Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стешовиковой И.Г, судей Шкарупиной С.А. и Петровой Т.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-6476/2018 по иску Бубнова А. Г. к Северо-Западному Региональному Центру МЧС России о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, обеспечении отдельной жилой площадью, по кассационной жалобе Бубнова А. Г. на решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 21 ноября 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 03 июля 2019 года.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Петровой Т.Г, объяснения Бубнова А.Г. и его представителя Силина Д.В, настаивающих на доводах жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Бубнов А.Г. обратился с иском к Северо-Западному региональному Центру МЧС России о признании нуждающимся в жилом помещении, постановке на очередь в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, признании незаконным отказа ответчика в предоставлении субсидии на приобретение или строительство жилого помещения, обязании ответчика исправить допущенные нарушения прав истца путем признания его, нуждающимся в жилом помещении и постановке на очередь на получение жилья (субсидии) с учетом состава семьи.
В обоснование требований Бубнов А.Г. ссылался на то, что он с 15.04.2016г. по настоящее время проходит службу у ответчика, по состоянию на 01.06.2016г. его выслуга лет составляет 31год. Он обратился с заявлением к ответчику о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст. 51 ЖК РФ, а также заявил о праве на включение его в очередь на получение единовременной социальной выплаты для строительства или покупки жилья, но ему было отказано как в предоставлении субсидии, так и в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Решением Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 21 ноября 2018 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 03 июля 2019 г в иске отказано.
В кассационной жалобе Бубновым А.Г. поставлен вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений, как незаконных.
В заседание суда кассационной инстанции представитель ответчика не явился и не сообщил о причинах неявки, о времени и месте рассмотрения дела извещались, по правилам статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ч.5 ст.379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения Бубнова А.Г. и его представителя Силина Д.В, настаивающих на доводах кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии со статьей 379.7. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы не установлено.
Судами установлено и из материалов дела следует, что 11 июня 2016 года Бубнов А.Г. обратился с заявлением в жилищную комиссию Северо-Западного регионального центра МЧС России о признании его нуждающимся в жилом помещении в соответствии со ст. 51 ЖК РФ и о принятии на учет для обеспечения жилым помещением.
Решением единой жилищной комиссии регионального центра от 11.10.2016 года N, в соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" во взаимосвязи с п.п. "д" п.10 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 1998г. N, было отказано в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в связи с получением ранее государственного жилищного сертификата.
Судами установлено и из материалов дела следует, что 21 ноября 2017 года Бубнов А.Г. обратился с рапортом к начальнику регионального центра о включении в очередь на получение единовременной социальной выплаты на строительство или покупки жилья, в чем ему было отказано, со ссылкой на ранее принятое решение единой жилищной комиссии регионального центра от 11.10.2016 года N, с указанием, что у Бубнова А.Г. отсутствует право на повторное обеспечение жильем в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно выписке из ЕГРН в период с 31.01.1998 г. по 05.02.2016 г. на праве общей долевой собственности (1/6 доля в праве) истцу, на основании договора купли-продажи от 01.08.2000г, принадлежала трехкомнатная квартира общей площадью 77, 3 кв.м, по адресу: "адрес", а также, на основании договора купли-продажи от 21.07.2001г. двухкомнатная квартира, общей площадью 59, 4 кв.м, расположенная по адресу: "адрес".
Двухкомнатная квартира, общей площадью 59, 4 кв.м, расположенная по адресу: "адрес", Бубновым А.Г. была приобретена за счет средств федерального бюджета по государственному жилищному сертификату (согласно информации ФГКУ "Центррегионжилье" Министерства обороны РФ от 06.05.2016г. N07-8/1470) в совместную собственность с супругой Бубновой Л.М, право собственности Бубнова А.Г. на квартиру прекращено 28.10.2009 г.
Согласно выписки из протокола заседания единой жилищной комиссии Северо-Западного регионального центра МЧС России от 11.10.2016 года N, комиссией установлено, что Бубнов А.Г. совместно с членами семьи зарегистрирован с 2014 года по адресу: "адрес" (административное здание МЧС России). Бубнов А.Г. в период с 2007 по 2013г.г, Бубнова О.Н. в период с 2011 по 2014 г.г, Бубнов И.А. в период с 2013 по 2014 г.г. были зарегистрированы по адресу: "адрес", по договору найма специализированного (служебного) жилого помещения N от 19.03.2007 в квартире, принадлежащей Дальневосточному региональному центру МЧС России. Бубновым А.Г. не представлены оригиналы справок о необеспеченности жилыми помещениями в период с 1988 по 1998г. "адрес" с тем, представлено письмо ФГКУ "Центррегионжилье" Министерства обороны РФ от 06.05.2016г. N о том, что справки, переданные "Иннокентьевской" КЭЧ р-на и послужившие основанием выдачи Бубнову А.Г. государственного жилищного сертификата, находятся в архиве ФГКУ "Центррегионжилье" министерства обороны РФ.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что поскольку истец ранее уже обеспечивался бесплатно жильем по линии Министерства обороны РФ, получив жилищный сертификат и реализовав его, распорядился им в добровольном порядке, в связи с чем, не может требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма в порядке, определенном ст. 15 ФЗ РФ "О статусе военнослужащих".
Соглашаясь с выводом суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции дополнительно указал, что тот факт, что приобретенное истцом по государственному жилищному сертификату жилое помещение было в последствие разделено между супругами, а сделка по отчуждению жилого помещения была более 5 лет назад, не свидетельствует о том, что обязанность со стороны государства об обеспечении заявителя жилым помещением в полном объеме исполнена не была. Повторное предоставление жилого помещения по договору социального найма в порядке, определенном ст. 15 ФЗ РФ "О статусе военнослужащих", законом не предусмотрено.
Судебная коллегия находит, что обжалуемое решение суда первой инстанции и апелляционное определение соответствуют установленным обстоятельствам дела и не содержат нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, юридически значимые обстоятельства по делу установлены в полном объеме, выводы судов соответствуют обстоятельствам дела и основаны на соответствующих нормах материального права.
Право военнослужащих на жилище установлено Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон "О статусе военнослужащих").
Положениями статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предусмотрено несколько способов реализации прав на улучшение жилищных условий, лиц, признанных в установленном порядке нуждающимися, в частности: предоставление служебного жилого помещения; предоставление жилых помещений в собственность; предоставление жилых помещений по договору социального найма; предоставление государственных жилищных сертификатов; предоставление "военной ипотеки"; предоставление единовременной денежной субсидии.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета. Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
В силу п.14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2011 N 512 "О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно" признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, указанных в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
С учетом установленного, Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит обоснованными выводы судов об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку истец ранее уже в период службы обеспечивался государством жильем, получив жилищный сертификат и реализовав его, распорядился им в добровольном порядке, в связи с чем, не может требовать повторного предоставления жилого помещения в порядке, определенном ст. 15 ФЗ РФ "О статусе военнослужащих".
Иные доводы кассационной жалобы Бубнова А.Г. выражающие несогласие с выводами суда, также были предметом рассмотрения судами первой и апелляционной инстанций и направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, поэтому в силу ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений принятых по данному делу. В силу статей 67, 327.1 названного Кодекса установление обстоятельств по делу и оценка доказательств относится к компетенции суда первой и апелляционной инстанций. Суд кассационной инстанции не наделен правом оценивать представленные сторонами доказательства.
С учетом изложенного Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 21 ноября 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 03 июля 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Бубнова А.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.