Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего: Козловой Е.В.
судей: Петровой Ю.Ю, Киреевой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1186/2019 по иску Осиповой Елены Николаевны к администрации Приморского района Санкт-Петербурга о признании отказа в начислении и выплате ежемесячной денежной выплаты на приобретение месячного единого проездного незаконным, по кассационной жалобе Осиповой Елены Николаевны на решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 24 января 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 30 мая 2019 г.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Петровой Ю.Ю, выслушав объяснения Осиповой Е.Н, Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Осипова Е.Н. обратилась в Приморский районный суд Санкт-Петербурга с иском к администрации Приморского района Санкт-Петербурга о признании незаконным отказа в начислении и выплате ежемесячной денежной выплаты на приобретение месячного единого проездного с июня 2013 года, обязании произвести начисление и выплату ежемесячной денежной выплаты с июня 2013 года пожизненно с учетом индексации, ссылаясь в обоснование заявленных требований на то обстоятельство, что с 24 марта 2011 г. на основании решения администрации Приморского района Санкт-Петербурга от 28 февраля 2011 года являлась получателем дополнительной меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на приобретение месячного единого проездного. 13 мая 2011 года в связи с установлением истцу инвалидности с выплатой ЕДВ из федерального бюджета, выплата из бюджета субъекта была прекращена. 06 июня 2013 года истец была освидетельствована без установления инвалидности, выплата из федерального бюджета была прекращена без восстановления ежемесячной денежной выплаты из бюджета субъекта, что истец полагает незаконным.
Решением Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 24 января 2019 г. в удовлетворении исковых требований Осиповой Е.Н. к администрации Приморского района Санкт-Петербурга о признании отказа в начислении и выплате ежемесячной денежной выплаты на приобретение месячного единого проездного незаконным было отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 30 мая 2019 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Осипова Е.Н. ставит вопрос об отмене указанных судебных постановлений, как вынесенных с нарушением требований закона.
Представитель администрации Приморского района о времени и месте рассмотрения дела был извещен направлением судебной повестки, полученной 22 октября 2019 г, в судебное заседание не явился.
Руководствуясь положениями ст.379.5 ГПК РФ, судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, надлежаще извещенного и времен и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции оснований для ее удовлетворения и отмены обжалуемых судебных постановлений не находит.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении данного дела такие нарушения норм материального права и процессуального права не были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Осиповой Е.Н. на основании статьи 7 Закона Санкт-Петербурга от 17 ноября 2004 г. N 589-79 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Санкт-Петербурге" решением администрации Приморского района Санкт-Петербурга от 25 февраля 2011 г. с 24 марта 2011 г. пожизненно на основании личного заявления была назначена ежемесячная денежная выплата в размере 366 руб. 55 коп.
В связи с установлением с 13 мая 2011 г. Осиповой Е.Н. инвалидности и назначением ежемесячной денежной выплаты из федерального бюджета в соответствии с пунктом 1 статьи 28.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", с 1 июня 2011 г. выплата ежемесячной денежной выплаты из средств регионального бюджета прекращена в автоматизированном режиме.
Согласно справке ФКУ "ГБ МСЭ по Санкт-Петербургу" Минтруда России от 6 июня 2013 г. по результатам медико-социальной экспертизы Осипова Е.Н. с 1 июня 2013 г. инвалидом не признана.
Осипова Е.Н. 30 марта 2018 года обратилась в отдел социальной защиты населения администрации Приморского района Санкт-Петербурга с заявлением о выплате ежемесячной денежной выплаты с 1 июня 2013 г.
Администрация Приморского района Санкт-Петербурга в ответе от 13 апреля 2018 г. отказала истцу в предоставлении единой денежной выплаты за счет средств бюджета Санкт-Петербурга с выплатной задолженности, ссылаясь на то обстоятельство, что Осипова Е.Н. после окончания срока инвалидности в 2013 году к ответчику с заявлением о предоставлении ежемесячной денежной выплаты в установленном порядке не обращалась.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о законности решения администрации Приморского района Санкт-Петербурга об отказе в начислении и выплате ежемесячной денежной выплаты с июня 2013 г, поскольку Осипова Е.Н. в установленном законом порядке с заявлением о выплате ежемесячной денежной выплаты не обращалась.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции соглашается с обжалуемыми судебными постановлениями, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права при соответствии выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29 декабря 2004 г. N 2085 "О предоставлении ежемесячной денежной и ежемесячной социальной выплат отдельным категориям граждан в Санкт-Петербурге" был утвержден Порядок предоставления ежемесячной социальной выплаты отдельным категориям граждан в Санкт-Петербурге, действовавший до 23.05.2016 г.
Согласно пункту 4 указанного Порядка заявление о предоставлении социальной выплаты и необходимые документы для предоставления социальной выплаты гражданин подает в администрацию района Санкт-Петербурга по месту жительства. Форма заявления и перечень документов, необходимых для предоставления социальной выплаты, утверждаются Комитетом по социальной политике Санкт-Петербурга.
В соответствии с пунктом 11 указанного Порядка социальная выплата предоставляется бессрочно с 1 числа месяца, в котором подано заявление со всеми необходимыми документами, но не ранее дня возникновения права на социальную выплату.
