Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего
Ходус Ю.А, Судей
Мироновой Н.В, Рогожиной Е.В, при секретаре
Левиной М.Ю, с участием прокурора отдела Генеральной прокуратуры - Дмитриева М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ганимед" к Правительству Республики Башкортостан о признании недействующим пункта 2181 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2019 год, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан N 636 от 24 декабря 2018 года
по апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан на решение Верховного суда Республики Башкортостан от 16 октября 2019 года, которым административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Ганимед" удовлетворено, заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Мироновой Н.В, возражения на жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Ганимед", возражения Прокуратуры Республики Башкортостан, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, установила:
в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим в части нормативного правового акта обратился административный истец общество с ограниченной ответственностью "Ганимед" (далее ООО "Ганимед"). В обоснование предъявленных административных исковых требований административный истец указал, что 24 декабря 2018 года постановлением Правительства Республики Башкортостан N 636 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее Перечень на 2019 год).
Данный документ размещен на официальном Интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан https://npa.bashkortostan.ru/.
Пунктом 2181 Перечня на 2019 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на 2019 год, включено нежилое здание (гостиница) с кадастровым номером N, имеющее площадь 8883, 1 кв.м, расположенное по адресу: "адрес".
ООО "Ганимед" не является собственником указанного здания с кадастровым номером N, однако истец является собственником всех находящихся в здании помещений с кадастровыми номерами: N, N, N, N.
ООО "Ганимед" в собственности которого находятся помещения с кадастровыми номерами: N, N, N, N просит признать недействующим пункт 2181 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2019 год, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан N 636 от 24 декабря 2018 года. Оспариваемый пункт Перечня к постановлению Правительства Республики Башкортостан N 636 от 24 декабря 2018 года нарушает права административного истца как собственника помещений в здании и налогоплательщика.
Решением Верховного суда Республики Башкортостан от 16 октября 2019 года административное исковое заявление ООО "Ганимед" было удовлетворено.
Признан недействующим пункт 2181 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан N 636 от 24 декабря 2018 года, со дня его принятия.
В апелляционной жалобе Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан просит решение Верховного суда Республики Башкортостан от 16 октября 2019 года отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан указало, что спорный объект недвижимого имущества включен в Перечень на 2019 год в соответствии с требованиями части 3 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее НК РФ), а именно здание с кадастровым номером N расположено на земельном участке вид разрешенного использование которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, в данном случае на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешенного использования "Гостиничное обслуживание". Кроме того, спорный объект недвижимости с кадастровым номером N является гостиницей. Как указано в апелляционной жалобе, общая площадь объекта согласно технической документации составляет 9358, 4 кв.м. Объект недвижимости состоит в том числе из помещений, имеющих назначение: административное, спортивное (1789, 6 кв.м), торговое (16, 5 кв.м), (31, 5 кв.м), (12, 5 кв.м.), административное (613, 2 кв.м) общая площадь помещений с указанным назначением составляет 2463, 3 кв.м, что составляет 26, 32 % от общей площади здания, т.е. более 20% площади указанного здания предназначено под размещение торгового объекта. Также в ходе обследования было установлено, что доля площади недвижимого имущества, фактически используемая для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, объектов общественного питания, бытового обслуживания и размещения торговых объектов от общей площади объекта с кадастровым номером N составляет 100 %. Это, по утверждению заявителя апелляционной жалобы, свидетельствует о том, что объект недвижимости с кадастровым номером N подпадает под критерии, определенные пунктом 3 статьи 378.2 НК РФ. Решение суда вынесено с нарушением норм материального и процессуального права, в связи с чем, подлежит отмене.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, участвующим в деле прокурором представлены возражения о их необоснованности и законности судебного решения.
В возражениях административного истца, представленных на апелляционную жалобу, содержится требование об оставлении решения суда без изменения, а апелляционной жалобы без удовлетворения.
