Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Шевчук Т.В, судей Кузнецова С.Л, Петровой Т.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1128/2019 по иску Ушакова А. В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Приморском районе Санкт-Петербурга о включении периодов работы в трудовой (страховой) стаж, об обязании назначить пенсию по кассационной жалобе представителя истца Ушакова А. В. - Герасимовой М. И. на решение Приморского районного суда города Санкт-Петербурга от 07 февраля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 08 августа 2019 года.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Кузнецова С.Л, объяснения Ушакова А.В, представителя Ушакова А.В. - Герасимовой М.И, представителя Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Приморском районе города Санкт-Петербурга - Гончаровой Н.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Ушаков А.В. обратился в Приморский районный суд Санкт-Петербурга с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Приморском районе города Санкт-Петербурга (далее - УПФР по Приморскому району Санкт-Петербурга), и с учетом уточнения требований в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просил включить в специальный стаж период службы в ВС СССР и Российской Федерации с 17.08.1988 г. по 26.03.1995 г, обязать назначить досрочную пенсию по старости с 14.03.2018 г. в связи с осуществлением работы во вредных условиях труда.
В обоснование заявленных требований Ушаков А.В. указал, что в спорный период времени проходил военную службу в должностях инженера группы дистанционного управления дивизиона движения электромеханической боевой части ВСЧ N второго экипажа подводного крейсера К-424, командира дивизиона движения электромеханической боевой части ВСЧ N второго экипажа подводного крейсера К-424, командира дивизиона движения электромеханической боевой части ВСЧ N атомного подводного крейсера К-44 во вредных условиях труда, что в соответствии со Списком N1 от 26.01.1991 N10 дает ему право на досрочное назначение страховой пенсии.
По его утверждению ответчик неправомерно исключил из специального стажа указанный выше период военной службы.
Решением Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 07 февраля 2019 года исковые требования Ушакова А. В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Приморском районе города Санкт-Петербурга о включении периодов работы в трудовой (страховой) стаж, об обязании назначить пенсию - оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 08 августа 2019 года, решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 07 февраля 2019 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной 17 октября 2019 года, представитель Ушакова А.В. по доверенности Герасимова М.И. просит об отмене указанных судебных постановлений.
В обоснование жалобы представитель Герасимова М.И. ссылается на то, что указанные выше постановления суда первой и апелляционной инстанций нарушают права и законные интересы истца, они постановлены с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, при разрешении конкретных исковых требований не были применены нормы подлежащие применению в конкретном случае.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции оснований для отмены решения Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 07 февраля 2019 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 08 августа 2019 года не усматривает.
В соответствии со статьей 397.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таким образом, кассационный порядок пересмотра судебных постановлений предназначен для устранения существенных (фундаментальных) нарушений, о чем неоднократно указывалось как Конституционным Судом Российской Федерации, так и Европейским Судом по правам человека.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений при принятии судебных постановлений по конкретному делу не усматривает.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что 14.03.2018 года Ушаков А.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения обратился в УПФР в Приморском районе города Санкт-Петербурга с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 ФЗ от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением УПФР в Приморском районе города Санкт-Петербурга от 29.10.2018 года. во изменение решения N"2322325/18 от 22.05.2018 истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии, в связи с отсутствием требуемого специального стажа продолжительностью не менее 8 лет, так как стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии составляет 02 года 01 месяц 23 дня.
