Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кузьмичева В.А, судей Бушминой А.Е, Калугина Д.М, при секретаре Глуховой М.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Занкина А.А. о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок по апелляционной жалобе администрации городского округа Саранск на решение Верховного Суда Республики Мордовия от 14 октября 2019 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Кузьмичева В.А, объяснения представителя администрации городского округа Саранск Антоновой А.А, поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Занкин А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил взыскать компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 300 000 руб. Требования мотивированы тем, что вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 15 мая 2017 года на администрацию городского округа Саранск возложена обязанность по предоставлению благоустроенного жилого помещения специализированного жилого фонда не менее 33 квадратных метров общей площади по договору найма специализированного жилого помещения по месту жительства на территории г. Саранска. Однако до настоящего времени решение суда не исполнено. По мнению административного истца, администрация городского округа Саранск длительное время уклоняется от исполнения вступившего в законную силу судебного акта.
Решением Верховного Суда Республики Мордовия от 14 октября 2019 года административное исковое заявление удовлетворено. С администрации городского округа Саранск за счет средств бюджета городского округа Саранск взыскана компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 50 000 руб. и расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
В апелляционной жалобе администрацией городского округа Саранск ставится вопрос об отмене решения суда, как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права, при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела. Жалоба содержит ссылки на отсутствие финансирование из республиканского бюджета, также на то, что судом не учтены нормы специального права, регулирующих особенности ответственности органов местного самоуправления при исполнении ими отдельных государственных полномочий по обеспечению жильем.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) лицо, полагающее, что органом местного самоуправления нарушено его право на исполнение судебного акта в разумный срок, может обратиться в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального Закона от 30 апреля 2010 года N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - Федерального закона N 68-ФЗ) взыскатели, при нарушении их права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы местного самоуправления обязанность исполнить требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном названным Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона N 68-ФЗ компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок.
В соответствии с пунктом 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года N 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" при рассмотрении заявления о компенсации суд не связан содержащимися в нем доводами и устанавливает факт нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок, исходя из действий органов, организаций или должностных лиц, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, направленных на своевременное исполнение судебного акта, общей продолжительности исполнения судебного акта.
Как разъяснено в пункте 46 названного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта.
В силу положений статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений; в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
Обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями, осуществляется в соответствии с Законом Республики Мордовия от 26 марта 2013 года N 24-3 "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями" и Порядком предоставления специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным постановлением Правительства Республики Мордовия от 6 мая 2013 года N 157.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определены Федеральным законом от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", согласно части 1 статьи 36 которого содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6.1 настоящей статьи.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определилобстоятельства, подлежащие учету в целях определения разумности срока исполнения судебного акта.
Суд установил, что решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 15 мая 2017 года, которым на администрацию городского округа Саранск возложена обязанность предоставить Занкину А.А. по договору найма специализированного жилого помещения по месту жительства на территории г. Саранска благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда общей площадью не менее 33 кв. м, на неисполнение которого ссылается Занкин А.А, вступило в законную силу 20 июля 2017 года.
21 августа 2017 года исполнительный лист поступил в Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Республике Мордовия, а 22 августа 2017 года возбуждено исполнительное производство N-ИП о предоставлении Занкину А.А. благоустроенного жилого помещения, должнику предоставлен 5-дневный срок для добровольного исполнения.
В установленный срок должником - администрацией городского округа Саранск требования исполнительного листа не исполнены, в этой связи судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Республике Мордовия направлены требования-предупреждения о выполнении требований исполнительного документа.
До настоящего времени судебный акт от 15 мая 2017 года не исполнен, исполнительное производство не окончено, должником требование исполнительного документа не исполнено.
Общая продолжительность исполнения решения Ленинского районного суда г. Саранска от 15 мая 2017 года по иску Занкина А.А. к администрации городского округа Саранск о понуждении предоставить благоустроенное жилое помещение со дня, когда исполнительный лист поступил в Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Республике Мордовия - ДД.ММ.ГГГГ года, по день поступления административного искового заявления в суд - ДД.ММ.ГГГГ составила 2 года 12 дней.
Оценив представленные доказательства, суд установил, что администрацией городского округа Саранск не предпринималось каких-либо конкретных мер, направленных на своевременное исполнение решения Ленинского районного суда г. Саранска от 15 мая 2017 года.
Поскольку администрацией городского округа Саранск достаточных и эффективных мер, обеспечивающих реальную возможность восстановления жилищных прав административного истца, не принято, в то время как продолжительность исполнения судебного акта к моменту поступления искового заявления составила 2 года и 12 дней, суд пришел к правильному выводу о нарушении права административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок и наличии оснований для присуждения компенсации.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о нарушении права заявителя на исполнение судебного акта в разумный срок, в связи с чем, руководствуясь положениями Федерального Закона о компенсации, суд обоснованно принял решение о частичном удовлетворении административного искового заявления.
Определяя размер компенсации, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что исполнительное производство по исполнительному листу до настоящего времени не завершено; длительность неисполнения судебного акта составляет более 2 лет, установлены причины, вызвавшие превышение разумных сроков исполнения судебного акта, и пришел к правильному выводу о присуждении заявителю компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 50 000 руб. Данный размер компенсации отвечает принципам разумности и справедливости.
Довод представителя административного ответчика об отсутствии бюджетного финансирования был предметом рассмотрения суда первой инстанции, которому дана соответствующая оценка, как не имеющему правового значения для разрешения вопроса о присуждении компенсации, так как исполнение судебного акта должно быть осуществлено в установленный законом срок и не ставится в зависимость от вопросов финансирования и сложностей межбюджетных отношений.
Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к повторению изложенной ответчиком позиции, которая была предметом исследования и оценки суда первой инстанции, правовых оснований к отмене решения суда не содержат, основаны на неправильном толковании норм материального права, по существу сводятся к несогласию с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, в то время как судебная коллегия оснований для их переоценки не находит.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы - несостоятельными.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Мордовия от 14 октября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа Саранск - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Первый кассационный суд общей юрисдикции (г. Саратов) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Верховный суд Республики Мордовия.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.