Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего: Рогачевой В.В, судей: Котиковой О.М. и Устимова М.А, рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Королева Александра Семеновича на решение Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 19 декабря 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 23 мая 2019 года по делу N2-2615/2018 по иску Королева Александра Семеновича к Управлению Федеральной службы безопасности по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области об обязании применить повышающий коэффициент и произвести перерасчет пенсии.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Рогачевой В.В, объяснения представителя ответчика УФСБ по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области Райкова Р.П. (действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком на три года), полагавшего, что отсутствуют основания для отмены обжалуемых судебных постановлений, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Королев А.С. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы безопасности по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области об обязании применить при расчете его пенсии за выслугу лет районный коэффициент 1, 5 и осуществить перерасчет пенсии за выслугу лет, назначенной ему с 07.08.2018.
В обоснование заявленных требований истец указал, что проходил военную службу в органах ФСБ России, из которых служба в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностям составляет более 15 лет. В мае 2018 года он уволен с военной службы. Управлением ФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области ему назначена пенсия за выслугу лет с учетом районного коэффициента, применяемого к денежному довольствию в районах Крайнего Севера и приравненным к нему местностях, в размере 1, 4 - по последнему месту его службы в Мурманской области. С применением районного коэффициента в указанном размере он не согласен, поскольку большую часть времени прослужил на территории Камчатского края, где районный коэффициент составлял 1, 6. Так как предельный размер районного коэффициента, который применяется для исчисления пенсии, составляет 1, 5, он просит обязать ответчика пересчитать размер назначенной ему пенсии с использованием данного коэффициента.
Решением Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 19 декабря 2018 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 23 мая 2019 года, в удовлетворении иска Королеву А.С. отказано.
В кассационной жалобе, поданной 24.10.2018 и поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 11.11.2019, истец просит об отмене судебных постановлений с вынесением нового решения об удовлетворении заявленных им требований.
В возражениях на кассационную жалобу ответчик Управление Федеральной службы безопасности по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области просит оставить обжалуемые судебные постановления без изменения.
Дело рассмотрено судебной коллегией в отсутствие истца Королева А.С, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного заседания.
В соответствии с ч.1 ст.379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Доводы кассационной жалобы, содержание судебных постановлений и материалы дела о таких нарушениях не свидетельствуют.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Королев А.С. проходил военную службу в органах ФСБ России более 30 лет, в том числе более 15 лет в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях.
Приказом командира войсковой части "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ N-ЛС Королев А.С, уволенный с военной службы приказом ФСБ России от ДД.ММ.ГГГГ N-лс по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, исключен из списков личного состава войсковой части ДД.ММ.ГГГГ.
Последним местом военной службы Королева А.С. являлся г.Заозерск Мурманской области.
С ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 Управлением ФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области назначена пенсия за выслугу лет с применением районного коэффициента, установленного для пенсионеров из числа военнослужащих, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 и 20 лет. Размер коэффициента составил 1, 4, как установлено Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N для Мурманской области, то есть по последнему месту службы Королева А.С. в районах Крайнего Севера.
Разрешая спор и отказывая Королеву А.С. в удовлетворении иска, суды руководствовались положениями ст.ст. 43, 48 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон), п.16.1 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N и п.6 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, из которых следует, что пенсионерам, прослужившим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, исчисляются с применением коэффициента, установленного к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников по последнему месту службы указанных лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При этом предельный размер коэффициента, с учетом которого исчисляются указанные пенсии, составляет 1, 5. Так как последним местом службы истца в районах Крайнего Севера являлась Мурманская область, ответчик правомерно применил при расчете его пенсии коэффициент 1, 4, установленный для Мурманской области.
Суд кассационной инстанции соответствующие выводы судов считает правильными.
Из буквального толкования приведенных выше положений закона следует, что размер применяемого к пенсии районного коэффициента находится в зависимости от последнего места службы пенсионера в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. То обстоятельство, что ранее истец более 20 лет прослужил на территории Камчатского края, где размер районного коэффициента составляет 1, 6, не влечет возможности исчисления пенсии истца с применением максимального коэффициента 1, 5, так как закон устанавливает возможность применения в целях исчисления пенсии исключительно коэффициента, установленного на последнем месте службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Поскольку последним местом службы Королева А.С. в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях являлся г. Заозерск Мурманской области, для которого установлен районный коэффициент 1, 4, то расчет пенсии истца произведен ответчиком правильно и основания для удовлетворения иска отсутствуют.
Установление специальной гарантии, позволяющей военнослужащим, проживавшим в местностях, где к денежному довольствию применялся районный коэффициент, а затем выехавшим в районы, где к денежному довольствию военнослужащих коэффициент не установлен или установлен в меньшем размере, исчислить пенсию с учетом коэффициента, выплачиваемого к денежному довольствию по последнему месту службы этих лиц в указанных местностях, и определение условий предоставления данной гарантии, включая закрепление предельного размера районного коэффициента, принято в пределах дискреционных полномочий законодателя, в равной мере распространяется на всех военнослужащих, не подлежит расширительному толкованию и не может расцениваться как нарушающее права Королева А.С.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих постановлениях, конституционный принцип равенства, предполагающий равный подход к формально равным субъектам, не обусловливает необходимость предоставления одинаковых гарантий лицам, относящимся к разным категориям, а равенство перед законом и судом не исключает фактических различий и необходимость их учета законодателем.
При этом судебная коллегия считает необходимым также отметить, что в соответствии со ст.43 Закона в денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсий военнослужащим, уволенным с военной службы, включаются: оклад по последней штатной воинской должности, оклад по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения, процентная надбавка за выслугу лет, исчисленная из этих окладов.
Истец не возражает относительно исчисления размера его пенсии с учетом его окладов и процентной надбавки за выслугу лет по последней занимаемой им должности в г. Заозерске Мурманской области, но настаивает на применении при расчете пенсии районного коэффициента, установленного для Камчатского Края. Однако Законом предусмотрено применение в целях расчета пенсии всех составляющих данного расчета на одну дату и место - последнее место службы, дата увольнения, и расширительное толкование соответствующих положений Закона недопустимо.
Таким образом, доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений, предусмотренных ст.379.7 ГПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390-390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 19 декабря 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 23 мая 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Королева Александра Семеновича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.