При этом из специального стажа, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии по старости Ушакову А.В, исключены периоды с 24.08.1995 г. по 21.09.1995 г, с 14.12.1996 г. по 22.12.1996 г, с 17.09.1997 г. по 31.12.1997 г, с 08.03.1998 г. по 14.03.1998 г. в должности старшего строителя отдела N118, старшего строителя кораблей отдела N137, N167 работа в АООТ "Балтийский завод", поскольку документально не подтверждена занятость в особых условиях труда полный рабочий день полную рабочую неделю, кроме того специальный стаж не подтвержден сведениями персонифицированного учета; с 15.03.1998 г. по 20.12.2011 г. в должностях старшего строителя кораблей отдел N167, старшего строителя кораблей-руководителем вахтенной службы в отделе N167, N139, старшего строителя кораблей-руководителем вахтенной службы в отделе проектов гражданского судостроения, строителем кораблей в отделе проектов гражданского судостроения, строителя кораблей в отделе главного строителя, строитель кораблей проект 1293 "РО-РО" в отделе главного строителя, старшего вахтенного механика, строителя кораблей в отделе строителей N 118, старшего строителя кораблей в АООТ "Балтийский завод", поскольку документально не подтверждена занятость в особых условиях труда полный рабочий день полную рабочую неделю, кроме того специальный стаж не подтвержден сведениями персонифицированного учета, в том числе: 4 дня в 2003 году, поскольку предоставлялся отпуск без сохранения заработной платы; 18 дней в 2009 года, поскольку предоставлялся отпуск без сохранения заработной платы; с 01.01.2010 г. по 20.12.2011 г, поскольку были административные отпуска; с 21.12.2011 г. по 30.06.2015 г. в должности старшего строителя по механической части в отделе N409 на ОАО Судостроительном заводе "Северная верфь", поскольку документально не подтверждена занятость в особых условиях труда полный рабочий день полную рабочую неделю, кроме того специальный стаж не подтвержден сведениями персонифицированного учета.
Таким образом, стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии в соответствии с п.1 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ составляет 02 года 01 месяц 23 дня.
Истец, обращаясь с настоящим иском, просил включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости период с 17.08.1988 по 26.03.1995 военной службы по контракту в качестве инженера группы дистанционного управления дивизиона движения электромеханической боевой части ВСЧ N второго экипажа подводного крейсера К-424, командира дивизиона движения электромеханической боевой части ВСЧ N второго экипажа подводного крейсера К-424, командира дивизиона движения электромеханической боевой части ВСЧ N атомного подводного крейсера К-44.
Разрешая спор, суд первой инстанции, дав оценку собранным по делу доказательствам в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и с учетом требований закона, правомерно пришел к правомерному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции о том, что спорный период прохождения истцом военной службы по контракту в качестве инженера группы дистанционного управления дивизиона движения электромеханической боевой части ВСЧ N второго экипажа подводного крейсера К-424, командира дивизиона движения электромеханической боевой части ВСЧ N второго экипажа подводного крейсера К-424, командира дивизиона движения электромеханической боевой части ВСЧ N атомного подводного крейсера К-44 не могут быть включены в подсчет специального стажа истца, дающего право на досрочную пенсию, поскольку период прохождения военной службы включается в страховой стаж и не может быть включен в специальный стаж работы при определении права на пенсию в соответствии п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", соответственно, при отсутствии необходимого специального стажа у истца не возникло право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с 1 января 2015 г. Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях").
Частью 1 статьи 4 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
Право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях"; здесь и далее нормы Федерального закона "О страховых пенсиях" приведены в редакции, действовавшей до 1 января 2019 г.).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона на 31 декабря 2018 года, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
Аналогичные положения о праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занятым на работах с вредными условиями труда, были предусмотрены и действовавшим до 1 января 2015 г. Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (подпункт 1 пункта 1 статьи 27 этого закона, далее - Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
В силу части 1 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. (В Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" такая же норма содержалась в пункте 1 статьи 10).
Частью 8 статьи 13 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу поименованного федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях", засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 названого постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах применяются:
Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
Список N1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.;
Из приведенных нормативных положений следует, что право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" имеют, в частности, мужчины по достижении возраста 50 лет при условии занятости их не менее 10 лет на работах с вредными и особо тяжелыми условиями труда, то есть лица, не являющиеся военнослужащими и не имеющие специальных званий.
Действительно, военная служба и служба в органах внутренних дел являются особыми видами государственной службы. Право на пенсию военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов реализуется в рамках государственного пенсионного обеспечения, в котором для данной категории граждан предусмотрено в целях компенсации риска воздействия неблагоприятных факторов, исчисление при назначении пенсии за выслугу лет периода службы на льготных условиях.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" период прохождения военной службы, а также другой, приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных вещей, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, их семей" (если ему предшествовали или за ним следовали периоды работы), засчитываются в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 данного Федерального закона.