ООО "Ганимед", представитель административного истца на основании доверенности Ярыгина Я.Ю, Правительство Республики Башкортостан, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в судебном заседании суда апелляционной инстанции не присутствовали, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, что подтверждается уведомлениями о вручении им судебных извещений. О причинах неявки в судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, судебную коллегию в известность не поставили, при указанных обстоятельствах, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав заключение прокурора, полагавшего, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, отмене не подлежит, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 310 части 2 пунктов 1-4 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Нарушений такого характера не было допущено судом первой инстанции при рассмотрении административного дела по административному исковому заявлению ООО "Ганимед".
Материалами дела подтверждается, что пунктом 2181 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2019 год, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан N 636 от 24 декабря 2018 года включено нежилое здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес" (далее здание с кадастровым номером N), оно признано объектом недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость в соответствии со статьей 378.2 НК РФ (л.д. 14-15 т.1).
ООО "Ганимед" является собственником нежилых помещений с кадастровым номером N, общей площадью 918, 9 кв. м. (л.д. 16 т.1), с кадастровым номером N, общей площадью 7839, 8 кв.м. (л.д. 17 т.1), с кадастровым номером N, общей площадью 34, 8 кв.м. (л.д. 18 т.1), с кадастровым номером N, общей площадью 564, 9 кв. м. (л.д. 19 т.1).
Данные нежилые помещения расположены в нежилом здании с кадастровым номером N, которое расположено на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешенного использования "Гостиничное обслуживание".
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, здание с кадастровым номером N общей площадью 8883, 1 кв.м, имеет наименование "гостиница", вид разрешенного использования отсутствует, данные о правообладателе отсутствуют (л.д. 33-36 т.1).
Материалами дела также подтверждается, что 21 марта 2019 года ООО "Ганимед" обратилось в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан с заявлением об актуализации перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость и просило принять решение об исключении объектов из перечня в случае их несоответствия критериям, установленным статьей 378.2 НК РФ и статьей 2.1 Закона Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций" (л.д. 37-38 т.1).
24 мая 2019 года Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан дан ответ о невозможности исключения из перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база в 2019 г. определяется как кадастровая стоимость, объекта недвижимости с кадастровым номером N, поскольку по результатам проверки фактического использования установлено, что более 20% от общей площади здания с кадастровым номером N используется для ведения административной, бытовой, коммерческой деятельности, а также общественного питания, в связи с чем объект недвижимости подпадает под критерии, определенные пунктом 3 статьи 378.2 НК РФ (л.д. 39 т.1)..
ООО "Ганимед" считает, что спорный объект недвижимости не обладает признаками объекта налогообложения, в отношении которого, налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, а включение в Перечень противоречит статье 378.2 НК РФ.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о несоответствии оспариваемого нормативного правового акта федеральному законодательству, поскольку вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположен спорный объект, однозначно не свидетельствует о размещении на нем исключительно торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, офисов техническая документация на здание также не свидетельствует о его предназначении для размещения указанных объектов, менее 20 процентов от общей площади фактически используется для размещения торговых объектов, объектов общественного питания, бытового обслуживания, а также под размещение офисов делового, административного и коммерческого назначения, проверка фактического использования объекта на момент принятия оспариваемой нормы административным ответчиком не проводилась.
Выводы суда первой инстанции основаны на правильно определенных фактических обстоятельствах дела, которые подтверждены исследованными судом доказательствами, которым дана верная оценка, судом правильно применены нормы материального права.
Доводы апелляционной жалобы Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан об обратном, подлежат отклонению.
Частью 8 статьи 213 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт (статья 213 часть 9 КАС РФ).
В соответствии со статьей 62 частью 2 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Часть 7 статьи 213 КАС РФ предписывает судам, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта проверять законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются, однако, при проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
Таким образом, действующее процессуальное законодательство при разрешении административного иска о признании недействующим нормативного правового акта, возлагает на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой, представить доказательства, подтверждающие его соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, при этом, суд не связан доводами административного искового заявления, ему предписано установить обстоятельства, изложенные в части 8 статьи 213 КАС РФ.
Из возражений на административное исковое заявление, представленных Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 15 октября 2019 года (л.д. 1-7 т.2) установлено, что объект недвижимости с кадастровым номером N, был включен в Перечень на 2019 год, так как обладает признаками определенными п.3 статьи 378.2 НК РФ.
