляционного определения Печорского городского суда Республики Коми от 24 мая 2019 года.
В суд кассационной инстанции поступили возражения на кассационную жалобу от ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Печоры", в которых ставиться вопрос об отказе в удовлетворении жалобы.
В силу положения части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная жалоба подлежит рассмотрению судьей единолично без проведения судебного заседания.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, нарушений, являющихся основаниями для отмены состоявшегося по делу апелляционного определения, не усматриваю.
Правила предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения коммунальных услуг утверждены постановлением Правительства Республики Коми от 05.05.2009 года N 115 "Об утверждении Правил и форм предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг".
В соответствии с Правилами для предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг заявитель предоставляет в центр по месту жительства заявление и соответствующие документы.
Расчет суммы компенсации выполняется центрами:
- исходя из начисленных организациями сумм для оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги (с учетом перерасчетов), объема прав граждан на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральным законодательством и законодательством Республики Коми, размера общей площади занимаемого жилого помещения (в отдельных комнатах в общежитиях - исходя из площади занимаемых комнат) и численности граждан, зарегистрированных в жилом помещении;
- на основе сведений организаций о начисленных суммах для оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги (с учетом перерасчетов), тарифах (ценах) за физическую единицу и нормативах потребления услуг (жилищных, коммунальных).
Необходимые для предоставления компенсации сведения представляются на основании заключенных между центрами и организациями договоров об информационном воздействии при предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан.
Согласно п.14 Правил, гражданин, получающий меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в случае возникновения обстоятельств, влияющих на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или влекущих изменение размера и (или) прекращение выплаты компенсации, в том числе следующих: изменение места жительства (пребывания), изменение численности граждан, зарегистрированных в жилом помещении, изменение счета в финансово-кредитном учреждении, договорных отношений с организациями, утрата права на получение мер социальной поддержки - обязан в течение 10 рабочих дней со дня наступления таких обстоятельств уведомить об этом центр по месту жительства (пребывания) и представить документы, подтверждающие наступление таких обстоятельств.
Согласно ч.3 ст. 160 ЖК РФ компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Пунктом 18 Правил установлено, что перечисление компенсации прекращается при наступлении следующих обстоятельств: изменение места жительства или места пребывания; наличие у граждан задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за два и более месяца и (или) невыполнение условий соглашения с организациями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги населению, по погашению задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги.
По смыслу статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов (пункт 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности").
Согласно приведенным нормативным положениям право определенных категорий граждан на получение мер социальной поддержки в форме компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предусмотрено федеральным законом. Порядок и условия компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг указанной категории граждан, источники финансирования этой меры социальной поддержки установлены федеральным законом, законами и другими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, которые, находясь в системной взаимосвязи с нормами жилищного законодательства, регулирующими вопросы оплаты жилого помещения и коммунальных услуг, имеют целевое назначение - уменьшение фактических затрат граждан по оплате жилого помещения и направлены на поддержание нормального жизненного уровня этих граждан.
Как установлено судом, 23.05.2014 года Морозова В.В. снята с регистрационного учета по адресу: "адрес". По новому месту жительства по адресу: "адрес" была зарегистрирована только 16.09.2014 года, сведений об изменении места жительства в адрес истца не представила.
Из материалов дела следует, что с 01.09.2015 года меры социальной поддержки Морозовой В.В. по оплате жилого помещения и коммунальных услуг были приостановлены в связи с наличием задолженности по оплате коммунальных услуг.
Также, согласно материалам дела, по новому месту жительства, по адресу: "адрес" ответчик также не несла расходы по оплате коммунальных услуг. По представленной ресурсоснабжающими организациями информации по адресу регистрации ответчика за спорный период имелась задолженность по оплате коммунальных услуг.
Разрешая заявленные исковые требования, мировой судья исходил из того, что в спорый период ответчик являлась получателем данной меры социальной поддержки и право на предоставление ей денежной компенсации оплаты жилья и коммунальных услуг как лицу, имеющему степень инвалидности, не утрачивала, поскольку продолжала проживать в территориальных границах деятельности ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Печоры".
Вместе с тем, апелляционная инстанция не согласилась с данным решение мирового судьи, поскольку постановлено с нарушением норм материального и процессуального права.
Так, руководствуясь вышеизложенными нормами права, в том числе пунктами 14, 18 Правил предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Республики Коми от 05.05.2009 года N 115 "Об утверждении Правил и форм предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг", установив фактические обстоятельства по делу, апелляционная инстанция исходила из того, что ответчик в нарушении вышеназванных Правил не сообщила сведения об изменении места жительства в
ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Печоры". В судебных заседаниях Морозова В.В. не оспаривала данный факт, равно как и факт наличия задолженности в спорный период.
При таких обстоятельствах, поскольку в период с 23.05.2014 по 16.09.2014 Морозова В.В. не несла расходы, связанные с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, следовательно, компенсация на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, полученные в указанный период, являлись неправомерными. Доказательств, подтверждающих тяжелое материальное положение или погашение имеющей задолженности ответчиком в нарушении положении ст. 56 ГПК РФ в суд первой инстанции не представлено
Кассационная инстанция соглашается с выводами суда апелляционной инстанции, полагая их законными и обоснованными, постановленными с соблюдением норм материального и процессуального права.
Фактически приведенные в кассационной жалобе доводы повторяют правовую позицию ответчика при рассмотрении дела в суде первой инстанции, сводятся к несогласию с выводами суда и не указывают на обстоятельства, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для разрешения спора по существу, влияли бы на обоснованность и законность постановленного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции.
В силу ст. ст. 67, 327.1 ГПК РФ оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанции.
В силу своей компетенции суд кассационной инстанции исходит из признанных установленными судом первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судебными инстанциями, и правом переоценки доказательств не наделен.
Отмена или изменение судебного постановления в кассационном порядке допустимы лишь в случае, если без устранения судебной ошибки, имевшей место в ходе предшествующего разбирательства и повлиявшей на исход дела, невозможно восстановление и защита существенно нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защищаемых законом публичных интересов. Указаний на судебную ошибку кассационная жалоба не содержит.
Нарушений судами норм материального или процессуального права не установлено. Оснований для отмены судебных постановлений по доводам кассационной жалобы не имеется.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья
определил:
апелляционное определение Печорского городского суда Республики Коми от 24 мая 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Морозовой В. В. без удовлетворения.
Судья А.А. Бакулин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.