Тем самым для военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц предусмотрена возможность перехода из системы государственного пенсионного обеспечения в систему обязательного пенсионного страхования, ориентированную на определенный круг субъектов, включающую определенные правила уплаты страховых взносов, условия назначения страхового обеспечения и порядок исчисления его размеров, то есть получения трудовой пенсии, предоставляемой в рамках обязательного пенсионного страхования.
Порядок определения страхового стажа урегулирован Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовой пенсии, утвержденный законодательством, действовавшим на момент возникновения правоотношений до 27.03.1995 года.
Суд первой инстанции, по конкретному делу правильно применил нормативные положения, регулирующие порядок и условия включения периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", и учел, что в спорный период истец проходил военную службу по контракту, имел специальное звание капитан-лейтенант.
Принимая во внимание то, что Ушаков А.В. проходил службу в Вооруженных Силах СССР и в Российской Федерации с 25.07.1983 г. по 26.03.1995 г. имел специальное звание капитан-лейтенант, соответственно, не относился к категории рабочих, занятых во вредных и особо тяжелых условиях работы, имеющих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании пункта 1 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" (до 1 января 2015 г. - подпункт 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), вывод суда первой и апелляционной инстанций о не включении спорного периода службы Ушакова А.В. в ВС СССР в специальный стаж для досрочного назначения ему пенсии по старости по подпункту 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" суд кассационной инстанции находит правомерным, основанным на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Ввиду отсутствия правовых оснований для включения истцу в специальный стаж для досрочного назначения пенсии по старости периода его службы в Вооруженных Силах СССР и отсутствия необходимой продолжительности льготного стажа для назначения соответствующей пенсии вывод суда первой инстанции об отказе в признании за ним права на назначение досрочной страховой пенсии по старости с 14 марта 2018 является правильным.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 12 действующего в настоящее время Федерального закона "О страховых пенсиях" в страховой стаж наравне с периодами работы или иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ от 11 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовноисполнительной системы, и их семей".
При этом периоды, предусмотренные частью 1 статьи 12 Федерального закона "О страховых пенсиях", засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовавшим и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 11 этого федерального закона (часть 2 статьи 12 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В статье 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11).
В действующем до 1 января 2015 г. Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" аналогичные нормы содержались соответственно в статье 11 и в статье 10.
Исходя из приведенных норм права, периоды прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, если им предшествовали или за ними следовали периоды работы, выполняемой гражданами Российской Федерации, застрахованными в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, подлежат зачету в страховой стаж, а не в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. (Данная позиция Верховного Суда Российской Федерации отражена в Определении судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 04.02.2019 N 18-КГ 18- 245).
Федеральный законодатель, определяя порядок сохранения пенсионных прав за лицами, проходившими военную и приравненную к ней службу, в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению, установилправило о включении в страховой стаж периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и иной деятельности, указанные в статье 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Решение законодателя не включать периоды прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку оно связано с тем, что страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации за период прохождения гражданами военной и приравненной к ней службы не уплачивались и, следовательно, такие граждане не относятся к числу субъектов, на равных участвующих в солидарной системе обязательного пенсионного страхования (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 26 мая 2011 г. N 605-0-0).
Таким образом, положения части 1 статьи 12 действующего в настоящее время Федерального закона "О страховых пенсиях", так же как и положения подпункта 1 пункта 1 статьи 11 действовавшего до 1 января 2015 г. Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", не допускают возможности включения в специальный стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение по нормам этих законов, периодов прохождения военной службы.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции считает, что суды первой и апелляционной инстанции разрешив спор вышеуказанным образом, правомерно учли положения действующего законодательства и постановили указанные судебные постановления, отвечающее вышеуказанным нормам материального права, при соблюдении требований Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверяя доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции отмечает, что они по существу направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, которым судом апелляционной инстанции дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, правовых оснований закрепленных в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для отмены или изменения судебного постановления они не содержат.
Каких-либо существенных нарушений норм материального или процессуального права по доводам кассационной жалобы и материалам дела не усматривается.
Руководствуясь статьями 379.5, 379.6, 379.7, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 07 февраля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 08 августа 2019 года - оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя истца Ушакова А. В. - Герасимовой М. И. без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.