Таким образом, из правовой позиции Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан следует, что спорный объект недвижимости включен в Перечень на 2019 год по двум признакам, изложенным в подпункте 1, 2 пункта 3 статьи 378.2 НК РФ.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
На территории Республики Башкортостан в соответствии со статьей 1 Закона Республики Башкортостан от 30 октября 2014 г. N 141-з "О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций", статьи 1 и 2 Закона Республики Башкортостан от 30 октября 2014 г. N 142-з "Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Башкортостан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" с 01 января 2015 года введен налог на имущество организаций и физических лиц, исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
Федеральный законодатель предусмотрел, что налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, как кадастровая стоимость имущества в отношении такого вида недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.
В соответствии со ст. 378.2 пункт 3 подпункты 1-2 НК РФ (в редакции на день принятия оспариваемого нормативного правового акта) в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Аналогичные нормы содержатся в пункте 4 статьи 378.2 НК РФ, определяющем критерии признания нежилого здания (строения, сооружения) торговым центром (комплексом) отличительной чертой которого является возможность размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, а также в пункте 4.1 этой статьи в отношении названных объектов недвижимости, которые признаются одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Исходя из приведенных федеральных норм для признания включения спорных объектов в Перечень законным следует установить, что Здание либо:
- расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения и (или) размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
- назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), или размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания или одновременно и тех и других объектов;
- не менее 20 процентов его общей площади фактически используется для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), или для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, или одновременно для размещения перечисленных объектов.
Доводы апелляционной жалобы о том, что более 20% площади спорного здания предназначено под размещение торгового объекта, объекта общественного питания и бытового обслуживания, судебной коллегией отклоняются, так как они противоречат фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам.
Судебной коллегией установлено, что в состав нежилого здания с кадастровым номером N входят нежилые помещения, которые принадлежат ООО "Ганимед", в частности помещения с кадастровыми номерами: N, общей площадью 918, 9 кв. м.; N, общей площадью 7839, 8 кв.м.; N, общей площадью 34, 8 кв.м.; N, общей площадью 564, 9 кв. м.
Материалами дела также подтверждается, что согласно техническому паспорту, составленному по состоянию на 3 февраля 2015 года в отношении нежилого помещения с кадастровым номером N, общей площадью 34, 8 кв.м. в его состав входят нежилые помещения, фактически используемые в качестве подсобных (л.д.163-168 т.1). В соответствии с экспликацией на это нежилое помещение, в его состав входят помещения, имеющие назначение "умывальная", "таулет" (л.д. 165 т.1).
В соответствии с техническим паспортом, составленным по состоянию на 14 апреля 2015 года, в отношении нежилого помещения с кадастровым номером N, общей площадью 564, 9 кв. м. (л.д. 169-175 т.1), в его состав входят нежилые помещения, обозначенные в техническом паспорте литером "А2", расположенные в подвале, фактически используемые в качестве складского, бытового (л.д. 169 оборот т.1). В соответствии с экспликацией на это нежилое помещение, в его состав входят помещения, имеющие назначение "насосная", "электрощитовая", "кладовая", "горничная служба", "кабинет", "склад электротоваров", "раздевалка", "склад", "венткамера", "тех. Помещение" (л.д. 171 т.1).
Из технического паспорта, составленного по состоянию на 14 апреля 2015 года на нежилое помещение с кадастровым номером N, общей площадью 918, 9 кв. м, следует, что в его состав входят помещения, обозначенные в техпаспорте литерами "А1", "А2", "а2" (л.д. 176-186 т.1, л.д. 176 оборот т.1).
В соответствии с разделом 1 техпаспорта на нежилое помещение с кадастровым номером N, помещения, входящие в литер "А1" имеют наименования - нежилые помещения, фактическое использование - административное, помещения, входящие в литер "А2" имеют наименование - подвал, фактические использование - складское, бытовое, помещения, входящие в литер "а2" имеют наименования - тамбур, фактическое использование - тамбур (л.д. 176 оборот т.1).