Согласно пункту 8 указанного Порядка перечисление ежемесячной денежной выплаты прекращается в случаях принятия администрацией района решения о предоставлении ежемесячной денежной выплаты по иным основаниям, предусмотренным Законом Санкт-Петербурга от 17.11.2004 N 589-79 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Санкт-Петербурге", с первого числа месяца, в котором подано заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты по иным основаниям, предусмотренным Законом Санкт-Петербурга.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и дети-инвалиды имеют право на ежемесячную денежную выплату в размере и порядке, установленных настоящей статьей.
Ежемесячная денежная выплата устанавливается в размере:
1) инвалидам I группы - 2 162 рублей;
2) инвалидам II группы, детям-инвалидам - 1 544 рублей;
3) инвалидам III группы - 1 236 рублей (пункт 2).
Если гражданин одновременно имеет право на ежемесячную денежную выплату по настоящему Федеральному закону и по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту независимо от основания, по которому она устанавливается (за исключением случаев установления ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года N 3061-1), Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"), ему предоставляется одна ежемесячная денежная выплата либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту по выбору гражданина (пункт 3).
Из приведенных выше положений следует, что гражданину предоставляется одна ежемесячная денежная выплата либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту по выбору гражданина.
В ходе рассмотрения дела установлено и истцом не оспаривалось, что право на получение ежемесячной денежной выплаты из бюджета Санкт-Петербурга истец утратила с 1 июня 2011 г. ввиду установления ей с 13 мая 2011 г. группы инвалидности с ежемесячной денежной выплатой из федерального бюджета.
С 24 мая 2016 г. действует Порядок предоставления отдельным категориям граждан меры социальной поддержки (дополнительной меры социальной поддержки) в виде ежемесячной денежной выплаты и дополнительной меры социальной поддержки в виде ежемесячной пожизненной компенсационной выплаты, утвержденный Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20 мая 2016 г. N 385 "О мерах по реализации главы 14 "Социальной поддержки отдельных категорий граждан" Закона Санкт-Петербурга "Социальный кодекс Санкт-Петербурга", который содержит аналогичную правовую норму.
Согласно пункту 2.1 вышеуказанного Порядка от 20 мая 2016 г. ежемесячная денежная выплата предоставляется на основании заявления о предоставлении ежемесячной денежной выплаты (далее в настоящем разделе - заявление) по форме, утвержденной Комитетом по социальной политике Санкт-Петербурга, поданного гражданином, имеющим место жительства в Санкт-Петербурге, - в администрацию района Санкт-Петербурга по месту жительства гражданина.
Пунктом 2.13 указанного Порядка установлено, что предоставление ежемесячной денежной выплаты прекращается с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие утрату гражданином права на ежемесячную денежную выплату.
Указанные положения норм материального права были правильно применены судами при рассмотрении дела.
Не оспаривая обоснованности прекращения 1 июня 2011 г. ежемесячной денежной выплаты из бюджета субъекта, истец настаивает в кассационной жалобе на незаконном характере требования администрации о предоставлении заявления для назначения ежемесячной денежной выплаты, принимая во внимание решение администрации района от 28 февраля 2011 года о назначении истцу ежемесячной денежной выплаты пожизненно, что по мнению истца, давало основания для автоматического возобновления выплаты из бюджета субъекта с июня 2013 года после прекращения осуществления выплаты из федерального бюджета по причине неподтверждения инвалидности.
Судебная коллегия находит довод истца основанным на ошибочном толковании норм материального права.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 02.04.2009 года N 529-О-О, отношения, связанные с предоставлением гражданам дополнительных мер социальной поддержки за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, которыми могут быть определены основания, условия, порядок их предоставления, а также их размеры.
На момент назначения истцу ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 17 ноября 2004 г. N 589-79 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Санкт-Петербурге" (утратил силу с 1 января 2015 года в связи с принятием Закона Санкт-Петербурга от 9 ноября 2011 года N 728-132 "Социальный кодекс г. Санкт-Петербурга") и постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29 декабря 2004 г. N 2085 "О предоставлении ежемесячной денежной и ежемесячной социальной выплат отдельным категориям граждан в Санкт-Петербурге" 24 марта 2011 г. меры социальной поддержки в виде денежных выплат за счет средств бюджета Санкт-Петербурга предоставлялись гражданам Российской Федерации при условии подачи гражданином в администрацию района заявления с документами, перечень которых утвержден Комитетом по социальной политике Санкт-Петербурга.
По состоянию на 1 июня 2013 г. истец инвалидом не признана, в указанный период действовал утвержденный Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29 декабря 2004 г. N 2085 "О предоставлении ежемесячной денежной и ежемесячной социальной выплат отдельным категориям граждан в Санкт-Петербурге", аналогичный Порядок предоставления ежемесячной социальной выплаты отдельным категориям граждан в Санкт-Петербурге, действовавший до 23.05.2016 г, также регламентировавший заявительный порядок обращения за мерами социальной поддержки.
На правовые нормы, предусматривающие возможность автоматического возобновления выплат из бюджета субъекта после их прекращения истец не ссылается.
Доводы истца о полученном устном разъяснении сотрудника ФКУ "ГБ МСЭ ар Санкт-Петербургу" Минтруда России филиала N 37 об отсутствии необходимости в представлении повторного заявления для возобновления ежемесячной денежной выплаты, основанием для удовлетворения требований не являются, принимая во внимание отсутствие доказательств приведенного обстоятельства, и законодательные нормы, предусматривающие заявительный характер обращения.
Доводы кассационной жалобы фактически сводятся к иной оценке установленных судом обстоятельств и представленных в материалы дела доказательств, основаны на ошибочном толковании норм материального права, в связи с чем не могут служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 24 января 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 30 мая 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.