В соответствии с экспликацией, имеющейся в техническом паспорте на нежилое помещение с кадастровым номером N, в его состав (литеры А1, А2, а2) входят помещения, имеющие назначение Литер "А2" (подвал): "склад электротоваров", "помещение для распаковывания яиц", "мясорыбный цех", "раздевалка", "душевая", "санузел", "туалет", "коридор", "кладовая", "моечная", "кондитерский цех", "склад", "овощной цех", "лестн. клетка", литер "А1" (по первому этажу): "котломойка", "служебное", "комната официантов", "горячий цех", "раздаточная", "цех холодной закуски", "посудомоечная", "помещение ресторана" (номер помещения 166, площадью 11 кв. м.), "тамбур", "холодильная камера", "помещение хранения и подготовки", "подсобное помещение буфета", "гармандже", "комната для электрообогревателей", "сервизная", "кабинка" (номер помещения 172, площадь 12, 2 кв. м.), литер "А1" (1 этаж): "обеденный зал" (номер помещения 176, площадь - 356, 6 кв. м.), "кабинка" (номер помещений 183, 201-205, площадь каждого в отдельности 10, 2 кв. м, 10, 8 кв. м, 10, 8 кв. м, 10, 3 кв. м, 10, 2 кв. м, 10, 1 кв. м.).
Из технического паспорта на нежилые помещения подвала, 1, 2, 3, 4, 5, 6 этажей нежилого помещения с кадастровым номером N общей площадью 7838, 9 кв.м, составленного 14 апреля 2014 года (л.д. 187-258 т.1) следует, что в состав данного объекта недвижимости входят помещения, которые в техническом паспорте обозначены литерами "А", "А1", "А2", "А3", "А5", "А7", "А8", "А9", "А10", "А11". (л.д. 188 т.1). Помещения, входящие в состав нежилого помещения с кадастровым номером N, в соответствии с техническим паспортом, имеют следующие наименования и фактические использование:
- литер "А" имеет наименование - нежилое здание, фактическое использование - гостиница, - литер "А1" наименование - нежилые помещения, фактическое использование - административное, спортивное, - литер "А2" наименование - нежилое помещение, фактическое использование - складское, бытовое, - литер "А3" наименование - пристрой, фактическое использование - торговое, - литер "А5" наименование - пристрой, фактическое использование - торговое, - литер "А7" наименование - пристрой, фактическое использование - гараж, - литер "А8" наименование - пристрой, фактическое использование - тамбур, - литер "А9" наименование - надстрой, фактическое использование - гостиница, - литер "А10" наименование - пристрой, фактическое использование - пристрой, - литер "А11" наименование - пристрой, фактическое использование - торговое (л.д. 188 т.1).
В соответствии с экспликацией, имеющейся в техническом паспорте на нежилое помещение с кадастровым номером N, в его состав (литеры А, А1, А2, А3, А5, А7, А8, А9, А10, А11) входят помещения, имеющие назначение:
Литер "А2" (подвал): "коридор", "комната отдыха", "раздевалка", "санузел", "душевая", "сауна", "подсобное помещение", "бассейн", "насосная", "кладовая", "прачечная", "гладильная", "склад", "туалет", "КУИ", "умывальная", "кабинет", "кабинет програмиста", "кабинет сантехников", "кабинет электриков", "комната плотника", "кабинет главного инженера", "кабинет начальника службы безопасности", "кабинет директора", "приемная", "шкаф", "кабинет заведующего прачечной и сауной", "комната дворника", "кладовая", "электрощитовая", "лест. клетка", "лестница", "бойлерная", "узел ввода горячего и холодного водоснабжения", Литер "А" (1 этаж): "здравпункт", "гостиничный номер", "помещение", "лоджия", "касса" (номер помещения 51, площадь - 9, 3 кв. м.), "подсобное помещение", "салон красоты" (помещения номер 59, 59а, 60, 61, площади 28, 7, 16, 16, 3, 8, 6 кв. м.), "массажная" (номер помещение 59б, площадь 15, 6 кв. м.), Литер "А1" (1 этаж): "фойе", "комната охраны", "тамбур", "сувенирный магазин" (номер помещения 154, площадь -13, 2 кв. м.), "отдел бронирования", "серверная", "гардероб", "молитвенная комната", "актовый зал" (номер помещения 160, площадь - 67, 8 кв. м.), "обеденный зал" (номер помещения 175, площадь 34, 8 кв. м.), Литер "А3" (1 этаж) торговое (номер помещения 190, площадь 16, 5 кв. м.), Литер "А5" (1 этаж) торговое (номер помещения 191, площадь 131, 5 кв. м.), Литер "А11" (1 этаж) торговое (номер помещения 192, площадь 5, 1 кв. м.), подсобное, Литер "А1" (1 этаж) бар (помещение 194, площадь 12, 5 кв. м.), Литер "А1" (второй этаж) конференцзал (помещения номер 143, 144, площадь каждого 83, 8 кв. м, 137, 3 кв. м.), спортивный зал (номер помещения 151, площадь 58, 7 кв. м.), офис (номер помещения 161, площадь 11, 8 кв. м.)
Оценивая приведенные доказательства, судебная коллегия приходит к выводу, что не все помещения в спорном нежилом здании предназначены для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, для размещения торговых объектов, объектов общественного питания, бытового обслуживания, поскольку не все помещения по данным технического учета, содержащимся в технических паспортах на нежилые помещения с кадастровыми номерами N, N, N N предусматривают размещение офисов, сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания, бытового обслуживания.
К названным помещениям следует отнести следующие помещения в спорном нежилом здании.
Так, в нежилом помещении с кадастровым номером N к помещениям, предназначенным для размещения офисов, сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания, бытового обслуживания, согласно документов технического учета (инвентаризации) следует отнести литер А1, 1 этаж: помещение номер 166 - помещение ресторана площадью 11 кв.м, помещение 172 - кабинка площадью 12, 2 кв.м, помещение номер 176 - обеденный зал площадью 356, 6 кв.м, помещение номер 183 - кабинка площадью 10, 2 кв.м, помещение N 201 - кабинка площадью 10, 8 кв.м, помещение N 202 - кабинка площадью 10, 8 кв.м, помещение N 203 - кабинка площадью 10, 3 кв.м, помещение N 204 - кабинка площадью 10, 2 кв.м, помещение N 205 - кабинка площадью 10, 1 кв.м. Таким образом, общая площадь нежилого помещения как торгового объекта, объекта общественного питания и (или) бытового обслуживания составляет 442, 2 кв.м. (л.д. 176-178 т.1).
В нежилом помещении с кадастровым номером N к помещениям, предназначенным для размещения офисов, сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания, бытового обслуживания, согласно документов технического учета (инвентаризации), следует отнести:
Литер А, 1 этаж, помещение N 51- касса площадью 9, 3 кв.м, помещение N 59 - салон красоты площадью 28, 7 кв.м, помещение N 59а - салон красоты площадью 16, 0 кв.м, помещение N 59б - массажная площадью 15, 6 кв.м, помещение N 60 - салон красоты площадью 16, 3 кв.м, помещение N 61 - салон красоты площадью 8, 6 кв.м, всего по Литеру А1 (1 этаж) общая площадь названных помещений составит - 94, 5 кв.м, Литер А1, 1 этаж, помещение N 154 - сувенирный магазин площадью 13, 2 кв.м, помещение N 156 - касса площадью 8, 6 кв.м, помещение N 160 - актовый зал площадью 67, 8 кв.м, помещение N 175 - обеденный зал площадью 34, 8 кв.м, помещение N 194 - бар площадью 14, 3 кв.м, всего общей площадью 138, 7 кв.м. (л.д. 197 т.1);
Литер А1, 2 этаж помещение N 130 - обеденный зал площадью 69, 6 кв.м, помещение N 143 - конферензал площадью 83, 8 кв.м, помещение N 144 - конферензал площадью 137, 3 кв.м, помещение N151 - спортивный зал площадью 239, 8 кв.м, помещение N 161 - офис площадью 11, 8 кв.м, всего общей площадью 542, 3 кв.м, Литер А2, подвал помещение N 2 - комната отдыха площадью 5, 6 кв.м, помещение N 2а - раздевалка площадью 10, 4 кв.м, помещение 2б - санузел площадью 1, 8 кв.м, помещение N 2в - душевая площадью 1, 0 кв.м, помещение N 3 - душевая площадью 1, 5 кв.м, помещение N 4 - сауна площадью 6, 1 кв.м, помещение N 5 - подсобное площадью 3, 4 кв.м, помещение N 6 - бассейн площадью 12, 4 кв.м, помещение N 7а - комната отдыха площадью 5, 6 кв.м, помещение N 7б - раздевалка площадью 11, 8 кв.м, помещение N 8 - комната приема пищи площадью 26, 4 кв.м, помещение N 8а - санузел площадью 2, 0 кв.м, помещение N 9 - бассейн площадью 19, 0 кв.м, помещение N 9а - сауна площадью 4, 2 кв.м, помещение N 10 - раздевалка площадью 18, 8 кв.м, общая площадь помещений 130 кв.м. (л.д. 192 т.1), Литер "А3" (1 этаж) торговое (номер помещения 190, площадь 16, 5 кв. м.) (л.д. 197 т.1), Литер "А5" (1 этаж) торговое (номер помещения 191, площадь 31, 5 кв. м.) (л.д. 197 т.1), Литер "А11" (1 этаж) торговое (номер помещения 192, 192а площадь 12, 5 кв. м.) (л.д. 197 т.1).
Таким образом, общая площадь помещений в спорном нежилом здании, предназначенных для размещения офисов, сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания, бытового обслуживания, согласно документов технического учета (инвентаризации) составляет - 1408, 2 кв. м.
В соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости здание с кадастровым номером N имеет общую площадь - 8883, 1 кв. м. (л.д. 33 т.1), фактически площадь указанного здания составляет 9 358, 1 кв. м, что сторонами не оспаривается.
Судебной коллегией установлено, что 20% общей площади спорного здания в квадратных метрах составляет от общей площади здания, сведения о которой содержатся в ЕГРН, 1776, 62 кв. м, от фактической площади 1871, 6 кв. м, общая площадь помещений в спорном нежилом здании, предназначенных для размещения офисов, сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания, бытового обслуживания, согласно документов технического учета (инвентаризации) составляет - 1408, 2 кв. м, что составляет менее 20%.
Общая площадь помещений в спорном нежилом здании, предназначенных для размещения офисов, сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания, бытового обслуживания, согласно документов технического учета (инвентаризации), составляет 1408, 2 кв. м, что составляет 15, 8% от общей площади здания (по документам) и 15, 1% от общей фактической площади здания.
Таким образом, менее 20 процентов площади спорного здания предназначено под размещение торгового объекта и объекта бытового обслуживания, общественного питания, для размещения офисов, и сопутствующей офисной инфраструктуры, о чем прямо указано в документах технического учета.
При указанных обстоятельствах, спорное нежилое здание не отвечает критерию, изложенному в подпункте 2 пункта 3 статьи 378.2 НК РФ, а, соответственно, было не правомерно включено в Перечень на 2019 год, как здание, предназначенное для использования в целях размещения торговых объектов и объектов бытового обслуживания, общественного питания, офисов, сопутствующей офисной инфраструктуры, поскольку назначение помещений общей площадью менее 20 процентов общей площади здания в соответствии с документами технического учета (инвентаризации) предусматривает размещение торговых объектов и объектов бытового обслуживания, общественного питания, офисов и соответствующей офисной инфраструктуры.
Пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ предусмотрено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Федеральный законодатель, устанавливая с 1 января 2014 года особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества исходя из их кадастровой стоимости, в статье 378.2 НК РФ предусмотрел требования к процедуре принятия нормативного правового акта, регулирующего отношения в названной сфере, обязав уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода определять перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 названной статьи, указал, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений устанавливается в соответствии с принятым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений (подпункт 1 пункта 7, пункт 9).
Исходя из системного анализа взаимосвязанных положений статьи 378.2 НК РФ, при принятии решения о включении в Перечень объекта по его фактическому использованию как административно-делового центра, помещения в котором фактически используется для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), или торговым центром (комплексом), помещения в котором используются для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания должен иметься акта обследования фактического использования объекта недвижимости, проведенного в отношении спорного нежилого здания с кадастровым номером 02:55:020105:1450 до издания нормативного правового акта в строгом соответствии с Порядком определения вида фактического использования зданий, при условии, что содержание Акта позволяет сделать однозначный вывод о том, какие помещения и на какой площади используются для размещения торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания, и (или) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) и что их общая площадь превышает 20 процентов от общей площади здания.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие проведение мероприятий по определению фактического использования спорного здания с кадастровым номером N, как отсутствует и сам акт обследования фактического использования объекта недвижимости, до включения спорного нежилого здания в Перечень на 2019 год.
При этом сведения, содержащиеся в акте обследования от 22 марта 2019 года, правового значения для разрешения настоящего дела не имеют, ввиду проведения обследования уже после включения спорного здания в данный Перечень.
Таким образом, исходя из критерия фактического использования, спорное здание в Перечень на 2019 год включено быть не могло.
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 КАС РФ, административный ответчик обязан доказать законность включения спорного здания в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Между тем административным ответчиком Правительством Республики Башкортостан, а также заинтересованным лицом Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорного здания критериям, установленным НК РФ и необходимым для включения названного объекта в Перечень на 2019 год, не представлено. Не содержится ссылки на такие доказательства и в апелляционной жалобе.
Поскольку содержание технической документации не свидетельствует о наличии в спорном здании помещений, площадью более 20 процентов от общей площади здания, используемых в установленных статьей 378.2 НК РФ целях, а проверка фактического использования здания на момент формирования и утверждения Перечня уполномоченным органом не проводилась, суд пришел к правильному выводу о неправомерности включения спорного объекта в Перечень и об удовлетворении заявленных административным истцом требований.
В связи с изложенным, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оспариваемый нормативно правовой акт в части включения нежилого здания с кадастровым номером N в Перечень 2019 года является недействующий с момента его принятия.
Оснований для иной оценки доказательств у суда апелляционной инстанции не имеется. Установив данные фактические обстоятельства, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что нежилое здание с кадастровым номером N не отвечает критериям, предусмотренным пунктами 3, 4, 4.1 статьи 378.2 НК РФ и статье 2.1 Закона Республики Башкортостан N 43-з.
Судебная коллегия отклоняет доводы апелляционной жалобы Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о том, что нежилое здание с кадастровом номером N подлежит включению в Перечень на 2019 год, так как расположено на земельном участке с видом разрешенного использования "гостиничное обслуживание".
Согласно сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, нежилое здание с кадастровым номером N расположено в пределах земельного участка с кадастровым номером N (л.д. 30-31 т.1), относящегося к категории земель - земли населенных пунктов, имеющего вид разрешенного использования "гостиничное обслуживание".
В соответствии с Земельным Кодексом Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ).
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков.
Из названного выше классификатора видов разрешенного использования земельных участков следует, что в целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации вид разрешенного использования земельного участка, предусматривающий размещение объектов бытового обслуживания, имеет код 3.3, наименование "бытовое обслуживание" и описание - "размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро)".
Под кодом 4.2 значится вид разрешенного использования земельного участка "объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)", который предполагает размещение объектов капитального строительства, общей площадью свыше 5000 кв. м с целью размещения одной или нескольких организаций, осуществляющих продажу товаров, и (или) оказание услуг в соответствии с содержанием видов разрешенного использования с кодами 4.5 - 4.9; размещение гаражей и (или) стоянок для автомобилей сотрудников и посетителей торгового центра.
Под кодом 4.4 значится вид разрешенного использования земельного участка "магазины", который предполагает размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет 5000 кв. м.
Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N и наименованием вида разрешенного использования этого земельного участка "гостиничное обслуживание" не предусматривает размещения объектов бытового обслуживания, торговли в значении, придаваемом в описании вида разрешенного использования земельного участка "бытовое обслуживание" с кодом 3.3, "объекты торговли", "магазины" с кодами 4.2, 4.4 названного выше классификатора видов разрешенного использования земельных участков.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о незаконности отнесения здания с кадастровым номером N к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база может определяться как их кадастровая стоимость в 2019 году.
Нарушений норм процессуального права, которые бы могли повлечь отмену принятого решения, судом первой инстанции допущено не было.
Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права, не опровергают выводов суда, а потому не могут служить поводом к отмене его решения, которое является законным и обоснованным.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 16 октября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Определение апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 35 КАС РФ, через Верховный Суд Республики Башкортостан.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.